Посол Палестины: Аббас в 2015 году может не единожды посетить Россию

Фаед Мустафа рассказал, что палестинская сторона намерена делать в случае непринятия СБ ООН резолюции о сроках создания палестинского государства

Посол Палестины: Аббас в 2015 году может не единожды посетить Россию
Посол Палестины в Москве Фаед Мустафа
Фото: Reuters

Москва. 30 декабря. INTERFAX.RU - В ближайшие дни в СБ ООН может состояться голосование по палестино-французскому проекту резолюции о сроках создания палестинского государства. В преддверие голосования посол Палестины в Москве Фаед Мустафа рассказал в интервью заместителю руководителя Редакции внешней политики "Интерфакса" Андрею Барановскому о том, что палестинская сторона намерена делать в случае непринятия этой резолюции, и каких шагов в отношении Израиля она будет ждать от мирового сообщества.

- В последнее время наблюдается активное обсуждение палестино-израильского кризиса между Россией и США, состоялась даже внеочередная встреча глав МИД двух стран Сергея Лаврова и Джона Керри по этому вопросу. Рассчитываете ли Вы, что Москва сумеет убедить Вашингтон не блокировать проект резолюции СБ ООН по Палестине?

- Палестинская проблема не является проблемой региональной, это большая международная проблема, возникшая с момента принятия Генеральной Ассамблеей ООН в 1947 году резолюции 181 о разделе Палестины на два государства. Первое было создано – это Израиль, а второе не создано до сих пор – это Палестина. И великие государства мира несут ответственность за то, чтобы найти решение этой конфронтации, и такое решение должно завершиться созданием независимого Государства Палестина со столицей Восточный Иерусалим, в рамках определенного временного ограничения. В этом суть проекта резолюции, который будет внесен палестинской стороной в Совет Безопасности и который обсуждается в эти дни.

Россия поддерживает этот проект резолюции, и ее позиция высокоморальна, принципиальна, и отличается политическим и правовым здравомыслием. Россия совместно с нами и с другими международными сторонами стремится избежать американского вето в Совете Безопасности, и мы надеемся, что всем нам удастся убедить в этом Соединенные Штаты, что поможет возродить мирный процесс.

- Допускают ли палестинские власти, что проект резолюции СБ ООН о сроках создания палестинского государства, очень вероятно, будет заблокирован США? Какие дальнейшие шаги может предпринять палестинская сторона в таком случае и в какие сроки?

- Мы продолжаем рассчитывать на успех проекта резолюции в Совете Безопасности, иначе, если этот наш шаг провалится в результате американского вето или в результате недостаточного количества требуемых голосов стран по причине американского давления на эти страны, тогда США будут нести ответственность за провал этой палестинской инициативы, и тогда мы перейдем ко второму этапу – подписанию ряда международных соглашений, среди которых Римское Соглашение и присоединение к Международному Уголовному Суду, а также присоединение Государства Палестина в качестве члена к целому ряду международных организаций.

Кроме того, будет рассмотрен новый этап палестинской стратегии, основанной на том, что будут пересмотрены отношения с Израилем, в том числе в аспектах безопасности и экономики.

- Не опасаетесь ли Вы, что после голосования в СБ ООН по проекту резолюции о создании палестинского государства, Израиль окончательно откажется от попыток мирного решения палестино-израильского кризиса?

- Израиль – это страна оккупирующая, и, очевидно, что Израиль хотел бы продлить свою оккупацию, об этом постоянно заявляют его политические деятели. Эта оккупация противоречит всем международным законам и должна быть прекращена. Израиль, в принципе, с самого начала не относился серьезно к мирному процессу.

Более 23 лет мы ведем переговоры с Израилем, и без всякого результата. Наоборот, в течение всех этих лет Израиль продолжал строить свои поселения и предпринимал меры по изоляции Иерусалима от его палестинского, арабского, исламского и христианского окружения, стремясь иудеизировать этот город. И это вновь приводит нас к вопросу ответственности мирового сообщества в том, чтобы принудить Израиль прекратить оккупацию наших палестинских земель и выполнить резолюции международной законности.

В случае отказа Израиля сделать это, международное сообщество должно наложить на Израиль санкции и блокаду, как это было сделано в отношении режима ЮАР во времена расовой дискриминации, поскольку Израиль создает подобный этому режим апартеида, если не хуже, чем режим в ЮАР тех времен.

- Готовы ли палестинцы к размену территорий с израильтянами в рамках процесса создания палестинского государства? Или границы будущего палестинского государства должны полностью совпадать с теми, которые были до 1967 года?

- Мы считаем, что решение должно быть основано на границах 1967 года, и Израиль должен признать этот принцип и принять его за основу, и после его принятия, мы можем во время детальных переговоров обсудить вопрос внесения незначительных пограничных поправок между сторонами. Палестинское руководство неоднократно заявляло о своей готовности к согласию на проведение незначительных поправок в вопросе границ между странами в небольшом процентном соотношении, при условии обмена между сторонами равноценным соотношением и равными показателями ценности и важности территорий при обмене.

- Готовы ли палестинцы предоставить Израилю гарантии безопасности его существования в рамках процесса создания собственного государства? О какого рода гарантиях, на Ваш взгляд, может идти речь?

- Как правило, гарантии безопасности требуются для защиты прав слабой стороны, а не стороны сильной. В данном случае гарантии безопасности требуются палестинской стороне, а не Израилю – государству, оснащенному «до зубов» всеми видами вооружений.

Мы видим, что многократные заявления израильского руководства о необходимости для них гарантий безопасности, не что иное, как отговорка для отказа от стремления к успеху мирного процесса, не что иное, как повод не прекращать оккупацию.

Но, несмотря на это, мы сказали израильтянам, что мы готовы в этих рамках обсуждать взаимные меры безопасности на этапе после вывода израильских войск. Мы также готовы согласиться на присутствие международных сил безопасности с третьей стороны под флагом ООН, например, в пограничных районах между двумя государствами Палестиной и Израилем для контроля за безопасностью границ на согласованный временной период. Но мы никогда не согласимся на то, чтобы на территории нашего Государства Палестина оставался хотя бы один израильский солдат.

- Какова вероятность того, что по итогам парламентских выборов в Израиле 17 марта, к власти в стране придут правые силы, которые могут еще больше ужесточить подход Израиля к урегулированию конфликта с палестинцами?

- Это возможно, но сейчас трудно предсказать результаты парламентских выборов в Израиле, ввиду неясности израильской «партийной карты», которая будет проводить эти выборы. Сейчас происходит большое движение в израильских партийных кругах, налицо расколы в существующих партиях, создаются коалиции между партиями и блоками – и все эти подвижки будут оказывать влияние на шансы соревнующихся на этих выборах, которые мы считаем внутренним делом Израиля. Но нам бы хотелось, чтобы израильский избиратель выбрал таких людей, которые смогут добиться успеха мирных переговоров и которые верят в мирное сосуществование между соседями и которые будут работать во имя существования двух государств и двух народов. Мы также надеемся, что израильские избиратели отвергнут экстремистов, которые стремятся разжечь религиозную войну между сторонами.

- Насколько вероятно, что с 1 января, когда большинство мест в конгрессе США будет принадлежать республиканцам – противникам нынешней политики администрации Обамы, Вашингтон сможет сыграть какую-нибудь позитивную роль в урегулировании палестино-израильского конфликта?

- США – это стратегический союзник Израиля и первый, кто поддерживает Израиль в полиnческой, экономической, военной и финансовой областях; США предоставляют Израилю помощь в размере $6 тысяч в минуту, то есть $8.5 млн. каждый день, и таким образом, США способны, при желании, оказать давление на Израиль. Такой шанс сейчас есть у Президента Барака Обамы: ему осталось два года на посту президента, и он не боится проиграть следующие выборы, так как у него идет второй срок президентства, и больше он не будет выдвигаться кандидатом на этот пост. Невзирая на то, имеет он большинство в Конгрессе или нет, он остается президентом, и в его руках большие полномочия и влияние, и нам хотелось бы, чтобы он их использовал для того, чтобы найти историческое решение этой конфронтации, как он обещал, когда пришел к власти в Белом Доме.

- Можно ли сказать, что посреднические усилия Джона Керри по налаживанию диалога между палестинцами и израильтянами провалились? С чем Вы связываете такое положение дел?

- До настоящего времени усилия, предпринятые Джоном Керри, не принесли желаемых результатов. Мы ценим его усилия и его многочисленные челночные поездки. Однако, кроме усилий, надо, чтобы были «и кнут, и пряник», иначе усилия бесполезны. И решение двигаться вперед в политическом процессе – в руках Израиля, от которого требуется прекратить оккупацию. Если США не намекнут Израилю, что могут прекратить свою помощь, поддержку и политическое прикрытие в отношении Израиля, то Израиль не будет подчиняться и не будет искренне участвовать в этом политическом процессе.

Джон Керри потерпел неудачу осуществить прогресс в течение 9 месяцев, во время которых возобновились переговоры, прекратившиеся в апреле нынешнего года. Но, несмотря на это, он не сдался, и мы хотели бы, чтобы он использовал новые механизмы, на которые мы ему указали для взаимодействия с Израилем, и тогда он, наверняка, добьется успеха.

- Как Вы оцениваете решение суда ЕС об исключении ХАМАС из списка террористических организаций, а также резолюции парламентов ряда европейских стран с призывами к властям своих государств признать независимость Палестины?

- Мы удовлетворены подвижками в позиции ряда европейских стран в вопросе признания независимого палестинского государства. Мы высоко ценим отношение Швеции, позиция которой стала прецедентом в этом вопросе. Мы также высоко ценим позиции парламентов ряда европейских государств, которые абсолютным большинством (а некоторые – единодушно) проголосовали за признание прав палестинского народа и создание независимого палестинского государства. На мой взгляд, это объясняется двумя причинами: во-первых, четкая палестинская позиция, четкость политического языка, которым говорит президент Махмуд Аббас и который основан на международной законности и международном праве. Вторая причина – это выраженное в той или иной форме недовольство политикой Израиля, которую не сможет больше защищать или оправдывать ни один из сторонников Израиля в мире. Это такая позиция Израиля, по причине которой он ежедневно нарушает международное право и ведет себя, как государство, стоящее выше закона. В связи с этим, мы приветствуем решение Европейского Суда исключить ХАМАС из списка террористических организаций и надеемся, что это решение подвигнет ХАМАС на прогресс на пути примирения и прекращения раскола.

- Израиль заявляет, что палестинский политик Зияд Абу Айн умер не в результате действий израильских силовиков, а в результате сердечного приступа, что подтверждается проведенным вскрытием. Как Вы можете это прокомментировать? Правда ли, что у Зияда Абу Айна и ранее были проблемы с сердцем?

- Израиль несет ответственность за гибель министра Зияда Абу Айна, поскольку это произошло перед камерами иностранных телекомпаний, которые освещали событие в прямом эфире. Результаты вскрытия его тела подтвердили, что он подвергся избиению по всему телу и был также удушен газами, примененными израильскими солдатами против мирных демонстрантов, которые находились вместе с министром Зиядом Абу Айном на мирном мероприятии для высадки оливковых деревьев – деревьев мира – на территории деревни Турмус-Айя возле Рамаллаха, которую израильтяне собирались конфисковать и украсть ее у законных владельцев этой земли – палестинцев.

Мир осудил Израиль за это преступление, и мы требуем международного расследования этого преступления, за совершение которого Израиль должен заплатить. И если ему удастся избежать этого, то такая безнаказанность даст возможность Израилю совершать новые преступления против палестинского народа.

- Можно ли ожидать ставшего уже традиционным визита Махмуда Аббаса в Россию в начале следующего года?

- Президент Махмуд Аббас испытывает большое уважение к российскому народу и его руководству. Он постоянно стремится к координации всех политических шагов с российским руководством. Президент также стремится к развитию наших двусторонних отношений с Россией во всех областях на благо обоих народов и их совместных устремлений. И, конечно, в 2015 году президент Аббас посетит, возможно, и не единожды, Россию для реализации этих целей, но сроки визитов на сегодняшний день пока не определены.

- Как Вы можете прокомментировать заявления израильской стороны о связях движения ХАМАС и боевиками Исламского государства Ирака и Леванта?

- Между Израилем и ИГИЛ есть общее в их стремлении к созданию религиозного государства; ИГИЛ стремится создать исламское государство в регионе, и Израиль хочет создать еврейское государство. Методы и средства достижения этих целей у них также похожи.

Я считаю, что Израиль доволен существованием ИГИЛ, поскольку эта опасность отвлекает силы арабских стран и всего мира от центральной проблемы региона – израильской оккупации палестинских и арабских земель и, таким образом, Израиль заинтересован в том, чтобы подталкивать и направлять внимание всех на проблему ИГИЛ.

- Не могли бы Вы подробней рассказать о визите Саиба Эреката в Москву, состоявшемся в начале этой недели. Каковы были его цели и результаты?

- Визит Саиба Эреката в Москву - уже третий в этом году, и в этом же году президент Махмуд Аббас дважды посещал Москву и сам принимал в Рамаллахе целый ряд представителей наших российских друзей; последним из таких посещений был визит в конце прошлой недели специального представителя министра иностранных дел России по ближневосточному урегулированию, директора Департамента Ближнего Востока и Северной Африки МИД России господина Вершинина.

Во время своего недавнего визита господин Саиб Эрекат встретился с министром иностранных дел России господином Лавровым, с его заместителями и его помощниками. Стержнем их бесед был проект палестинской резолюции в Совете Безопасности ООН, которую поддерживает Россия. В рамках исторических отношений дружбы между нашими странами, мы хотим координировать все политические шаги и на этапе после голосования этой резолюции, вне зависимости от того, успешно или нет пройдет голосование. Мы хотим обсуждать с нашими друзьями в России все возможные сценарии на будущем этапе. Вот как прошел визит, и мы довольны его итогами, довольны такой координацией на высоком уровне между нашими странами и между руководством обеих сторон.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений