Важно
Путин заявил, что после ударов западными дальнобойными ракетами конфликт приобрел элементы глобального характера

Политолог Алексей Макаркин: "Власть ответила так, как противники Януковича не рассчитывали"

Первый вице-президент фонда "Центр политических технологий" о том, остались ли возможности компромисса на Украине, и о шансах Януковича на предстоящих выборах президента

Политолог Алексей Макаркин: "Власть ответила так, как противники Януковича не рассчитывали"
Конфликт на Украине
Фото: РИА Новости, Алексей Фурман

Москва. 19 февраля. INTERFAX.RU - Последние столкновения в Киеве с применением огнестрельного оружия и человеческими жертвами показали, насколько обострился конфликт. О том, действительно ли пройдена так называемая точка невозврата или еще остаются возможности компромисса, о влиянии нынешней ситуации на сторонников президента Януковича, о том, какие шансы имеет действующий глава государства на предстоящих в 2015 году выборах президента Украины, в беседе с обозревателем "Интерфакса" Александром Иващенко рассказал первый вице-президент фонда "Центр политических технологий" Алексей Макаркин.

- Практически на всех мировых каналах идут репортажи о вспышках насилия в Киеве. Что означает нынешний конфликт для дальнейшего развития ситуации на Украине? Многие эксперты, анализирующие ситуацию, склоняются к выводу, что "точка невозврата" пройдена. Вы разделяете такие оценки?

- Оппозиционеры решили надавить на власть. Но власть ответила так, как противники Януковича не рассчитывали. В результате произошла эскалация, и сейчас, наверно, весьма проблематично говорить о возможности сторон конфликта договариваться.

- Является ли жесткий ответ властей началом системных мер по наведению порядка?

- Януковичу раньше никто не мог дать никаких гарантий после ухода с президентского поста. А теперь и подавно, с учетом того, что пролилась кровь и для оппозиции он чуть ли не палач. Непонятно, куда ему отступать, даже если такое желание вдруг возникнет.

Полагаю, что Янукович будет держаться за власть, максимально используя силовой ресурс, а также ресурс той части страны, которая находится на его стороне, – юго-востока Украины. Но, насколько прочно можно продержаться, когда против тебя столица, это большой вопрос.

Янукович как глава государства не вполне уверен в себе. Если президент в себе уверен, то последствия и механизмы его действий мы наблюдали 4 октября 1993 года в Москве, когда сторонники Верховного совета были разгромлены в очень короткие сроки.

На украинского президента сильно нажимает Запад. И в то же время при всей своей неуверенности он чувствует, что если будет уступать, то может действительно потерять все. Поэтому полагаю, что он будет продолжать держаться за власть.

- Насколько надежна поддержка действующего президента для удержания власти, а также для того, чтобы решить проблемы с оппозицией?

- Украинский президент явно не хочет уходить. И все то, что произошло, полагаю, связано именно с этим. Какие есть варианты у Януковича? Либо держаться до конца, опираясь на все ресурсы, которыми он располагает, включая прежде всего силовой (именно силовиков Янукович постарался максимально отмобилизовать). Либо он все же попытается пойти на президентские выборы в 2015 году в условиях, когда оппозиция будет максимально разгромлена.

Можно представить вариант, предполагающий уступки со стороны Януковича. Изменить конституцию Украины, ограничив собственные полномочия, как требовала оппозиция, и привести оппозиционных деятелей в правительство, предоставить им часть административного ресурса. Полагаю, что если Янукович решит отступить при таком раскладе, то он оставит для себя хорошие шансы до выборов 2015 года. Но здесь следует понимать, что если оппозиция получает часть административного ресурса, то президент, соответственно, уступив, фактически, демонтирует свою власть.

Пока Янукович ограничился теми шагами, на которые он вынужден был пойти еще в январе. Он отказывался идти на дальнейшие уступки, концентрировал силы, которые у него есть.

Что касается силы поддержки, например, со стороны олигархов, ставивших как лично на Януковича, так и на Партию регионов, то здесь не все так просто. Насколько можно судить, украинские олигархи, активно поддерживавшие президента, явно не хотят быть изолированными от Запада. А в нынешней ситуации они от Запада изолируются. Поэтому, сколько сможет продержаться и при какой поддержке, большой вопрос.

- Насколько убедительно может выступить оппозиция в рамках Верховной рады?

- Насколько я понимаю, оппозиционеры решили надавить на депутатов, чтобы попробовать разными средствами получить большинство в Раде, добиться голосования по так называемой конституционной декларации, которая как документ не имеет обязательной силы, но, тем не менее, свидетельствует о том, что в парламенте появилось новое большинство.

Здесь явная попытка переманить на свою сторону часть регионалов из тех, кто, по всей видимости, решит, что с Януковичем связываться уже опасно. Очевидно, что для действующего президента было рискованно такой процесс продолжать, поэтому такой был момент, что эту конституционную декларацию отказывались даже регистрировать в качестве законопроекта. Если ты уверен в себе и знаешь, что в любом случае большинство на твоей стороне, то можешь регистрировать и ставить на голосование все что угодно. Оппозиция в такой ситуации гарантированно оказывается в меньшинстве.

А здесь, похоже, ситуация была иной. Но общие выводы таковы, что ни Янукович, ни оппозиция не смогут выступить в качестве консолидирующей силы на Украине.

- Ситуация по-прежнему непредсказуема? Как нынешние события увязываются с подготовкой Януковича к президентским выборам 2015 года?

- Вы знаете, исход действительно непредсказуем, и в то же время он предсказуем в том смысле, что Януковичу вряд ли удастся чисто переизбраться в 2015 году. Если раньше у него оставался для этого небольшой шанс, то сейчас он вообще минимальный. Возможность предпринять какой-то виртуозный ход, чтобы столкнуть лбами оппозиционеров, для чистого переизбрания, такая возможность, на мой взгляд, отсутствует.

Полагаю, что Янукович способен переизбраться исключительно в ходе управляемой избирательной кампании. Но это в том случае, если нынешний президент все-таки соберется с силами и раздавит оппозицию, сам себе изберет соперников, которые будут ему удобны. Тогда он выборы может выиграть. Такой сценарий, в принципе, есть, несмотря на то что он может привести к весьма драматическим результатам.

Но в целом после всех событий не видно для Януковича каких-то более менее удобных, комфортных вариантов. Что Янукович будет делать? Очевидно, что уступки означали бы для президента отложенную катастрофу.

Сейчас, с одной стороны, есть оппозиционеры, которые считают его палачом, с другой стороны есть силовики, которые считают оппозиционеров убийцами, в этой ситуации договориться вряд ли возможно.

Если попробовать представить дальнейшую перспективу, то есть два варианта. Первый вариант предполагает, что Янукович удерживает власть и превращается в украинский вариант Александра Григорьевича Лукашенко, но в условиях совсем другой страны. Полагаю, что продержаться сколько-нибудь длительное время, я уж не говорю о сопоставлении со сроками пребывания во власти белорусского коллеги, Януковичу вряд ли удастся. Здесь еще важный момент в том, чтобы сохранить своих сторонников, чтобы они не разбежались. Иначе ситуация приобретет уже более революционный характер.

Но ни сохранение Януковича на президентском посту, ни его смещение не решают проблем, стоящих перед Украиной. В одном случае выиграет сторона, опирающаяся на одну часть Украины, и эта победа будет носить временный характер. В другой ситуации торжествовать будет другая часть Украины, но и это тоже оставит возможности для реванша.

Интервью

Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений
Основатель ГК "Монополия": пока у нас "средневековый" рынок, регулирующий себя смертями и возрождением