Андрей Бочкарев: снижения объемов строительства в Москве не планируется

Руководитель департамента строительства столицы рассказал о том, повлияет ли на дальнейшие планы застройки города кризисная ситуация в экономике

Андрей Бочкарев: снижения объемов строительства в Москве не планируется
Андрей Бочкарев: снижения объемов строительства в Москве не планируется
Фото: пресс-служба департамента строительства Москвы

Москва. 26 декабря. INTERFAX.RU - За последние несколько лет в Москве развернулось масштабное строительство, темпы и объемы которого с каждым годом все возрастают.

О том, какие объекты построены в Москве в 2014 году, повлияет ли на дальнейшие планы застройки города кризисная ситуация в экономике и о планах по проведению регулярных экскурсий на столичные стройки рассказал корреспонденту "Интерфакса" Наталье Дмитрак руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев.

- Андрей Юрьевич, давайте начнем наше интервью с подведения итогов прошедшего 2014 года…

- Пока это могут быть только предварительные итоги. Год еще продолжается: по многим объектам ведутся последние приготовления, сбор документов. То есть они построены, но формально еще не введены в эксплуатацию. Разрешения на ввод будут выдаваться до самого конца года, то есть до 31 числа.

- Много таких объектов?

- Много. Пара - тройка десятков.

- Какие основные объекты из уже построенных в этом году появились в столице за этот год?

- В этом году было построено много объектов. Удачно завершается год в области дорожного строительства: на сегодняшний день суммарно введено в эксплуатацию уже около 80 километров новых и реконструированных дорог. Это много для Москвы. Для сравнения, в 2010 году мы сдавали 19 километров дорог, в 2011 году – 56 километров.

Это и большие развязки, в частности на пересечении МКАД с Волгоградкой, эстакада развязки на пересечении Новорязанского шоссе с ул. генерала Кузнецова ул. маршала Полубоярова; эстакада на Варшавском шоссе в районе метро "Улица Академика Янгеля". Завершаем работы по реконструкции развязки на пересечении Мичуринского проспекта с МКАД - по эстакадам направленных съездов уже пущено движение. Движение по ряду эстакад было открыто на Дмитровском шоссе, сейчас на пересечении с МКАД завершается строительство двух тоннелей. Движение по ним планируется открыть в 2015 году. Практически от МКАД до границ города по Дмитровке организовано бессветофорное движение.

Завершена реконструкция Можайского шоссе, открыты после реконструкции путепровод и построена самая длинная в городе эстакада от ул. Толбухина до ул. Петра Алексеева. Открыто движение по двум путепроводам через МКАД на дублерах Можайского шоссе, по двум эстакадам направленных съездов с МКАД. Почти полностью завершены работы на левоповоротной эстакаде съезда с внутренней стороны МКАД в область. Работы на территории со стороны области будут завершены в 2015 году.

Буквально на днях был сдан участок от Фестивальной улицы до Бусиновской развязки и развязка на пересечении с Фестивальной улицей. Фактически, это часть большой платной дороги Москва - Петербург, которая позволит организовать высокоскоростное автомобильное сообщение между Москвой, аэропортом "Шереметьево", Зеленоградом и близлежащими городами Подмосковья. Это очень важный объект: я думаю, он повлияет и на разгрузку Ленинградского шоссе.

Кроме того, в этом году мы приступили к масштабным работам на Калужском шоссе, в следующем году они развернутся в полную силу. После реконструкции ширина проезжей части Калужского шоссе будет достигать четырех - пяти полос движения в каждом направлении. Также предстоит построить три моста через реку Сосенка.

В интенсивном режиме идет строительство Северо-Западной хорды. Для ликвидации отставания по графику из-за расторжения контракта с НПО "Космос", генеральный подрядчик ОАО "Мостотрест" силами новых субподрядных организаций выполняет перекладку инженерных коммуникаций на улице Народного ополчения, устройство конструкций тоннеля. В домах рядом со стройкой производится замена окон на шумозащитные.

Работы по строительству тоннеля винчестерного типа на пересечении улицы Берзарина и улицы Народного Ополчения мы планируем завершить во втором квартале 2016 года.

- Как идет строительство социальных объектов?

- В этом году мы сдали важные объекты спорта. В частности Гребной канал - очень важный объект, мы его очень быстро построили к Чемпионату мира по гребле на байдарках и каноэ.

Закончена реконструкция музыкальной школы Танеева - это был очень сложный объект, он является памятником архитектуры, поэтому необходимо было пройти ряд процедур, которые занимают больше времени, чем само строительство. Завершены работы в трех из четырех корпусах школы имени Гнесиных, в детской школе искусств им. Стравинского. Построена музыкальная школа имени Калинникова. Таким образом, за год мы запустили четыре музыкальные школы.

Закончен и первый этап реконструкции Московского зоопарка, в следующем году мы планируем полностью завершить реконструкцию.

Жилье сдаем в необходимом количестве, детские сады, школы и другие социальные объекты. В основном все объекты готовы, ведется, как я уже говорил, документальное оформление. Это длительная процедура. Даже когда объект фактически построен, но документация не оформлена, разрешение на его ввод не выдается.

- А сколько времени требуется для оформления документов на каждый объект?

- Полгода. Но мы делаем быстрее, раз в десять.

- Как идет реализация программы строительства метрополитена?

- У нас реализуется колоссальная программа по строительству метро. В настоящее время идет строительство 39 новых станций. Только в этом году было проложено более 28 километров тоннелей, были открыты две станции: "Спартак" Таганско-Краснопресненской линии и "Тропарево" Сокольнической линии, также завершаем работу на станциях "Саларьево", "Румянцево" и "Котельники". Они уже практически готовы.

Сроки ввода станций могут сдвигаться на несколько недель, но мы понимаем, что строительство метро - это большая программа. Нам удается многие объекты сдавать досрочно, поэтому я думаю, в 2015 году мы все доделаем.

- Какие станции планируется открыть в ближайшее время?

- В следующем году мы планируем открыть восемь станций метро: это "Румянцево" и "Саларьево" на Сокольнической линии, работы на которых завершаются.

Фактически уже построена и в начале следующего года откроется станция "Котельники" на Таганско-Краснопресненской линии. Сейчас здесь идут пуско-наладочные работы.

Три новые станции откроются и на Люблинско-Дмитровской линии: это "Петровско-Разумовская", "Бутырская" и "Фонвизинская". Планируем в следующем году ввести станции "Технопарк" и "Ховрино" Замоскворецкой линии.

- Как раз некоторое время назад на пресс-конференции Вы рассказывали, что планируется ввести систему автоматизации процесса. Как она показала себя в работе? Будет ли где-то еще внедряться такая система?

- Система автоматизации процесса - достаточно сложная система контроля всех процессов жизнедеятельности метрополитена. Мы занимались отработкой этих систем два или три месяца.

Подобная или более усовершенствованная система будет внедряться и на других линиях. Мы как раз работаем над тем, чтобы перевести другие станции метро на новые технологии, будем постепенно внедрять эту систему вместе с коллегами из метрополитена.

- А по срокам вы все успеете сделать, или будут задержки?

- Мы все успеваем. На строительство станций отводится в среднем пять лет, а мы их строим за два года. Поэтому мы идем в графике.

Необходимо также понимать, что проблема не только в том, чтобы построить станцию, а еще и в том, чтобы запустить движение. Это трудоемкий процесс, который занимает много времени и включает в себя синхронизацию систем, сигналов и других важных элементов. К примеру, после строительства станции "Тропарево" мы почти три месяца занимались ее обкаткой и проводили пуско-наладочные работы.

- Как идет реконструкция путепроводов на Малом кольце Московской железной дороги?

- Это тоже очень важные объекты: в августе мы завершили работы на Можайском путепроводе. Закончены работы и на Ленинградском путепроводе - он открыт в минувший четверг. Ведем работы на Коптевском и Звенигородском, Сусоколовский и Богородский путепроводы находятся в проектировании. К реконструкции еще двух путепроводов - Волоколамских автодорожного и трамвайного – мы приступим уже в январе.

- Когда будет сдан Алабяно-Балтийский тоннель?

- Там все готово, ведутся пуско-наладочные работы и оформление документации. В целом объект готов для запуска, и я думаю, что уже в январе мы запустим движение по обоим направлениям, а работы по благоустройству закончим летом.

Хочу напомнить, что в одном направлении он уже год как работает, при движении с ул. Алабяна на Большую Академическую. То есть стоит вопрос второй очереди запуска, в противоположном направлении.

- Расскажите, пожалуйста, про реконструкцию вылетных магистралей.

- В этом году завершаются работы по реконструкции Можайского шоссе, шоссе Энтузиастов, основные работы на Рязанском проспекте, там остается только разворотная эстакада. Немного затянулась реконструкция Щелковского шоссе, в следующем году мы ее завершим. Ранее были закончены работы на Варшавском, Каширском, Ярославском и Ленинградском шоссе, трассе Балаклавский проспект - Рублевское шоссе. Таким образом, реконструкция девяти вылетных магистралей практически завершена.

Сейчас приступили к производству работ второго этапа на Волгоградском проспекте и на Волоколамском шоссе, на участке от МКАД до Канала имени Москвы, который нужен для транспортного обслуживания стадиона "Открытие Арена".

Для реконструкции остальных вылетных магистралей необходимо провести анализ, чтобы выяснить, в какие сроки и в каком объеме их нужно реконструировать с учетом ведущегося в городе масштабного строительства новых линий метро.

- А как идет строительство транспортно-пересадочных узлов?

- Строительство транспортно-пересадочных узлов – это отдельная программа, она сейчас разворачивается по всем направлениям.

В настоящее время определены более 250 транспортно-пересадочных узлов. Возможно, что в следующем году мы уже приступим к строительству некоторых ТПУ.

Часть из них придется строить в рамках городского заказа, часть - на средства инвесторов. Но даже на объектах, на которые удастся привлечь инвесторов, отдельные работы, связанные с инфраструктурой пересадки пассажиров с одного вида транспорта на другой, будут выполнены за счет средств городского бюджета.

Каждый ТПУ - крупный уникальный объект, один не похож на другой. На территории их строительства попадаются участки, находящиеся в использовании или в собственности у разных структур. Поэтому в каждом отдельном случае потребуется индивидуальный подход и отдельная проработка схемы финансирования.

- Представители столичных властей заявляли о том, что необходимо при строительстве жилых кварталов использовать индивидуальный облик жилых домов. Ведется ли такая работа?

- Да, на Базовской улице мы построили целый квартал площадью более 150 тыс. кв. метров. Недавно он был удостоен международной премии "Рекорды рынка недвижимости - 2014" в номинации "Новостройки Москвы номер 1". Это те же самые панельные дома, которые строились раньше, но здесь применены интересные цветовые решения.

Такая работа будет проводиться в городе и в дальнейшем, особенно при осуществлении массовой застройки. В первую очередь стоит задача перед Москомархитектурой – разработать стандарты таких проектов.

- А будут ли корректироваться планы на следующий год в связи с экономическим кризисом?

- Мы пока никаких коррективов не вносим и в полном объеме планируем выполнить все намеченные программы по строительству метро и дорог, детских садов и школ, спортивных объектов и объектов здравоохранения, и многих других.

В частности объем финансирования строительства объектов метрополитена в 2014 году составляет более 130 миллиардов рублей, в следующие три года (2015-2017 гг.) ежегодное финансирование будет составлять порядка 150 миллиардов рублей. На дорожное строительство в 2015 году выделяется 80 миллиардов рублей, планируется построить 83 километра дорог, 23 искусственных сооружения, 20 пешеходных переходов.

В связи с изменением курса рубля, снижения объемов строительства не планируется, так как при строительстве объектов в основном используются отечественные материалы и технологии.

- Какие основные объекты планируются к строительству в следующем году?

- В 2015 году планируется завершить строительство участка Четвертого транспортного кольца от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе, который станет частью Северо-Восточной хорды. Адресной инвестиционной программой предусмотрено продление Четвертого транспортного кольца до МКАД, до района Вешняки. Протяженность участка составит более 12 километров, появится шесть эстакад общей длиной 3,6 километра, а также три подземных пешеходных перехода.

Будет продолжена работа по реконструкции развязок на МКАД. В следующем году мы продолжим работы по реконструкции развязок на пересечении МКАД с Дмитровским шоссе, с Ленинским проспектом, с Каширским шоссе и Рязанским проспектом.

Планируем также приступить к реконструкции развязки на пересечении МКАД с Профсоюзной улицей.

Кроме того, в следующем году мы приступим к реализации таких крупных дорожных проектов как строительство развязки, соединяющей два района Москвы - Западное и Восточное Бирюлево. Недавно были подведены итоги конкурса на поиск подрядчика.

Начнутся работы по строительству Южной рокады – участок от Балаклавского проспекта до Пролетарского проспекта, в ближайшее время по объекту будут объявлены конкурсные процедуры.

Согласно утвержденной АИП, в 2015 году планируется ввести в эксплуатацию девять футбольных полей, два физкультурно-оздоровительных комплекса, один из которых – специализированный, для людей с ограниченными возможностями. Кроме того, будет построен спорткомплекс с бассейнами и тренажерным залом на Гребном канале. Еще в городе появятся пять ВМХ-велодромов и школа ушу - пристройка к существующему зданию ГБОУ "Центр спорта образования "МЭШ" Москомспорта на Херсонской улице.

Что касается учреждений культуры, в 2015 году планируется открытие после реконструкции театра "Геликон-опера" под руководством Дмитрия Бертмана, открытие нового здания театра под руководством Олега Табакова, завершение реконструкции четвертого корпуса музыкальной школы им. Гнесиных и музейного комплекса "История танка Т-34". Завершится и реконструкция Московского зоопарка.

- А как обстоит дело со строительством Третьего пересадочного контура метро?

- Мы в следующем году разворачиваем работы фактически на всех основных станциях Третьего пересадочного контура (ТПК). Полностью завершить строительство нового кольца планируется в 2020 году. На ТПК разместится 28 станций, а общая протяженность линий составит более 58 километров.

Запланировано 18 пересечений со станциями метро, два пересечения с Малым кольцом Московской железной дороги и семь пересечений с радиальными направлениями железных дорог.

Контур станет вторым кольцом метро, и свяжет между собой удаленные районы города. Его ввод позволит разгрузить центральные станции метро примерно на 25%, а также обеспечит альтернативные маршруты.

В настоящее время ведется строительство первого участка Третьего пересадочного контура, который включает в себя шесть станций: "Нижняя Масловка", "Петровский парк", "Ходынское поле", "Хорошевская", "Шелепиха" и "Деловой центр". Открыть первый участок планируется в 2016-2017 годах. Далее новые участки будут вводиться ежегодно. Полностью замкнуть кольцо планируется в 2020 году.

- Опять же, в связи с кризисом сейчас пошло очень много новостей о том, что мигранты массово покидают Россию, ну или собираются покидать Россию. Поскольку известен факт, что на московских стройках они в основном работают…

- Слово "мигрант" - неправильное. Мигрант - это человек, который приехал в страну и пытается найти гражданство. А человек, который работает в стране - это иностранный рабочий. Это очень важный термин.

Так вот, 80% иностранной рабочей силы в Москве заняты в сфере обслуживания, и только 20% из них работают в строительстве.

На городских стройках иностранная рабочая сила составляет не более 10 - 15% от всей численности наших рабочих. Основной костяк - это москвичи, которые составляют порядка 30 процентов. Остальные - это приезжие из регионов России - жители Уфы, Мордовии, Кировской области, Вологодской и так далее. Мы по всей стране собираем людей, и они работают здесь вахтовым методом.

Поэтому мы вообще никак не ощущаем оттока, и даже не переживаем по этому поводу, если честно. К тому же иностранные рабочие заняты, как правило, на каких-то вспомогательных работах.

Также хочу отметить, что у нас за 2014 год заявок от работающих по городскому заказу строительных компаний заявок на привлечение иностранной силы вообще не поступало.

- Почему так медленно ведется программа сноса ветхих пятиэтажек?

- Почему медленно? Она ведется по плану. Просто планы скорректировались, потому что инвестиционные компании, которые должны этим заниматься, своих обязательств к 2008 году не выполнили и сорвали программу сноса. Город вынужден был взять эти обязательства на себя.

Для сноса жилых домов необходим вынос инженерных коммуникаций, которые ведут к существующей застройке, не подлежащей сносу. Основное время уходит на проектирование и выполнение физических работ по выносу или перекладке этих коммуникаций (теплосеть, газопровод, водопровод, сети ТВ и радио, телефонизация).

При расселении также встречаются ситуации, когда отдельные граждане предъявляют завышенные требования по предоставлению жилья, и Департаменту жилищной политики приходится решать вопросы переселения в судебном порядке, что также занимает немало времени.

До конца реализации программа сноса, которая стартовала в 1999 году, осталось демонтировать 227 пятиэтажек (по состоянию на 26.12.2014) первого периода индустриального домостроения. Основной объем сноса планируется завершить в 2016 году. Программа сноса полностью завершена в Центральном, Южном и Зеленоградском административных округах.

- Теперь какие сроки получаются?

- Мы в 2016 году должны будем завершить весь снос. Осталось 220 домов, к 2016 году все завершим. Поэтому снос идет теми темпами, которыми он может выполняться. Самые простые площадки были выполнены в предыдущие годы. Остались самые сложные, которые требуют переселений, строительства других объектов и так далее. Город выполнит все обязательства в полном объеме.

- Насколько мне известно, недавно была проведена экскурсия на одну из строек для обычных жителей города. Будут ли такие экскурсии проводиться в дальнейшем?

- Мы только начинаем такую историю. На этой неделе успешно прошла пробная экскурсия, мы показали жителям строительство станции метро "Рассказовка". Экскурсанты оставили много положительных отзывов. Мы будем и дальше приглашать людей на экскурсии, показывать, как мы строим разные объекты.

Но это не будут массовые экскурсии: мы будем отбирать самых активных граждан. Например, тех, кто будет участвовать в работе проекта "Активный гражданин". Это граждане, которые интересуются жизнью города, которые смогут рассказать другим, что они видели, что такое стройка, какие усилия прилагаются для того, чтобы решить проблемы города. Это очень важно, я считаю.

Когда в 2013 году мы обсуждали бюджет с депутатами Мосгордумы, то показали им, как строятся станции метро. Они походили, посмотрели - говорят, ну, теперь нам понятно. То есть озвучиваются суммы, которые инвестируются в строительство метро, очень трудно себе представить, какие это будут объемы строительства. А когда зайдешь на площадку и посмотришь, как ведется строительство, какие там масштабы, просто голова начинает болеть - понимаешь, насколько это все серьезно. Даже на наших коллег из других департаментов, а это опытные люди, производит впечатление эта колоссальная работа.

- А на какие еще объекты будут проводиться экскурсии?

- У нас утвержден примерный список объектов: это станции метро "Шелепиха" и "Ходынское поле" Третьего пересадочного контура, станция глубокого заложения "Петровско-Разумовская". Планируем показать жителям, как идет реконструкция главного объекта Чемпионата мира по футболу 2018 года – Большой спортивной арены "Лужники", рассказать о преображении Московского зоопарка. И возможно, по просьбе жителей добавим ряд еще интересных объектов.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений