Посол России в Каракасе: "У России нет противоречий с США в вопросах взаимоотношений с Венесуэлой"
Посол России в Каракасе Владимир Заемский о том, как развиваются отношения между Москвой и Каракасом после смерти Уго Чавеса
Москва. 9 февраля. INTERFAX.RU - Сборочное производство всемирно известных российских грузовиков "КамАЗ" в этом году может быть начато в Венесуэле; Москва и Каракас работают над совместным соглашением в сфере борьбы с наркотиками, а сообщения о том, что требуемые ингредиенты в национальных блюдах в ресторанах и кафе в столице боливарианской республики стали заменять на более дешевые из-за ухудшения экономической ситуации, неверны. О работе в Латинской Америке, взаимодействии России и Венесуэлы и планах по дальнейшему сотрудничеству в интервью "Интерфаксу" рассказал чрезвычайный и полномочный посол РФ в Каракасе Владимир Заемский. Интервью публикуется в рамках специального проекта службы внешнеполитической информации "Интерфакса" в связи с предстоящим 10 февраля Днем дипломатического работника.
- Владимир Федорович, уже около года у Венесуэлы новый руководитель, как развиваются отношения с новым президентом республики Николасом Мадуро? Много ли изменений в российско-венесуэльских контактах произошло за год без Уго Чавеса?
- У Николаса Мадуро, безусловно, есть преемственность в том, что касается отношений с Российской Федерацией. Нынешний венесуэльский президент неоднократно говорил, что он верен наказу Уго Чавеса укреплять сотрудничество и дружбу с Россией. В этой связи он неоднократно подчеркивал свое стремление продолжать политический диалог с той же интенсивностью, с которой его вел Уго Чавес. Конкретных дат очередного визита пока нет, но я уверен, что диалог на высшем уровне будет продолжаться.
- Какова оценка России в Латинской Америке в целом? Сильны ли наши позиции там?
- Та внешняя политика, которая была сформулирована после распада СССР и становления обновленной России, принесла много хороших плодов, отношения стали менее идеалогизированными, и в результате от этого выиграли все. В Латинской Америке, в том числе в Венесуэле, высоко оценивают действия РФ на международной арене. Например, во многих странах региона благодарны России за то, что удалось сделать для предотвращения вооруженной агрессии в отношении Сирии.
Авторитет нашей страны в Латинской Америке действительно высок. Не хватает, на мой взгляд, более активных торгово-экономических связей.
- Какие основные темы в отношениях России и Венесуэлы будут подниматься в ближайшем году? Сотрудничество в каких сферах и как будет развиваться?
- Энергетическая сфера и сфера военно-технического сотрудничества – это два столпа, на которых держится российско-венесуэльское взаимодействие. И в той и в другой сфере уже достигнуто немало, очень неплохие перспективы на будущее.
В топливно-энергетической сфере у нас семь совместных предприятий, занимающихся добычей нефти. Какие-то из них действуют достаточно давно, какие-то, например Petrovictoria, только формируются и налаживают свою производственную деятельность. В этой сфере у двух наших стран есть очень хорошие перспективы.
У нас есть неплохие наработки и надежды на то, что наше сотрудничество будет выходить за рамки двух этих основных сфер. Есть очень хорошие перспективы в части проектов в области сельского хозяйства в широком смысле: совместное предприятие по производству и экспорту в Россию цветов, предприятие по переработке маниоки и производству биопластмасс. Российские технологии встречают благожелательную оценку со стороны венесуэльских партнеров, и в этой связи я рассчитываю, что будут у нас и новые площадки.
- Появятся ли в ближайшее время новые проекты в топливно-энергетической сфере? Насколько успешно реализуются старые?
- На данном этапе нам хорошо бы выполнить то, что запланировано. Пять совместных предприятий работают стабильно, ещё одно, приступив к добыче, ещё не развернулось полностью, и ещё одно – недавно созданное – находится в стадии становления. До выстраивания новых планов хорошо бы запустить функционирование этих. Мы в ТЭК Венесуэлы достойно представлены, разумеется, мы там не одиноки.
- О каких совместных проектах российских и венесуэльских компаний может пойти речь в этом году?
- Надеюсь, что КамАЗ сможет и дальше продвигать свою продукцию на венесуэльский рынок. Она уже там есть и получает очень хорошие оценки со стороны потребителей. Во второй половине прошлого года у нас были планы на дополнительные поставки автомобилей, есть также планы договариваться о сборочном производстве. Я очень рассчитываю, что в наступившем году мы сможем эти планы реализовать.
Переговоры на эту тему шли, поскольку уже несколько венесуэльских штатов закупили технику и она их более чем устраивает. В настоящее время ведутся переговоры с министерством торговли Венесуэлы относительно лицензий на приобретение этих автомобилей. Речь также идёт о сборочном производстве грузовых автомобилей и использовании шасси КамАЗа для производства автобусов. Я надеюсь, это дело обозримого будущего.
То, что, к сожалению, не реализовано и к чему у венесуэльцев был интерес, но ответной реакции с российской стороны это не встретило, так это сотрудничество с "АвтоВАЗом". Опыт первой и единственной поставки, которая была согласована еще в 2009 - 2010 годах, оказался, мягко говоря, неудачным, поскольку "АвтоВАЗ" не захотел воспользоваться возможностью, чтобы занять здесь свою нишу, а заодно получить плацдарм для продвижения своей продукции в Латинскую Америку. Венесуэльцы, в том числе благодаря Уго Чавесу, который говорил, что у него была "Нива" и он очень хорошо на ней ездил по горным дорогам, к идее импорта наших автомобилей относились хорошо. Тем не менее руководство "АвтоВАЗа" по каким-то причинам решило не использовать эту благоприятную ситуацию.
- Насколько развит взаимный туризм России и Венесуэлы?
- Развит не широко и не очень разнообразно. Россияне в основном туда ездят на остров Маргарита, прежде всего это любители кайтсерфинга и виндсерфинга, а также желающие посмотреть на самый высокий водопад в мире. Получается, что в основном это любители экстремального туризма.
Венесуэла предпринимает инициативные шаги, активно приглашает наших туроператоров, сама приезжает участвовать в каких-то наших мероприятиях здесь.
Венесуэльцы ездят в Россию нечасто - в Москву, Санкт-Петербург, по городам Золотого кольца, но это все же единичные случаи.
- Поднимаются ли вопросы производства и трафика наркотиков из Латинской Америки в официальных контактах с Венесуэлой? Стоит ли эта проблема перед властями республики? Есть ли повод для России беспокоиться?
- Проблема употребления наркотиков, к сожалению, захватывает и эту страну, хотя еще не так давно Венесуэла не сильно от этого страдала. Венесуэлу считают одной из составляющих маршрута, по которому пытаются переправлять наркотики из Колумбии в Европу. Проблема существует, Венесуэльские власти отдают себе в этом отчет, борются с ней. Налаживается сотрудничество между нашими странами.
Во второй половине прошлого года в Каракасе находились представители ФСКН, которые вели переговоры на эту тему со своими венесуэльскими коллегами. Я рассчитываю на то, что и эти переговоры, и сотрудничество между нашими странами в целом будут продуктивными. Рассчитываю, что скоро мы получим продолжение этих переговоров, результатом которых станет соглашение о сотрудничестве. Эта проблема, которая требует безотлагательного внимания.
- Может ли соглашение о сотрудничестве быть подписано в этом году?
- Да, ведь мы имеем дело с реальной угрозой, которая ощущается в Карибском регионе, безотносительно к тому, идет ли речь о Венесуэле или Доминиканской Республике. В последнее время наблюдаются настойчивые попытки наркокартелей запустить новый маршрут из Латинской Америки в Европу.
- Иногда может возникнуть ощущение, что отношения Венесуэлы и России противопоставляются отношениям республики с США, так ли это?
- Если это и бывает, то в основном с подачи некоторых СМИ, прежде всего оппозиционных в Венесуэле или совершенно определенно настроенных американских. У России нет противоречий с США в вопросах взаимоотношений с Венесуэлой.
- СМИ в Венесуэле чувствуют себя достаточно свободно?
- Там свободы не меньше, чем в большинстве других соседних стран. У части оппозиционных СМИ есть жалобы, но они есть всегда. Поведение СМИ, к сожалению, бывает очень разным: бывает критика, нацеленная на поиски решения проблем, а есть огульная критика, чтобы понравиться определенному умонастроению, есть ответственное поведение, а есть попытка нагнетания истерии. И когда такие попытки встречают отпор, то это воспринимается как попытка закрыть рот свободному и независимому СМИ.
Если, например, проследить за линией поведения яро оппозиционного ТВ Globovisión – еще год назад оно таким было, – совершенно понятно, что там звенья одной цепи выстраивались для того, чтобы довести ажиотаж в обществе до такой степени, чтобы хотелось лишь взять булыжник и швырнуть его в первое попавшееся окно. Если СМИ ставит такую цель, то его ответственным назвать сложно.
- Как американцы взаимодействуют с Венесуэлой? Не так давно от официальных лиц США звучали предложения о санкциях для этой латиноамериканской страны.
- Действительно, звучали предложения о санкциях, но это высказывания отдельных чиновников. Говорить о том, что есть некая линия поведения со стороны США в отношении Венесуэлы в санкционном смысле, было бы неверно. Проявляя интерес к какой-то стране, не надо забывать, что со своим уставом в чужой монастырь соваться не следует. В этом отношении попытки, которые предпринимаются определенными кругами в США, по навязыванию Венесуэле каких-то своих рецептов, как показывает практика, не встречают поддержку нигде. Венесуэльское правительство не единожды подтверждало намерение иметь хорошие отношения с США при условии, что эти отношения будут выстраиваться на основе взаимного уважения.
- Каракас слывет одним из самых небезопасных городов в Латинской Америке, ощущается ли это в работе сотрудников дипмиссии?
- Мы работаем в городе, который живет своей жизнью, и частью ее является очень высокий уровень преступности, самый высокий среди латиноамериканских столиц, это приходится принимать в расчет. К сожалению, наши сотрудники тоже становились объектами противоправных действий со стороны преступников. Это часть нашей жизни. Ограбления происходят, как правило, с применением оружия, при этом не обязательно преступник будет стрелять, но угроза такая будет, поэтому есть и угроза жизни. Мы над этим работаем, рекомендуем сотрудникам соблюдать некие правила безопасности, например, во время движения автомобиля или на парковках, где, как правило, происходят такие вещи.
- Согласно недавним сообщениям СМИ, ухудшение экономической ситуации в Венесуэле отразилось на качестве еды, подаваемой в кафе и ресторанах, якобы необходимые по рецепту продукты стали заменять на более дешевые. Заметили ли вы что-то подобное?
- Абсолютно неправда. Ничего такого не наблюдал. Я в декабре перед приездом в РФ в отпуск неоднократно встречался с венесуэльцами, бывал в самых разных местах, ресторанах, везде была великолепная кухня, это абсолютно надуманные вещи.