Сергей Андрейкин: платной парковки во дворах не будет

Первый зам главы департамента транспорта Москвы рассказал о позиции ведомства в отношении нововведений с парковками

Сергей Андрейкин: платной парковки во дворах не будет
Первый заместитель руководителя департамента транспорта Москвы Сергей Андрейкин
Фото предоставлено пресс-службой

Москва. 3 ноября. INTERFAX.RU - За последний месяц в Москве прошло несколько митингов против введения в Москве новых зон платных парковок. О том, какова позиция департамента транспорта Москвы в отношении нововведений и какие альтернативы платным парковкам могут быть у москвичей, рассказал в интервью корреспонденту "Интерфакса" Наталье Дмитрак первый заместитель руководителя департамента транспорта Москвы Сергей Андрейкин.

- Сергей Сергеевич, какие планы относительно дальнейшего расширения зон платных парковок когда оно будет реализовано?

- Мы планируем расширение зоны платной парковки в декабре – к этому моменту мы закончим все консультации, которые сейчас ведем с префектурами, управами и экспертами. Запланирован ряд встреч с муниципальными депутатами и жителями – это наша обычная практика. Есть и письменные обращения жителей и организаций. Мы находимся в диалоге – эту позицию мы практикуем уже два года, и в этом смысле ничего меняться не будет. Думаю, что к концу ноября определенные планы по расширению у нас сформируются. Принцип останется прежний: тоже точечные участки, участки улиц вблизи активных точек притяжения – то, что касается торговых центров, бизнес-центров и незначительных прилегающих к ним территорий. Скорее всего, пересмотрим и парковку внутри Третьего транспортного кольца: у нас существуют достаточно большие территории, где жителям необходима платная парковка, чтобы регулировать загрузку парковки, создаваемую приезжими автомобилистами, такие обращения у нас есть.

- То есть пересмотрите только в сторону ввода новых парковок? Убирать существующие не планируется?

- Платные парковки – это очень эффективный инструмент регулирования трафика, при этом достаточно мягкий. Если сравнивать, например, с опытом восточных стран, да и многих западных, это очень лояльная мера для крупных мегаполисов. В ходе транспортной сессии на недавно прошедшем Московском Урбанистическом форуме все международные эксперты в один голос заявили, что в целом мы правильно делаем все, с точки зрения транспортной политики, но очень мягко и медленно. Они считают, что нужны более жесткие меры по регулированию транспортного потока. Пока мы следуем таким путем, и он действительно показывает эффект на улицах города. Поэтому пока применять более жесткие меры мы не планируем. Остановимся только на платной парковке.

- Отвечая экспертам, Максим Ликсутов заявил, что их предложения будут рассмотрены. Уже появилось понимание, будет ли что-то из них применено на практике?

- Еще рано об этом говорить, предложения экспертов находятся в процессе рассмотрения.

- Многие жители города переживают, что парковки скоро захватят всю Москву, включая дворы. Можно ли успокоить людей, что так не будет, или действительно есть такие планы?

- Можно, конечно, успокоить людей. Во-первых, во дворы мы никогда не ходили и не пойдем. Эта территория находится вне нашей компетенции. Это наша принципиальная позиция: регулирование на дворовых территориях должно быть совершенно не такое, как на улично-дорожной сети. Поэтому во дворах, конечно, парковка останется бесплатной. Никаких планов на этот счет нет.

- А в отдаленной перспективе?

- Город постоянно меняется, меняется поведение и мышление горожан, их отношение к городской общественной территории и дворовым территориям. Все чаще горожане отдают приоритет комфортной городской среде, где можно проводить время, совершать прогулки. Поэтому я сейчас не берусь говорить об отдаленной перспективе развития именно дворовых территорий. В любом случае, это не наше решение, а решение жителей этих территорий.

В городе формируются активные точки притяжения, новые жилые кварталы, приходится перестраивать улично-дорожную сеть, и, конечно, нам необходимо реорганизовывать движение в некоторых местах. Где-то появляется возможность добавить парковочные места за счет того, что снижается трафик. На многих улицах мы вводим дополнительную парковку, изменяя организацию движения, в частности, меняя двустороннее на одностороннее. Это позволяет сбалансировать трафик и с точки зрения автотранспорта, и с точки зрения пешеходного движения. На одних улицах парковка действительно сокращается из-за того, что там интенсивный транспортный поток, на других она компенсируется и добавляется рядом, в этом же районе, там, где поток не столь интенсивен.

- Какова будет в дальнейшем тарифная политика? Планируется ли повышать тариф в будущем году?

- Недавно на Бульварном кольце был введен дифференцированный тариф. Аналогичную тарификацию мы сделали в ММДЦ "Москва-Сити": дифференцированная шкала действует со второго часа. Это привело к снижению нагрузки на Бульварном кольце где-то на 20%. Как результат, в сентябре этого года мы не получили тех сложностей, с которыми сталкиваемся обычно в период возвращения горожан из летних отпусков. Спасибо экспертам из Московского автодорожного института (МАДИ), которые подсказали нам такой вариант. В настоящий момент каких-либо дополнительных потребностей по изменению тарифной политики мы не видим, однако все будет зависеть от дорожно-транспортной обстановки. Мы постоянно мониторим ее – этим занимается и институт МАДИ, и мы сами, а также независимые информационные и исследовательские агентства, например, компания Tom Tom. Недавно они заявляли о том, что Москва, наконец, торжественно снята с пьедестала самых "пробочных" городов мира. Это нам очень приятно и отрадно – значит, эффект есть, и это подтверждают независимые эксперты.

- Вы говорите, что 1 сентября удалось избежать перегрузки. А к Новому году можно будет избавиться от традиционных пробок?

- Эта сезонность, определенная цикличностью в активности людей, в любом случае существует и будет существовать. Другое дело, что принимаемые нами меры нацелены в том числе на то, чтобы ее сглаживать и уменьшать. Мы считаем, что ситуация с новогодними пробками будет мягче, чем в предыдущие годы, и одними из факторов станут именно регулятивные меры по платной парковке. Конечно, никто не отменяет и погодный фактор, если начнется аномальное выпадение осадков и как следствие огромное количество ДТП, то здесь уже от нас ничего не зависит. Мы всегда в такие дни просим автомобилистов для поездок по городу пользоваться общественным транспортом, который готов к работе в любых погодных условиях.

- То есть сыграет роль введение парковок около центров притяжения – мест, куда люди поедут за подарками?

- Конечно. Это, собственно и есть места, которые создают затруднения там, где они расположены, да и в целом по всем транспортным магистралям. Даже сейчас уровень загрузки по тем участкам, которые были введены в октябре, опустился до приемлемого.

- Не планируется ли отменять эксперимент по бесплатной парковке в выходные дни или вводить бесплатную парковку по субботам?

- Суббота – существенный по загрузке день, примерно на уровне четверга. Многие учреждения и коммерческие фирмы работают по субботам. Мониторинги показывают, что это, по сути, рабочий день. Отмена парковки по субботам может серьезно ухудшить ситуацию, и пока мы таких мер не планируем. Что касается воскресенья, сейчас эта опция функционирует в режиме эксперимента. Предпосылок к отмене эксперимента в целом пока нет – думаю, что он будет сохранен в том или ином виде, но уже не в статусе эксперимента, а как постоянная практика.

- Когда будет снят статус эксперимента?

- Эксперимент, согласно постановлению, заканчивается в декабре этого года – я думаю, что до декабря мы определимся и примем окончательное решение.

- Есть ли какая-то статистика по ошибочно выписанным штрафам?

- Наши информационные сервисы работают достаточно надежно, но в любом случае существует техническая погрешность, которая определяется точностью геопозиционирования. Это в целом проблема технологии – сбои, связаны с позиционированием и многочисленными отражениями и искажениями сигналов в условиях плотной городской застройки. Мы работаем в этом направлении, сейчас значительно улучшили приборы, которые ЦОДД использует в своих автомобилях. Такие ошибки практически исключены у пеших инспекторов и связаны в большей степени с автоматическими приборами, применяемыми в автомобилях ЦОДД. Сейчас мы ситуацию поправили, но даже до ее усовершенствования уровень ошибок не превышал 1– 2%. Все такие штрафы в течение десяти дней после обращения мы в обязательном порядке отменяем, потому что это действительно техническая ошибка. Эта практика надежно отлажена, нет каких-то оставленных без внимания штрафов.

- В чем заключается это техническое усовершенствование?

- Уточняется работа самого прибора – все маршруты будут "зашиты" в сам прибор, и поступающие от спутника геоданные будут сверяться с маршрутом движения машины путем сверки с ее внутренними датчиками. Это позволит устранить ошибки. Сейчас такие новшества уже применяются, однако полностью работа будет завершена в ноябре – тогда в полном объеме приборы будут усовершенствованы.

- Можно ли сказать, что это полностью исключит возможность ошибки? Или на сколько-то сократит?

- Я думаю, что это сократит до минимума, и ошибки будут исчисляться в долях процента.

- В последнее время повысилась активность противников введения платных парковок, начали проводиться соответствующие митинги. Почему это происходит и как департаменту стоит на это реагировать?

- Мы постоянно находимся в диалоге с представителями граждан – муниципальными депутатами. Кроме того, мы ведем диалог и с профессиональным сообществом, с экспертами в области дорожного движения, в том числе и с независимыми, и профессиональными институтами, такими как МАДИ и Высшая школа экономики. Мы советуемся с ними по нашим действиям. Сейчас запланирован еще ряд встреч с жителями и муниципальными депутатами для того, чтобы еще раз разъяснить нашу позицию, и в первую очередь плюсы, которые получают жители от введения платной парковки. Тема живая и поэтому зачастую является благотворной почвой для различных спекуляций с искажением информации. Зачастую мы сталкиваемся с тем, что люди неправильно информированы. Мы объясняем преимущества, которые они получают. Понятно, что необходимость изменения транспортного поведения для человека – это определенный дискомфорт, поэтому мы планируем продолжать нашу работу и методично разъяснять, что в первую очередь от введения в какой-то точке Москвы платной парковки выигрывают резиденты этого района, потому что они получают два резидентных разрешения на квартиру. Мне задавали вопрос, не ущемляем ли мы людей, которые снимают квартиру – нет, не ущемляем, потому что точно также, если оформлен договор найма и оформлена временная регистрация в квартире, человек может получить резидентное разрешение. При этом договор найма и регистрация, конечно, должны превышать срок действия разрешения (более 1 года), чтобы была уверенность в том, что человек действительно будет проживать в этом месте и разрешение ему действительно будет нужно как местному жителю. Действуют и льготы для многодетных родителей и инвалидов. Некоторые жалуются, что у нас в городе якобы много инвалидных мест, но есть строгая федеральная норма – их должно быть не менее 10%, и это везде соблюдено. Таких мест у нас существует даже чуть больше – порядка 12% занимают инвалидные места от числа всех парковочных мест. В зависимости от расположенных на конкретной улице учреждений, их где-то больше, где-то меньше, и иногда визуально кажется, что их слишком много, а на самом деле рядом находится какое-то социальное учреждение для пожилых граждан или больница – там, конечно, такие места объективно востребованы. Места выбираются в том числе совместно с обществами инвалидов, с которыми мы плотно работаем. А общий баланс, как я уже сказал, соответствует федеральному законодательству.

Мы продолжаем информационную работу в этой части: дополнительно проговариваем те участки улично-дорожной сети, где меняются параметры движения, где-то правим фазы светофоров, где-то, может быть, добавляем парковочные места, где-то наоборот, убираем их, чтобы улучшилось движение. И диалог этот будем постоянно сохранять.

- А какие-то конкретные меры есть, чтобы расширить информационную работу?

- Я считаю, что мы достаточно хорошо информируем. Сейчас будем дополнительно приезжать в районы и проводить разьяснительные встречи с жителями и депутатами. Я считаю, что это самый лучший вариант – непосредственно общаться на местах. У нас в департаменте есть рабочая группа, в которую входят муниципальные депутаты районов, где платная парковка введена. В рамках этой рабочей группы есть специальная межведомственная комиссия, включающая представителей ГИБДД, АМПП, ЦОДД, сотрудников департамента, которая выезжает на места. Эта группа проходит улицы вместе с активными жителями и муниципальными депутатами. Такую практику мы начали еще когда работали с Садовым кольцом – ходили по Арбату, по Тверскому району, и сейчас проводим такую работу – мы уже делали несколько таких выездов и в районы Аэропорт, Останкинский, Алексеевский, Чертаново – во всех этих районах были и будем продолжать работу.

- А как узнать об этих встречах жителям?

- Мы организовываем такие встречи с муниципальными депутатами и просим их информировать жителей. Информировали также и о том, какие у жителей возникают льготы и как получить резидентные разрешения, чтобы не было каким-то шоком, что человеку надо что-то сделать, а он не знает как. А на самом деле достаточно просто объяснить все, разложить по полочкам. Мы и сами говорим о том, что если есть какая-то проблема, вы ее видите, говорите, формируйте, локализуйте где она, и мы готовы туда приехать и с вами ее на месте разобрать. Это, конечно, не значит, что все пожелания жителей могут быть реализованы. Мы смотрим позицию с точки зрения всего города - бывают ситуации, когда решение проблемы, локальное для трех – четырех домов, может привести к проблемам целого района. На такие меры мы, конечно, пойти не сможем. Будем эти вещи объяснять. У нас должна быть сбалансированная политика – мы понимаем, как один район города может влиять на ситуацию в целом в Москве.

- А при введении платных парковок нет такой практики, как проведение общественных слушаний, как при строительстве?

- Действующий порядок определения мест для введения платной парковки закреплен постановлением правительства Москвы, и такие улицы определяются приказом департамента. Нам даже многие депутаты говорили много раз: зачем вы нас привлекаете к этой работе, мы за это отвечать не хотим, и даже в полномочиях у нас нет принимать такие решения. Принимать решения они в этом смысле не уполномочены, но провести работу с жителями и высказать общее мнение они могут, главное чтобы мнение было действительно общим. У нас достаточно широкий круг специалистов и независимых экспертов с которыми мы в постоянном контакте. Поэтому, конечно, важно мнение жителей с точки зрения создания для них максимальных удобств, но эти удобства все равно будут ограничены транспортной целесообразностью, решение же правильнее принимать тому, кто впоследствии будет нести за него ответственность

- То есть получается, общение с жителями проводится, чтобы адаптировать их к тому, какие изменения их ждут?

- Не адаптировать, а объяснить, почему вводятся те или иные изменения, и если есть какие-то вещи, которые действительно могут быть реализованы по их просьбам, реализовать их.

- Какие, например, просьбы можно реализовать?

- Во-первых, можно увеличить количество парковочных мест за счет изменения движения. Условно говоря, мы можем убрать на двух-трех улицах полосу движения, сделать одностороннее, и за счет этого увеличить количество парковочных мест. Или наоборот, многие просят, например, запретить остановку и стоянку у школ и детских садов, опасаясь за безопасность детей. Есть соответствующее решение антитеррористической городской комиссии о том, что да, такие решения принимаются.

- Вы идете на это?

- Конечно, да. Безопасность превыше всего. Я могу сказать, что результаты политики, проводимой в области платных парковок, привели к тому, что у нас существенно снизилось количество ДТП, в том числе с летальными исходами и увечьями, которые несут дети. Это очень важный показатель. В частности, по Садовому кольцу у нас аварийность с пешеходами снизилась на 30% по результатам проводимой транспортной политики.

- Как распределяются средства за парковку? Говорилось, что они будут поступать в конкретные районы и использоваться на усмотрение жителей. Можно ли привести конкретные примеры, что удалось улучшить за счет этих средств?

- Можно привести примеры. Начну с того, что на сегодняшний момент за год примерно 2,4 млрд рублей поступило в бюджет Москвы от платной парковки. Еще раз подчеркну: все средства, которые получаются от платных парковок, напрямую идут в Казначейство Москвы. Там нет никаких посредников, движение средств происходит напрямую в бюджет Москвы.

- Да, помню, в интернете поначалу появлялись расследования блогеров…

- Да, много кто что пишет - многие вещи непроверенные и придуманные. На самом деле нас уже много раз проверяли и счетная палата, и прокуратура – и можно совершенно точно констатировать, что никаких злоупотреблений в этой области нет и быть не может. Средства поступают в бюджет, перераспределяются обратно в районы и управы, и местные власти, с учетом позиции муниципальных депутатов, должны тратить их непосредственно на благоустройство района – на детские площадки, на благоустройство скверов, благоустройство тротуаров. Сейчас правительство Москвы в качестве эксперимента решило реализовать нововведение – софинансирование установки шлагбаумов на дворовых территориях. За каждый шлагбаум из средств, поступающих от платной парковки, будет компенсировано 50 тыс. рублей. На объектах городской инфраструктуры, реконструированных за счет этих средств, можно увидеть даже соответствующие таблички: например, что детская площадка построена за счет средств, поступивших от платной парковки. Всего за прошлый год выполнено около 700 таких мероприятий. Средства от парковок доводятся до районов авансовым способом – из расчета планируемых поступлений в текущем финансовом году. А значит, в тех районам, где уже есть платная парковка, мероприятия можно планировать прямо сейчас. Постановлением правительства предусмотрено, что не менее 10% этих средств должны быть потрачены исключительно по просьбам жителей района. Управами размещаются на своих сайтах отчеты о потраченных средствах, если отчетов на сайтах нет – жалуйтесь: управы должны это публиковать.

- А остальные – на усмотрение муниципальных депутатов?

- Остальные – на усмотрение муниципальных депутатов, префектур, управ. Но 10% – это минимум, а может быть и больше – никаких границ здесь нет. Мы регулярно анализируем отчеты префектур, чтобы убедиться, что средства были потрачены целевым образом.

- Учитывается ли при введении платных парковок наличие мест на подземных стоянках?

- Мы провели летом объезд и проверки по 23 торговым центрам совместно с общественными организациями инвалидов и с Департаментом торговли и услуг города Москвы. Мы проверяли соответствие парковочных мест в подземных паркингах требованиям законодательства в части удобства использования маломобильными гражданами. Параллельно были выяснены интересные моменты – что в целом загрузка подземных паркингов, которые находятся в Москве, составляет порядка 40-50% в будние дни. Это говорит о том, что заявления о нехватке парковочных мест не совсем корректно, потому что на самом деле в запасе у нас имеется, как минимум, 50-60% мест. То, что мы объехали – это около 20 тыс. машиномест. Мы брали всю Москву, но, конечно, не все торговые центры – это была выборочная проверка.

- Почему же граждане не пользуются этими парковочными местами?

- Наша позиция заключается в том, да и мировая практика тоже об этом говорит, что парковка на подземном паркинге должна быть дешевле парковки на улично-дорожной сети, потому что улицы – это очень дефицитный ресурс, и они предназначены для движения. Стоящий на улице автомобиль сразу съедает полосу движения. Конечно, гораздо удобнее оставить автомобиль на улице – не надо спускаться в паркинг, не надо оттуда возвращаться, – это экономия времени. Но подземный паркинг должен использоваться и быть понятной альтернативой, а значит – быть дешевле. Однако в паркингах торговых центрах ровно обратная практика – они достаточно дорогие. Стоимость достигает 200 – 300 рублей в час, и это совершенно неправильно, с нашей точки зрения. В ходе объездов мы дали торговым центрам соответствующие рекомендации.

Кроме того, был обнаружен и ряд нарушений законодательства – в части предоставления не менее 10% мест инвалидам. Мы будем работать по выявленным нарушениям, в том числе с привлечением правоохранительных органов и органов надзора. Также мы подготовили обращения адрес администрации торговых комплексов касательно тарифной политики и ждем соответствующей реакции. К сожалению, мы не можем напрямую регулировать тариф, потому что это, все-таки, частная либо арендованная собственность. Но будем решать проблему такими контрольными методами, и с вашей помощью, в том числе. Необходимо информировать людей о том, что альтернативные парковки есть, и они полупустые, что, к сожалению, не идет на пользу городу. Простаивает пространство, которое может быть использовано автомобилистами, а автомобили бросаются на улицах, часто с нарушениями правил из-за того, что для людей тариф подземных паркингов кажется слишком высок. И это действительно так: если у нас на улично-дорожной сети можно припарковаться на два часа на Бульварном кольце за 210 рублей, то конечно, те же два часа в подземном паркинге не должны стоить 400, они должны быть значительно дешевле. Это должно быть 100, 80, 50 рублей.

- И жители города бы спокойнее реагировали, потому что была бы альтернатива.

- Безусловно.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений