Премьер-министр Люксембурга: изоляция РФ является наихудшим вариантом из всех возможных

Ксавье Беттель рассказал о ситуации в отношениях России и ЕС и перспективах снятия санкций

Премьер-министр Люксембурга: изоляция РФ является наихудшим вариантом из всех возможных
Ксавье Беттель
Фото: epa/vostock-photo

Москва. 6 октября. INTERFAX.RU - Премьер-министр председательствующего в ЕС Люксембурга Ксавье Беттель в рамках своего визита в Сочи побеседовал с корреспондентом "Интерфакса" Дарьей Морозовой и рассказал о ситуации в отношениях России и ЕС и перспективах снятия санкций, поделился надеждами на выполнение Минских договоренностей в срок, и сказал, что необходимо будет предпринять, если это не случится. Беттель дал оценку ситуации в Сирии и объяснил, чем опасно для этой страны единовременное сосуществование двух коалиции по борьбе с ИГИЛ под эгидой США и России, а также рассказал о ситуации с ближневосточными мигрантами в Европе.

- Господин премьер-министр, на вторник запланирована Ваша встреча с президентом России Владимиром Путиным, какие темы Вы планируете обсудить , что будет на повестке дня?

- С президентом России я намерен обсудить темы международной, европейской и двусторонней повестки дня. Что касается европейской повестки дня, то в центре переговоров с президентом будут отношения ЕС и России, ситуация с введенными в отношении РФ санкциями, а также положение дел на Украине. Что касается международной повестки дня, то мы поговорим о борьбе с терроризмом в Сирии, что является общей целью двух стран и рассмотрим как продвинуться на пути достижения этой цели и преодолеть существующие разногласия.

- Как страна-председатель Евросоюза, как Вы оцениваете сегодняшний уровень отношений ЕС-РФ?

- Отношения ЕС и России были в лучшем состоянии, и здесь нечего скрывать: нынешнее состояние хотя и нельзя называть напряженным, но оно явно не лучшее из тех, что эти отношения видели раньше. К сожалею, уровень доверия, умение слышать и взаимоуважение, снижается. Именно поэтому я прибыл в Россию по приглашению президента страны Владимира Путина, чтобы иметь возможность выслушать, обменяться мнениями, уважая разницу культур и точек зрения. В частности, сегодня в разговоре с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым я отметил, что в Сирии мы преследуем общую цель - борьбу с терроризмом. Я рассчитываю, что нам удастся договорится друг с другом, а не создавать противоборствующие блоки. Ведь чтобы найти долгосрочное решение сирийской проблемы нужно иметь общую стратегию.

- Ваш визит в Россию, означает ли он, что Люксембург выступает против попыток изолировать Москву в международных отношениях?

- Проведение политики изоляции - наихудший вариант из всех возможных. Отказ от диалога - худшее решение в политике. Необходимо садиться за стол переговоров, выслушивать друг друга. Не обязательно, что точки зрения будут совпадать. Но по меньшей мере необходимо слушать партнера. Если не получается выслушать друг друга, происходит изоляция, то найти решение не удастся. А это противоречит интересам всех участников международного процесса.

- Люксембург является страной-председательницей ЕС, заинтересован ли он в улучшении отношений между РФ и ЕС, будет ли он в качестве председателя этому способствовать? Рассчитываете ли Вы на некоторые улучшения до конца председательства Вашей страны в ЕС?

- Состояние отношений между ЕС и Россией неудовлетворительное из-за введенных санкций. Минские соглашения предусматривают выполнение определенных обязательств как со стороны Украины, так и со стороны России. Если до конца текущего года мы увидим, что эти обязательства соблюдаются и Минские соглашения выполняются, мы сможем рассмотреть, как можно улучшить европейско-российские отношения, снять санкции и как восстановить взаимное доверие. И это именно то, к чему мы должны стремится. Минские соглашения подписали президент России Владимир Путин, президент Украины Петр Порошенко, документ был также подписан главой Франции Франсуа Олландом и канцлером Германии Ангелой Меркель. На прошедшей в Париже встрече "Нормандского формата" было подтверждено следование этому документу, и если мы продолжим выполнять все необходимое, то улучшение наступит. Но, если наши усилия будут направлены в обратном направлении, то вряд ли ситуация улучшится в ближайшее время.

- Каковы перспективы пересмотра введенных есовских санкций в отношении РФ до конца текущего года?

- Не стоит думать, что санкции работают только в одном направлении. Если ситуация на Украине развивается по негативному сценарию, то санкции усиливаются, если ситуация идет в правильном направлении - то санкции смягчаются. В наших общих интересах, чтобы процесс мирного урегулирования на Украине шел в нужном, правильном направлении. Я намерен через три недели провести встречу с президентом Украины Петром Порошеко, чтобы и с ним обсудить ситуацию с выполнением Минских соглашений: ведь обязательства по реализации Минских соглашений касаются как России, так и Украины. Поэтому если ситуация на Украине будет развиваться в правильном направлении, то и отношения с Евросоюзом пойдут на поправку. На данный момент ситуация с выполнением Минских соглашений слишком хрупкая, но мы уже на правильном пути, а это важно.

- Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков ранее не исключил, что Минские соглашения по Украине могут быть продлены и их выполнение продолжится и после 31 декабря. Разделяют ли в ЕС подобную точку зрения? Означает ли продление сроков выполнения Минских договоренностей автоматическое продление антироссийских экономических санкций?

- Что подразумевает продление Минских соглашений? Если существующие договоренности соблюдаются, то мы можем говорить о деэскалации. Но если на данный момент режим прекращения огня не соблюдается, если не произошел отвод тяжелых вооружений, и дестабилизация страны продолжается, то никто от этого не выиграет: ни Украина, ни Россия. Россия не хочет иметь войну в стране у своих границ, поэтому поиск соглашения, которое работает, отвечает интересам всех. Но говорить сейчас о том, будет ли продлено соглашение или нет, я не могу - я не присутствовал на переговорах в Париже. Я подниму этот вопрос на встрече с президентом России, чтобы понять какие треки развиваются в настоящее время, но цель - это деэскалация ситуации на Украине.

- Но до конца года остается слишком мало времени, а затем, если все необходимые условия не будут выполнены, потребуется продление сроков реализации Минских договоренностей...

- Если движение на пути выполнения Минских соглашений продолжится в правильном направлении, я не вижу необходимости вводить новые санкции в отношении России. Если реализация не будет идти в нужном направлении, то нельзя исключать новых санкций. Если выполнение Минских соглашений будет идти в правильном направлении, но не закончится к намеченному сроку, то необходимо будет сформировать новую повестку дня с новыми обязательствами. Санкции вводились поэтапно, так почему бы, в случае прогресса "на земле" на Украине, не начать также поэтапно их снимать? В ближайшие месяцы предстоит наблюдать за выполнением достигнутых в Париже договоренностей всеми сторонами. Я уверен, что и президент РФ Владимир Путин, и глава Украины Петр Порошенко окажут все свое влияние на стороны конфликта с тем, чтобы Минские договоренности были соблюдены.

- Правильно ли понимать, что на Ваш взгляд, выполнить Минские договоренности до конца текущего года удастся?

- Я на это надеюсь.

- Давайте перейдем к Сирии: некоторые эксперты полагают, что ЕС может ввести под давлением США дополнительные ограничительные меры в отношении РФ в связи с действиями России в Сирии. Насколько вероятен подобный сценарий?

- Нет, я не считаю, что он вероятен. У нас есть общая цель: все заинтересованные стороны должны собраться за столом переговоров, чтобы найти пути по стабилизации ситуации. Россия является частью решения кризиса в Сирии, в то время как нынешний президент страны Сирии Башар Асад скорее проблема для этой страны. И мы все убеждены, что нам необходим общий подход, общая цель и методология, а также ведение совместных действий для решения сирийского кризиса. Если мы продолжим действовать разобщенно в Сирии, то есть кто-то с Россией, кто-то с США, то это приведет к созданию двух противостоящих блоков. Подобная ситуация вызвала бы сожаление.

- Люксембург ранее поддержал действия антииголовской коалиции под эгидой США, хотя ее действия не были согласованы ни с СБ ООН , ни с официальным Дамаском. Кроме того, по мнению экспертов действия коалиции в Сирии неэффективны. Разделяете ли Вы подобную точку зрения, намерен ли Люксембург продолжать поддерживать эту американскую инициативу?

- В настоящее время мы действительно являемся частью этой коалиции и у нас нет намерения ее покидать. Но цель заключается в том, чтобы коалиция была расширена и включала в себя различные стороны, которые хотели бы действовать в Сирии и уничтожить общего врага в лице террористов. Мы должны действовать вместе, поэтому важно создать единую коалицию, а не две разобщенные структуры. Необходимо обсудить модальности такой коалиции. На мой взгляд, создание двух разных коалиций будет плохим решением для Сирии.

- Готов ли Люксембург поддержать российскую инициативу и действия в Сирии, а также предложенную главой МИД РФ резолюцию о создании единой коалиции по борьбе с террористами в Сирии?

- На данный момент нам важно найти общее решение сирийской проблемы. Я не намерен отдавать предпочтение какой-либо стороне в решении этого конфликта. Все стороны сходятся в одном: необходимо бороться с террористами. В Сирии три стороны конфликта: Башар Асад, ИГИЛ и умеренная оппозиция. Поэтому важно усадить за стол переговоров Асада и оппозицию, поскольку президент Сирии является частью нынешнего кризиса в стране, нужно найти решение, которое стабилизирует ситуацию в Сирии. И я выступаю за поиск такого общего решения. В данный момент каждая из сторон (США и Россия - ИФ) осуждают действия друг друга, хотя конечная цель у всех одна. Я намерен говорить с президентом В.Путиным о том, что необходимо сесть за стол переговоров и найти общие подходы (с США). Уже сейчас я вижу, что по некоторым аспектам политика совпадает.

- Готов ли Люксембург выступить в роли посредника в процессе налаживания отношений между РФ и США по Сирии?

- Если нам доверят такую миссию, мы это сделаем. Мы не будем навязываться, но мы готовы взять на себя ответственность, если это будет необходимо.

- В ближайшие дни - 8 и 9 октября в Люксембурге будет обсуждаться на министерском уровне проблема Восточного коридора миграции. Насколько остро проблема ближневосточных мигрантов, прибывающих ,в частности, из Сирии , стоит перед Люксембургом? Поддерживаете ли вы решение о квотах для стран ЕС на размещение мигрантов?

- Я очень горжусь работой своего правительства, поскольку нам удалось урегулировать ситуацию, в решение которой никто не верил. Но мы это сделали причем большинством голосов. Важно выяснить, каким образом возможна стабилизация региона, как найти возможность действовать в условиях общих границ, проводить общую миграционную политику, общие процедуры, необходимо двигаться в этом направлении. Заседание по проблеме Восточного коридора миграции состоится в Люксембурге на этой неделе, и это будет очень важным этапом в процессе выработки общей миграционной политики. Необходимо говорить с людьми, которые напрямую сталкиваются с этой проблемой, нельзя считать миграцию проблемой других, в то же время это проблема не только Европы. Не стоит полагать, что раз мы ближе всех, то мы несем за это ответственность.

- Сколько мигрантов готов принять Люксембург?

- Видя тот поток мигрантов, который сегодня идет через Европу, мне трудно считать, сколько их можно принять. Важно иметь необходимые структуры, которые позволили бы принимать подобный поток мигрантов. Большинство из них не имеют цель остаться в Европе, они хотят вернуться к себе на Родину. В настоящее время Люксембург также сталкивается с большим количеством мигрантов, которые просят убежища. И мы стараемся сделать все возможное с теми средствами, которые у нас есть.

- Рассматривает ли ЕС возможность обращения за помощью к России в вопросе размещения сирийских мигрантов?

- Мы все несем ответственность за то, что происходит. Не только Европа, но все континенты ответственны за кризис мигрантов. Россия должна сама принимать решение о том, будет ли она принимать мигрантов из Сирии. Сейчас необходимо ставить вопрос - готовы ли мы принять людей, бегущих от войны.

- Как Вы оцениваете текущий уровень российско - люксембургских отношений, в частности, в сфере экономики? Каков объем товарооборота, есть ли потенциал для улучшения отношений? Как введённые ЕС санкции и ответные российские меры сказались на экономической сфере сотрудничества, в частности, на инвестициях в РФ? Сократились ли они?

- Введенные Евросоюзом санкции ведут к тому, что наши отношения страдают. Это вызывает сожаление предпринимателей как в Люксембурге, так и в России. Однако между нашими странами существуют доверительные отношения, которые длятся многие годы, кроме того у нас есть взаимные инвестиционные проекты. К сожалению, того роста инвестиций, который мы наблюдали, больше нет. Санкции привели к существенному замедлению наших экономик, как в России, так и в Европе.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений