Посол Греции: санкции не самоцель, страны ЕС больше рассчитывают на дипломатическое решение
Данаи-Магдалини Куманаку рассказала "Интерфаксу" о взаимоотношениях Афин и Москвы в условиях действующих санкций ЕС
Москва. 21 мая. INTERFAX.RU - Посол Греции в России Данаи-Магдалини Куманаку рассказала "Интерфаксу" о взаимодействии Москвы и Афин после обострения отношений между РФ и Евросоюзом, своем видении ситуации с санкциями со стороны Брюсселя и предстоящем туристическом сезоне.
— Ситуация с Крымом привела к обострению в отношениях РФ и Евросоюза, насколько серьезно нынешний кризис сказался на российско-греческих контактах? Пришлось ли приостанавливать какие-то значимые совместные проекты?
— Нет. Идет нормальная работа. Мы продолжаем консультации по разным вопросам, которые были запланировали. Конечно, мы продолжаем подготовку к 2016 году, который станет годом Греции в Российской Федерации и России в Греции, это будет перекрестный год. Поэтому люди приходят и уходят, мы в постоянном контакте с министерством иностранных дел и, конечно, министерством культуры. Медленно, но стабильно мы предпринимаем необходимые шаги для подготовки программы мероприятий и встреч, о которых договорились.
— Есть ли какие-то конкретные планы о мероприятиях в рамках перекрестных годов?
— Очень много. Когда они будут согласованы окончательно, надеюсь, в этом году, мы сможем сделать совместный анонс. Это великолепный проект, и мы рады, что договорились, и надеемся, что многое будет сделано с учетом этой возможности.
— Планируется ли уделить время древнегреческой культуре?
— Да, безусловно, будут выставки и различные культурные мероприятия, но не только. В наших планах, узнать о регионах России и рассказать о регионах Греции, установить необходимые связи и помочь людям работать совместно в представлении практических интересов в сфере туризма, экономики, предпринимательства, производства и культуры, конечно. Мы верим, что это хорошая возможность узнать друг друга лучше и улучшить нынешние связи с учетом истории. Мы очень хорошо знаем друг друга, но всегда есть потребность в большем, так что 2016 год — это отличная возможность.
— Собираетесь ли вы привезти в Россию оригинальные шедевры древнегреческого искусства?
— Полагаю, что это так. Очень в это верю.
— Греция является одним из наиболее популярных направлений среди российских туристов. В преддверии высокого сезона скажите, стоит ли рядовым россиянам ожидать сложностей в получении шенгенских виз через консульства греческой республики из-за санкций в отношении России со стороны Евросоюза?
— Мне кажется, становится все более ясно, что политика и режим в отношении российских граждан не изменился нисколько, а наш демарш оставался открытым и либеральным и всегда таким был. Греция предоставляет очень интересный пакет для российских туристов, а услуги по предоставлению шенгенских виз реализуются быстро и надежно. Мы очень рады подтвердить, что и в этом году Греция остается очень популярной. Пока цифры держатся на уровне прошлого года со знаком "плюс", мы надеемся, что эта позитивная тенденция сохранится. К концу сезона мы покажем результат лучше прошлогоднего, несмотря на некоторые трудности, связанные с небольшим ослаблением рубля к евро. Я верю, что мои соотечественники, занимающиеся туризмом, сделают все необходимое для достаточного снижения цен, чтобы успешно конкурировать с другими странами региона.
В последние несколько месяцев мы инициировали открытие трех новых точек, в которых российские граждане смогут оформить визы, в Омске, Перми и Саратове, важных городах в своих регионах. Надеемся, что несколько других центров появятся в ближайшие недели. Три указанных будут открыты практически немедленно.
Кроме того, мы осуществляем мониторинг каждого случая, который, как нам кажется, может представлять, скажем так, гуманитарный интерес — например, когда с туристом что-то случается на территории Греции — чтобы увидеть, как работает страховая компания, убедиться, что предоставлена необходимая помощь семье в вопросе поездки в Грецию, связаться с российским консульством и, главное, пристально проследить за тем, как ситуация развивается. Пока мы очень довольны людьми, с которыми сотрудничаем, и у нас есть позитивное ощущение, что сезон удовлетворит и россиян, посещающих нашу страну, и нас, обслуживающих их интересы здесь в России.
— Была ли разница в количестве россиян, отправившихся в Грецию в первую неделю мая – традиционные дни отпуска, по сравнению с прошлым годом?
— Да, именно так. Как я сказала, тенденция позитивна. Мы сохранили уровень прошлого года и даже прибавили около 5-7%.
— Сразу после референдума в Крыму и вхождения региона в состав России стала появляться информация о том, что крымчане смогут получить визу в страны Шенгенской зоны только через консульства в Киеве. Как Греция будет оформлять визы жителям полуострова, многие из которых уже имеют российские документы, в том числе, заграничные паспорта?
— Очевидно, мы, как члены Евросоюза, должны выполнять решения, которые приняты на уровне 28. Существует очень четкая структура, которая была разработана на саммите Евросоюза по украинскому кризису и Крыму. Греция, будучи членом Евросоюза, следует общим решениям.
— Значит, крымчанам придется отправляться в Киев?
— Такова позиция Европейского союза. Но позвольте мне подчеркнуть, что почти каждую неделю проводятся встречи на уровне рабочих групп и министерств. Есть серьезные размышления о том, как развиваться дальше и как разрешить ситуацию. Она постоянно развивается. Мы подождем и посмотрим, что будет после 25 мая, то есть уже на следующей неделе.
— То есть ситуация может измениться?
— Если произойдет развитие ситуации "на земле", то можно ожидать перемен в будущем.
— С российскими документами, которые уже на руках у многих крымчан, не возникнут ли у них проблемы с получением шенгенских виз в Киеве?
— Я думаю, это вопрос к моим коллегам в Киеве, на основе принятых решений паспорта должны обработать в посольстве именно там.
— Евросоюз говорит о возможностях введения против России так называемого "третьего пакета" санкций, предусматривающего меры экономического воздействия. Насколько реальной в вашей стране считают перспективу введения экономических санкций против РФ? Как оценивают в Афинах последствия принятия таких мер в отношении России для экономики вашей страны?
— Мне кажется, что особенно в нынешний период мы должны сосредоточиться не на вероятности санкций, а попытаться понять, почему они были инициированы, во-первых, и есть ли все еще сегодня пространство для переговорных решений.
Я могу понять негативные чувства и реакции по поводу санкций. ЕС объяснил, что санкции — не цель, но средство давления, чтобы попытаться дать России понять, как ситуация на Украине на самом деле наносит ущерб отношениям России и Евросоюза. Я верю, что Европейский союз и каждая страна-член обращаются к России и Украине, чтобы было найдено дипломатическое решение. Время идет, поэтому, я считаю, мы должны сконцентрироваться и сделать максимум из того, что находится на столе прямо сейчас. Я убеждена, что "дорожная карта", предложенная и инициированная ОБСЕ, должна быть первичной в наших дискуссиях и рассуждениях.
Я понимаю значение другого вопроса о воздействии третьего пакета или третьего уровня санкций, честно говоря, мне кажется, что не об этом нужно говорить сейчас, скорее нужно попытаться увидеть, что в этот небольшой промежуток времени мы можем сделать дипломатически и эффективно.
— Еврокомиссия критически настроена к проекту "Южный поток" и совсем недавно призывала его заморозить. Не считаете ли вы, что, противодействуя "Южному потоку", Брюссель ставит страны Юга Европы в положение заложников своей политики на Украине?
— Нет, я, конечно, не вписываю ситуацию в такую схему. Прежде всего, позвольте мне напомнить, что энергетические вопросы тщательно обсуждаются между Россией и членами ЕС, в частности, есть рабочая группа по "Южному потоку". Эта рабочая группа встречается, я бы сказала, практически регулярно, ни одной встречи не было пропущено. И даже если об ощутимых результатах еще не было сказано, это не значит, что дискуссия не идет и что дело не двигается, прежде всего, в получении объяснений о ситуации между основными участниками. По моему убеждению, тот факт, что мы договорились продолжать работу по этой схеме друг с другом, — очень позитивный знак. Это необязательно означает, что каждая встреча должна приносить результат. Мы встречаемся регулярно, я думаю, это очень хороший знак.
— Некоторые американские компании отказались от участия в Петербургском экономическом форуме в этом году, связав это с позицией России по кризису на Украине, их примеру начинают следовать и представители европейского бизнеса. Будет ли Греция и греческие компании участвовать в ПЭФ? Приедут ли на форум официальные лица республики?
— Да, на Петербургский форум поеду я сама. Мне очень интересно, как форум будет соотноситься со своей главной идеей. И, в частности, большой интерес представляет выступление президента Путина и то, что он скажет в своей речи, особенно вернувшись из Китая. В этом году греческих компаний на форуме не будет, но это не означает, что форум не представляет весьма значительного интереса. Как я понимаю, была дискуссия, приедут ли на форум бизнес лидеры, но мне кажется, важнее посмотреть список компаний-участников, а он впечатляющий. Независимо от того, представлены компании на высшем уровне или нет, мне кажется, этот вопрос не столь принципиален, наверное, это вопрос, но все-таки не настолько принципиальный. Позвольте отметить, что мои коллеги из стран ЕС будут в Петербурге.
— Насколько для вашей страны соответствуют действительности слухи о том, что якобы в разных западных столицах официальные лица отговаривают коммерческие компании иметь дело с россиянами и советуют не появляться на мероприятиях, на которых могут присутствовать лица из санкционных списков?
— Этим людям из санкционных списков был закрыт въезд в страны ЕС. Вступать в контакт с ними, скажем так, может представлять интерес, но это зависит от того говорим мы об официальных или неофициальных встречах и прочих деталях, я честно говоря, не уверена, что представляет большой интерес для читателей, как это работает.