Посол РФ в Париже: рассчитываем, что деэскалация на Украине создаст условия для поставки "Мистралей" России
Александр Орлов рассказал о текущей ситуации в российско-французских отношениях
Москва. 13 февраля. INTERFAX.RU - Посол России во Франции Александр Орлов рассказал в интервью специальному корреспонденту "Интерфакса" Морозовой Дарье о текущей ситуации в российско-французских отношениях в свете украинского кризиса, настроениях во французском бизнес-сообществе и перспективах отмены антироссийких санкций, а также выразил надежду на урегулирование ситуации с поставкой вертолетоносцев типа "Мистраль" России.
- Как на сегодняшний день складываются дипломатические отношения между Россией и Францией? Стали ли российско-французские отношения заложниками обострившейся ситуации на Востоке Украины?
- В последние годы отношения между Россией и Францией развивались динамично, конструктивно и приносили ощутимую пользу и России, и Франции. Это был традиционно мощный и позитивный фактор международных отношений.
Однако в последнее время из-за событий на Украине эти отношения стали заложниками ситуации в силу той солидарности, которую Франция вынуждена проявлять как член Европейского союза. Наши политические отношения фактически были заморожены, все механизмы двустороннего сотрудничества – приостановлены. Сейчас наши отношения находятся в ожидании того, что все-таки удастся найти общими усилиями решение украинского кризиса, что позволит их "разморозить" чтобы они вновь обрели свою силу и значение.
Справедливости ради должен сказать, что на самом высоком уровне между нашими президентами все эти месяцы сохранялись тесные и доверительные контакты. Владимир Владимирович Путин по приглашению Франсуа Олланда посетил Францию в июне прошлого года, присутствовал на торжествах по случаю 70-летия высадки союзников. После этого была встреча в аэропорту Внуково 6 декабря, а в последние недели они буквально еженедельно, а то и по несколько раз в неделю переговариваются по телефону.
Активно развиваются отношения с министерством иностранных дел Франции, продолжается процесс политических консультаций. Все мы работаем на то, чтобы эта абсолютно ненормальная и искусственная ситуация, которая сложилась в наших отношениях, была преодолена как можно быстрее.
- Считаете ли Вы, находясь в стране, что при принятии решений, в том числе о поддержке антироссийских санкций, на Париж оказывается давление не только со стороны Брюсселя, но и со стороны Вашингтона?
- Конечно, США пытаются оказывать на Францию определенное давление, используя для этого все свои рычаги, прежде всего экономические. Но считать, что Франция не имеет своего голоса, что эта страна – марионетка в руках США, абсолютно неверно. Это очень упрощенческий подход. Дело в том, что и французы, и другие западные европейцы находятся в определенном медиатическом пространстве, которое формирует у них мировоззрение и взгляд на ту или иную проблему. Все американские и французские газеты пишут одно и то же: все проблемы из-за России, она виновата во всем. И это, безусловно, накладывает отпечаток, в том числе, на те решения, которые принимает руководство этих стран. Но тем не менее могу сказать, что во Франции очень многие критически подходят к политике США, видят что интересы Европы и США далеко не всегда совпадают.
- Не секрет, что для урегулирования украинского кризиса идет активная работа между президентами России, Франции и Германии. Париж в этом вопросе играет не последнюю роль. Подавала ли французская сторона сигналы о наличии каких-либо ультиматумов в отношении России, которые необходимо выполнить?
- Никаких ультиматумов Франция России не предъявляла. Мы с Францией не разговариваем на языке ультиматумов, наоборот, все последние публичные выступления президента Франции Франсуа Олланда выдержаны в подчеркнуто уважительном тоне и к президенту Российской Федерации, и к России в целом. Он всегда отмечает, что Россия и Франция – это давние партнеры и друзья, и что нынешний сложный момент нужно как можно скорее преодолеть. Идет сложный поиск общих позиций с тем, чтобы решить дипломатическим путем украинский кризис. На пресс-конференции 5 февраля президент Франции прямо сказал, что мы стоим перед выбором: либо дипломатическое решение украинского кризиса, либо его дальнейшая эскалация вплоть до войны. Он даже употребил термин "тотальная война". Думаю, что здесь у нас анализ абсолютно совпадает: и на основании этого анализа Франсуа Олланд вместе с Ангелой Меркель предпринял дипломатическую инициативу, которая, как вы понимаете, была подготовлена в ходе многочисленных телефонных контактов с президентом России Владимиром Путиным.
- Есть ли данные о том, какие предложения сделала французская сторона для мирного плана Олланда-Меркель, с которым лидеры Германии и Франции на днях посетили Москву?
- Чтобы переговоры увенчались успехом необходима определенная конфиденциальность. Однако не надо быть провидцем, чтобы понять, что речь идет прежде всего, о Минских соглашениях, которые являются основой политического урегулирования кризиса на Украине.
- В СМИ появилась информация, что якобы во французском предложении содержится пункт о создании буферной зоны на юго-востоке Украины…
- Французская сторона официально не раскрывала свои переговорные позиции. Отдельные данные, которые просочились в прессу, говорят о том, что президент Франции Франсуа Олланд воспринимает наши предложения на счет определенной степени автономии Юго-востока Украины. Судя по всему, французы понимают, что без этого найти решение проблемы невозможно. Речь идет также о частичной демилитаризации этого района, отводе тяжелых вооружений, прекращении огня. В какой пропорции все эти предложения будут реализованы – это предмет переговоров ( президентов в "Нормандском формате" – ИФ), которые, я очень надеюсь, увенчаются успехом.
- Можно ли говорить о весомом личном вкладе президента Франции Франсуа Олланда в украинское урегулирование?
- Безусловно, как известно Президент Франции Франсуа Олланд с Канцрером ФРГ Ангелой Меркель выступили с инициативой добиться в ближайшее время политического урегулирования украинского кризиса. В сложившейся ситуации это абсолютно необходимо. Я думаю, что такую дипломатическую активность Франсуа Олланда мы можем только приветствовать. Это, опять таки, говорит о том, что между Франсуа Олландом и Владимиром Путиным существуют хорошие, доверительные отношения, которые позволяют предпринимать такие инициативы. Олланд при этом поставил на чашу весов свой авторитет, свою репутацию, а для политика – это всегда мужественный шаг.
- Этот шаг президента Франции Франсуа Олланда не противоречит настроениям, царящим во французском обществе?
- Нет, не противоречит. Реакция во французских политических кругах на инициативу президента скорее говорит об обратном – абсолютное большинство политиков как слева, так и справа поддержали ее. Не надо смешивать мнение центральной парижской прессы с настроениями французского общества. В целом, эти настроения гораздо более взвешенные, более конструктивные по отношению к России, чем позиции центральных парижских СМИ, которые изобилуют русофобскими статьями и измышлениями. Я общаюсь с широким кругом французов, которые представляют самые разные слои французского общества и могу сказать, что российско-французские отношения опираются на прочный фундамент взаимных симпатий.
- Подает ли Париж сигналы о том, что ситуация с антироссийскими санкциями может быть пересмотрена, и ограничительные меры отменены? Озвучивал ли Париж в официальных или неофициальных контактах критерии того, при каких условиях санкции в отношении Москвы могут быть отменены?
- Французы выступают за отмену санкций в отношении России, поскольку это наносит прямой ущерб и их экономике, поскольку для Франции Россия всегда была очень важным экономическим партнером. Отмену санкций в Париже связывают с деэскалацией напряженности вокруг Украины.
- Как введенные антироссийские санкции влияют на российские инвестиции во Франции, можно ли говорить об их сокращении? В какую сумму можно оценить масштаб ущерба от санкций в российско-французских экономических отношениях?
- Введение санкций безусловно создает негативный фон для развития инвестиционного сотрудничества, лишний раз заставляет задуматься потенциальных российских инвесторов относительно степени надежности Франции и Европы в целом в качестве экономического партнера. Сейчас общий объем российских инвестиций во Франции составляет 1,3 млрд.евро, здесь работают порядка 40 российских компаний. Только одна из них – "Уралвагонзавод" попала в санкционный список и в этой связи вынуждена сокращать свое производство во Франции.
Что касается французских предприятий, которые присутствуют в России, то все они остаются и намерены продолжать развивать свою деятельность в России, поскольку речь идет о долгосрочных проектах, в которые вложено значительное количество средств – французские инвестиции в Россию приближаются к 10 млрд долларов. Думаю, что бизнес – это те круги, которые наиболее активно выступают за скорейшее преодоление нынешнего кризиса и за отмену санкций.
Ответные меры России также нанесли определенный ущерб французскому агропромышленному сектору, люди теряют свои рабочие места – около 100 тыс рабочих мест было сокращено в результате того, что Россия отказалась от своих заказов. От нынешней ситуации страдают обе стороны и с обеих сторон высказывается горячее желание как можно скорее выйти из санкционного тупика.
- Есть шансы, что если ЕС сохранит санкции в отношении России, то Москва и Париж смогут пойти на смягчение санкционного режима на двусторонней основе?
- К сожалению, это невозможно, поскольку ни одна из стран ЕС не может выйти из санкций в одностороннем порядке. Эти решения принимались на коллективной основе, и решения об отмене санкций тоже будут носить коллективный характер.
- Считаете ли Вы, что гибель главы Total Кристофа де Маржери оказала негативное влияние на привлекательность России для крупного бизнеса и для потенциальных французских инвесторов?
- Гибель Кристофа де Маржери – это огромная утрата для всех нас. Это результат несчастного случая. Он был одним из самых активных и динамичных капитанов французского бизнеса, большим другом России, где у него осталось много друзей. Новый генеральный директор компании Total Патрик Пуаяне уже побывал в России, встречался с президентом Владимиром Владимировичем Путиным и заверил его, что компания Total будет продолжать также активно развивать отношения с нашей страной.
- В мае текущего года в России отмечается 70-летие победы, как известно, президенту Франции Франсуа Олланду уже передано приглашение на это торжество. Получали ли вы сигналы от французской стороны о его готовности приехать в Москву?
- Официальное приглашение президенту Франции Франсуа Олланду от президента России Владимира Владимировича Путина передано, оно находится сейчас на рассмотрении у президента. Я думаю, что он с удовольствием примет участие в этих торжествах, нужно посмотреть, как будет развиваться ситуация на Юго-Востоке Украины. Мы надеемся, что переговоры, которые ведутся, в том числе с участием двух президентов, позволят снять все вопросы для участия руководителя Франции в этих торжествах.
- Какова ситуация с поставкой Францией России вертолетоносцев "Мистраль", в СМИ появляется информация, что решение этого вопроса может быть достигнуто в рамках встречи президентов в "нормандском формате" в Минске в среду? Надеется ли Россия получить эти корабли?
- Поставка "Мистралей" – вопрос коммерческой сделки, которая была заключена и условия которой надо выполнять.
Но общий фон, безусловно, очень важен: президент Франции Франсуа Олланд неоднократно говорил, что условия для поставки корабля пока не сложились. Все взаимосвязано, если нам удастся пойти по пути деэскалации на Украине, думаю, что будут решаться и многие другие вопросы, в том числе и с поставкой "Мистралей".