Важно
Путин заявил, что после ударов западными дальнобойными ракетами конфликт приобрел элементы глобального характера

Посол РФ: президент Вьетнама будет в Москве 9 мая

Новый посол в Ханое Константин Внуков рассказал о перспективах развития отношений между двумя странами в топливно-энергетической сфере и затронул другие вопросы

Посол РФ: президент Вьетнама будет в Москве 9 мая
Посол РФ во Вьетнаме Константин Внуков
Фото предоставлено пресс-службой

Москва. 25 марта. INTERFAX.RU - Новый посол РФ во Вьетнаме Константин Внуков, приступивший к исполнению своих обязанностей в феврале 2015 года, рассказал заместителю руководителя Редакции внешней политики "Интерфакса" Андрею Барановскому о перспективах развития отношений между двумя странами в топливно-энергетической сфере, о том, как в Москве относятся к решению США снять эмбарго на поставки оружия Ханою, а также о перспективах подписания Соглашения о зоне свободной торговли между Вьенамом и ЕАЭС.

- Как Вы оцениваете текущее состояние отношений между Россией и Вьетнамом? В каких отраслях Вы видите наибольший потенциал для развития сотрудничества? Планируется ли в обозримом будущем обмен визитами на высшем и высоком уровне?

- В этом году Россия и Вьетнам отмечают 65-летие установления дипломатических отношений. Для России наращивание многопланового сотрудничества с Вьетнамом является приоритетным направлением внешней политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Мои первые контакты

с вьетнамскими руководителями показывают, что и в Ханое придают большое значение развитию взаимодействия с нашей страной. В этой связи вполне закономерно, что сотрудничество между нашими государствами приобрело характер всеобъемлющего стратегического партнерства. Это выражается в насыщенном и доверительном характере политического диалога на высшем и высоком уровне, позитивной динамике торгово-экономической кооперации, которая подкрепляется реализацией совместных масштабных проектов, широких гуманитарных обменах и сотрудничеством в научно-технологической сфере.

На 2015 год у нас намечен весьма плотный график контактов. В начале апреля Вьетнам посетит председатель правительства Российской Федерации Д.Медведев, а на празднование 70-летия Победы в Великой отечественной войне в Москву приедет Президент Социалистической Республики Вьетнам Чыонг Тан Шанг. И мы, и наши вьетнамские друзья, придаем большое значение участию главы СРВ в торжественных мероприятиях 9 мая в Москве. Как говорил в свое время Хо Ши Мин, стоявший у истоков современного независимого вьетнамского государства, "без этой великой Победы не было бы августовской революции 1945 года, положившей начало свободному Вьетнаму".

Кроме того, в конце марта - начале апреля высокопоставленные делегации обеих палат Федерального Собрания примут участие в 132-й сессии Межпарламентского союза, которая будет проходить в Ханое.

Вместе с тем, хотелось бы отметить, что одну из своих основных задач в качестве главы российской дипмиссии вижу в том, чтобы всемерно содействовать выходу нашего экономического сотрудничества на новые горизонты. Не секрет, что экономическая составляющая российско-вьетнамского взаимодействия не дотягивает до того высокого уровня, на котором находятся наш политический диалог, и, главное, не отвечает имеющемуся у обеих стран потенциалу. Здесь имеются большие резервы. Важными видятся не только топливно-энергетический комплекс, военно-техническое сотрудничество – кооперацию по этим направлениям мы, безусловно, продолжим развивать. Имеются большие перспективы в таких областях, как добыча полезных ископаемых, банковской сектор, транспорт, телекоммуникации и информационные технологии. Важная сфера – образование и подготовка кадров. Правительство России из года в год увеличивает число стипендий для вьетнамских граждан.

- Ранее Вьетнам выражал заинтересованность в том, чтобы Россия пригласила Корпорацию нефти и газа "Петровьетнам" в свои шельфовые проекты, чтобы мы могли вести совместную добычу. В каких конкретно проектах хотел бы участвовать Вьетнам? Готова ли российская сторона к сотрудничеству с Вьетнамом на своем шельфе?

- Да, действительно, такой интерес у наших вьетнамских партнеров имеется. Сейчас эти вопросы находятся на стадии изучения и проработки компаниями двух стран. В частности, речь идет о возможности подключения КНГ "Петровьетнам" к разведке и добыче углеводородов в Печерском море на принадлежащих ОАО "НК "Роснефть" участках. С ОАО "Газпром нефть" эта же вьетнамская компания заключила соглашение о создании совместного предприятия для разработки Долгинского нефтяного месторождения.

- Как развивается ситуация вокруг нефтеперерабатывающего завода "Зунгкуат"? Есть ли понимание о том, какая компания – ОАО "Газпром нефть" или ОАО "НК "Роснефть" приобретет долю в этом НПЗ?

- Подключение российской компании к участию в эксплуатации, модернизации и расширении нефтеперерабатывающего и нефтехимического предприятия "Зунгкуат" способно стать знаковым событием в развитии двустороннего сотрудничества в нефтегазовой сфере в целом, позволит вывести его на принципиально новый уровень и перейти от совместной разведки и добычи углеводородов к их переработке и реализации готовой продукции. При этом необходимо понимать, что реализация такого масштабного с точки зрения инвестиций и технически сложного проекта требует тщательного изучения и проработки всех аспектов, подготовки целого ряда документов как на межкорпоративном, так и на межправительственном уровне. Над этим сейчас и работают заинтересованные стороны. Активные шаги в этой связи предпринимает ОАО "Газпром нефть". С учетом масштабов проекта нельзя исключать участия в нем в той или иной форме и других российских компаний.

- Как в России относятся к сдвигу сроков начала строительства АЭС "Ниньтхуан-1" на 2017 год? Заинтересована ли Россия в сотрудничестве с Вьетнамом при строительстве последующих АЭС?

- В настоящее время работа по реализации проекта строительства первой атомной электростанции во Вьетнаме с участием Госкорпорации "Росатом" активно продолжается. Согласуется Генеральное рамочное соглашение о графике сооружения АЭС. При содействии России осуществляется подготовка кадров для национальной атомной отрасли, интенсифицируется формирование нормативно-правовой базы. Официального решения о переносе сроков начала сооружения АЭС пока, как мы понимаем, не принято, и эти сроки в любом случае определяет заказчик.

Говорить о каких-либо новых проектах по сооружению атомных энергетических объектов во Вьетнаме пока преждевременно. Лучше сосредоточиться на реализации проекта по строительству первой во Вьетнаме атомной станции "Ниньтхуан-1".

- Какие в целом перспективы развития российско-вьетнамских отношений в топливно-энергетической сфере?

- Сотрудничество в топливно-энергетической сфере имеет давние традиции и на протяжении долгих лет оставалось одним из ведущих направлений всего комплекса двустороннего экономического взаимодействия. При техническом содействии нашей страны во Вьетнаме сооружены и запущены в эксплуатацию тепло- и гидроэлектростанции общей мощностью около 4 тыс. МВт, обеспечивающих и сейчас значительную долю производства электроэнергии во Вьетнаме. Ряд российских профильных компаний (Группа "Интер РАО", ОАО "Силовые машины") заявляет о своей заинтересованности в подключении к возведению на территории Вьетнама электростанций "под ключ" и поставкам электроэнергетического оборудования для строящихся и модернизируемых генерирующих мощностей. Так, ОАО "Силовые машины" подписали контракт на поставку основного оборудования для ТЭС "Лонгфу-1" (2х600 МВт), Группа ОАО "Интер РАО" в предметном ключе изучает перспективы участия в строительстве на территории Вьетнама тепловой электростанции на условиях ВОТ (Build-Operate-Transfer – "строительство – эксплуатация – передача").

Весьма плодотворно развивалось двустороннее взаимодействие и в сфере геологоразведки и добычи полезных ископаемых. Хорошие шансы воплотиться в реальные проекты в обозримой перспективе имеет кооперация в области проектирования и строительства на территории Вьетнама угольных шахт силами российских научно-производственных объединений.

- Выражал ли Вьетнам заинтересованность в заключении новых контрактов на закупку российского оружия? Если да, в каких видах вооружения заинтересована вьетнамская сторона?

- Российско-вьетнамское взаимодействие в военно-технической сфере имеет прочные традиции и занимает особое место во всем комплексе двусторонних отношений. Эффективно и на плановой основе действует Российско-Вьетнамская Межправительственная комиссия по ВТС, регулярно проходят встречи ее сопредседателей. В соответствии с требованием времени совершенствуются кооперационные механизмы.

В числе приоритетных направлений взаимодействия – развитие Военно-морских сил Вьетнама, включая создание подводного флота, поставки авиатехники, поэтапное налаживание лицензионного производства на территории Вьетнама отдельных видов вооружений и военной техники. На протяжении многих лет Российская Федерация оказывает содействие в подготовке кадров для Вьетнамской народной армии, в том числе высшего командного состава.

- Заинтересованы ли Россия и Вьетнам в совместной разработке вооружений по примеру российско-индийского сотрудничества? Есть ли предпосылки для такого взаимодействия?

- Россия и Вьетнам имеют хороший потенциал и обоюдную заинтересованность в проведении совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию перспективных образцов продукции военного назначения. Профильные ведомства и организации двух стран уже ведут работу на данном направлении.

- Как в Москве относятся к решению властей США в конце минувшего года снять эмбарго на поставки оружия Вьетнаму? Не опасаются ли в России усиления конкуренции с США на вьетнамском рынке вооружений?

- Российская Федерация по праву считается приоритетным партнером Вьетнама в области военно-технического сотрудничества. Об этом неизменно заявляет и руководство министерства национальной обороны Вьетнама которое традиционно высоко оценивает кооперацию с нашей страной в этой сфере. В тоже время мы признаем право Вьетнама на диверсификацию своих военно-технических связей.

Вьетнамские друзья хорошо знают и высоко ценят готовность Россия к дальнейшему укреплению и расширению взаимодействия с Вьетнамом

в сфере ВТС, которое не обставлено никакими политическими условиями, нацелено исключительно на повышение обороноспособности Вьетнама и не направлено против третьих стран.

- Когда Россия и Вьетнам могут перейти к взаиморасчетам в национальных валютах?

- Использование национальных валют в расчетах по внешнеэкономическим сделкам является, безусловно, перспективным направлением межбанковского сотрудничества. Особую актуальность эта тема приобрела в последнее время. Правовой основой для внедрения такой схемы взаиморасчетов служит подписанный в сентябре 2009 году Протокол к Соглашению 1998 года между Центральным банком Российской Федерации и Государственным банком Вьетнама об организации расчетов по внешнеэкономическим связям. Такая сделка, правда, пока только одна, была успешно проведена на площадке совместного Вьетнамско-Российского банка при расчетах за поставку во Вьетнам автомобильной техники марки "КАМАЗ". Для широкого внедрения этой практики требуется, прежде всего, прямая котировка российского рубля и вьетнамского донга, установка которой относится к компетенции финансовых регуляторов наших стран. Все вопросы прорабатываются в рамках двусторонней Рабочей группы по межбанковскому сотрудничеству.

- Как продвигаются переговоры о зоне свободной торговли между Вьетнамом и ЕАЭС? Какие проблемы существуют на этом направлении? Каковы сроки создания ЗСТ ЕАЭС и Вьетнама?

- Как известно, переговоры по Соглашению о свободной торговле между странами – участниками Таможенного союза и Вьетнамом велись с марта 2013 года. Состоялось 8 раундов переговоров, целый ряд межсессионных и технических встреч, в ходе которых стороны согласовали солидный документ, который, как представляется, носит комплексный и сбалансированный характер и включает как торговлю товарами и услугами, так и инвестиционную составляющую. По итогам последнего раунда (декабрь 2014 года) принято заявление глав переговорных об окончании в основном работы над ССТ. Сейчас стороны на дополнительных технических консультациях ведут доработку его текста, теперь уже – в формате участники Евразийского экономического союза – Вьетнам. Мы нацелены на скорейшее завершение этой работы, но, разумеется, не в ущерб качеству будущего Соглашения. Хочу выразить уверенность в том, что Вьетнам станет первой страной, с которой участники ЕАЭС создадут режим преференциальной торговли.

Интервью

Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений
Основатель ГК "Монополия": пока у нас "средневековый" рынок, регулирующий себя смертями и возрождением