Александр Акопов: нужен большой популярный музей-аттракцион
Глава Академии Российского телевидения, автор проекта по переносу Шуховской башни в Парк Горького, рассказал "Интерфаксу" о сути идеи и перспективе ее реализации.
Москва. 6 июня. INTERFAX.RU - Судьбу Шуховской башни, которая вот уже почти столетие украшает столичную Шаболовку и признана во всем мире одним из красивейших инженерных сооружений, уже не первый год пытаются решить российские власти. В начале года столичные чиновники признали эксплуатацию башни нецелесообразной, позднее Министерство коммуникации и связи РФ подготовило проект по ее демонтажу и установке на новом месте. 5 июня на обсуждение Общественного совета при Минкомсвязи был вынесено предложение по превращению Шуховской башни в музей-аттракцион, посвященный истории развития инженерных технологий РФ.
О сути проекта и перспективе его реализации в интервью спецкорреспонденту "Интерфакса" Оксане Олишевской рассказал его автор – глава Академии Российского телевидения Александр Акопов.
- Александр Завенович, мне стало известно, что Вы вчера на первом заседании общественного совета вынесли на обсуждение проект превращения Шуховской башни в музей истории инженерных технологий. Это Ваш личный проект или Вы представляете какую-то заинтересованную группу?
- Это моя личная инициатива. Я, с одной стороны, сам работал на Шаболовке 6 лет рядом с Шуховской башней, и она мне как родная. С другой стороны, я по первому образованию инженер-строитель и хорошо себе представляю, что можно сделать с башней и вокруг башни - я предложил «Русский инженерный музей».
На сегодняшний день, я считаю, что есть два варианта, опять же, я их не прорабатывал, ни с кем не обсуждал. Первый вариант - забрать всю территорию у ВГТРК, это несколько гектаров земли, и сделать музей на этой территории. И второй вариант, как мне кажется, более правильный - перенести башню на территорию Парка культуры им. Горького, и сделать музей там.
- Чем второй вариант лучше?
- Он предпочтительней, потому что основная проблема, которая сегодня существует в стране - это привлечение большого количества молодежи к инженерным специальностям, на уровне как среднего, так и к высшего образования. Поэтому нужен большой популярный музей-аттракцион в людном месте. В стране есть мощнейшие инженерные традиции. Достаточно посмотреть учебник занимательной физики того же Перельмана, который в свое время миллионы детей привел к инженерным профессиям, в результате чего страна полетела в космос, сделала ядерное оружие, выдала целые поколения блестящих физиков, математиков и инженеров, мы до сих пор живем на этом наследии. Простая реконструкция физических и химических опытов при правильной постановке привлечет тысячи людей.
- А как Вы относитесь к точке зрения многих людей, и даже отдельных госучреждений, в частности Министерства культуры, которые приравнивают демонтаж башни к ее уничтожению?
- Я не разделяю этой точки зрения. Понимаете, это же не домик Пушкина, где его кормила няня. Это техническое сооружение. Внутри него не происходили никакие исторические события, там нет духа великих людей, это не здание - там никто не жил. Оно одухотворено только полетом мысли инженера Шухова.
Главным в этой башне является не материалы, из которых она сделана. Материалы – это стандартные на тот момент сталь и железо. И не технология крепления – там применены стандартные заклепки. Главное в этой башне - ее геометрия. То, как она выглядит, ее структура - это является открытием Шухова - инженерное решение на основе гиперболического параболоида.
Если говорить о том, как выглядела эта башня в 20-м году, то она стояла фактически посреди дачного поселка, где были максимум двухэтажные здания – посмотрите фотографии.. Сегодня она застроена вокруг 12-ти, 18-ти этажными, ее совершенно не видно. Одно из главных сооружений Москвы просто не видно вообще, никто не едет в Москву, чтобы посмотреть на Шуховскую башню. Поэтому, если поставить ее на какое-то место, где нет в непосредственной близости многоэтажной застройки, например, в Парке культуры им.Горького, который находится в километре от места, где она стоит, то пейзаж парка гораздо больше будет соответствовать пейзажу, в котором инженер Шухов построил свою башню. На новом месте как раз она будет восприниматься точно так, как воспринималась в 22-ом году.
Аргументов, в пользу того, чтобы этого не делать, можно найти много. Но нельзя забывать, что башня находится в очень тяжелом техническом состоянии. В 2000 году я пытался провести внутри башни лазерное шоу и мне не разрешили повесить на нее даже зеркала. Она, может быть, завтра не упадет, но процессы, которые там идут – необратимы.
Поэтому, я уверен, что ее точно надо разбирать. А если ее надо разбирать, то возникает серьезный вопрос: собрать ее на том же месте или на новом. Я совершенно убежден, что ее надо восстанавливать на новом месте, и сделать из нее большую серьезную историю, превратить ее в памятник русской инженерной мысли.
- Но это не противоречит тому, что предлагает Минкомсвязи, которое хочет демонтировать и перенести башню в другое место
- Они предлагают просто демонтировать, а мы объясняем, ради чего ее нужно демонтировать. И мы хотим не просто перенести в другое место, а вокруг нее построить музей, и не просто музей, а музей-аттракцион.
- Вчера на совете присутствовал министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров, как он отнесся к этой идее?
- Позитивно. И министр, и его заместитель – все относятся к этому позитивно. Отрицательно к этому относятся только люди, слишком буквально понимающие закон об охране объектов культуры.
- Как вы оцениваете перспективу своего проекта?
- Перспектива есть, потому что у этой идеи есть много сторонников, и мы будем настаивать на том, чтобы решение было именно такое
- Т.е. Вы планируете прорабатывать предложение дальше и представлять его на общественном совете уже как серьезный проект?
Конечно. Но я не знаю, будет ли следующим этапом общественный совет. Нужно, конечно, с вместе советом провести какую-то разъяснительную работу, то есть объяснить, что мы хотим сделать или пытаемся сделать. Я не строительная фирма, мне не нужно осваивать 100 млн долларов, которые могут потребоваться на этот проект. Я – болельщик этого проекта, я просто выступил с некой идеей, и хочу, чтобы она была осуществлена.