Постпред РФ при ОБСЕ: отвод Украиной тяжелых вооружений должен завершиться к середине марта
Андрей Келин рассказал о ходе выполнения Минских договоренностей и о текущей ситуации с их выполнением на юго-востоке Украины
Москва. 11 марта. INTERFAX.RU - Постпред РФ при ОБСЕ Андрей Келин рассказал в интервью специальному корреспонденту "Интерфакса" Морозовой Дарье о ходе выполнения Минских договоренностей от 12 февраля и текущей ситуации с отводом тяжелых вооружений на юго-востоке Украины, о планах по расширению Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине, а также о трудностях, с которым сталкиваются наблюдатели миссии в ходе своей работы.
- Москва выступает за продление мандата СММ ОБСЕ на Украине, на какой срок мандат миссии может быть продлен?
- Нынешний мандат Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ истекает 21 марта. В настоящее время идет работа над подготовкой решения о ее продлении. Сейчас понятно, что речь пойдет о продлении на год, во всяком случае, других предложений я пока не слышал. Сейчас обсуждаются и другие аспекты миссии, в том числе и вопросы финансирования.
- Когда Постсовет ОБСЕ может принять решение о расширении миссии ОБСЕ, на какое число наблюдателей миссия может быть увеличена?
- Сейчас на Украине работают 350 наблюдателей, но "потолок" миссии – 500 наблюдателей. Это число было установлено решением год назад, когда Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ только вводилась на Украину. Это количество включает и довольно большой административный состав.
Что касается увеличения количества наблюдателей, то известно о нашем предложении иметь возможность увеличить количество наблюдателей до одной тысячи человек. На данный момент могу сказать, что в "нормандском формате", который также работает в ОБСЕ, это предложение получило поддержку. Не возражала и украинская сторона в отношении возможности такого увеличения.
Это не означает, что число наблюдателей ОБСЕ будет увеличено автоматически до тысячи человек, но если возникнет потребность, и мы все придем к такому решению, то количество наблюдателей может быть увеличено до одной тысячи человек. Хотя это не так просто, поскольку это будет сопряжено с дополнительным финансированием и дополнительным оснащением техникой, средствами передвижения, средствами связи и средствами наблюдения, конечно. Все это будет важно для нормального функционирования миссии.
- Кто будет обеспечивать усиление работы Специальной мониторинговой миссии, за счет чего будет идти финансирование миссии, есть ли понимание, кто будет основным спонсором?
- Такое понимание есть. В основном, свой вклад будут вносить все страны-члены ОБСЕ, все 57 государств в соответствии с той шкалой, которая действует в ОБСЕ. Первоначально миссия во многом работала за счет добровольных взносов отдельных стран – членов, японцы сделали большой взнос работы миссии, то сейчас большая часть финансирования миссии будет переводиться на общий бюджет. И каждая страна пропорционально от своих возможностей будет делать вклад в него. Определенная часть останется по-прежнему за добровольными взносами.
- Какую часть финансирования вносит Россия в ОБСЕ?
- Здесь нет такого понятия, как основной плательщик, как в Совете Европы или в других организациях. Наш взнос в ОБСЕ не очень большой.
- Как идет реализация пунктов Минских договоренностей от 12 февраля, завершили ли украинские силовики процесс отвода тяжелых вооружений? Контролируют ли представители ОБСЕ процесс отвода вооружений на местах?
- По последним докладам, которые мы получаем от наблюдателей ОБСЕ, перемирие, без сомнения, действует: с каждым следующим днем отмечается все меньше обстрелов из тяжелых вооружений. Хотя по-прежнему слышны выстрелы минометов и стрелкового оружия.
В основном такие обстрелы происходят в двух местах – речь идет о районах, близких к Донецку. В частности, в Горловке за прошедшие сутки произошла серьезная перестрелка. По-прежнему очаг стрельбы – это два села недалеко от Мариуполя, одно на территории ополченцев – речь идет о Бердянском, а также село Широкое. Там зафиксирована стрельба, в том числе из тяжелых вооружений.
Кроме того, продолжаются серьезные обстрелы Донецкого аэропорта. Специальная мониторинговая миссия зафиксировала, что вчера украинские силовики довольно сильно обстреляли Донецкий аэропорт: зафиксировано порядка 30 артиллерийских выстрелов из тяжелых вооружений. И все они были произведены с направления северо-запада и запада, это говорит о том, что обстрел велся с позиций украинских силовиков.
Что касается отвода вооружений, то он украинскими силовиками ведется. Ополченцы подтверждают, что они отвели все свои вооружения достаточно давно. Что касается украинских силовиков, то наблюдатели видят иногда конвои техники. Они идут иногда с предупреждением наблюдателей ОБСЕ, иногда без предупреждения. Но эти конвои передвигаются. О конечных пунктах назначения для военной техники украинские силовики не оповещают наблюдателей ОБСЕ, и не пускают их в эти пункты. То есть препятствуют их передвижению к конечным пунктам пребывания конвоев.
- Дает ли украинская сторона гарантии вывода всей своей техники, и в какие сроки процесс отвода техники украинскими военными может быть завершен?
- Украинская сторона начала свой вывод 26 февраля и сказала, что план вывода рассчитан на две недели. В ОБСЕ исходят из того, что отвод силовиками тяжелых вооружений должен закончиться к середине марта. Если это действительно состоится, то украинская сторона будет готова к проверочным мероприятиям.
- Представители ДНР и ЛНР говорят о том, что Киев ведет перегруппировку войск и готовит новое наступление на Донбасс. Видят ли в ОБСЕ признаки подобных маневров со стороны украинских силовиков?
- У нас нет полных данных о передвижениях украинских войск. При мониторинге при помощи беспилотника, было видно, что много техники передвижения войск продолжаются. В последнем докладе СММ, есть данные о полете беспилотников на территориях в районе Артемовска, примерно в 50 км к северу от Донецка. Беспилотник выявил, что на этой территории имеется много танков и гаубиц, и реактивных систем залпового огня. Пока все это не отведено за те линии, которые установлены минскими соглашениями.
- Взаимодействуют ли украинские военные и ополченцы при отводе вооружений, есть ли данные об этом?
- Есть хороший пример меры доверия между ополченцами и силовиками. Было установлено не только перемирие, но и проведено совместное разминирование в селе Коминтерново, которое расположено к югу от Донецка.
Это село очень долго было под обстрелами с обеих сторон. Там находится огромное количество неразорвавшихся боеприпасов, мин и даже два танка были обнаружены на территории детского садика. Силовики, и представители Донецка, и офицеры из совместного координационного центра договорились под надзором наблюдателей ОБСЕ провести разминирование. Село, действительно, удалось разминировать и расчистить. Причем аналогичная работа будет проводиться в другом уже селе – оно называется Павлово поле. Оно находится на контролируемой украинцами территории. Это очень позитивные примеры.
- Удовлетворена ли российская сторона работой специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине, нет ли нареканий к ее работе?
- В настоящее время на территории восточной части Украины работают 324 наблюдателя. И каждый день они направляют где-то от 25 до 32 патрулей. Вся линия соприкосновения разбита на несколько квадратов, и каждый квадрат патрулируется наблюдателями ОБСЕ. Также ведут наблюдение за перестрелками, эта информация стекается и передается в Вену.
Это большая и серьезная работа. Но не хватает доступа. Постепенно взаимодействие с обеими сторонами и с ополченцами, и с украинской стороной улучшается, но полного доступа миссия не имеет. Причем из примеров, которые приводятся в докладе, значительно хуже дело обстоит на украинской стороне, которая за редким исключением, не показывает куда отводится и складируется отводимое вооружение.