"Роскошь простых решений — не для парламента"

Председатель Госдумы Сергей Нарышкин рассказал "Интерфаксу" о том, чем депутаты займутся на осенней сессии, как будет проходить обсуждение реформы РАН и бюджета

"Роскошь простых решений — не для парламента"
"Роскошь простых решений — не для парламента"

Москва. 6 сентября. INTERFAX.RU - На следующей неделе, во вторник, официально откроется осенняя сессия Государственной Думы шестого созыва. Какие задачи предстоит решать депутатам в ближайшие месяцы, в том числе в рамках бюджетного процесса? Будет ли дорабатываться законопроект о реформе РАН? Готовы ли законодатели расширить сферу действия "антипиратского" закона или будут рассматриваться возможность его отмены, как настаивают некоторые? Что собирается председатель Госдумы сказать с трибуны Парламентской ассамблеи Совета Европы на ее сессии в октябре и каково участие российских депутатов в урегулировании проблемы вокруг Сирии? На эти и другие вопросы в интервью "Интерфаксу" ответил председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин.

— Сергей Евгеньевич, каждой сессии вы даете свое определение, и это уже становится традицией. Как можно будет — исходя из ее задач — назвать предстоящую осеннюю сессию Госдумы?

— Такое определение лучше давать по итогам. Поговорим об этом в декабре. Но очевидно, что новая сессия будет отличаться от предыдущих. Парламентская жизнь напрямую зависит от жизни самого общества, а парламент — его неотъемлемая часть. Практически все, что сейчас волнует граждан, обсуждается и в Госдуме. В нашей повестке будут и резонансные проекты из прошлой сессии, и новые инициативы. И, как Вы хорошо знаете, на этот же период приходится 20-летие Конституции и Федерального Собрания. Значимый юбилей, который, однако, не сделает предстоящую сессию "праздничной". Впереди очень напряженные рабочие недели.

— Известно, что окончательные решения по ряду принципиально важных законопроектов отложены на осень. Речь, в первую очередь, о реформе РАН — ее обсуждение летом продолжилось, поступают замечания и предложения от научных коллективов. Если их учитывать, требуется возврат документа во второе чтение. Есть целесообразность в таком решении?

— Целесообразно или нет — решит Госдума. А такая возможность — возврат во второе чтение — по нашему регламенту действительно существует. И предложения по поправкам есть не только у депутатов. Надеюсь, что все, кто заинтересован в этих вопросах, за время парламентских каникул успели не только вникнуть в суть предлагаемой реформы, но и изучить текст законопроекта. Мнения по-прежнему звучат разные. И среди них особое значение будет иметь итоговая позиция профильного комитета Госдумы и, конечно — самой РАН, объединяемых академий. Мы не можем принимать закон об Академии наук, не опираясь на мнение научного сообщества, не учитывая важность институтов самоуправления в этой среде. Это мое мнение, и мнение очень многих моих коллег-депутатов. А потому профессиональный диалог еще необходим. Подчеркну — в первую очередь, профессиональный.

— Шла работа и над совершенствованием "антипиратского" законодательства — расширением сферы его действия. Как скоро этот закон может быть принят?

— Правовое регулирование в интернет-сфере — тема достаточно новая не только для России, но и для других стран. И большое значение на данный момент имеет мониторинг реализации тех норм, которые недавно вступили в силу. Полученные результаты повлияют не только на темпы, но главное — на качество дальнейшей законопроектной работы. А это — одна из ключевых задач самого парламента. Если мы создаем механизмы противодействия интернет-пиратству, то они должны быть, с одной стороны, эффективно работающими, а с другой — не подрывающими перспективы развития новых коммуникаций.

Чтобы двигаться дальше — будем внимательно изучать все мнения и предложения, чтобы продвигаться дальше. Добавлю, что взять и отменить "антипиратский закон", как сейчас предлагают некоторые — не выход. Проблема интернет-пиратства — реальна, и делать вид, что ее не существует, нельзя. Она не только сказывается на развитии целого ряда отраслей экономики (уже прямо с этим связанных), но и влияет на будущее всей российской культуры. И разве правильно, если гарантии защиты прав, которые действуют за пределами интернета, не будут работать в сети? И это касается не только фильмов, но и литературы, музыки, программных продуктов.

— Обсуждение каких новых законодательных инициатив можно ожидать на осенних "Открытых трибунах"?

— Мы задумывали "Открытую трибуну" как площадку для обсуждения наиболее резонансных проблем. И ее темы будут определяться самой повесткой политического сезона, который только начинается. Пока могу сказать, что уже в сентябре мы обязательно обсудим на "Открытой трибуне" результаты Единого дня голосования. Тем более, что предложений по модернизации избирательного законодательства немало уже сейчас.

— "Вечная" для осенней сессии Госдумы тема — бюджет. И, видимо, как обычно, по его правительственному варианту будут споры в комитетах и фракциях, на пленарных заседаниях. Наверняка свои коррективы в этот финансовый план внесет и стихия в Приморье, на Дальнем Востоке. И все-таки какой вы видите главную направленность бюджета — на 2014 год, на три последующих?

— Рассмотрение бюджета — это всегда большой и вдумчивый труд для всех депутатов. Нам важно, прежде всего, обеспечить все государственные обязательства и расходы — достаточным уровнем доходов. Есть разные макроэкономические сценарии (ни один из которых я бы не назвал идеальным), но сейчас многие эксперты говорят, что доходы бюджета могут оказаться меньше, чем это прогнозировалось, скажем, еще год назад. Подобные прогнозы и возможные меры реагирования тоже станут предметом нашего обсуждения и совместной экспертной проработки с правительством.

Что касается событий на российском Дальнем Востоке. Нанесен тяжелый удар по экономике и людям сразу в нескольких регионах. У федерального центра нет другой альтернативы, кроме как оказать им помощь. Чтобы просчитать необходимые расходы, надо как можно точнее оценить ущерб — и прямой, и побочный. А также — эффективность мер по ликвидации. Сделать это максимально оперативно, в том числе — через возможности парламентского контроля.

— Вы неоднократно говорили о важности принятия отвечающих интересам страны и общества, хорошо продуманных законов и при этом подчеркивали необходимость изучения правоприменительной практики — по сути, того, как вступивший в силу закон работает. Удалось установить эту "обратную связь"? И насколько справедливо, на ваш взгляд, общество оценивает законотворчество депутатов?

— Думаю, что главное здесь — не в чьем-то личном, субъективном отношении к тому или иному закону, а в понимании самого характера законотворческой деятельности. Дума находится в центре общественно-политической жизни, и постоянный поиск баланса между разными точками зрения (а это есть прямая обязанность законодательного органа), как правило, связан с массой сложностей. Роскошь "простых решений" — не для парламента. С развитием электронных технологий законодательный процесс становится все более публичным, и я надеюсь, что тот, кто хотел, стал лучше понимать депутатскую работу. Хотя понимать — это вовсе не обязательно одобрять.

Добавлю, что в каждом созыве Думы принимались и такие решения, о которых практически все высказывались положительно, и такие — против которых разворачивались целые кампании. А финальную и самую точную оценку всегда дают следующие парламентские выборы.

— Как вы думаете, что в сегодняшнем парламенте надо развивать и поддерживать, от чего, возможно, стоит избавляться? Пресловутая тема "места для дискуссий": наш парламент стал таким местом?

— Я бы не сказал, что в российском парламенте когда-нибудь прекращались дискуссии. Но сейчас к ним активнее подключаются и внепарламентские силы. Это связано не только со "спросом" со стороны все большего числа новых партий, но и с наличием "предложения" со стороны Госдумы — в виде наших экспертных советов, "Открытой трибуны", многих других площадок.

Главное, что надо поддерживать и развивать в парламентской практике, на мой взгляд — это умение разных политических сил работать вместе и выходить на общие решения. Ведь не секрет, что до сих пор многим законопроектам не хватает обоснованности, глубокой экспертной проработки, прогноза по их применению, да еще и качественной юридической техники. К сожалению, еще далеко не все понимают, что право требует крайне аккуратного и уважительного отношения. А у нас, сами знаете, чуть что — сразу предлагается менять закон. Отсюда — и множество проблем в самой системе законодательства страны, отчет о состоянии которой сейчас формируется.

— Госдума активно готовится отметить 20-летие Конституции и нового российского парламента. Почему вы лично придаете такое большое значение публичности этих дат? Какие основные мероприятия в рамках торжеств запланированы и кто примет в них участие? Первые лица ожидаются?

— Статус мероприятий должен и будет соответствовать значению самого юбилея. Ведь именно в 1993 году впервые в истории России всенародным голосованием был принят Основной закон, по которому живет наша страна и все мы. Принятие Конституции и выборы Федерального Собрания, по сути, сохранили Российское государство, обеспечив, может быть, не самый высокий, но крайне необходимый уровень общественного согласия. И если мы хотим, чтобы Россия развивалась успешно, то все мы, граждане страны, обязаны соблюдать и беречь нашу Конституцию — как основу всей политической системы и законодательства. Парламент просто обязан привлечь к этой задаче внимание общества.

Для этого вновь пройдут и крупные научно-практические конференции, и новая серия лекций в Госдуме ("открытые уроки" в школах прошли только что). Будут тематические выставки, новые публикации — как научного, так и научно-популярного характера. Пройдут встречи с депутатами, сотрудниками аппарата Верховных Советов СССР и РСФСР, а также — Дум прошлых созывов. Из международных мероприятий особо отмечу второй московский международный парламентский форум в ноябре.

— Многие обращают внимание на активность вашей внедумской деятельности. Это руководство и Российским историческим обществом, и советами, созданными при председателе Государственной думы. И частые встречи с представителями экспертного сообщества. Какова отдача от всего этого?

— Отдача — самая серьезная. И я бы не относил наши советы и другие дискуссионные форматы к чему-то "внедумскому". Это — дополнительные возможности для диалога с обществом, обязательного в любом парламенте, и конечно — для экспертизы правотворчества. Мы же не называем внедумской работой парламентские слушания, а их задачи — во многом близки.

Российское историческое общество — действительно, особая для меня деятельность. Но я глубоко убежден, что как история, так и культура должны всегда занимать достойное место в жизни государства и общества. И считаю, что такая работа тоже имеет прямое отношение к моим обязанностям депутата и спикера.

— Вы приняли приглашение руководства Парламентской ассамблеи Совета Европы выступить на осенней сессии в Страсбурге. О чем Вы будете говорить с трибуны ПАСЕ?

— Там стоит поговорить о многом. К примеру, об угрозах и реальных достижениях в развитии европейского парламентаризма, о его особенностях в России и о работе Госдумы текущего созыва. Тем более, что вокруг принятых или не принятых нами законов наросло немало мифов, которые в ПАСЕ тоже озвучиваются время от времени. Здесь возникает следующая тема — это уровень взаимопонимания и качество межпарламентского взаимодействия. Ведь, при всех разногласиях, мы обязаны вместе работать в Совете Европы и его Парламентской Ассамблее. Россия — крупнейшее европейское государство, и ни у кого не получится вывести ее позицию "за скобки".

— И в продолжение международной темы — какие усилия предпринимает российский парламент для политического решения сирийской проблемы?

— Мы занимаемся этим практически с самого начала шестого созыва. Еще в феврале прошлого года председатель нашего профильного комитета Алексей Пушков в Сирии встречался и с руководством страны, включая президента Башара Асада, и с представителями оппозиции.

В ходе весенней сессии уже этого года Госдума приняла специальное заявление по Сирии. Сирийская тема постоянно звучит в рамках наших двусторонних контактов с парламентами других стран. Вы наверняка знаете, что и в ПАСЕ члены российской делегации неоднократно заявляли о приоритете политического решения сирийского кризиса.

Из последних событий напомню о предложении провести консультации с американскими парламентариями. Эта инициатива прозвучала на недавней встрече президента России со спикерами палат Федерального Собрания. Надеюсь, что такие консультации состоятся и позволят содержательно и всесторонне обсудить столь острую проблему.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений