Максим Соколов: сегодня сфера автомобильного транспорта – одна из наиболее инновационных отраслей

Глава Минтранса рассказал о проектах министерства,которые будут представлены на форуме "Открытые инновации"

Максим Соколов: сегодня сфера автомобильного транспорта – одна из наиболее инновационных отраслей
Максим Соколов
Фото: ТАСС, Михаил Почуев

Москва. 9 октября. INTERFAX.RU - В преддверии форума "Открытые инновации", который пройдет на ВДНХ с 28 октября по 1 ноября и соберет экспертов в области технологического развития со всего мира, мы пообщались с некоторыми участниками предстоящего события о том, что они представят на крупнейшем в России мероприятии, посвященном новым технологиям и мировым инновационным трендам. Сегодняшний наш собеседник - министр транспорта Российской Федерации Максим Юрьевич Соколов.

Максим Юрьевич, какие инфраструктурные проекты, направленные на развитие и поддержку инноваций министерство планирует представить в ходе форума?

На форуме мы планируем представить и обсудить сразу несколько проектов, среди которых: система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (СВП); строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали "Москва – Казань" (ВСМ "Москва – Казань") и применение системы "ЭРА-ГЛОНАСС" на транспорте.

Каждый из проектов представляет инновационные решения, направленные на использование отечественных технологий и оказание положительного влияния на экономику страны: прирост ВВП, повышение инвестиционной привлекательности, предотвращение дополнительных расходов из федерального бюджета, повышение безопасности жизни граждан.

Какой объем средств министерство планирует выделить/привлечь для реализации этих инфраструктурных проектов?

Согласно заключению госэкспертизы, стоимость строительства ВСМ "Москва - Казань" составит 1 триллион 68 миллиардов. В финансировании проекта участвует китайская сторона, которая в настоящее время рассматривает возможность увеличения кредитов на 150 миллиардов. Ранее, согласно подписанному меморандуму, предполагалось инвестирование 250 миллиардов с китайской стороны. Принципиальным условием является то, что все строительство ведется на паритетных началах, 80% всех материалов будет российского производства, что означает очень крупный заказ для нашей промышленности.

Что касается СВП, особенность этого проекта в том, что Росавтодор не тратит ни единого рубля из федерального бюджета на создание системы взимания платы и ее элементов. Автоматизированная система реализуется полностью за счет средств инвестора, при этом Федеральный дорожный фонд получает новый источник финансирования проектов дорожного хозяйства. Ожидается, что ежегодный объем поступлений в Федеральный дорожный фонд от реализации проекта составит около 40 млрд рублей в год. У инвестора, ООО "РТ – Инвест Транспортные Системы", есть оценка капитальных расходов, однако они не связаны только с первоначальным строительством. В течение срока концессии предполагается периодическая замена оборудования, кроме того экономическая ситуация постоянно меняется. В среднем в мире подобные проекты окупаются не раньше чем через 7-10 лет.

Третий проект, который также будут представлен на форуме – "ЭРА-ГЛОНАСС". О его значимости говорит тот факт, что вопросы функционирования системы регулируются отдельным федеральным законом. Для обеспечения функционирования системы "ЭРА-ГЛОНАСС" и выполнения требований закона в 2016 году необходимо финансирование в объеме чуть больше 1 млрд руб. (1,07). При этом необходимо отметить, что объемы финансирования системы "ЭРА-ГЛОНАСС" соответствуют ее масштабу. Указанные расходы федерального бюджета в полной мере оправданы, так как эффективно функционирующая система "ЭРА-ГЛОНАСС" является важнейшим элементом транспортной безопасности, направленным на решение важной государственной социально-значимой задачи – спасение человеческих жизней. По оценкам специалистов, внедрение системы "ЭРА-ГЛОНАСС" в Российской Федерации позволит спасать жизни около 4 тысяч человек ежегодно, экономический эффект от реализации проекта к 2020 году составит более 66 млрд рублей.

Какие регуляторные инициативы/предложения, направленные на поддержку инноваций, а также на импортозамещение, министерство планирует представить в рамках форума?

Сегодня сфера автомобильного транспорта – одна из наиболее инновационных отраслей. Во многом это связано с расширением использования навигационных, информационных и телекоммуникационных технологий на автомобильном транспорте. Например, развитие технологий беспилотных транспортных средств уже в перспективе 10-15 лет приведет к революционным изменениям всего транспортного комплекса, сравнимым по своему значению с появлением самого автомобиля.

И уже сегодня, совместно с АО "КАМАЗ" и госкомпанией "Автодор", мы приступили к разработке отечественных беспилотных технологий для автомобильного транспорта и соответствующей дорожной инфраструктуры. Параллельно Минтранс России разрабатывает государственную информационную систему навигации на автомобильных дорогах, которая совместно с национальной технологической инфраструктурой системы "ЭРА-ГЛОНАСС" создает предпосылки, основу для создания и развития интеллектуальных транспортных систем и беспилотных транспортных средств.

Для развития указанных импортозамещающих и инновационных проектов мы активно работаем по совершенствованию законодательства, в том числе в области технического регулирования. Ключевой фактор успеха здесь – объединение усилий и ресурсов государства и участников рынка, а также согласованное, а при необходимости и опережающее, формирование необходимой нормативной правовой и нормативно-технической базы на национальном и межгосударственном уровне. Именно так последние годы мы успешно развивали сферу внедрения навигационных и информационных технологий на транспорте.

Каких результатов министерство рассчитывает достичь в случае реализации этих инициатив/предложений?

Российская Федерация создала и эксплуатирует одну из двух действующих в настоящее время глобальных навигационных спутниковых систем – систему ГЛОНАСС. В случае реализации наших предложений именно система "ЭРА-ГЛОНАСС" обеспечит широкомасштабное применение технологий ГЛОНАСС на самом массовом автомобильном транспорте не только в Российской Федерации, но и в странах Таможенного союза. Созданные на основе системы "ЭРА-ГЛОНАСС" продукты, решения и сервисы будут иметь экспортный потенциал.

Сегодня нам всем очевидно, что чувствительные технологии, к которым относятся и навигационные, по максимуму должны быть отечественными и импортозамещающими. Для этого нам надо активнее поддерживать российских разработчиков и производителей навигационных чипсетов и оборудования, отечественных сервис-провайдеров услуг с использованием технологий ГЛОНАСС. Инфраструктура "ЭРА-ГЛОНАСС" позволит эффективно решать и эти задачи. Именно поэтому проект включен в сводный план импортозамещающих проектов по применению изделий микроэлектроники российского производства и "дорожную карту" по развитию отечественной микроэлектроники.

Интервью

Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений
Основатель ГК "Монополия": пока у нас "средневековый" рынок, регулирующий себя смертями и возрождением