Изменение целевых параметров на следующий год не мешает достичь среднесрочных ориентиров

Первый заместитель председателя Банка России Ксения Юдаева объясняет решение Совета директоров ЦБ РФ поднять целевой ориентир по инфляции на будущий год

Изменение целевых параметров на следующий год не мешает достичь среднесрочных ориентиров
Изменение целевых параметров на следующий год не мешает достичь среднесрочных ориентиров
Фото: Михаил Киреев, РИА Новости

Москва. 30 сентября. INTERFAX.RU - Совет директоров ЦБ РФ на заседании 20 сентября увеличил целевой ориентир по инфляции на 2014 г. с 4,5% до 5% в связи с изменением решения правительства о заморозке тарифов ЖКХ на 2014 - 2016 годы. Почему регулятор принял именно это решение, в интервью "Интерфаксу" рассказала первый заместитель председателя Банка России Ксения Юдаева.

- Совет директоров ЦБ РФ на заседании 20 сентября принял решение изменить цель по инфляции в 2014 году с 4,5% до 5,0% в связи с изменением решения правительства по тарифной политике в сфере ЖКХ. Почему ЦБ пошел именно по такому пути?

- После того как правительство приняло решение об изменении параметров индексации тарифов, мы провели экономический анализ последствий данного решения и выявили, что для достижения поставленной ранее цели придется достаточно существенно ужесточать нашу политику по сравнению с первоначальными планами. С другой стороны, если не ужесточать политику, то мы, безусловно, не достигаем цели по инфляции, что снизило бы доверие к нам. Так как документ ("Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 г. и период 2015 и 2016 годов") носит характер проекта, то есть он еще не принят Госдумой к сведению, мы посчитали возможным поменять в нем цель по инфляции, а не говорить о том, что мы будем стремиться к заведомо недостижимым целям без серьезных негативных экономических последствий.

Если бы изменения в тарифной политике произошли после того, как Госдума приняла к сведению "Основные направления", то это имело бы другие последствия, поскольку у нас уже не было бы возможности поменять цели в документе. В том случае, если инфляция уложилась бы в 4,5% плюс-минус полтора процентных пункта, нам пришлось бы всем заявлять, что ЦБ не достиг цели из-за фактора, который мы не могли предвидеть при определении целей. А если бы инфляция не попадала даже в люфт плюс-минус полтора процентных пункта, нам пришлось бы ужесточать политику.

- В решении совета директоров говорится, что индексация тарифов в 2014 году может дополнительно привести к увеличению темпа инфляции примерно на 0,5 процентного пункта в следующем году. Как вы оцениваете изменение совокупной инфляционной нагрузки за три года?

- Понятно, что в первый год инфляционная нагрузка увеличивается существенно по сравнению с первоначальным вариантом. В последующие годы вклад индексации тарифов в инфляцию будет несколько меньшим, чем в первоначальном варианте, но все равно существенным. По первоначальному варианту планировалось в 2014 году заморозить тарифы, а в 2015 и 2016 гг. проиндексировать их на уровень инфляции предыдущего года. Согласно новому решению, все три года тарифы будут индексироваться на инфляцию прошлого года с коэффициентом 0,7. Тем не менее инфляционная нагрузка по новому варианту за три года получается немного выше, чем при первоначальном варианте. Например, для коммунальных услуг совокупный рост тарифов за три года по первоначальному варианту составлял 9,2%, а по новому - 11,2%.

Поскольку основная нагрузка придется на первый год, мы поменяли цели по инфляции только на 2014 г., а цели на все последующие годы оставили без изменения. Это также связано с тем, что ЦБ важно не только достижение точного ориентира на конкретные годы, но и выполнение среднесрочных ориентиров. Изменение целевых параметров на следующий год не мешает нам достичь среднесрочных ориентиров.

- По данным Росстата, в годовом выражении инфляция к 23 сентября снизилась до 6,2%. Как вы оцениваете вероятность того, что инфляция уложится в целевой ориентир в 5 - 6% по году, и не ожидаете ли сезонного ускорения инфляции в ноябре - декабре?

- Месячная инфляция в ноябре и в декабре, может быть, несколько ускорится по сравнению с текущими показателями. Мы в данном случае смотрим на инфляцию год к году и все-таки рассчитываем, что она и дальше будет замедляться и уложится в 5 - 6%, хотя, возможно, будет ближе к 6%. В частности, наши ожидания основаны на том, что начнет действовать эффект базы, потому что в прошлом году цены в III и IV кварталах росли достаточно быстро. Годовая инфляция будет продолжать снижаться, притом что месячная может несколько ускориться.

- Каким будет механизм проведения валютных интервенций с 2015 года?

- Сейчас мы прорабатываем этот вопрос. Могу сказать точно, что не будут проводиться интервенции в целях управления валютным курсом, могут быть интервенции для других целей, например, связанных с пополнением Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Мы изучаем опыт других стран, в которых проводятся такого рода интервенции и после перехода к инфляционному таргетированию, например, в целях поддержания финансовой стабильности.

Нынешний механизм обеспечивает достаточно высокий уровень гибкости валютного курса, его соответствие рыночным тенденциям с небольшим эффектом сглаживания колебаний.

- Как вы оцениваете текущее ослабление рубля?

- Ситуация с рублем складывается преимущественно на основе внешних факторов по отношению к России. На рубль в последние месяцы самое существенное влияние, как и на другие валюты, оказывало ожидание действий ФРС по проведению политики выхода из количественного смягчения. Это приводило к тому, что доллар дорожал ко всем валютам, включая рубль, который дешевел немного меньше других валют. После того как ФРС неожиданно для рынка объявила, что никаких изменений в политике закупки активов пока не будет, произошло укрепление всех валют к доллару. В целом всю динамику, которую сейчас мы видим на валютном рынке, я рассматривала бы не с точки зрения динамики рубля, а с точки зрения динамики доллара, то есть как изменение курса доллара ко всем другим валютам, происходящее в результате решений ФРС.

- Какова на сегодняшний день ситуация по отрицательному разрыву выпуска, можно ли говорить о динамике его изменения?

- Пока у нас нет оценки ВВП за третий квартал, поэтому сложно говорить о динамике. Мы сохраняем прогноз, что ситуация до конца года несколько улучшится.

- В законодательстве было снято ограничение максимального срока операций ЦБ по рефинансированию в один год. Когда могут быть запущены инструменты рефинансирования для банков сроком более года?

- У нас есть несколько инструментов рефинансирования со сроком один год. По фиксированной ставке такие инструменты не пользовались большим спросом. В июле мы провели первый аукцион РЕПО по плавающей ставке под нерыночные активы на год, спрос на нем оказался меньше ожиданий в связи с недостатком у банков залогового обеспечения необходимой срочности. Тем не менее мы оставляем за собой право использовать этот инструмент, но в качестве регулярного будем использовать аукционы на три месяца.

- Наблюдается ли сокращение оттока капитала в сентябре по сравнению с августом?

- По году мы ожидаем некоторого замедления оттока. Одним из факторов, который повлияет на динамику притока и оттока капитала, может стать изменение ожиданий и настроя в отношении политики ФРС.

- Ставка рефинансирования была признана ЦБ второстепенной, ее планируется привести к ключевой ставке к 2016 году. При этом к ней привязаны размеры ряда штрафов, условия некоторых кредитных договоров и так далее. Прокомментируйте эту ситуацию.

- Именно поэтому мы отложили решение об уравнивании ставки рефинансирования с ключевой ставкой на 2016 год - именно для того, чтобы дать возможность правительству пересмотреть все законы, в которых используется ставка рефинансирования, и принять решение, устраивает ли их изменение величины ставки рефинансирования после того, как она сравняется с ключевой. Мы осознаем, что ставка рефинансирования давно потеряла свою роль как главная ставка, по которой банки могут получать ликвидность, но получила много других ролей. И мы даем возможность всем тем, кто ее использует в косвенных целях, принять решение в связи с изменением политики ЦБ РФ.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений