Генсек Международной организации гражданской обороны: человечество активно развивается, а вопросы обеспечения безопасности отстают

Генеральный секретарь Международной организации гражданской обороны Владимир Кувшинов рассказал "Интерфаксу" о новых глобальных угрозах и противодействии им

Генсек Международной организации гражданской обороны: человечество активно развивается, а вопросы обеспечения безопасности отстают
Генеральный секретарь Международной организации гражданской обороны Владимир Кувшинов.

Москва. 1 марта. INTERFAX.RU - 1 марта отмечается Всемирный день гражданской обороны. В преддверии праздника генеральный секретарь Международной организации гражданской обороны Владимир Кувшинов рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту "Интерфакса" Наталье Дмитрак о том, с какими новыми угрозами может столкнуться мир в условиях изменяющегося климата и напряженной политической обстановки и какие совместные усилия предпринимают страны для противостояния чрезвычайным ситуациям.

- Владимир Валентинович, с какими основными задачами и проектами работает Международная организация гражданской обороны (МОГО). Какие планы на 2015 год?

- МОГО - международная межправительственная организация, одна из старейших международных организаций, которая была организована в 1931 году. Основной задачей нашей МОГО является поддержка в развитии и укреплении потенциала национальных служб гражданской обороны. Наша организация работает в этой области и в этом направлении.

Сегодня МОГО делает такого рода проекты по укреплению потенциала национальных служб стран-членов организации. В частности в Тунисе ведется работа по укреплению потенциала учебного центра по подготовке пожарных и спасателей: там создаются шесть учебно-тренировочных классов, оснащенных современным оборудованием.

Такой же проект МОГО сейчас начинает делать в Академии гражданской обороны в Иордании.

Подобный проект завершен в Камеруне, куда была поставлена современная техника и оборудование для укрепления потенциала гражданской защиты страны.

Такого рода проекты уже завершены в прошлом и позапрошлом году в Никарагуа, на Кубе.

Кроме того, непосредственно в штаб-квартире нашей организации в Женеве сейчас завершается проект по созданию Центра мониторинга и координации, который будет предназначен для мониторинга и координации действий стран-членов МОГО при возникновении каких-то неблагоприятных ситуаций.

- Что будет представлять из себя Центр мониторинга и координации, когда ждать его открытия?

- Работа по созданию Центра находится на заключительном этапе, сейчас идет монтаж оборудования. Церемония открытия Центра запланирована на июнь. Это будет небольшая профессиональная структура, там будет работать около пяти-шести человек. Центр будет функционировать круглосуточно. Он оснащен самыми современными информационными технологиями, которые используются в этой области.

Основная его задача - оказание помощи странам-членам МОГО в мониторинге чрезвычайных ситуаций, предоставление им своевременной информации по чрезвычайным ситуациям и при необходимости координация действий региональных и международных сил.

Естественно, этот Центр будет работать в тесном взаимодействии с международными организациями, структурами ООН, Евросоюзом.

В десятилетней программе, утвержденной в нашей организации на XXI генеральной ассамблее МОГО, отражено, что первый этап - создание этого Центра в штаб-квартире в Женеве, второй этап - оказание содействия нашим странам-членам в создании подобных центров и обучении специалистов, и третий этап - создание международной сети центров по борьбе с катастрофами в целях своевременного обмена информацией по катастрофам, поддержания готовности национальных, региональных и международных сил реагирования на катастрофы.

- Уже можно говорить о том, в какие сроки планируется создать эту сеть?

- Первый этап завершается в июне этого года - будет готов Центр в Женеве. В качестве второго этапа МОГО начнет оказывать содействие странам-членам организации в формировании таких центров. Параллельно начнется работа с подобными центрами, которые существуют уже сегодня и которые уже заняли определенное профессиональное место в этой области - это, конечно, Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России в Москве, это центры в Джакарте, в Саудовской Аравии и еще ряд центров в ООН, в Евросоюзе. Таким образом шаг за шагом мы сформируем международную сеть.

Создание таких центров с нуля - это достаточно дорогостоящая задача. В странах, где центры управления в кризисных ситуациях пока отсутствуют, будут создаваться базовые центры, чтобы эти страны имели хотя бы базовую возможность взаимодействовать с нами, получать нашу информацию, обрабатывать ее и осуществлять взаимодействие с МОГО и с другими аналогичными центрами.

- Недавно был подписан меморандум о взаимопонимании с российским МЧС. Какое значение будет иметь этот документ?

- Мы в ходе визита министра МЧС РФ Владимира Андреевича Пучкова в штаб-квартире провели переговоры и подписали меморандум. Он отражает как раз все вопросы, которые я сейчас назвал. Это поддержка деятельности МОГО по всем направлениям и аспектам, поддержка деятельности Центра, который создается в Женеве, обмен специалистами, направление на работу в постоянный секретариат специалистов МЧС России. В документе еще раз юридически закреплен весь комплекс вопросов о том, что Российская Федерация в лице МЧС России будет продолжать помогать развитию и деятельности Международной организации гражданской обороны и продолжать поддерживать нашу активность.

- Российские специалисты будут работать в Центре?

- Сегодня МЧС России формирует предложение, и мы ожидаем, что один представитель МЧС России будет работать в Центре как человек, профессионально подготовленный для этой работы. Еще один человек наверняка станет представителем МЧС России в постоянном секретариате. Пока представителей российского МЧС в Женеве нет, но МЧС России готовит предложение, занимается отбором людей, и я думаю, что в ближайшие полгода здесь эти люди появятся.

- Какую роль играет Россия в сотрудничестве с МОГО? Какие совместные проекты осуществляются?

- Россия является стратегическим партнером нашей организации, такое решение принято на XX генеральной ассамблее нашей организации, и, конечно, сегодня при поддержке и благодаря России проводится огромное количество операций, программ и проектов в различных странах, как членах МОГО, так и тех, которые не являются членами нашей организации.

Например, в прошлом году мы провели огромный проект - поставили около 50 пожарно-спасательных машин в Северную Корею. В течение трехлетней программы практически создана система гражданской обороны и реагирования в Никарагуа. На Балканах фактически создан Российско-Сербский гуманитарный центр, наша организация принимала в этом непосредственное участие.

Сегодня МОГО планирует при помощи Российской Федерации провести точечные проекты в десяти странах-членах организации по созданию там чрезвычайных складов реагирования. То есть Российская Федерация занимает огромнейшее место и играет важную роль в деятельности нашей организации.

Совместно с Россией осуществляются и обучающие проекты.

- Вы говорили о том, что в ряд стран поставляется оборудование для учебных центров. Насколько мне известно, в частности в Камерун были поставлены интерактивные классы, которые позволят осуществлять обучение дистанционно?

- Совершенно верно. Я могу с гордостью сказать, что сегодня МОГО - единственная организация, которая занимается дистанционным обучением специалистов в области борьбы с катастрофами.

Те классы, которые МОГО сейчас сформировала в Тунисе, будут сформированы в Иордании и Камеруне - они обладают необходимым современным информационным оборудованием, которое будет использоваться для дистанционного обучения работников, уже занятых в системе гражданской обороны этих стран. Также будет обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях.

Координация работ будет проводиться из штаб-квартиры МОГО с привлечением национальных центров МЧС России, Академии противопожарной службы РФ. Также будут привлекаться центры в Киргизии, Казахстане, Белоруссии, Саудовской Аравии. Таким образом, будет создана международная сеть учебных центров по подготовке населения и различных категорий специалистов в области борьбы с катастрофами.

- Такое обучение где-то уже началось, или пока только готовится инфраструктура для этого?

- В Тунисе уже началась стадия пилотного проекта - у нас там переведены в цифру учебники по подготовке спасателей на арабском языке. Это достаточно сложная процедура, она потребовала много времени. Сейчас ведется пилотный проект, уже подготовлены администраторы для проведения и управления этими курсами. В апреле уже будем проводить пилотное обучение специалистов гражданской обороны Туниса.

В Камеруне мы тоже после установки классов договорились с министром территориального управления и децентрализации Рэнэ Эммануэлем Сади, что буквально в этом месяце МОГО подпишет с ними дополнительный меморандум, в рамках которого организация возьмет на себя формирование контента для проведения таких курсов на французском языке, а они возьмут на себя техническую поддержку этой системы.

Кроме того, мы сейчас готовим с Академией противопожарной службы РФ очень важный пилотный проект, который мы планируем начать в октябре этого года. Мы будем проводить обучение на русском языке и готовить молодых специалистов для получения ими степени бакалавра.

Это революционные решения не только для нас, но и вообще для чрезвычайных служб. Такие продвижения будут способствовать национальным службам стран-членов МОГО в подготовке профессиональных кадров.

- Это будет полноценное высшее образование или курсы повышения квалификации?

- Если мы говорим о проекте с Академией противопожарной службы РФ, это будет высшее образование. То есть в конечном итоге через четыре года эти студенты получат степень бакалавра в области пожарной безопасности.

А в Тунисе и Камеруне это пока будут своего рода курсы повышения квалификации.

- Которые удаленно будут вестись из Женевы?

- Да, с привлечением профессиональных преподавателей из российских и белорусских академий. Курсы будут подбираться по тематике в зависимости от угроз, актуальных для каждой конкретной страны.

Кстати говоря, если сейчас затрагиваем тему обучения, в Камеруне, помимо прочего, будут проведены два курса по подготовке префектов, мэров городов и руководителей коммун по вопросам организации защиты населения и территорий от катастроф. Это важнейшая задача, потому что в ходе недавнего визита в Камерун мы встречались с руководителями регионов, которые нам открыто сказали, что во-первых, у них нет никакой системы в регионах, а во-вторых, они и не знают, как ее создавать. Поэтому мы такой новый курс начнем, и уже на базе Академии гражданской защиты в Москве проведем первые такие курсы в этом году.

- Эти курсы тоже будут вестись удаленно?

- Они будут вестись в трех форматах: мы можем провести курс в Москве, конкретно на базе Академии - туда приедут руководители регионов Камеруна, которых я назвал.

Вторая опция - это направление в Камерун российских преподавателей, которые там прочитают такие лекции, и третье - формирование адаптированных франкоязычных курсов.

- Курсы для руководителей регионов пока предполагаются только для Камеруна?

- Пока это будет один курс конкретно для Камеруна. Это является вторым этапом проекта, первый этап которого мы завершили в Камеруне.

- Как происходит финансирование помощи странам-членам МОГО?

- Все это финансируют страны-доноры. Основные доноры нашей организации - Российская Федерация, Китай, Швейцария.

Надеюсь, что в этом году МОГО начнет делать проекты с Саудовской Аравией и Кувейтом.

- Они тоже будут выступать как доноры?

- Да.

- А если говорить про практические учения? Участвует ли МОГО в таких мероприятиях, и если да, то есть ли планы по проведению таких учений на 2015 год?

- В наших планах есть такие учения. МОГО как структура не обладает собственными силами и средствами, поэтому учения, которые проводятся с участием организации - это силы и средства наших стран-членов.

В 2016 - 2017 году планируется проведение таких учений в регионе Ближнего Востока, сейчас идет первоначальное согласование.

Возможно, в этом году в рамках комплексной безопасности МОГО планирует сделать прототип таких учений, и возможно, в ходе комплексной безопасности будут участвовать спасатели и команды ряда наших государств, стран-членов. Но это пока планы.

В ближайшее время в этом году будут большие региональные учения в рамках Прикаспийского региона. Я думаю, что наша организация тоже будет в каком-то формате участвовать в этих учениях.

- Это будут международные учения?

- Пока они формируются как региональные учения, но естественно, участвуют шесть - семь независимых государств. Конечно, им однозначно можно присвоить и статус международных региональных учений с привлечением различного количества наблюдателей.

- В последнее время не теряет актуальности вопрос о глобальном изменении климата. К тому же, политическая обстановка в мире становится все более напряженной. В связи с этим, можно ли сказать, что характер опасностей, которые угрожают миру, постоянно меняется?

- Конечно. Современный мир сегодня сталкивается с новыми угрозами и новыми явлениями. Это угрозы военного характера, общественно-политического характера, и, конечно же, угрозы, связанные с природными и техногенными катастрофами.

Не секрет, - все сегодня об этом говорят, - что количество природных и техногенных катастроф увеличивается в разы, а последствия от этих катастроф растут в геометрической прогрессии. Это будет продолжаться и дальше: сегодня все говорят об изменении климата, мощной индустриализации, глобализации - все это приводит к росту таких явлений, как природные катастрофы или техногенные аварии. Я уже не говорю о конфликтных ситуациях, которые связаны с политическими или экономическими вопросами в том или ином регионе мира.

- Как противостоять этим новым угрозам?

- Конечно, государства должны готовиться ко всем этим явлениям, и в первую очередь уделять огромное внимание формированию своих национальных служб по борьбе с катастрофами. Это единственные профессиональные структуры, которые должным образом оснащены, подготовлены и которые в конечном итоге могут оказать профессиональную помощь населению или территориям, где произошла какая-либо чрезвычайная ситуация.

К сожалению, сегодня мир развивается так, что все эти конфликты, все проблемы человечества будут возрастать. Поэтому национальные структуры по борьбе с катастрофами и международные организации, которые занимаются этим вопросами, должны объединять усилия и совместно вырабатывать решения и механизмы по борьбе с чрезвычайными ситуациями.

- А можно более конкретно сказать, какие именно новые катастрофы грозят миру?

- Например, в Центральной части Российской Федерации в последние пять - семь лет стали практически ежегодно появляться смерчи и ураганы. Это достаточно новое и редкое явление для России. В основном, смерчи, ураганы и торнадо были обычным явлением для США и Карибского бассейна, а сегодня они у нас появились в центральных регионах. Возможно, это последствия глобального изменения климата.

В Саудовской Аравии стали практически ежегодными наводнения, как ни странно, может быть, это слышать.

В Гренландии в рамках изменения климата идет активное таяние льдов, и территория начинает освобождаться от снежного покрова, что в целом глобально влияет на регион.

Но есть и техногенные катастрофы: сегодня мы часто слышим в прессе новости о том, что произошла какая-то крупная авария, погибло огромное количество людей. В Индии был взрыв на заводе, который производил хлор - пострадало много людей. В Бангладеш сгорел завод по производству одежды. Индустриализация идет, человечество активно развивается, а вопросы обеспечения безопасности отстают.

А если говорить о политической обстановке?

- Результатом всех этих политических конфликтов на территориях Украины, Сирии, Ливии в конечном счете оказался сложный социально-экономический кризис. Население этих стран находится в тяжелейшем состоянии, нуждается в защите и помощи.

Национальные организации не в состоянии обеспечить необходимой защиты своего населения, международное сообщество с огромными усилиями пытается работать во всех этих странах.

Недавно ООН обратилась с призывом о выделении 17 млрд долларов на продолжение крупномасштабных операций, которые проводятся гуманитарным сообществом в этих проблемных странах. Но когда будут выделены эти средства, пока говорить нельзя: такой призыв был сделан ООН в январе, а выделение средств - это индивидуальное дело каждой страны.

- Влияют ли конфликты на взаимодействие в рамках международных организаций?

Скорее всего, не влияют, потому что те международные структуры, которые занимаются оказанием помощи, стараются, несмотря ни на что, поддерживать взаимодействие и оказывать помощь, в целом выполняют свою роль в ходе этих международных гуманитарных операций.

- Еще хотела расспросить Вас про систему защиты от космических угроз. Россия совместно с США собирается создать такую систему. МОГО будет участвовать в этом проекте?

- Система защиты от космических угроз - это достаточно новое и абсолютно неизведанное, неизученное явление, которое появилось буквально год - два назад.

Конечно, сегодня говорить о такой профессиональной готовности к таким явлениям могут только те страны, которые имеют достаточно мощные службы по защите населения. В первую очередь это МЧС России, Китай, европейские государства, такие как Италия или Франция, а также США. Сегодня все смотрят на их опыт, их возможности, как противостоять этим явлениям. Поэтому будем изучать опыт наших стран-членов, и может быть, где-то в ближайшее время этот вопрос уже будет серьезно рассматриваться и на профессиональном международном уровне.

- Что имеется в виду под такой системой? Системы ракет, которые смогут противостоять приближающемуся астероиду?

- Может быть, и это будет. Но я думаю, в первую очередь люди будут сосредоточиваться на предупреждении этого явления и своевременном оповещении населения о возможности возникновения этих явлений. Пока на этом этапе будет очень активно вестись обсуждение и обмен опытом.

- Что бы Вы хотели в преддверии Дня гражданской обороны пожелать коллегам?

- В преддверии Международного дня гражданской обороны я хотел бы пожелать коллегам, партнерам, работникам гражданской обороны профессионального роста, успехов в деятельности, чтобы чрезвычайные ситуации и катастрофы приносили меньше проблем и горя тем странам, где это происходит.

Я хочу пожелать всем-всем сотрудникам, ветеранам служб гражданской обороны, чрезвычайных служб счастья, здоровья, успехов, и чтобы они были постоянно готовы к реагированию на чрезвычайные ситуации, но как можно меньше реализовывали свои профессиональные навыки на практике.

Интервью

СПбМТСБ: Практики биржевой торговли лесопродукцией на экспорт в мире нет, идем первыми
Топ-менеджер СПбМТСБ: Покупатели топлива, как оказалось, могут представлять совершенно разные весовые категории
Максим Решетников: договоренности COP29 закрепили принцип равноправного доступа стран к инфраструктуре углеродных рынков
Первый зампред ВТБ: мы в следующем году увидим "принцип Анны Карениной" в действии
Академик Покровский: главное - обучить людей тому, как не заразиться ВИЧ-инфекцией и объяснить, что они подвергаются риску заражения
Глава "Деметра-Холдинга": российское зерно надо продавать напрямую
Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок