Посол ЕС в России:​ отзыв санкций возможен после стабилизации на востоке Украины

Вигаудас Ушацкас заявил "Интерфаксу", что Евросоюз не хотел бы идти дальше в вопросе введения новых санкций против России

Посол ЕС в России:​ отзыв санкций возможен после стабилизации на востоке Украины
Посол ЕС в России:​ отзыв санкций возможен после стабилизации на востоке Украины
Фото: пресс-служба представительства ЕС в РФ

Москва. 16 августа. INTERFAX.RU - Посол Евросоюза в России Вигаудас Ушацкас в интервью руководителю внешнеполитической редакции "Интерфакса" Ольге Головановой назвал условия для отзыва санкций Евросоюза против России, рассказал о подготовке к встрече Путин - Баррозу - Порошенко по Украине, а также заявил о готовности ЕС отчасти снять озабоченности Москвы в связи с подписанным соглашением между Киевом и ЕС об ассоциации.

Господин посол, накануне стало известно о телефонном разговоре президента России Владимира Путина и председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу. По его итогам появилась информации о возможной встрече российского лидера, господина Баррозу и президента Украины Петра Порошенко. Когда и где такая встреча может пройти?

ЕС всегда выступал за то, чтобы конфликт в Украине и вокруг нее решался политическим путем, и, конечно, диалог является неотъемлемой частью этого, особенно на самом высоком уровне. Между президентом Баррозу и президентом Путиным было достигнуто понимание о такой трехсторонней встрече между Баррозу, Путиным и Порошенко с целью обсуждения двух главных тем: вопросов, которые могут появиться при реализации соглашения между ЕС и Украиной об ассоциации и всего круга вопросов, связанных с газовым аспектом, то есть поставка газа на Украину, цены и транзит в ЕС.

Конечно, предстоит обсудить и другие вопросы, связанные с безопасностью, деэскалацией ситуации в Восточной Украине в целом.

Трудно сейчас сказать, когда и где состоится такая встреча. Очевидно, что ее нужно подготовить в рабочем порядке.

29 августа состоится встреча комиссара Гюнтера Эттингера и главы Минэнерго РФ Александра Новака, во время которой будут обсуждаться вопросы энергетики. 12 сентября в Брюсселе состоится встреча по торговле с участием министра экономического развития и торговли РФ Алексея Улюкаева, министра иностранных дел Украины Павла Климкина, комиссара по торговле Карла де Гюхта. Эти контакты подготовят содержательную часть будущей трехсторонней встречи.

Позвольте затронуть актуальную тему, связанную с гуманитарной помощью, которую Россия хотела бы предоставить востоку Украины. В чем ЕС подозревает гуманитарный конвой?

Очевидно, что в связи с самым последним развитием ситуации на Украине у украинцев появилась боязнь, что под эгидой гуманитарной помощи может произойти военная интервенция. Чтобы рассеять эти опасения, нужны транспарентность и соответствие международной практике. Предоставлять гуманитарную помощь нужно на основе международного гуманитарного права, при четком согласии руководства Украины и при понимании, что Международный комитет Красного Креста становится распределителем этой помощи.

Я надеюсь, что такая помощь будет предоставлена в соответствии с достигнутыми договоренностями. Я положительно оцениваю это, потому что этот жест может стать позитивным поворотным моментом, когда Украина и Россия могли бы совместно решать гуманитарные проблемы.

Мы в ЕС разделяем глубокую озабоченность гуманитарной ситуацией на востоке Украины, где из-за военных действий боевиков ситуация глубоко ухудшается. Мы видим это и по числу людей, которые перемещаются внутри Украины и в Россию. ЕС выделил на этой неделе 2,5 млн евро плюс к тому, что было предоставлено в феврале для помощи пострадавшим от конфликта.

Будет ли ЕС вводить новые санкции против России?

Куда же дальше идти в вопросе санкции? Мы не хотели бы идти дальше и вводить новые санкции, и мы надеемся, что, во-первых, в ближайшие дни Россия покажет свое уважение государственности Украины и приверженность международному гуманитарному праву и будет предоставлять гуманитарную помощь в соответствии с международными нормами. И, во-вторых, рассчитываем, что то, что накануне сказал президент Путин о том, что Россия будет делать все от нее зависящее для скорейшего прекращения конфликта на Украине, выльется в конкретные действия со стороны России.

Предвидите ли Вы ситуацию, при которой ЕС может отозвать действующие санкции раньше установленного срока?

Конечно, это возможно. Санкции не являются самоцелью.

Когда будут очевидные результаты в вопросе стабилизации ситуации в Восточной Украине, конечно, ЕС будет готов рассматривать вопрос отзыва санкций, хотя отчасти причиной их введения, которая останется фактором, является нелегальная аннексия Крыма.

Господин посол, недавно в одной из газет появилась информация о том, что ЕС отговаривает страны Латинской Америки увеличивать свой экспорт в Россию после указа президента Путина об ограничении импорта из стран, применивших санкции к России, в частности, из ЕС. Так ли это?

Мы ведем разговоры со всеми нашими торговыми партнерами по всем вопросам, которые представляют обоюдный интерес, и мы объясняем обстоятельства, по которым были введены санкции со стороны России в адрес ЕС. Конечно, с нашей точки зрения, ущерб в этом случае наносится не только российскому потребителю, но и в целом репутации России как надежного партнера.

Если такие меры принимаются в отношении самого главного торгового партнера, от которого зависит благополучие казны и людей, то очевидно, что такие же санкции могут быть предприняты и к другим странам.

Я уверен, что европейские компании, особенно в адрес которых уже принимались или чаще всего принимаются барьеры, уже адаптировались к непрогнозируемой ситуации на рынке в России или к действиям, которые предпринимаются Россельхознадзором.

На какой стадии в Брюсселе сейчас находится обсуждение вопроса о предъявлении иска к России в ВТО?

Такой вопрос обсуждается в контексте потенциального ущерба, с которым могут столкнуться европейские производители или фермеры, но в данный момент определенного решения еще нет. Но мы готовы и будем защищать интересы европейских предпринимателей, используя все возможные юридические инструменты.

Неделю назад активно поднималась тема о возможном закрытии неба над Россией для воздушных судов ЕС, как Вы воспринимаете такие намеки?

Это несерьезные и неответственные угрозы, которые бы имели последствия. Есть межгосударственные и коммерческие соглашения. Мы от такого ответственного партнера, как Россия, ожидаем, что те договоренности, которые были давно достигнуты и предусматривалось, что с 1 января этого года транссибирских налогов не будет, будут выполняться.

Давайте не будем угрожать закрытием неба, а последуем примерам нашего сотрудничества в космосе, где мы помогаем друг другу и работаем совместно, как это продемонстрировала недавняя стыковка космических кораблей в 17.25 мск во вторник. Я говорю о европейской космической станции, которая полетела к МКС, доставила груз и пищу.

Украина приняла закон, который разрешает ей ввести запрет на транзит газа по своей территории для "Газпрома". Они признают, что создается угроза транзита газа на территорию ЕС и предлагают европейским компаниям закупать газ на границе Россия-Украина. Еврокомиссар по энергетике уже заявил, что этот вопрос требует обсуждения в трехстороннем формате, поскольку потребует пересмотра контрактов. Но в целом, как ЕС относится к такому предложению – готовы ли страны ЕС нести ответственность за транзит газа по украинской территории?

В жизни возможны разные формулы торговли. Наш комиссар Эттингер после разговора с украинскими и российскими коллегами подчеркнул, что любое предложение замены действующего порядка должно быть детально разработано и обсуждено. В это время важно, чтобы поток газа продолжался без перебоев. Вопросы и цены, и транзита будут обсуждаться 29 августа на встрече Новака и Эттингера.

Уважая наших общих соседей, важно, чтобы на Украине была точность и порядок, чтобы украинцы полностью выполняли свои обязательства. Мы все должны уважать обязательства, которые приняли: Россия - поставлять газ, Украина - обеспечивать транзит без перебоев, ЕС - платить по контракту.

На фоне угроз Украины ограничить транзит российского газа через ее территорию в Европу, не кажется ли Вам целесообразным дать зеленый свет "Южному потоку", который бы устранил политические риски возможных ограничений по поставкам газа в Европу? Тем более, что в Болгарии произошла смена подрядчика.

"Южный поток" этой зимой проблемы не решит. Мы заинтересованы диверсифицировать потоки энергоресурсов на европейский рынок. Каждый проект, в том числе и "Южный поток", должен соответствовать тем нормативным актам, которые приняли все страны – члены ЕС, в том числе те, которые выразили заинтересованность и намерение и даже начали некоторые шаги по реализации "Южного потока". Для этого и создана специальная рабочая группа между ЕС и Россией, которая уполномочена со стороны ЕС странами, которые участвуют в "Южном потоке", определить вопросы и дать ответы на них.

Россия неоднократно указывала на потенциальные риски для своих товарных рынков от подписания соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС в экономической сфере. Как идут переговоры с Россией по этому вопросу? Можете ли Вы гарантировать, что соглашение не вступит в силу до устранения всех этих рисков?

Мы подходим к этому вопросу с прагматической точки зрения, признавая традиционные связи, которые развиты между Россией и Украиной, с одной стороны. С другой стороны, мы также исходим из того, что договор между ЕС и Украиной подписан, он будет выполняться. Мы понимаем, что есть некоторые озабоченности возможными рисками при выполнении этого договора, и мы думаем, что некоторые риски, о которых говорилось уже на многочисленных двусторонних и трехсторонних консультациях, такие, как риски по техническому регулированию, по таможенным вопросам, по стандартам – их можно обсудить, чтобы традиционные индустриальные связи между Украиной и Россией не пострадали.

Очевидно, что страх перед тем, что после подписания договора об ассоциации между Украиной и Россией европейские товары хлынут на российский рынок, не имеет оснований. При работе такой строгой таможни и Россельхознадзора российские представители определяют, какой товар украинский, а какой европейский.

Если поднимается вопрос о том, что мы живем согласно рыночным условиям, и Украина уменьшит тариф для продукции европейского производства, что, конечно, может составить конкуренцию другой продукции, так это является частью свободного рынка.

Тренд Украины по торговле сейчас меняется, больше продается продукции в других странах, чем в России. Мы готовы обсудить – такие консультации уже ведутся – каким образом мы могли бы уменьшить риски или найти какие-то механизмы, которые бы помогли поддержать традиционные связи между Россией и Украиной в промышленности и торговле в ходе реализации договора об ассоциации и свободной торговле между Украиной и ЕС, который послужит модернизации хозяйства и экономики Украины, что является основным фактором для благополучия страны и для того, чтобы и у Украины, и у ЕС, и у России был партнер, с которым можно было бы вести торговлю.

Все ли уже согласились с тем, что Россия перестанет применять в отношении Украины режим зоны свободной торговли?

Есть проект документа, который подготовлен правительством России. К сожалению, Россия уже приняла решение в отношении Молдавии по поводу введения режима наибольшего благоприятствования вместо свободной торговли. В отношении Украины также уже представлено постановление с перечислением товаров, которое, конечно, негативно повлияло бы на торговые отношения между Украиной и Россией. Мы надеемся, что такой документе не будет приниматься и не станет еще одним раздражителем в торгово-экономических отношениях между Россией и Украиной.

Спасибо Вам за интервью.

Спасибо Вам. Я хотел бы завершить следующей фразой: кажется, что мы - Россия и ЕС – находимся сейчас на перекрестке. Мы можем выбрать разные направления или идти по общей стезе, которая бы вела к стабилизации ситуации на Украине.

Интервью

Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений
Основатель ГК "Монополия": пока у нас "средневековый" рынок, регулирующий себя смертями и возрождением