Павел Бетсис: Microsoft будет развиваться вместе с вектором импортозамещения в России
Президент Microsoft Russia рассказал, как компания будет развивать свой бизнес в условиях курса страны на импортозамещение и реагировать на изменения в регулировании рынка
Москва. 14 октября. INTERFAX.RU - С 1 июля у российского Microsoft - новый глава. Павел Бетсис сменил на посту президента российского подразделения Николая Прянишникова, который стал вице-президентом по развитию бизнеса Microsoft в Центральной и Восточной Европе.
Павел Бетсис ранее был главой по бизнес-стратегиям Microsoft в Центральной и Восточной Европе. Он начал свою карьеру в канадском представительстве IBM в 1985 году. Затем занимал управляющие посты в североамериканских и европейских компаниях, специализирующихся на производстве оборудования, программного обеспечения и сервисов. Помимо этого, в течение 6 лет Бетсис возглавлял венчурные фонды, специализирующиеся на технологическом секторе. В течение 4 лет, до прихода в Microsoft он занимал должность вице-президента и генерального директора Cisco System в России и СНГ.
Свое первое интервью в новой должности Павел Бетсис дал "Интерфаксу" на форуме "Открытые инновации", который начался во вторник в Москве. Глава российского Microsoft рассказал, как компания будет развивать свой бизнес в условиях курса страны на импортозамещение и реагировать на изменения в регулировании рынка.
- Павел, каковы ваши первые впечатления от работы в Microsoft? Какие задачи вы для себя ставите?
- Первое мое впечатление - компания большая и сложная, безусловно, глобальный лидер с точки зрения инноваций и особенно в стратегическом направлении - облачных технологиях. У меня есть опыт работы как в России, так и за рубежом, мне есть с чем сравнивать. С первых месяцев работы в российском офисе Microsoft стало очевидно, что здесь собрались высококвалифицированные специалисты. Я был приятно удивлен, насколько компетентна команда, которая умеет креативить и находить решения даже в самых сложных ситуациях.
Что касается целей, то, на мой взгляд, нам нужно перемоделировать бизнес как можно ближе к актуальным приоритетам развития IT-отрасли и экономического развития страны в целом. Я уверен, что наша команда сможет перестроиться на этот курс.
Могу еще добавить, что одной из задач для себя я вижу формирование нового подхода в области продаж решений компании для бизнеса. Он будет базироваться, прежде всего, на очень глубоком понимании бизнес-целей заказчика, для реализации которых мы сможем предложить оптимальные решения и передовые технологии. Это как раз то, что обычно называют business value selling.
- Какими вы видите основные тенденции развития софтверного рынка?
- На наш взгляд, трендом ближайших лет будет возможность использования единого сервиса с разных устройств, как для работы, так и для жизни. А для этого необходимо как разнообразие устройств, так и кросс-платформенность сервисов. Поэтому компания фокусируется на двух основных направлениях - мобильные решения и облачные технологии. Самые интересные решения включают в себя и то, и другое. С точки зрения мобильности фокус будет на том, чтобы использовать все доступные услуги на любом устройстве, в любое время в любом месте на базе облачной системы.
-Как вы оцениваете идею импортозамещения в российской софтверной индустрии?
- Тема острая и сейчас на слуху. Мы, безусловно, внимательно за ней следим, задаем вопросы и обсуждаем. Если смотреть на проблему широко, то любая страна выбирает для себя приоритетные отрасли, на которых фокусирует внимание. Во многих странах IT является одной из таких приоритетных отраслей. Поэтому мы оцениваем инициативу импортозамещения, как индикатор того, что российское государство готово уделять IT больше внимания и тратить на него серьезные средства.
Конечно, государство заинтересовано в том, чтобы отрасль развивалась сбалансировано, развивались локальные разработчики софта. Мы всегда поддерживали, поддерживаем и будем поддерживать развитие локальной IT-индустрии. Это один из главных факторов повышения эффективности труда в общеэкономическом смысле, роста экономики. Мы прекрасно понимаем, что чем быстрее развивается отрасль, в которой мы работаем, тем лучше для всех игроков рынка.
- Как реализация импортозамещения может повлиять на бизнес Microsoft в России?
- Есть много мнений о том, что такое импортозамещение, как оно должно протекать, сколько времени займет, сложный это процесс или нет, какие направления софтверной индустрии затронет раньше или позже. Мы согласны с мнением отрасли, которое было не раз озвучено. Это сложный процесс, состоящий из многих частей. Сколько времени он займет? От официальных лиц мы слышали о 5-7 и более годах.
В этот переходный период важно не попасть в технологический вакуум, когда еще не успели создать то, что намечено, но уже перестали пользоваться тем, что достаточно долго и уверенно существует на рынке. Сразу возникает вопрос, а чем пользоваться, как не попасть в этот вакуум? Поэтому рационально продолжить использовать хорошо зарекомендовавшие себя отечественные и международные продукты, прошедшие проверку на требования безопасности. Так, например, Microsoft дает возможность уполномоченным российским государственным органам убедиться в отсутствии "потайных дверей" в наших продуктах, предоставляя доступ к исходному коду. Однако это не означает, что госорганы тем самым получают доступ к частным данным пользователя или его контенту. На сегодня уже сертифицировано более 60 продуктов Microsoft, в том числе Windows 8.
- С импортозамещением тесно связан кадровый вопрос. Как вы оцениваете потребность российской индустрии софта в специалистах?
- Процесс импортозамещения действительно сложный и зависит от многих факторов, включая наличие квалифицированных кадров для реализации заявленных амбициозных целей. Цифра, которую я, например, слышал, - необходим хотя бы миллион квалифицированных разработчиков. Сегодня, насколько я знаю, в России около 350 тыс. таких специалистов.
Мы можем позитивно повлиять на процесс, помочь в развитии отрасли - поделиться своим опытом. Нами создана "образовательная лестница" - преемственность программ, которые позволяют заинтересовать IT-профессиями еще на школьной скамье и развить навыки в студенческие годы. Есть фокус на поддержку стартапов – посевной фонд, который работает с различными площадками. В том числе со Сколково и ФРИИ. Тем самым мы готовим для отрасли полноценных IT-специалистов, которых затем будем готовы поддержать на этапе становления их стартапов, если они выберут этот путь.
- Еще одна горячая тема – новый закон о персональных данных, предусматривающий обработку и хранение данных россиян на территории страны. Считаете ли вы это проблемой для Microsoft?
-Вокруг закона "О персональных данных" достаточно много разговоров. Есть много мнений о том, что, когда и как будет применяться, как будет интерпретироваться. Не исключаю, что когда закон вступит в силу, он создаст некоторые ограничения для использования публичных "облаков". Однако это не означает, что "облака" у нас в стране не будут развиваться.
Дело в том, что "облако" – это уже не просто тренд развития IT-индустрии, а технологический перелом. Многие даже сравнивают появление облачной модели потребления IT с созданием интернета или персонального компьютера. Это феноменальный момент в отрасли, который позволяет изменить схему потребления IT-услуг.
Это уже достаточно большой рынок, который растет в России семимильными шагами. По данным IDC, в 2013 году он вырос на 70%, до $350 млн, что для услуг уже достаточно большая величина. По прогнозам экспертов, в ближайшие несколько лет рынок продолжит расти в диапазоне 27% в год.
- Что планирует предпринять Microsoft?
- Мы с облачными услугами работаем достаточно долго, добились определенных результатов и считаем себя лидерами на этом рынке.
С технологической точки зрения у нас есть достаточная гибкость, чтобы создавать различные облачные решения. Речь идет о частных облаках, где, кстати, персональные данные находятся на серверах заказчика; гибридных облачных решениях, когда часть информации находится на локальных серверах (это могут быть и персональные данные), а часть – в "облаке".
Кроме того, есть возможность использовать хостинговые решения, созданные локальными партнерами на базе наших продуктов. В этом случае персональные данные могут находиться на серверах такого российского партнера – соответственно в России. Один из наших партнеров - "Ростелеком".
Также существуют сценарии использования публичных "облаков", при которых не задействованы персональные данные. Например, платформа для анализа массивов данных дает большой простор научным открытиям и развитию наукоемких отраслей. Открытие генома человека было невозможно без использования "облака". При этом персональные данные в этом процессе не задействовались.
В любом случае мы будем реагировать на изменения ситуации. На данном этапе наш фокус в большей степени - на развитии частных "облаков" и работе с партнерами-хостерами.
- Кроме программных решений компания выпускает собственные мобильные устройства. Какие у Microsoft планы по развитию этого направления?
- В этой области стратегия Microsoft направлена на партнерство с другими производителями для использования на их устройствах наших платформ и решений. В то же время, мы купили подразделение Devices & Services компании Nokia, которое сейчас интегрируется в Microsoft. Это дает нам возможность предлагать на рынке собственную линейку смартфонов.
У нас также есть своя линейка планшетов. Однако они существуют не столько для того, чтобы конкурировать с девайсами других производителей, сколько для того, чтобы задавать планку технологического развития планшетов. Чтобы был своего рода top-level ориентир.