"Глобальный финансовый кризис может препятствовать выполнению обязательств стран-доноров, в том числе России"

Постоянный координатор системы ООН в РФ Марко Борсотти в интервью "Интерфаксу" пояснил приоритетные направления развития Организации и последствиях финансового кризиса для сотрудничетсва ООН и России

"Глобальный финансовый кризис может препятствовать выполнению обязательств стран-доноров, в том числе России"
"Глобальный финансовый кризис может препятствовать выполнению обязательств стран-доноров, в том числе России"
Фото: Reuters

Москва. 24 октября. INTERFAX.RU - 24 октября во всем мире отмечается День ООН. Для РФ эта дата "круглая" вдвойне – одновременно исполняется 60 лет присутствию Организации Объединенных Наций в России. Постоянный координатор системы ООН в РФ Марко Борсотти рассказал в интервью корреспонденту "Интерфакса" Тимуру Хурсандову о приоритетах деятельности Объединенных Наций в России, последствиях финансового кризиса для этого сотрудничества и перспективах совместной работы.

Г-н Борсотти, в этом году отмечается 60-летие присутствия ООН в России. Каковы на сегодняшний день приоритеты Организации в РФ? Сколько сотрудников ООН на данный момент работает в России?

24 октября отмечается День Организации Объединенных Наций. В этот день мы также отмечаем 60-летие присутствия ООН в России. Вскоре после создания ООН в 1945 г. с целью защиты и продвижения общечеловеческих ценностей и развития международного сотрудничества стало понятно, что миссия организации требует разъяснения. Для этого Генеральной Ассамблеей была создана сеть информационных центров: одним из первых в 1948 г. открылся Информационный центр ООН в Москве.

В России ООН играет заметную роль с начала 90-х гг., в определенной мере помогая стране пережить непростой переходный период для общества и экономики. Сегодня в Российской Федерации работает около 20 учреждений, фондов и других структур ООН, которые насчитывают около пятисот сотрудников. Я уверен, что Россия будет продолжать двигаться по пути реформ, и учреждения ООН смогут оказать в этом поддержку. Содействие в выполнении Приоритетных национальных проектов и усилиям страны по решению демографических проблем остаются приоритетами ООН в России. В этом году мы также уделяем особое внимание таким важным вопросам международной и национальной повестки дня как права инвалидов и развитие Арктики.

Мы с радостью восприняли подписание Россией в сентябре этого года Конвенции ООН о правах инвалидов, основной посыл которой в том, что необходимо не только предоставлять инвалидам необходимую помощь и социальные льготы, но и относиться к ним как к равным членам общества, обеспечивая их интеграцию путем соблюдения их прав. Для продвижения этих принципов и привлечения внимания российского донорского сообщества мы учредили в рамках конкурса Форума Доноров "Корпоративный донор России 2008" новую номинацию за лучший проект по содействию людям с ограниченными возможностями. Сейчас мы также готовим в сотрудничестве с видными российским экспертами новое исследование в области возможностей для образования и трудоустройства инвалидов, которое. Как мы надеемся, будет полезным инструментом при разработке стратегии и конкретных мер по внедрению Конвенции.

Не планируется ли в обозримом будущем визит в Россию Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна?

Насколько нам известно, в ближайшее время такой визит не планируется. Генеральный секретарь впервые посетил Россию в апреле этого года. Это был очень насыщенный и продуктивный трехдневный визит, в ходе которого он встретился с президентом Путиным и избранным президентом Медведевым, министром иностранных дел, представителями Думы, религиозными лидерами, выступил перед студентами Московского государственного университета. Он также принял участие в презентации российской сети Глобального договора ООН на встрече с 30 руководителями крупнейших российских компаний. Добавлю, что Генеральный секретарь и его супруга являются поклонниками творчества Льва Толстого и, я думаю, хотели бы вновь посетить Россию, чтобы побывать в музее Ясная Поляна.

Следит ли ООН за развитием гражданского общества в России, деятельностью неправительственных организаций? Ведется ли мониторинг ситуации с правами человека в РФ и каково, по Вашему мнению, положение дел в этой сфере?

Поддерживая инициативы в области реформ и развития, что как я уже говорил, является нашей главной задачей в России, ООН тесно сотрудничает с рядом партнеров, включая гражданское общество и НПО. Фактически многие наши проекты осуществляются с участием НПО в качестве исполнительных партнеров. Благодаря такому сотрудничеству с начала 1990-х гг. ряд российских НПО более твердо "встали на ноги". Не являются исключением и НПО, работающие в области защиты прав человека. И сейчас многие учреждения ООН продолжают работать с НПО в таком формате или на основе предоставления грантов.

В области прав человека офис Старшего советника по правам человека Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) в России поддерживает инициативы правительства по укреплению законности, борьбе с нетерпимостью и дискриминацией, распространению информации о международных механизмах в области прав человека. УВКПЧ не имеет прямого мандата по мониторингу ситуации в области прав человека в России, но тесно сотрудничает с аппаратом Уполномоченного по правам человека в России и региональными омбудсменами, а также профильными ведомствами по выявлению и решению проблем в этой области.

Каковы основные проекты, которые реализует ООН в сотрудничестве с правительством РФ в области прав человека? Планируются ли в ближайшее время какие-либо инициативы в этой области?

УВКЧП и правительство России подписали соглашение "Концептуальные рамки сотрудничества Управления Верховного комиссара ООН по правам человека с Российской Федерацией на 2007 год и последующий период", которое было одобрено Министерством иностранных дел России и Верховным комиссаром ООН по правам человека в августе 2007 г. Этот документ определяет сферы сотрудничества, от которых я говорил выше. Я уже упоминал подписание Россией Конвенции ООН о правах инвалидов – мы будем вести совместную работу в направлении ее ратификации. Кроме этого мы поддерживаем проекты, касающиеся прав людей, живущих с ВИЧ, малочисленных коренных народов и др. Новая интересная инициатива при участии ведущих университетов России – разработка магистерской программы в области прав человека. В этом году мы проводим кампанию, посвященную 60-ой годовщине принятия Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г. Запланированы мероприятия в рамках фестиваля фильмов о правах человека "Сталкер", дискуссия о положении заключенных с представителями федеральных властей, Общественной палаты, Аппарата Уполномоченного по правам человека, правозащитных организаций.

Как известно, в последние годы ООН была вынуждена сократить свое присутствие в северокавказских республиках РФ. Какое место занимает сейчас в деятельности ООН работа в этом регионе, в частности – с беженцами и перемещенными лицами? Не планирует ли Организация вновь расширить свое присутствие на российском Северном Кавказе?

В связи с изменением ситуации на Северном Кавказе, начиная с 2006 г., ООН постепенно переходит от гуманитарной деятельности к содействию социально-экономическому развитию в регионе. Например, Всемирная продовольственная программа, крупнейшее учреждение ООН по оказанию гуманитарной помощи, планирует свернуть деятельность на Северном Кавказе к концу 2008 г. Я уверен, что ВПП оставит хорошую память в регионе, ведь за прошедшие восемь лет работы распределено 175 тыс. тонн продовольствия уязвимым группам населения Чечни и Ингушетии. Теперь ВПП рассчитывает и на дальнейшую поддержку России, которая уже вносит вклад в программы ВПП, в деле оказания продовольственной помощи другим странам мира.

Другие учреждения ООН, включая Программу развития ООН, Всемирную организацию здравоохранения, ЮНИСЕФ, Управление ООН по делам беженцев, участвуют в укреплении и развитии потенциала государственных и общественных структур, других партнеров на местном уровне в области развития бизнеса, здравоохранения, образования и защиты прав внутренне перемещенных лиц и беженцев. В данном случае мы говорим скорее о качественной, чем о количественной помощи, что и определяет рамки присутствия ООН в регионе.

Сейчас в мире наблюдается самый серьезный финансовый кризис за много лет. Насколько его последствия коснулись ООН? Как вы думаете, не повлечет ли он сокращение взносов, в том числе со стороны России, на цели развития?

В последние годы Россия вновь стала страной-донором. Мы приветствуем намерение правительства России удвоить объем помощи на развитие с уровня 2007 г. (210 млн. долл. США). На мероприятии высокого уровня по Целям развития тысячелетия, состоявшемся в сентябре в Нью-Йорке, Россия взяла на себя обязательство предоставить содействие международной программе "Образование для всех"; Россия также предоставила 40 млн. долл. США Глобальному фонду по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией, финансирует другие программы ООН.

В нынешней ситуации, согласно прогнозам МВФ, рост мирового ВВП замедлится на 2%, снизятся объемы инвестиций, при этом уже сейчас сокращаются объемы международной помощи. Поэтому для нас основная проблема в том, что глобальный финансовый кризис может препятствовать выполнению обязательств стран-доноров, в том числе России, в особенно сложный для бедного населения мира период. Понятно, что вкупе с высокими ценами на продовольствие и колебанием цен на энергоносители, текущий экономический спад ставит под угрозу уже достигнутых результатов в области сокращения бедности и содействия развитию миллионов людей. В связи с тем, что экономический рост и помощь являются основными факторами в этом процессе, уменьшаются шансы достижения ЦРТ к 2015 г. ООН собирается соответственно адаптировать свою стратегию и призывает станы-доноры приложить все усилия для достижения запланированных показателей по объемам помощи в развитии, так как мы не можем допустить дальнейшего роста неравенства в нашем взаимосвязанном мире.

В этом контексте особенно важно обеспечить прозрачность, эффективность и координацию предоставления помощи. ООН готова поделиться опытом и знаниями, необходимыми для создания соответствующих национальных механизмов.

Демографическая ситуация в России продолжает ухудшаться. Каким Вы видите выход из сложившейся ситуации, и как ООН может поспособствовать России в решении данной проблемы?

В последнее время много говорится о серьезности демографического кризиса в России. Приведу всего один факт: на протяжении сорока лет рождаемость в России не обеспечивает уровень простого воспроизводства. Правительство России сделало правильный шаг, назвав эту проблему национальным приоритетом. Оно разработало концепцию долгосрочной демографической политики и приняло ряд решительных мер, которые уже принесли определенные результаты.

Конечно, простых решений этой проблемы не существует. Обладая возможностью привлечения экспертов высокого уровня, а также международного опыта в этой области, ООН, на мой взгляд, способна оказать правительству России существенную помощь. Так, в этом году мы выпустили аналитический доклад "Демографическая политика в России: от размышлений к действию", который подготовлен коллективом известных российских экспертов. В докладе представлен обзор различных аспектов демографической проблемы и конкретные рекомендации по осуществлению демографической политики правительства. Они касаются помощи молодым семьям в приобретении жилья, обеспечения гибкого графика работы для женщин, дошкольных учреждений, повышения размера минимальной заработной платы, необходимости сбалансированной миграционной политики и др. И, наконец, немаловажно, чтобы, как выразился один российский эксперт, у людей развивалось "самосохранительное поведение".

Мы планируем еще более подробно осветить эту проблему в рамках национального Доклада о развитии человеческого потенциала 2008 г. – комплексного аналитического издания, регулярно издаваемого Программой развития ООН. Он будет включать более подробный анализ всего спектра демографических проблем и их истоков через призму развития человеческого потенциала, т.е. возможности для каждого человека реализовать свой потенциал.

С учетом глобального потепления все больше внимания международного сообщества уделяется проблемам Арктики, что не в последнюю очередь обусловлено конкуренцией за энергоносители на арктическом шельфе. Какой вклад в решение проблем региона вносит Арктическая инициатива ООН? Есть ли уже какие-либо конкретные результаты этой программы?

Вы правы, сегодня Арктика привлекает все больше внимания по экономическим причинам, а также потому, что там наиболее сильно и быстро сказываются последствии изменения климата, и это в полной мере относится к российской Арктике. Разносторонние последствия глобального потепления влияют на наличие питьевой воды и систем канализации, количество наводнений, лесных пожаров и ураганов, а также рост береговой эрозии. Глобальное потепление приводит к изменению флоры и фауны. Сильнее всего оно отразиться на жизни коренных народов Севера. Одно из основных ожидаемых последствий глобального потепления климата – изменение санитарно-гигиенической и санитарно-эпизоотической ситуации в российской Арктике. Именно поэтому Арктическая инициатива ООН инициировала дискуссию о влиянии глобальных климатических изменений на здоровье населения в российской Арктике в форме международного совещания экспертов, представителей соответствующих министерств и регионов России, которая состоялась в Москве в мае 2008 г. Итоги встречи представлены в рекомендациях, которые распространялись среди тех, кого мы называем людьми, принимающими решения, а также в форме публикации, подготовленной российскими экспертами.

Среди проектов ПРООН – сохранение биоразнообразия на Таймыре и в Республике Коми; ЮНЕСКО продолжает оказывать поддержку образовательному сектору, сохранению уникальной культуры коренных народов; Информационный центр ООН принял участие в Кочующем северном кинофестивале "Север встречает Север" в августе этого года.

Еще один важный аспект – сотрудничество с частным сектором в области развития государственно-частных партнерств, так как освоение северных территорий привело к возникновению крупнейших промышленных комплексов в мире. Мы установили конструктивные отношения с рядом заинтересованных регионов, включая Ханты-Мансийский автономный округ - Югра и Мурманскую область. Я несколько раз был в Ханты-Мансийске, и есть намеренье, чтобы этот регион был для ООН пилотным по продвижению социальной ответственности бизнеса.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений