Замглавы Kia в РФ: Рынок в 3 миллиона автомобилей - тот горизонт, к которому все стремятся
Александр Мойнов рассказал о перспективах развития российского рынка и планах по запуску новых моделей Kia
Москва. 14 марта. INTERFAX.RU - Южнокорейский автопроизводитель Kia остается одним из лидеров российского рынка, несмотря на продолжающееся сокращение продаж. В ходе Женевского автосалона управляющий директор российского подразделения Kia - ООО "Киа Моторс Рус" - Александр Мойнов рассказал в интервью "Интерфаксу" о перспективах развития российского рынка, планах по запуску новых моделей Kia и важности господдержки отрасли в текущих экономических условиях.
- Давайте начнем с самого сложного вопроса. Каков прогноз продаж и производства у Kia в РФ на этот год?
- На этот год мы перед собой и перед нашими дилерами ставим план продаж на уровне 2015 года - около 160 тысяч автомобилей. Этот план по объему продаж необходимо поддержать примерно таким же количеством автомобилей, произведенных на территории России, поскольку у нас только одна импортируемая модель - это Kia Picanto. Ее объем продаж составляет около 2 тысяч машин в год. Точную цифру по производству я не скажу, поскольку она меняется в зависимости от плана продаж и общерыночных условий.
- Как у вас обстоят дела с производством на "Автоторе", планирует ли компания перевести производство SKD-моделей на полный цикл?
- На "Автоторе" у нас производятся по технологии CKD модели Sorento и Cerato. Все остальное - Sorento Prime, Sportage, Venga, Soul, Optima, Cee'd, Quoris и Mohave производятся методом крупноузловой сборки. Планов по переводу SKD-моделей на полный цикл в настоящий момент нет. Это зависит во многом от состояния нашего рынка.
- Насколько должен, скажем так, не упасть рынок, чтобы вы задумались о таком переходе?
- Он должен вырасти на уровень, скажем, 2013 года. 3 млн автомобилей - это тот горизонт, который все перед собой видят и к которому стремятся.
- Что насчет расширения производства? Планируете ли вы продолжить расширять модельный ряд, производимый на территории РФ?
- В ближайшей перспективе изменений не предвидится, мы и так производим 98% продаваемых в России автомобилей локально. Однако в среднесрочной перспективе у нас есть план организовать производство полного цикла и продаж в России новой модели компактного кроссовера сегмента B-SUV.
- Речь идет о производстве на заводе в Санкт-Петербурге? Правильно ли я понимаю, что речь идет об автомобиле-"соплатформеннике" Hyundai Creta? Когда может быть принято решение?
- Да, все так. Сейчас мы пока не можем объявить подробностей, но проект может быть запущен в среднесрочной перспективе, от года до полутора.
- Объем инвестиций в производство уже оценивали?
- Такими вещами заведует штаб-квартира группы Hyundai-Kia.
- Какой может быть потенциальный объем производства при запуске?
- Теоретически, в данном сегменте есть потенциал продавать до 50 тыс. автомобилей.
- То есть по 25 тыс. на каждую модель, если считать Hyundai Creta и новую модель Kia?
- Я не стал бы говорить о разбивке, я бы сказал порядка 50 тыс. автомобилей в B-SUV сегменте можно продать при условии стабилизации рынка. У нас уже есть автомобиль в этом сегменте рынка, это Kia Soul. Но он в другой ценовой категории, в данном же случае мы говорим о моделях более доступного ценового сегмента.
- Государство приняло решение поддержать экспорт автомобилей. Уровень субсидий в 3 млрд руб. на логистику и на омологацию - на ваш взгляд, этого достаточно для отрасли или нет?
- Может быть, для поддержки именно логистических затрат этого достаточно, и для того, чтобы провести омологационные испытания для тех или иных рынков, этого тоже может хватить, но одновременно с этим нужно инвестировать в какой-то канал дистрибуции на новом рынке. Эти вложения велики в монетарном выражении и достаточно продолжительны по времени. То есть, нельзя прийти и получить готовую дилерскую сеть или расставить машины и сказать: давайте приходите к нам покупать. Выход на новые рынки - это сложная вещь.
- А вы рассматриваете возможности для экспорта?
- В настоящий момент таких планов нет. Наш основной фокус - ведение бизнеса в России. Все те автомобили, которые мы производим в России, мы продаем на российском рынке. Kia Rio российского производства также поставляется на рынки Белоруссии и Казахстана, однако там сейчас тоже кризис, да и емкость рынков небольшая, поэтому говорить о серьезных объемах экспорта я бы не стал. Если говорить о дальнейших планах по развитию экспорта, их пока нет. В случае с Rio существует физическое ограничение по производственным мощностям - 220 тыс. автомобилей на заводе в Санкт-Петербурге в год на две марки - Hyundai и Kia.
Кроме того, Rio производится в Европе, в Словакии, и продается по всей Европе, поэтому Западная и Восточная Европа в этом отношении покрыты. Экспортировать куда-то еще - значит, нужно ввязываться в омологацию и доставку автомобилей, а больших объемов мы пока не видим. Тем более Rio, продающийся на российском рынке, - совсем другая модель, не та, что в Европе или в США. Российский Rio был создан исключительно под наш рынок. Rio, безусловно, - наша самая глубоко локализованная модель - 48%, все остальное меньше. Совсем недавно мы локализовали для наших моделей, собираемых по полному циклу на "Автоторе" в Калининграде, производство шин, аккумуляторных батарей. В целом процесс повышения уровня локализации долгий и тяжелый, поскольку требует исследований качества продукции, но мы его продолжаем.
- А как насчет ближневосточных рынков, например, которые сейчас заново открываются?
- Дело в том, что производство в Корее весьма эффективно, и конкурировать с ним одним заводом, который выпускает до 100 тыс. автомобилей Kia в год, невозможно - это просто не работает с точки зрения экономии от масштаба. Насколько я знаю, все эти рынки покрываются экспортным объемом из Кореи. Кроме того, сейчас открылся завод в Мексике, который будет закрывать латиноамериканский рынок, а также США. Расширение присутствия - это серьезная, очень многофакторная задача.
- Насколько вы в принципе довольны существующим уровнем государственной поддержки отрасли?
- Довольны, что государство поддерживает. В частности, в 2015 году 30% продаж автомобилей Kia в России были осуществлены в рамках программ господдержки. Надеемся, что те объемы господдержки отрасли на 2016 год, которые уже были озвучены, будут сохранены.
- Какие меры вы хотели бы видеть от государства дополнительно к уже существующим?
- Если честно, дополнительных мер, наверное, мы не ждем. Программа льготного автокредитования - самый важный для нас инструмент. Это одна из самых действенных мер, которые помогают на сегодняшний день выжить. Плюс еще поддержка trade-in в рамках программы обновления автопарка, на которую приходится 10% наших продаж в России. Возможно, было бы интересно вернуть поддержку лизинга легковых автомобилей, потому что сейчас программа распространяется только на LCV. Нам бы хотелось вернуть это изначальное условие, когда запускалась программа лизинга, поскольку это важный инструмент, и мы со своей стороны им активно занимаемся.
- Обсуждаются ли сейчас какие-то дополнительные меры господдержки?
- По линии АЕБ сейчас обсуждаются предложения по отсрочке внедрения ГЛОНАСС - это все. А вообще этот вопрос надо задавать скорее представителям правительства - какую дополнительную поддержку они могут оказать, поскольку существует очень много ограничений, связанных с ВТО и другими внешнеэкономическими соглашениями, в которых участвует Россия. Мы в целом довольны мерами государственной поддержки и будем благодарны за любые новые инициативы.
- Каков ваш прогноз на весь рынок по итогам года?
- Мы согласны с консолидированным прогнозом Ассоциации европейского бизнеса, озвученным в январе текущего года, - 1,53 млн единиц. Мы даже более оптимистично смотрим на рынок - рассчитываем, что он достигнет 1,55 млн шт. Все чаще и чаще эксперты говорят, что рынок будет ниже, называются цифры 1,2-1,3 млн шт. Мне бы хотелось, чтобы спад не превысил 5% - но какой он будет, это уже не нам с вами решать. Это покажет рынок. Мы свой прогноз рынка будем корректировать по окончании первого квартала.