Майя Ломидзе: на туристическом рынке выживут сильнейшие и крупнейшие туроператоры

Исполнительный директор АТОР рассказала об итогах сложного для туристического бизнеса сезона и о перспективах отрасли

Майя Ломидзе: на туристическом рынке выживут сильнейшие и крупнейшие туроператоры
Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.
Фото: "Интерфакс"

Москва. 3 сентября. INTERFAX.RU - Уходящий летний сезон оказался настоящей проверкой на прочность для всех игроков туристического бизнеса. Упал спрос на заграничные путешествия, приостановили деятельность сразу несколько туроператоров, а рынок еще не стабилизировался. Эксперты прогнозируют, что и в зимнем сезоне положение в отрасли останется сложным, уже сейчас есть данные, что спрос по всем выездным направлениям снизится на 50%. Об итогах сезона и перспективах отрасли порталу "Интерфакс-Туризм" рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.

- Какие направления в этом сезоне были наиболее востребованными, а на каких туристический поток снизился?

- Самыми востребованными направлениями оказались безвизовые страны, стоимость туров в которые исчислялась в долларах. Так, прирост на турецком направлении до августа составил 15%. Также выросли Египет, Арабские Эмираты. Практически по всем европейским странам было падение. Исключение составляет только Кипр, там был прирост. А Греция, Болгария, Хорватия, Испания, Италия, Франция показали падение. Во Франции турпоток снизился наполовину. Оговорюсь, что мы ведем речь только о сегменте организованного туризма. Потому что данные консульств и министерств туризма ряда европейских стран показывают прирост, и понятно, что это прирост за счет самостоятельных туристов. А в сегменте организованного туризма произошло совершенно явное снижение.

Кроме того, что у нас было объективное снижение за счет падающего рынка, дополнительным отягчающим обстоятельством этого сезона стала сохраняющаяся жесточайшая конкуренция. В совокупности это и привело к тому, что мы и наблюдали: многие компании просто сошли с дистанции из-за того, что были не в состоянии выдержать одновременно и конкуренцию, и снижение спроса.

- Как на туристический поток повлияли колебания курса рубля и события на Украине?

- Конечно, внешнеполитическая ситуация сыграла свою роль в снижении туристического потока. Но кроме внешнеполитических событий были регулярные сообщения Минфина и Минэкономразвития о том, что у нас рецессия, падение доходности. И бизнес на себе это вполне ощутил. То, что происходило с курсом рубля весной этого года, в ключевой момент, когда люди принимают решение, куда ехать, привело к тому, что провалились программы раннего бронирования. Хотя начались они в конце января просто "на ура": все потирали руки и ожидали очень хорошего сезона. Но как только начались колебания курса, спрос тоже стал волнообразным.

Безусловно, девальвация рубля сказалась на выездных потоках. В то же время на внутрироссийских потоках цены на туры оказались конкурентоспособными. Плюс еще рекомендации силовикам не ездить за рубеж, а все они поехали отдыхать в родные пенаты, в основном, в Краснодарский край. И внутренний рынок вырос на 25%. Это колоссальный рост, такого у нас никогда не было.

- А насколько востребованным оказался отдых в Крыму?

- За счет самостоятельных туристов, возможно, и был прирост. По официальным данным, в этом году в Крыму отдохнули 2,5 млн человек. В прошлом году было 1,5 млн. В этом плане прирост, конечно, есть. Но в сегменте организованного туризма Крым также провалился - минус 40% по сравнению с прошлым годом. И связано это с отсутствием железнодорожных перевозок и дороговизной авиабилетов.

- Этот сезон ознаменовался еще и приостановкой деятельности сразу нескольких туроператоров. Продолжится ли этот процесс в новом сезоне?

- Рынок еще не до конца зачистился. Сейчас проблемы испытывают туристические агентства. Потому что после 2 августа, когда внезапно прекратили полеты "Оренбургские авиалинии" и это спровоцировало уход целого ряда операторов, очень резко упали текущие продажи. Безусловно, снизилось доверие потребителей, и это произошло в разгар высокого сезона. Это очень сильно ударило по финансовому положению многих участников рынка.

Сейчас мы буквально каждый день получаем звонки от туристов, которые сообщают, что агентства, где они покупали тур, закрылось, а деньги операторам не перечислены. Один из последних случаев - "Лайм Трэвел". В результате - ни тура, ни денег. Тут у нас потребитель совершенно не защищен.

Череда банкротств, которая произошла в августе, будет способствовать дальнейшему естественному отбору.

- А каковы прогнозы на зимний сезон?

- Только в конце сентября можно будет примерно понять, что будет происходить с продажами на зимний сезон, но, по предварительным оценкам наших аналитиков, в целом по всем выездным направлениям будет падение на 50%.

Конечно, будут какие-то исключения, будут популярные горнолыжные направления: на данный момент, например, неплохо продаются туры в Финляндию. Есть, что продавать, и многие туроператоры сориентировались и стали предлагать такие программы, которые помогут выжить агентствам в сложный период.

Конечно, сейчас есть кризис доверия, кризис самой отрасли, кризис в законодательной сфере. Но в результате выживут сильнейшие и крупнейшие компании. В долгосрочной перспективе то, что происходит сейчас, будет способствовать улучшению ситуации.

Интервью

Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений
Основатель ГК "Монополия": пока у нас "средневековый" рынок, регулирующий себя смертями и возрождением