Полпред президента в СКФО: Пора развеять иллюзии о Северном Кавказе

Сергей Меликов рассказал о том, как в регионе борются с экстремистскими течениями и почему Северный Кавказ и сейчас можно считать здравницей и житницей

Полпред президента в СКФО: Пора развеять иллюзии о Северном Кавказе
Полномочный представитель Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Сергей Меликов
Фото предоставлено пресс-службой

Москва. 9 июля. INTERFAX.RU - Северо-Кавказский федеральный округ занимает ключевое место в системе обеспечения безопасности южных границ России, являясь, при этом, уникальным по своему межнациональному и межконфессиональному составу. На протяжении последних нескольких лет  в регионах СКФО был проведен комплекс масштабных мероприятий по ликвидации незаконных вооруженных формирований, дестабилизировавших обстановку на Северном Кавказе. Осуществляется реализация новой системы регионального управления. Большое внимание уделено  налаживанию взаимодействия власти с институтами гражданского общества.

 О нынешней ситуации в СКФО,  обеспечении безопасности, мерах по повышению эффективности государственного управления в регионах округа рассказал обозревателю "Интерфакса" Александру Векличу полномочный представитель Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Сергей Меликов.

- Сергей Алимович, удалось ли федеральному центру обеспечить стратегическую стабильность на Северном Кавказе, как этому содействуют региональные власти?

-  Стратегическую стабильность сегодня удается обеспечивать в полной мере. Акцентируя внимание на безопасности, подчеркиваю: на Северном Кавказе федеральные силовые структуры свою задачу выполнили. Это не говорит о том, что подобную работу не предстоит продолжать в дальнейшем, но на сегодняшний день столь сложная задача решена. Не скрою, у организаторов террористического подполья были большие планы на наши регионы. Эти планы удалось сорвать. Борьба с бандподпольем, с группировками незаконных вооруженных формирований, которые проявляли активность, накаляли ситуацию, принесла весомые результаты – теперь в масштабных спецоперациях необходимости больше нет, используются лишь точечные меры.

Сегодня нам нужно решать другую проблему, работать с потенциальными источниками, которые могли бы пополнить ряды бандподполья. Речь идет о пособнической базе, о тех людях, которые могут стать потенциальными участниками бандгрупп. Мы видим, что происходит сегодня в Ираке, в Ливии, какое давление оказывается на Европу. Безусловно, не оставляют   террористические эмиссары без внимания наш Северный Кавказ. 

Считаю, надо отдать должное  всем главам субъектам СКФО, нашим антитеррористическим комиссиям, которые при активной поддержке федеральных силовых структур  противодействуют попыткам раскачать ситуацию.  На территории округа реализуется общероссийский Комплексный план противодействия идеологии терроризма в РФ на 2013-2018 годы – его выполнение ведется общими усилиями.

- Согласитесь, борьба с экстремизмом и терроризмом - задача не только силовиков?

- Такая проблема существует. Одно дело силовым путем не пустить молодого человека в экстремистскую среду, а другое дело убедить его в бессмысленности и пагубности такого шага. Говорю абсолютно откровенно, у нас имеется, к сожалению, целая категория тех, кто мог оказаться в числе потенциальных пособников террористов и экстремистов. Это – близкие и, прежде всего, дети ликвидированных участников бандподполья. Для того, чтобы они не повторили трагедию своих родственников, многое делается сегодня сотрудниками МВД. В этом большая заслуга министра внутренних дел России В.А. Колокольцева, органов МВД на Северном Кавказе. Уверен, их инициатива должна быть поддержана  не только силовыми федеральными ведомствами,  но и министерством образования и науки, министерством культуры, Федеральным агентством по делам молодежи. Свое веское слово должны сказать региональная власть и общественные институты.

- С начала нынешнего года  судами вынесен ряд приговоров тем, кто пытался оказаться в группировках ИГ. Какие меры необходимо предпринять, чтобы молодые люди из регионов Северного Кавказа под тем или иным предлогом не пополняли формирования исламистов?

- Задача власти создать все необходимые условия, чтобы исламистская экстремистская идеология была сломана. Безусловно,  основное внимание требуется уделять воспитанию молодежи, часть которой является потенциальной мишенью вербовщиков ИГ. Это очень серьезная угроза. Сегодня по разным оценкам от 1,5 до 2-х тысяч человек, выходцев с Северного Кавказа оказались в различных группировках на Ближнем Востоке.

По большому счету, эти группировки, как и само так называемое "исламское государство" не имеет ничего общего с традиционным исламом. Исламское религиозное учение призывает к миротворчеству, к дружбе, к взаимодействию, а не к кровопролитию. А подобного рода формирования, извращающие суть ислама, являются рукотворными. Они созданы теми же руками, что и "Талибан" с "Аль-Каидой".

 Для нас очень важной является борьба за идеологию разума, за нравственные ценности. Главы регионов Северного Кавказа, представители общественности осознают острую необходимость не допустить вовлечения в исламистские ряды наших молодых людей. За этих ребят, за наше будущее  надо бороться всем миром.

В последние годы в России отмечен рост патриотических настроений, прежде всего, в молодежной среде регионов Северного Кавказа. Теперь необходимо превратить патриотические чувства в реальные дела. Одним из таких практических преобразований стал молодежный форум "Машук". Это хорошая площадка для того, чтобы молодежь общалась, набиралась жизненного опыта, узнавала для себя и о других что-то новое. Обратите внимание, машуковцы будут выделяться особенно своими знаниями, своим опытом, опытом сотрудничества и, что самое главное – искренним патриотизмом и дружбой, которая зарождается  на Машуке.

- Сергей Алимович, если исходить из того, что Северный Кавказ имеет уникальные возможности для своего развития,  как они используются?

- Северо-Кавказский федеральный округ является одной из основных "территорий возможностей" на карте России. Помните знаменитый кинофильм Леонида Гайдая, в котором  известный киногерой сказал “Кавказ - это и кузница, и житница, и здравница". Действительно,  здравница - вне всякого сомнения, кузница и житница в равной степени.  Пора уже всем понять, что продолжать создавать о Северном Кавказе иллюзии  непривлекательного и неперспективного региона абсолютно неуместно. Проблемы, которые испытали регионы Северного Кавказа на себе с середины 80-х годов прошлого столетия и до начала 10-х годов нынешнего, вряд ли смогли бы выдержать какие-то другие территории страны. А Северный Кавказ смог, и при этом остался самым что ни на есть российским, патриотическим регионом. От почтенного пожилого человека или подростка до главы региона – все здесь вместе с Россией.

Характерной чертой округа являются уникальные возможности по развитию курортов. Здесь уже созданы необходимые условия для отдыха. В плане лечения и оздоровления емкость санаторно-курортной и рекреационной базы  СКФО может закрыть значительную часть потребности нашей страны. 

Сегодня принимаются определенные решения по Кисловодску и всему кластеру Кавказских Минеральных Вод – региона, который мы будем развивать. Для понимания, в него входит территория не только Ставрополья, но и КБР, КЧР. Очень перспективным направлением также является туристско-рекреационный комплекс в республиках округа. У нас уже работают сразу несколько туристических направлений, среди них Приэльбрусье, Архыз, Грозный. Эти туристические маршруты ежегодно посещают тысячи туристов со всех уголков России, стран дальнего и ближнего зарубежья.

Важнейшее место занимает в субъектах РФ на Северном Кавказе АПК. Потенциальный ресурс СКФО позволяет радикально увеличить производство зерна, мяса, молока, плодоовощной продукции в рамках программы импортозамещения. Над этим  наши регионы активно работают. Налаживаются партнерские отношения с Минсельхозом России, дальнейшее развитие получают межрегиональные связи. Одной из задач полпредства на сегодняшний день является объединение и координация действий всех органов власти, реализующих выполнение программ развития Северного Кавказа.

В плане развития промышленности взаимодействуем с Минпромторгом, Минобороны РФ, совместные проекты с которыми позволяют рассчитывать на серьезные позитивные перемены на рынке труда. А это особо востребовано, с учетом демографической ситуации в наших регионах.

Несомненно, самое тесное взаимодействие выстраивается  с Министерством по делам Северного Кавказа. Стратегически, его цель – сделать все необходимое, чтобы  качественно улучшить жизнь населения субъектов СКФО.

- Насколько эффективно осуществляется на Северном Кавказе реализация майских указов Президента России?

Выполнению этих инициатив уделяется приоритетное внимание – и на региональном, и на окружном уровне. Со своей стороны, я ориентирую коллег на то, чтобы их работа по реализации указов выполнялась в соответствии с посылами, обозначенными Президентом на совещании 7 мая нынешнего года. В частности, это касается необходимости отказа от попыток приурочивать какие-то меры к праздничным датам, или формировать "приглаженные" отчеты о результативности. Нам нужна содержательная работа, а не кампанейщина.

В части выполнения указов Президента мы ведем согласованную политику с Министерством по делам Северного Кавказа. Совместно мы стараемся максимально учесть в работе возможности  регионов округа, их специфику. Северный Кавказ – он ведь большой, но вместе с тем компактный. Это диктует потребность в продуманном, дифференцированном подходе - например, нужно ли в каждом регионе строить перинатальный центр или  сделать его межрегиональным, но более совершенным. Думаю, с учетом того, что расстояние между столицами некоторых наших регионов не превышает 100 км, ответ вполне очевиден.

Отмечу, кстати, серьезную поддержку, которую нам оказывает курирующий округ в правительстве России вице-премьер Александр Геннадиевич Хлопонин. Считаю, нам удалось наладить очень насыщенное взаимодействие, результаты которого сказываются и на ходе реализации указов Президента.

- Год назад Вы называли в числе своих приоритетов повышение качества работы государственного аппарата, в том числе через борьбу с коррупцией. Удалось ли добиться прогресса в этой сфере?

- Действительно, налаживание системной работы по борьбе со злоупотреблениями властью, повышению прозрачности и эффективности деятельности органов управления на региональном и муниципальном уровнях стало одной из ключевых задач для института полномочного представителя Президента.

Что касается коррупции, хотел бы отметить, что в субъектах округа ее не больше и не меньше, чем в других российских регионах. Тем не менее, именно на Северном Кавказе она  опасна на всех уровнях, начиная от муниципального до федерального. Ведь даже самый мелкий чиновник олицетворяет власть государства. И глядя, например, на руководителя муниципального образования, который вовлечен в какие-то коррупционные схемы,  у населения подрывается доверие к власти, как одному из основных институтов государственного управления.

Мы боремся за чистоту рядов власти, чтобы ликвидировать коррумпированность, клановость, закрытость в работе властных структур.  Сегодня ни один факт коррупции не остается без нашего внимания и без оперативного и жесткого реагирования правоохранительных органов.

Интервью

СПбМТСБ: Практики биржевой торговли лесопродукцией на экспорт в мире нет, идем первыми
Топ-менеджер СПбМТСБ: Покупатели топлива, как оказалось, могут представлять совершенно разные весовые категории
Максим Решетников: договоренности COP29 закрепили принцип равноправного доступа стран к инфраструктуре углеродных рынков
Первый зампред ВТБ: мы в следующем году увидим "принцип Анны Карениной" в действии
Академик Покровский: главное - обучить людей тому, как не заразиться ВИЧ-инфекцией и объяснить, что они подвергаются риску заражения
Глава "Деметра-Холдинга": российское зерно надо продавать напрямую
Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок