Владимир Евтушенков: "Нам интересно подходить к плохо структурированным активам"

Глава АФК "Система" рассказал об инвестиционных проектах и будущем холдинга

Владимир Евтушенков: "Нам интересно подходить к плохо структурированным активам"
Владимир Евтушенков: "Нам интересно подходить к плохо структурированным активам"
Фото: Григорий Сысоев, РИА Новости

Москва. 29 января. INTERFAX.RU - АФК "Система" в 2013 году увеличила финансовые показатели и готовится выплатить рекордные дивиденды, во многом в результате сделки по продаже доли в "Русснефти". При этом верная логике фонда прямых инвестиций АФК декларирует готовность идти в новые для себя отрасли, покупать неконтрольные пакеты и инвестировать в сложные активы.

В интервью "Интерфаксу" в кулуарах Всемирного экономического форума в Давосе основной владелец "Системы" Владимир Евтушенков поделился своим мнением о деятельности корпорации и ее проектах.

— Российская экономика показывает в последнее время не самые лучшие результаты, прошлый год был довольно слабым, и нынешний вряд ли будет намного сильнее. Сказывается ли стагнация на жизни "Системы"? Возможно, вы сокращаете инвестиции, от чего-то отказываетесь? Или, наоборот, видите в сложившейся ситуации дополнительные возможности?

— От экономики, конечно, можно было бы ожидать лучшего, но это не основание для того, чтобы от чего-то отказываться. Нам, к счастью повезло: мы пока еще не подвержены этому синдрому, хотя, как говорят, зарекаться ни от чего не нужно. На 2014 год у нас нет планов сокращения инвестиций, нет проблемы затягивания поясов, сокращения штатов или количества рассматриваемых проектов. И в этом наш плюс по сравнению с целым рядом других компаний.

— Говорилось о том, что "Система" будет увеличивать дивиденды по итогам 2013 года. Стоит ждать увеличения и каким оно будет?

— Да, ожидать стоит, однозначно. Каким будет рост выплат - решит совет директоров. Вопрос о дивидендах совет директоров еще не рассматривал. Но я точно знаю, что дивиденды должны быть существенно больше, потому что наша работа была результативнее, чем в 2012 году. Это видно и по котировкам наших акций.

— Вы планируете крупные инвестиции в вашу медицинскую "дочку" "Медси". Рынок платной медицины в России пока совсем не консолидирован. На какую долю рынка вы рассчитываете?

— Скажу откровенно, вопрос о доле для нас сегодня не главное. Мы столкнулись с совершенно новым зверем — управлением медицинскими цепочками (не одним медучреждением, а цепочками), когда нужно с нуля разработать все процессы. Поэтому сегодня говорить о доле рынка преждевременно. Нам важно сейчас, во-первых, понять, как будет стратегически развиваться медицина в России в ближайшие несколько лет, и, во-вторых, ввести такие корпоративные процедуры, которые позволят организовать управление и создать медицинские технологии на международном уровне. Это очень сложная задача. Мы столкнулись с ней впервые, и пока вопросов больше, чем ответов. Если российским корпоративным практикам в нефтяной или телекоммуникационных отраслях по 15 - 20 лет, то медицина — это белый лист, все еще только учатся.

— На форуме в Давосе "Медси" заключила соглашение с Philips. Что получит от этого контракта ваша компания?

— Контракт с Philips даст "Медси" новые знания и возможность избежать целого ряда ошибок. Если вы ночью идете по дороге, вы, конечно, сможете ее пройти, несмотря на ямы, рытвины и колдобины. Но если с вами прибор ночного видения, то вы пройдете быстрее и избежите падений. Поэтому чем больше таких компаний, как Philips, будет помогать нам в становлении медицинского бизнеса, тем меньше мы сделаем ошибок и лучшего результата добьемся.

— Вы уже упомянули нефтяную отрасль. Ранее "Система" говорила, что "Русснефть" поможет "Башнефти" в наращивании объемов добычи. Но теперь, когда вы продали долю в "Русснефти", как эта задача будет решаться?

— На каком-то этапе мы думали, что сможем объединить "Русснефть" и "Башнефть". Потом поняли, что один из акционеров "Русснефти" не готов к этому. Мы избрали другой путь, который и нас, и их устраивает. Однако в наших планах по наращиванию объемов добычи мы скорее отталкивались от запуска месторождений Требса и Титова, а не от объединения с "Русснефтью".

— "ЛУКойл" можно в будущем рассматривать как стратегического партнера "Башнефти"? У вас уже есть один совместный проект — месторождения Требса и Титова.

— Мы партнеры. Но "ЛУКойл" не рассматривает поглощение "Башнефти", а "Башнефть" не думает о поглощении "ЛУКойла". Возможности совместной работы в других проектах мы будем изучать. "Башнефть" и "ЛУКойл" — комфортные друг для друга партнеры.

— А когда может появиться определенность с параметрами IPO "Башнефти"? Какой будет его объем, сроки? Вы еще не принимали этих решений?

— Мы не приняли еще глобального решения об IPO "Башнефти", пока мы изучаем подходы к этому вопросу. Мы просто смотрим все варианты привлечения средств, потому что перед компанией стоят серьезные задачи по расширению и диверсификации.

— Как вы думаете, почему в последнее время периодически появляются волны слухов о том, что "Башнефть" интересует тех или иных крупных игроков? Не мешает ли это подготовке к выходу НК на публичный рынок?

— Быстроразвивающаяся, хорошо структурированная компания небольшого размера (по сравнению с мировыми гигантами) всегда будет объектом слухов и интереса других игроков. Я неоднократно говорил: в бизнесе слова "нет" не существует. Все продается, все покупается. И все имеет свою цену.

— Тогда о том, что покупается. Правительство активно готовится к продаже госпакета "Ростелекома", уже назначило организатора.

— Не будем покупать.

— Это однозначный ответ?

— Однозначный. Знаете поговорку "дважды войти в одну и ту же воду невозможно"?

— Но все-таки "Ростелеком" — это не тот "Связьинвест", в котором у АФК некоторое время была доля.

— Это не имеет значения, вода все равно одна и та же. Проблемы те же. Если вы считаете, что за время, прошедшее с момента продажи нами блокпакета "Связьинвеста", количество проблем уменьшилось, или они изменились, вы ошибаетесь. Поэтому участвовать в этом мы не будем.

— "Система" рассматривает возможность участия в раунде инвестиций в интернет-магазин Ozon. На продажу выставлено около 20% акций, речи о контроле не идет. Вас это не смущает?

— Не смущает.

— А то, что компания пока убыточна?

— В последнее время меня вообще ничего не смущает в бизнесе. Ну не будем мы контролирующим акционером - хорошо. Я в принципе не знаю, будет ли "Система" инвестировать в Ozon. У нас достаточно многоступенчатая и сложная процедура принятия решений, и она пока не завершена.

— Планы по покупке "Инвестлеспрома" несколько удивляют. Бумажная отрасль в последние годы не считалась привлекательной с точки зрения возврата инвестиций.

— Может быть, вы и правы. Но ведь и медицина никогда не считалась отраслью с высоким возвратом инвестиций. Она вообще не считалась отраслью с точки зрения бизнесмена. Тем не менее "Медси" каждый год практически удваивает EBITDA.

"Инвестлеспром" нам интересен с управленческой точки зрения. Кто же отдаст хороший актив? Никто. Поэтому нам интересно подходить к плохо структурированным активам, чтобы сделать из них конфетку.

Я бы с удовольствием взял Coca-Cola или Vodafone, но кто даст? И где взять деньги на такие покупки? Поэтому нужно брать то, что есть, реструктурировать и создавать новую стоимость. Тогда некого будет упрекнуть, кроме самого себя, если не достигнешь результата. Поэтому мы и дальше будем смотреть очень сложные активы и думать, по силам ли нам справиться с ними.

— "Инвестлеспром" для "Системы" — отдельный проект? Или вы хотите использовать его как базу для экспансии в бумажную отрасль?

— Во-первых, "Инвестлеспром" мы еще не купили. Во-вторых, мозговые атаки и разработки стратегии в отрасли идут постоянно. В-третьих, когда мы покупаем какой-то актив, то мы, конечно же, думаем о его развитии, чтобы сделать лидером. Первый игрок получает "джекпот", второй получает меньше, а третий может не получить ничего.

— Карельские власти уже сообщили, что "Система" готова реанимировать проект "Белый медведь" (строительство новой фабрики на Сегежском ЦБК, входящем в "Инвестлеспром") и инвестировать в него 1 млрд евро…

— Еще раз повторюсь: никаких обязывающих документов по "Инвестлеспрому" не подписано. Соответственно, говорить о каких-то инвестициях было бы преждевременным.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений