"Заморозка тарифов даст импульс сокращения издержек по всей цепочке"
О предложениях по заморозке тарифов в 2014 году и возможной методике их расчета в дальнейшем, в интервью "Интерфаксу" рассказал министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев
Москва. 9 сентября. INTERFAX.RU - Нынешний год может стать годом перелома в тарифообразовании. Принцип "инфляция плюс" в связи с замедлением экономического роста окончательно уйдет в прошлое, а тарифы естественных монополий ограничатся уровнем инфляции.
Минэкономразвития в будущем году предлагает полностью отказаться от роста тарифов. Их заморозка позволит достичь роста в ВВП в 3% и сократит инфляцию в на 0,4-0,5%. Суммарный эффект для экономики в 2014 году Минэкономразвития оценивает в 130 млрд рублей. Несмотря на революционность идеи, инвестпрограммы монополий, по мнению ведомства, не ждут существенные сокращения — поставщикам также придется снизить цены.
— Алексей Валентинович, расскажите о предложениях министерства, касающихся возможного отказа от индексации тарифов естественных монополий в 2014 году.
— Мы подготовили наш прогноз на трехлетку, в котором закладываем иной механизм тарифообразования, чем это было до сих пор. Прежний прогноз предполагал продолжение линии на индексацию тарифов естественных монополий по принципу "инфляция плюс" — по факту это означало рост тарифов на газ в 2014 году на 15%. Затем было принято решение ограничить индексацию тарифов уровнем инфляции предшествующего года.
Но ситуация в экономике настолько напряженная, что сегодня этого недостаточно. Издержки предприятий растут недопустимо высокими темпами, происходит кратное повышение издержек промышленных потребителей по газу и электроэнергии. Мы уже по ряду позиций имеем уровни издержек выше, чем в странах Европы и Америки. Энерготариф, выраженный в долларах, вырос за последние пять лет в 1,7 раза, по газу — в 2,2 раза. Это приводит к резкому ухудшению финансовых результатов предприятий. Снижается степень конкурентоспособности предприятий, они лишаются ценового маневра в борьбе за рынки и источника финансирования инвестпроектов. Во многом с этим связан очень серьезный спад инвестиционной активности предприятий — по итогам семи месяцев этого года инвестиции сократились на 0,7%. У нас минусовые значения по приросту грузовых ж/д перевозок, и по поставкам электроэнергии и газа на внутренний рынок.
В этой ситуации мы вышли с предложением о замораживании индексации тарифов на 2014 год. Это касается и газоснабжения, и тарифов РЖД. Тарифы на электроэнергию это прямо затронет в части сетевой компоненты тарифа — она быстрее всего росла в последние годы, — но мы собираемся работать и по генерации. Косвенно мы будем оказывать влияние и на тарифы на тепло.
Мы преследуем несколько целей. Первая: поддержать предприятия, которые столкнулись с очень серьезным ограничением по спросу, негативной тенденцией издержек и снижением прибыли. Снижение прибыли негативно влияет на состояние бюджетов, особенно субъектов РФ, которые получают большую часть налога на прибыль. Эффект от заморозки тарифов даст предприятиям возможность продолжить инвестиции и создавать рабочие места.
Но мы хотели бы видеть ситуацию в более широком ракурсе. Наше нынешнее тарифообразование — проциклическое. На стадии экономического подъема издержки растут, и само по себе это не страшно, если бы была симметричная реакция на стадии экономического спада. В тех экономиках, где эти сигналы поступают по всей цепочке бесперебойно, так и бывает — на стадии подъема экономический эффект, достигаемый на конечной стадии передела, через механизм издержек распространяется на всех участников хозяйственной деятельности. На стадии спада — наоборот, издержки снижаются, эффект от этого распространяется на всю экономику. У нас до сих пор так не происходило: на стадии подъема издержки росли, а на стадии спада — не сокращались. Мы хотели бы запустить маховик в обратную сторону.
С одной стороны, — от поставщика услуги к потребителям: замораживание тарифа на газ снижает издержки генерации электроэнергии примерно на 50%. Замораживание тарифа на генерацию, вместе с мерами по сетевому компоненту тарифа, приводит к тому, что снижаются издержки у металлургов, производителей химудобрений, цемента и других товаров. С другой стороны, будет запущен вектор снижения издержек в сторону поставщиков товаров и услуг для естественных монополий, которые будут вынуждены оптимизировать ценообразование на свои товары и услуги.
— Расскажите, как технически осуществим отказ от индексации тарифов?
— Технически замораживание происходит так: мы пропускаем одну индексацию, 2014 года. В январе 2014 года не происходит индексация тарифа на железнодорожные перевозки, она произойдет в январе 2015 года. В июле 2014 года не происходит индексация по газоснабжению и по электроэнергии. Эти тарифы будут проиндексированы с июля 2015 года.
— Предложения касаются только тарифов для промышленных потребителей, или тарифы для населения вы предлагаете также заморозить в 2014 году?
— Нулевая индексация тарифов будет касаться и промышленных потребителей, и населения. Мы рассматривали разные варианты, и пришли к тому, что целесообразно пропустить индексацию в 2014 году по всем категориям потребителей: как промышленных, так и населения.
— Отказ от роста тарифов, как минимум, должен способствовать достижению целевого показателя по инфляции в 2014 году. Как эта мера повлияет на инфляцию?
— Замораживание тарифов — это мощная антиинфляционная мера. По самым грубым подсчетам, это позволит снизить инфляцию 2014 года примерно на 0,4-0,5%. Что тоже очень важно в плане формирования инвестиционного климата, решения проблемы длинных денег в экономике, снижения ставок по кредитам.
Коридор 4,5-5,5% (инфляция в 2014 году — ИФ) мы, наверное, менять не будем. Но изменение затронет точечное значение, которое применяется при формировании бюджета. Мы раньше считали, что это 5%. Теперь мы исходим из того, что это 4,6%.
— У вас есть оценки влияния заморозки тарифов на рост ВВП в 2014 году?
— Да, такие оценки есть, мы сейчас делаем корректировку нашего прогноза. В новом варианте заложено базовое значение роста ВВП на 2014 год в размере 3%. Это вариант прогноза, который включает в себя, в том числе, и отказ от индексации тарифов в 2014 год.
— Какова будет экономия потребителей услуг естественных монополий от заморозки тарифов в 2014 года?
— Грузоотправители, по нашим расчетам, получат 70-80 млрд рублей. Меньшие суммы придутся на потребителей услуг газоснабжения и электроэнергетики — потому что нулевая индексация тарифов на газ и электроэнергию будет действовать с середины года. Общий эффект для экономики — около 130 млрд рублей в 2014 году, около 140 млрд рублей в 2015 году и около 150 млрд рублей в 2016 году.
— А как отразится отказ от повышения тарифов для монополий на их инвестпрограммах? У вас есть рецепт, как уберечь инвестпрограммы от сокращения?
— Мы будем стремиться к этому. Замораживание тарифов не должно привести к существенному снижению инвестпрограмм естественных монополий.
Мы хотели бы, чтобы эффект, который получат потребители услуг естественных монополий, не означал бы снижения инвестпрограмм. В этом плане мы готовы помогать им и обеспечить перенесение импульса экономии на их поставщиков. В условиях экономической стагнации возможность работать на гарантированный крупный заказ — это большое благо, за которое нужно бороться. Мы считаем, что поставщики естественных монополий должны снижать свою ценовую компоненту. Мы готовы будем помогать и РЖД, и "Газпрому", и сетевым компаниям, поддерживать их стремление оптимизировать цену услуг поставщиков. Понятно, что мы не в состоянии отследить все стадии передела, но важно послать импульс. Если это заработает, мы считаем, что можно будет очень серьезно продвинуться вперед в механизме управления издержками. Я считаю, что управление издержками, и в масштабах компаний, и в масштабах всей экономики, — это первоочередная задача. Мы теряем национальную конкурентоспособность, и мы должны этот механизм переломить.
Работа с поставщиками — это одно направление. Второе направление — это использование внутренних резервов, которые есть у самих компаний. Кроме инвестиционных расходов, у них есть и операционные. Здесь тоже есть резервы, которые должны быть задействованы. Мы считаем, что совокупность этих мер позволит не уменьшать инвестпрограммы монополий.
— Как будет осуществлена индексация тарифов в 2015 году?
— С 2015 года предельным значением индексации тарифов станет уровень инфляции предшествующего года. Индексация тарифов на газ, ж/д перевозки и электроэнергию в 2015 году пройдет по базовой формуле, — на уровне инфляции предыдущего года. В нашем прогнозе инфляция 2014 года запланирована на уровне 5%, значит, индексация тарифов естественных монополий в 2015 году должна быть в пределах этого показателя.
— Есть ли у Минэкономразвития предложения по расчету уровня индексации тарифов в дальнейшем?
— Я считаю, что мы должны использовать элемент контрцикличности не только в экстраординарном порядке — временно замораживая рост тарифов — но и закладывать этот принцип в формулу расчета. Мы должны подумать об использовании повышающих и понижающих коэффициентов, в случае если темпы экономического развития существенно отклоняются от прогнозного значения.
Пример: если бы мы сейчас применили простой понижающий коэффициент, основанный на разнице между прогнозным и фактическим ростом ВВП (прогноз на 2013 год 3,7%, факт за 7 месяцев — 1,4%), мы должны были более чем в два раза снизить индексацию тарифов.
Мы будем предлагать варианты учета цикла с применением повышающих и понижающих коэффициентов для долгосрочной формулы тарифов. С моей точки зрения, долгосрочность и стабильность тарифов — это установление не цифры, а механизма расчета, понятного всем участникам рынка, которые могут использовать этот механизм в своих контрактах и при планировании денежных потоков.
— Предыдущие предложения сводились к опережающему росту энерготарифов для населения по сравнению с промпотребителями, из-за необходимости ликвидации перекрестного субсидирования. Получается, что в 2014 году возможности сокращения «перекрестки» будут сокращены?
— Да, в 2014 году возможности сокращения перекрестного субсидирования между промпотребителями и населением действительно будут сокращены. Эта задача не снимается, но она остается за пределами 2014 года. Но мы в 2014 году будем решать задачу ликвидации перекрестного субсидирования другого рода — "последней мили",то есть одних промпотребителей другими промпотребителями. Это задача по-прежнему стоит. Мы считаем, что базово мы должны отказываться от элементов "последней мили" с 2014 года.
— Согласованы ли ваши предложения по замораживанию тарифов с профильными министерствами, в частности с Минэнерго и Минтрансом?
— Мы находимся сейчас на стадии этих согласований. Формального согласования пока не получено, но есть высокая степень рабочего взаимопонимания на уровне контактов с моими коллегами — министрами. Я думаю, что у нас будет согласованная позиция со всеми ведомствами.
— Вы рассчитываете на то, что инициативы по полному замораживанию тарифов в 2014 году получат финальное одобрение, с учетом всего административного ресурса монополий?
— Да, мы рассчитываем на то, что инициативы будут одобрены. Мы исходим из того, что мы делаем одно дело с коллегами из "Газпрома", РЖД и "Россетей", преследуем общие цели стабилизации экономического развития. Мне кажется, они это понимают. Понятно, что мы должны им помочь в этой непростой ситуации, в том числе, в плане оптимизации ценообразования на многие компоненты инвестпрограмм.