Представитель Госдепа США: Россия заманила Грузию в ловушку
Помощник заместителя госсекретаря Дэвид Меркель рассказал "Интерфаксу" о будущем Грузии и негативной роли России в деле урегулирования конфликта на Кавказе
Москва. 9 октября. INTERFAX.RU - Помощник заместителя госсекретаря Дэвид Меркель отвечает за отношения США с Россией, Украиной, Белоруссией и Молдавией. С ним беседовал в Вашингтоне собственный корреспондент "Интерфакса" Пётр Черёмушкин.
Г-н Меркель, все-таки что сейчас происходит в российско-американских отношениях? Складывается впечатление, что они попросту заморожены, причем на неопределенное время. Думаете ли вы, что ситуация может измениться до выборов в США?
Как известно, госсекретарь США Кондолиза Райс и министр иностранных дел России Сергей Лавров недавно встретились в Нью-Йорке. Это показатель того, что контакты продолжаются. Хотя очевидно, что вторжение России в Грузию оказало влияние на наши двусторонние отношения - они, конечно, стали другими. Возможности нашего взаимодействия и координации, несомненно, изменились. Но мы ожидаем, что Россия и США будут продолжать работать вместе по таким вопросам, как Иран и Северная Корея, борьба с терроризмом и нераспространение ядерного оружия. Мы продолжим отстаивать свои интересы, работая с нашими союзниками в Европе и Азии, и одновременно работая с Россией.
В Москве часто задаются вопросом, почему США приняли грузинскую сторону в этом конфликте и не обращают внимания на позицию Абхазии и Южной Осетии? Ведь в течение последних лет и особенно после провозглашения независимости они четко и открыто говорили, что не хотят жить в одном государстве с Грузией.
Соединенные Штаты, Россия и международное сообщество никогда не признавали самопровозглашенную независимость Южной Осетии и Абхазии. Однако сейчас в нарушение плана Саркози из шести пунктов Россия, Никарагуа и ХАМАС признали их независимость. США, как и Россия, интересуются положением различных этнических групп на Южном или Северном Кавказе и всегда ясно высказывали свое отношение к судьбам этих народов. Стоит, кстати, заметить, что ранее - вплоть до вторжения в Грузию - Россия не реагировала на просьбы о признании независимости со стороны Абхазии и Южной Осетии.
США неоднократно призывали Россию выполнять свои обязательства, зафиксированные в плане Медведева-Саркози. Можете ли вы привести примеры того, чем США недовольны в отношении выполнения Россией этого плана или примеры его нарушения?
Список этих примеров длинен. Наверное, проще назвать те случаи, когда Россия выполняла положения этого плана.
Россия установила контрольно-пропускные пункты, которые разделили страну (Грузию - ИФ) пополам, и это - нарушение плана Саркози. Россия признала Южную Осетию и Абхазию через две недели после того, как она согласилась на международный механизм обсуждения положения в этих регионах. Сохраняется присутствие российских войск в Южной Осетии и Абхазии, подписано соглашение о присутствии там 3800 военнослужащих. Россия препятствует доставкам гуманитарной помощи на территорию Грузии, препятствует доступу наблюдателей в Южную Осетию, несмотря на факты насилия со стороны югоосетин и нерегулярных воинских формирований Северной Осетии. Мы призывали Россию в течение всего этого времени полностью исполнять соглашения от 12 августа и от 8 сентября. Следующая возможность для России будет 10 октября, когда она сможет предоставить возможность наблюдателям ООН исполнять свои обязанности.
Иными словами, вы считаете, что создание зон безопасности в зоне конфликта препятствует размещению международных наблюдателей в регионе?
Нигде в соглашениях не сказано, что будут применяться дополнительные меры безопасности. Уточняющие письма предлагают создание патрулей, наблюдателей. Создание зон безопасности или буферных зон, контрольно-пропускных пунктов является нарушением договоренностей.
Вы считаете это нарушением или препятствием?
Думаю, правильно было бы обрисовать ситуацию следующим образом: Россия согласилась, что в регионе к 1 октября будут размещены 200 наблюдателей от ЕС, а Россия должна вывести к 10 октября свои войска. Она должна разрешить доставку гуманитарной помощи, позволить наблюдателям ЕС и ОБСЕ войти в Южную Осетию и не должна препятствовать мониторингу ситуации с правами человека.
Итак, вы считаете, что есть проблема с доступом наблюдателей в пределы Южной Осетии и Абхазии?
По мандату ЕС, который был выработан 15 сентября, наблюдатели должны получить доступ ко всей территории Грузии. Мы считаем, что российская сторона будет препятствовать их доступу в Южную Осетию. Россия уже так поступала и, видимо, будет продолжать это делать. Но российская сторона должна признать, что это не соответствует соглашениям, которые подписал президент России. Подобное положение вещей возлагает ответственность на российскую сторону за насилие, которое происходит в пределах ее оборонительных линий.
Были слухи, что действия, предпринятые господином Саакашвили в Южной Осетии, спутали планы США в регионе. Например, были сообщения в СМИ, что США планировали использовать Грузию для военных действий в Иране. Это соответствует действительности?
Я не видел таких смехотворных сообщений. Возможно, они были в российских газетах. Знаете, как-то глупо на это отвечать. Поймите меня правильно, это просто смешно. Что произошло на самом деле? Российское вторжение в Грузию помешало Европе, США и России вместе работать над решением таких проблем, как изменение климата, распространение болезней, бедность. Это то, над чем должны работать ответственные страны в XXI веке, на чем действительно надо сосредоточиться. Но российское вторжение в Грузию, та ловушка, в которую Россия заманила Грузию, означает, что и мы, и Европа фактически имеем дело с Россией, которая действует по законам держав XIX, а не XXI века.
Грузия прошла долгий путь. От государства, которое полностью разваливалось в 2003 году - к государству с динамичной и растущей экономикой, большей открытостью, и большим процветанием для её граждан.
Кстати, в случае с российским военным вторжением в Грузию, я впервые столкнулся с планом, который предусматривал фазу наказания. До тех пор пока русские не сказали, что военная операция переходит в стадию "наказание". Это вызывает беспокойство.
Я ничего об этом не слышал.
В любом случае ясно одно: у Грузии есть будущее. Блестящее будущее. И оно будет реализовано грузинами при помощи международного сообщества. США, Европа и некоторые другие страны привержены стабильности и восстановлению этой страны. Грузинский суверенитет будет укреплен за счет международного ответа на российское вторжение.
Москва весьма обеспокоена поставками американского, а также другого, в частности, украинского оружия в Грузию. Почему США так настаивают на поставках вооружений в Грузию, в то время как там идет межэтнический конфликт? И почему США не осуждают за это Украину и другие страны?
Ранее, чтобы снять обеспокоенность российской стороны активизацией террористов в Панкисском ущелье, США вместе с Грузией начали программу "Обучи и оснасти", чтобы очистить ущелье от чеченских террористов. Это была успешная программа, которая укрепила стабильность в регионе. Грузия, понимая, насколько международный терроризм опасен для всех нас, приняла решение об участии в международных силах в Ираке, и США и другие партнеры по коалиции высоко ценят ее участие. Поэтому мы поддерживаем отношения с грузинской стороной, предусматривающие обучение и оперативную координацию, точно так же, как это происходит и с другими членами коалиции. Думаю, то, что говорит Россия, не соответствует действительности. Украина, которая имеет большие возможности производства вооружений, продает их другим странам. И я думаю, что обеспокоенность России продажей средств ПВО не имеет под собой оснований, поскольку это совершенно нормально в случае с ответственной страной с демократически избранным руководством, каковой является Грузия.
Вообще-то, это страна, у которой проблемы с национальными меньшинствами и которая находится на грани войны. И весьма рискована с точки зрения развязывания международного конфликта.
Не думаю, что продажа Украиной вооружений в Грузию внесла вклад в этот конфликт. Продажа оружия в такие страны, как Иран, является предметом обеспокоенности международного сообщества - это очевидно. Но говорить о том, что было неправильно продавать украинские средства ПВО Грузии, нельзя.
Что вы думаете о состоянии российско-украинских отношений и в целом о политической ситуации на Украине?
Мне бы хотелось, чтобы отношения между Россией и Украиной стали лучше. Точно также я бы хотел, чтобы отношения между Россией и США улучшились. Вызывает сожаление, что наши отношения находятся в таком состоянии.
Что же касается политических событий на Украине, думаю, дела бы пошли лучше, если бы граждане Украины понимали, что их руководство делает все от них зависящее для пользы украинского народа. Однако у них складывается впечатление, что политики на Украине больше озабочены своей политической выгодой в преддверии президентских выборов. Мы же в США будем работать с демократически избранным правительством в соответствии с украинской конституцией.
После августовских событий в Грузии в США было много разговоров о том, что Россия может воспользоваться возможностью и захватить Крым и Севастополь. Здесь в Вашингтоне можно было услышать, что украинское направление может стать следующим для российского военного вторжения. Глядя из Москвы, такое выглядело невозможным, чтобы Россия могла предпринять этот шаг, потому что то, что произошло в Грузии воспринималось как единичный случай. А не как здесь это воспринимается, в виде "продолжения империалистической политики России". Мой вопрос сводится к тому, не кажется ли вам, что в своих прогнозах США немного переоценивают российские "империалистические намерения"?
Это вы употребили выражение "российский империализм". Не я.
Нет, я просто цитировал то, что услышал здесь, в Вашингтоне.
Международное сообщество, которое включает Европу, Азию и страны на периферии России, с тревогой восприняло российское вторжение в Грузию, признание Москвой независимости Южной Осетии и Абхазии, неспособность российской стороны выполнять свои обязательства от 12 августа и 8 сентября. Из-за этого возникают совершенно законные опасения о возможных последующих шагах России. Вы упомянули военные пути. Мы думаем, что Россия может создать неприятности в Крыму и другими путями, не только военными. Точно так же, как она это сделала в Абхазии и Южной Осетии.
/Интерфакс/