ЕС вернется к ситуации с оружейным эмбарго для Сирии с учетом Женевы-2

Верховный представитель ЕС по вопросам единой внешней политики и политики в области безопасности Кэтрин Эштон рассказала "Интерфаксу" о том, какие темы ее сторона хотела бы обсудить на саммите в Екатеринбурге

ЕС вернется к ситуации с оружейным эмбарго для Сирии с учетом Женевы-2
ЕС вернется к ситуации с оружейным эмбарго для Сирии с учетом Женевы-2
Фото: Reuters

Москва. 3 июня. INTERFAX.RU - В понедельник в Екатеринбурге открывается очередной саммит Россия-Евросоюз. О том, какие темы хотела бы обсудить с российским руководством еэсовская сторона, рассказала в интервью заместителю главного редактора редакции внешней политики "Интерфакса" Ольге Головановой верховный представитель ЕС по вопросам единой внешней политики и политики в области безопасности Кэтрин Эштон. Она также изложила позицию Брюсселя по вопросу отмены оружейного эмбарго для Сирии и высказалась по иранской ядерной проблеме.

- Госпожа Эштон, чего Вы ожидаете от предстоящего саммита РФ-ЕС в Екатеринбурге? Какие вопросы хотела бы поднять на нем европейская сторона в первую очередь?

- Саммит предоставит прекрасную возможность оценить текущее сотрудничество между ЕС и Россией по широкому спектру областей: политика и безопасность, включая права человека; экономика и регулятивная сфера, научно-техническое сотрудничество. Что касается сотрудничества в правовой сфере, то "на полях" саммита мы подпишем соглашение о предотвращении незаконного использования прекурсоров. Продолжается реализация нашей очень важной инициативы "Партнерство для модернизации".

Мы являемся стратегическими партнёрами друг друга, и Европейский союз заинтересован в расширении и укреплении нашего сотрудничества. Мы хотим предсказуемых, основанных на системе правил отношений, в основе которых лежат общие обязательства. Первым шагом должно быть соблюдение и выполнение уже взятых обязательств, в частности, в связи с вступлением в ВТО, а также в том, что касается основных ценностей и свобод.

Что касается наших двусторонних отношений, на саммите Европейский Союз хочет сосредоточить внимание на трёх основных вопросах: переговоры по новому базовому соглашению ЕС-Россия, которое должно стать прочной правовой основой для развития наших отношений в будущем; торговля и вопросы ВТО; и основные политические свободы, в частности свобода собраний и свобода выражения мнений, которым мы привержены как члены Совета Европы. Нам очень интересно услышать мнение наших российских партнёров о внутренней политической ситуации.

Что касается международных и глобальных вопросов, в центре нашего обсуждения, безусловно, будет критическая ситуация в Сирии. Мы обсудим наше сотрудничество в рамках процесса ближневосточного регулирования, переговоров по иранской ядерной программе и затяжных конфликтов в соседних с нами регионах: в Молдове/Приднестровье, Нагорном Карабахе и Грузии. Мы также проанализируем глобальные экономические тенденции и сотрудничество в рамках председательства России в "Группе двадцати".

- Может ли соглашение о дальнейшем облегчением визового режима, подразумевающее отмену виз для обладателей служебных паспортов быть подписано на саммите РФ-ЕС в Екатеринбурге? Российская сторона говорит, что все упирается в политическое решение со стороны государств-членов ЕС? Если ли шансы, что таковое будет принято до саммита? Если нет, то когда?

- Я считаю, что упрощение условий получения виз в интересах обеих сторон. Мы хотим упростить поездки в Европу для граждан России, особенно для тех граждан, которые хотели бы приехать Европу как туристы или с целью обучения, или с деловыми целями. Также растёт интерес к России у европейцев: многие граждане ЕС хотели бы приехать сюда. Мы начали работу над внесением изменений в соглашение об упрощении выдачи виз, что предоставит более широкие возможности для обменов и контактов между нашими гражданами. Пожелание России предусмотреть в соглашении безвизовый режим для держателей служебных паспортов задержало процесс. Переговоры по техническим аспектам продолжаются и должны быть завершены в ближайшее время.

Для нас крайне важно получить хорошее и эффективное соглашение, которое хорошо работает. Мы хотим принять меры для обеспечения мобильности между ЕС и Россией, и поэтому нам необходимо найти пути продвижения вперёд по всем вопросам, которые могли бы стать препятствием здесь. Я уверена, что скоро наши переговорщики завершат работу.

В то же время ЕС вновь обратится к России с просьбой ввести мораторий на реализацию нового приказа Минтранса России касательно персональных данных пассажиров, так как это очень деликатный вопрос в контексте мобильности, и если он останется нерешённым, то может серьёзно сказаться на наших усилиях по упрощению передвижения.

- Согласны ли Вы с мнением главы МИД РФ Сергея Лаврова о том, что уже очень скоро можно будет объявить о завершении работы по списку совместных шагов, тем самым открыть путь к переговорам о безвизовом режиме и достичь его, как хотели бы того в Москве, к концу 2014 года?

- С 2011 г. ЕС и Россия ведут серьёзную работу по реализации "Совместных шагов на пути к безвизовому режиму для краткосрочных поездок". Техническая работа по списку действий, которые ЕС и Россия обязались реализовать, чтобы достичь этой цели, продвигается хорошо и свидетельствует о решимости обеих сторон достигнуть результата.

На настоящий момент мы обменялись информацией о действующих нормах и законах в сфере контроля над перемещением лиц и обеспечения свободы передвижения. Это очень важно с точки зрения будущего безвизового режима, по которому мы будем вести переговоры. Крайне важно серьёзно воспринимать эту подготовительную работу. После завершения обмена фактической информацией нам предстоит перейти к реализации "Совместных шагов", т.е. устранить недостатки и привести в соответствие расхождения.

Мы должны быть уверены, что наши граждане – и здесь я имею в виду и граждан ЕС, и граждан России – смогут наслаждаться своей свободой передвижения в безопасном и предсказуемом формате. Это потребует дополнительной работы с обеих сторон, и мы привержены реализации задачи введения безвизового режима.

- Недавно российская сторона заявила, что в обозримом будущем можно будет наконец подписать новое базовое соглашение между РФ и ЕС, переговоры по которому изрядно затянулись, в том числе в связи с вступлением РФ в ВТО. Сейчас Россия - член этой организации. Какие препятствия остаются, на Ваш взгляд, на пути к подписанию этого договора?

- Мы хотим заключить всеобъемлющее соглашение, чтобы обновить и заменить старое, подписанное в девяностых годах Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве. В этом новом соглашении должны быть содержательные положения о торговых и экономических отношениях, включая энергетику. Как стратегическим партнёрам и соседям с взаимозависимыми экономиками и растущими торговыми и инвестиционными связями, нам необходима двусторонняя основа для сотрудничества, которая выходит за рамки правил ВТО и решает эти вопросы.

Сейчас Россия является членом ВТО, и мы считаем, что членство в ВТО выгодно России, так как содействует диверсификации экономики и повышению ее конкурентоспособности. Мы надеемся, что теперь Россия готова продвигаться и в отношении нового, более современного соглашения с ЕС, которое принесёт модернизацию и открытость на благо наших граждан.

- Намерен ли ЕС обсудить на саммите с Россией правозащитную тематику, в частности закон об НКО? Есть ли в принципе сейчас вопросы, которые вызывают обеспокоенность у ЕС в этой области?

- Права человека проходят красной нитью через внешнюю политику ЕС и, следовательно, являются неотъемлемой частью наших переговоров со всеми стратегическими партнёрами. Поэтому эти вопросы действительно будут подниматься на предстоящей встрече на высшем уровне. С таким стратегическим партнёром как Россия, с которым мы разделяем общие международные обязательства, мы не только говорим об изменениях, вызывающих обеспокоенность, но также приветствуем прогресс. Например, мы приветствуем тот факт, что Россия пригласила Специального докладчика ООН по вопросу о независимости судей в прошлом месяце посетить страну и что государство выделило больше средств для гражданского общества.

Но у нас также должна быть возможность обсудить ряд новых законов, влияющих на работу гражданского общества и недавнее принятие жёстких мер в отношении многих организаций. Я знаю, что российские организации гражданского общества не согласны вешать на себя уничижительный ярлык "иностранный агент", когда они таковыми не являются.

Нескольким организациям, как, например, Антидискриминационный центр "Мемориал" в Санкт-Петербурге, грозит судебное разбирательство, а некоторым, как "Голос", уже было назначено наказание. Эта тенденция вызывает тревогу. Мы надеемся, что Россия, принимая во внимание лучшие международные практики, обратит внимание на эти обеспокоенности, и что мы сможем обсудить это.

Мы также поинтересуемся, почему дело юриста Сергея Магнитского, который скончался в следственном изоляторе более трёх лет назад, было закрыто, и никто не был привлечен к ответственности в связи с его смертью, в то время как в отношении него ведётся посмертное разбирательство.

- Евросоюз принял решение не продлевать эмбарго на поставки оружия сирийской оппозиции. Российская сторона заявляет, что поставки оружия негосударственным субъектам нелегитимны и могут нанести вред усилиям по подготовке новой международной конференции по Сирии в Женеве. Вы согласны с этим? При каких обстоятельствах ЕС может пересмотреть свое решение? Намерен ли ЕС мониторить процесс поставок, чтобы исключить возможность их попадания в руки экстремистов?

- Основная цель ЕС – добиться заключения соглашения, чтобы прекратить столкновения и принести мир, в том числе путём демократических преобразований в Сирию. Это наш приоритет номер один, и мы работаем со всеми нашими международными партнёрами для достижения этой цели. 27 мая мы приняли четко сформулированные выводы по Сирии, в которых изложены многие из предпринимаемых нами мер, как то колоссальные объёмы гуманитарной помощи населению и соседним странам, которые принимают десятки тысяч беженцев; и поддержка оппозиции. Я надеюсь, что в ходе второго раунда женевских переговоров (Женева II) будет достигнут политический прогресс. Я нахожусь в постоянном контакте со всеми сторонами.

27 мая мы также решили вновь ввести ограничительные меры в отношении Сирии, но за исключением эмбарго на поставки оружия. Решение о том, экспортировать или нет оружие сирийской оппозиции, будет приниматься каждой страной-членом отдельно.

Если они принимают такое решение, то оно должно отвечать строгим критериям: в соответствии с существующим Кодексом поведения в торговле оружием поставки могут осуществляться только для Коалиции сирийской оппозиции и для защиты гражданских лиц, а также с гарантией того, кто является конечным пользователем.

Все государства-члены также договорились, что они не будут осуществлять никакого экспорта на данном этапе, а, прежде всего, оценят ход политического процесса. До 1 августа Совет вновь рассмотрит эту ситуацию с учётом доклада, который я подготовлю после консультаций с генеральным секретарем ООН, и продвижения вперёд американо-российской инициативы о проведении мирной конференции.

- Россия призывает не допускать пауз в переговорах "шестерки" с Ираном. Когда, на Ваш взгляд, могут состояться следующие полноформатные переговоры на уровне глав делегаций и политдиректоров? Отмечаете ли Вы прогресс в действиях Ирана? Когда могут быть смягчены международные санкции в отношении него?

- Я возглавляю переговоры, которые ведут с Ираном Россия и 5 других государств. Я только что провела неформальную встречу с главным переговорщиком от Ирана. Я полна решимости продолжить дипломатические усилия, чтобы найти переговорное решение иранской ядерной проблеме. 14 июня в Иране пройдут президентские выборы.

Мы постоянно говорим, что санкции не носят необратимый характер. Только от Ирана зависит, будет ли он участвовать в полноценных переговорах, которые позволят укрепить доверие к исключительно мирному характеру его ядерной программы.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений