Денис Юсков: конкурировать с голландскими конькобежцами сможем лет через десять

Чемпион мира по конькобежному спорту на дистанции 1500 м рассказал о том, какую пользу принесла ему неудача на Олимпиаде в Сочи, и оценил уровень конькобежного спорта в России.

Денис Юсков: конкурировать с голландскими конькобежцами сможем лет через десять
Чемпион мира по конькобежному спорту на дистанции 1500 м Денис Юсков.
Фото из личного архива

Москва. 8 июля. INTERFAX.RU - Чемпион мира по конькобежному спорту на дистанции 1500 м россиянин Денис Юсков в интервью корреспонденту "Интерфакса" Владимиру Нардину рассказал о том, какую пользу принесла ему неудача на Олимпиаде в Сочи. Кроме того, он оценил уровень конькобежного спорта в России и дал прогноз, когда отечественные спортсмены могут оказать конкуренцию голландцам, выигравшим на коньках в Сочи почти все, что можно было выиграть.

- Чем вы сейчас занимаетесь, Денис?

- Тренируемся. Уже начали подготовку к следующему сезону, в Испании прошел первый сбор, там мы по традиции много занимались на велосипеде, делали силовые упражнения. Хотелось и поплавать, но это практически не удавалось. Любые полдня или день отдыха, которые обычно бывают раз в четыре дня, ты пытаешься максимально себя восстановить для того, чтобы ты потом максимально эффективно поработать. Разве что на досках покатался - и то на следующий день все мышцы заболели на ногах, но было очень круто (смеется).

Следующий сбор - в Польше, здесь уже включаются серьезные ролики. В прошлом году на этом же месте я достаточно серьезно разбился на роликах, это произошло в последний день сбора, на последней тренировке. Мне оставался один круг, и я на скорости 45 километров в час полетел кувырком, было очень неприятно.

- Представляю, о чем вы подумали в тот момент. Ведь рисковали остаться за бортом Олимпиады в Сочи!

- Да нет, особо испугаться не успел. Я понимал, что в принципе, ничего серьезного не произошло. Если бы был перелом, я бы его почувствовал. А поскольку такие симптомы отсутствовали, в тот момент о Сочи даже не переживал. Да, было много ссадин, кусочек кожи пальца оторвался, но ссадины быстро заживают, да и благодаря врачам быстро вернулся в норму. Единственное, о чем подумал, когда меня, раненого, везли на нашу спортивную базу, "почему именно я, почему это происходит именно со мной?", немного обидно было.

- В настоящее время испытываете нехватку мотивации в связи с тем, что предстоящий сезон не будет олимпийским?

- С мотивацией нет проблем. Я мотивирован на олимпийские игры. Да и подготовка наша сейчас строится через призму четырехлетнего цикла, а не сезона одного. Каждый сезон будет преследовать свои цели. Сейчас мы делаем много работы несколько иной направленности. В прошлый сезон было много интенсивной работы, сейчас мы больше уходим в объемы - для того, чтобы ближе к каким-то важным событиям все это трансформировалось.

- После Олимпиады в Сочи прошло уже несколько месяцев. Появился ли у вас дополнительный анализ вашего выступления там?

- К своему выступлению на полуторке вопросов нет - быстрее в тот день я не мог бежать. Звучало много мнений от разных людей - болельщиков, экспертов - о том, что мне, возможно, не стоило бежать дистанцию 1000 метров. Тем не менее, я опираюсь всегда больше на свое мнение и, конечно же, тренера. В тот момент между забегами на 1000 и 1500 м. было три дня. Я считаю, что все сделал правильно, на 1000 м. Бегал хорошо, всех наших спринтеров обогнал.

- Понимаю ваше состояние в тот момент, когда осознали, что на дистанции 1500 м вы оказались в шаге от пьедестала.

- Сначала я не понял, что произошло, все чувства волнами шли. Все будто смешалось. Сейчас уже совершенно спокойно воспринимаю этот результат, и понимаю, что все это неспроста. Не знаю, даже если бы я выиграл "золото" - а в Сочи я ехал только за "золотом", - я бы мог потом расслабиться и вообще задуматься, а стоит ли вообще продолжать выступления. Хотя и другая медаль могла принести какое-то удовлетворение. Все-таки шанс выступить и победить на олимпийских играх, которые проходят раз в четыре года, дается не каждому.

- Доводилось слышать мнение о том, что побеждать в предолимпийский сезон - а вы в 2013 году стали чемпионом мира - нецелесообразно. Надо, мол, беречь эмоции к главным стартам четырехлетия.

- Я не думаю, что я должен был себя как-то скрывать и сдерживать. Нужно в голове иметь четкое представление, как эти эмоции расходовать, что-то показывать выше того, что ты обычно показываешь. Это нужно, безусловно.

- О чем вы думали перед выстрелами стартового пистолета на Олимпиаде в Сочи? Например, возникали ли мысли, типа, "Ох, не подвести бы публику!" Или вы концентрируетесь настолько, что ни на кого не обращаете внимания?

- Честно говоря, работа со зрителем - достаточно серьезная штука, которой нужно учиться. Конечно, никто не спорит, что поддержка - это очень круто. Но как раз те мысли, о которых вы сказали, могут все сломать, не дать тебе показать то, к чему ты готовился все эти четыре года.

Как правило, мы выступаем на пустых стадионах. Только в Голландии есть возможность как-то адаптироваться к ажиотажу, потому что там собирается полный стадион, но это раз-два в год. Когда ты попадаешь на олимпийские игры, особенно дома, все становится совсем иначе. Когда начинаешь ехать, естественно, с трибун раздается колоссальная поддержка, гул, все звуковые волны проходят через тебя.

Бывают различные реакции - ком к горлу подкатывает, потряхивает; многое я повидал, по-разному готовился. Но мне кажется, я в себе нашел оптимальные методы.

Я общался с нашим психологом Светой (Гранковской - ИФ), говорил на эту тему, она похвалила меня, сказала, что я молодец, могу сам с этим справиться.

- То есть, ее услугами перед Сочи-2014 не пользовались?

- Мы с ней не часто общаемся. Когда она к нам пришла работать, мы проходили тесты и договорились о том, что если у меня будут какие-то проблемы, то я всегда могу к ней обратиться. Пока таких встреч не планируем. А есть спортсмены, которые нуждаются в том, чтобы их подводили в какое-то состояние, с помощью каких-то штучек, типа "представь что-то". Причем это реально работает.

- Может быть, голландские конькобежцы, триумфально выступившие в Сочи, как раз и пользуются подобными услугами?

- Не знаю. По поводу того, кто с ними работает, не в курсе.

- Насколько реально в обозримом будущем конкурировать с голландцами?

- Если отбросить оптимизм, я думаю, лет 10 нам надо, чтобы выросло новое поколение на этих крытых стадионах, которые у нас построили. Три штуки - в Коломне, в Крылатском и на Урале. В последние годы на Урале наблюдается спад. Меньше стало новых талантов - раньше их там больше появлялось, ребят, претендующих на высокие места. Как, например, Ольга Фаткулина (серебряный призер ОИ-2014 года на 500 м, чемпионка мира-2013 на 1000 м – ИФ), которую можно назвать звездой мирового масштаба.

- Можно ли сказать, что уровень конькобежного спорта в России в целом все же растет?

- Развивается потихонечку. И вообще средний уровень команды, я думаю, вырос серьезно. Конькобежный спорт в России стал профессиональнее, как минимум на уровне национальной команды.

- В чем это выражается?

- Да во всем! В том, что сборы у нас проходят в различных местах. Не скажу, что это очень крутые места в плане того, что затраты с финансовой стороны, нет. Плюс по персоналу никаких вопросов - есть массажист, доктор, его помощник. То есть мы ни в чем не нуждаемся. Все есть, чтобы тренироваться и перерывах отдыхать.

- Связано ли отставание от голландцев с менталитетом?

- Да нет, не думаю. Отстаем мы потому, что в какой-то момент у нас случился провал, прежде всего, в тренерской базе. Не было людей, которые могли массово готовить и правильно учить кататься. Ну, и конечно, непопулярность этого вида спорта в России сказывается.

- Вы, я слышал, попали в конькобежный спорт случайно, подумав, что пришли в футбольную секцию. Поняв, где оказались, не захотели оттуда рвануть?

- Такого желания не было. Мы все играли в футбол, а со временем добавлялись какие-то упражнения. Я прозанимался там год и мы просто бегали-прыгали, играли в салки, делали эстафеты. Все эти активности проходили в спортзале. Летом нас отправляли в лагеря, санатории, в дома отдыха, где новые ребята, спортсмены, тренировались. Там даже первые дискотеки были (улыбается). Я думаю, из-за этого остался. Да еще и тренер сказал моей маме, что я одаренный ребенок. Хотя, мне казалось, что невозможно, определить в человеке, который в первый раз встает на коньки или ролики, талантлив он или. Для меня это было хорошей мотивацией. Плюс мне льстило то, что я считался одаренным мальчиком.

- Некоторым небезопасно в этом признаваться. Моментально снижают к себе требования.

- Со мной подобное было где-то в юности. Не в том плане, что я считал себя крутым, а просто я чувствовал свое превосходство, и это чувство мне очень нравилось. Сейчас я совсем спокойно к этому отношусь. Конечно, иногда я слышу, что кто-то может, сказать, мол, красиво едешь. Но такие вещи я стараюсь пропускать мимо ушей.

Знаю, что у меня нормально получается, но на этом внимание не заостряю… Круче эмоции бывают, когда ты стартуешь на дорожке или на тренировках работаешь через силу и показываешь результат. Казалось бы, что тут такого, но определенное удовольствие присутствует.

- Какой целью вы были одержимы, когда намеревались попасть в футбольную секцию?

- Просто хотел быть футболистом. Это была скорее промежуточная цель. В детстве я не думал о славе какой-то. Мне просто нравилось бегать и играть в мяч. Я был обычным ребенком. И кстати, с мечтой стать футболистом я попрощался совсем недавно. Вот в 21 год я понял, что футболистом не стану. Осознал, что футболом нужно интенсивно заниматься с детства, когда у тебя готовы все мышцы. А в таком возрасте у меня уже все сформировано под коньки. Играть в футбол на высоком уровне уже не могу, а вот повредить себе ногу, например, - запросто. В общем, сделал вывод, с мечтой попрощался и сказал себе: все, хватит, ты должен кататься на коньках.

- Сильно расстроились?

- Нет. В то время, пока я об этом мечтал, все время если не сожалел, то меня это внутри коробило. Когда же я попрощался с мечтой, отпустил ситуацию и расслабился (улыбается).

- Кем вы себя видите после окончания спортивной карьеры?

- Кем угодно могу быть. Но, наверное, вижу себя где-то рядом со спортом. Возможно, конькобежный спорт, а может и спорт в целом. Очень хочу принести какую-то пользу. Я бы хотел развивать спорт, потому что понимаю, что спорт - очень важен для страны, для будущих поколений. И это не преувеличение. Людей нужно знакомить со спортом, вовлекать различными путями. Некоторые не могут сделать даже элементарную зарядку.

- Что вам дал спорт помимо медалей и здоровья?

- Мне кажется - правильное развитие. В спорте детишки становятся самостоятельными, учатся что-то делать, а не сидеть за компьютерами с приставками и чем-то подобным. В общем, спорт хорошо воспитывает, особенно если тебе достался правильный тренер.

- Что посоветовали бы тем, кто приходит в конькобежный спорт?

- Заниматься спортом в удовольствие. Ни в коем случае не делать это для кого-то. Если у человека правильная мотивация, цель, то он обязательно покорит самые высокие вершины.

Заслуженный мастер спорта России Денис Юсков является чемпионом мира 2013 года в забеге на дистанции 1500 м. Кроме того, он бронзовый призер ЧМ-2012 года в командной гонке, бронзовый призер чемпионата мира-2014 в классическом многоборье. Д.Юсков - шестикратный чемпион России на дистанции 10 000 м (2011), 5000м (2013), 1500 м (2012, 2013), 1000м (2013) и в классическом многоборье (2014). Многократный победитель и призер этапов Кубка мира, финала Кубка мира.

Интервью

Топ-менеджер СПбМТСБ: Покупатели топлива, как оказалось, могут представлять совершенно разные весовые категории
Максим Решетников: договоренности COP29 закрепили принцип равноправного доступа стран к инфраструктуре углеродных рынков
Первый зампред ВТБ: мы в следующем году увидим "принцип Анны Карениной" в действии
Академик Покровский: главное - обучить людей тому, как не заразиться ВИЧ-инфекцией и объяснить, что они подвергаются риску заражения
Глава "Деметра-Холдинга": российское зерно надо продавать напрямую
Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием