Для Москвы неприемлемо экстерриториальное применение США односторонних санкций
Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков в интервью "Интерфаксу" рассказал о некоторых аспектах российско-американских отношений и о послании Путина Обаме
Москва. 24 мая. INTERFAX.RU - Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков в интервью заместителю главного редактора редакции внешней политики "Интерфакса" Ольге Головановой рассказал о некоторых аспектах российско-американских отношений, включая то, что собой представляет послание президента России американскому лидеру, и призвал продолжить переговоры с Ираном по ядерной проблеме как можно скорее
- Сергей Алексеевич, о чем идет речь в послании президента Путина президенту Обаме?
- Письмо президента России президенту США не может быть мною ни в каком случае прокомментировано в силу того, что переписка первых лиц носит конфиденциальный характер. Могу сказать, что послание всеобъемлющее, охватывает и международные, и двусторонние вопросы. Не секрет, и об этом говорилось раньше, что в нем находится компонент, касающийся военно-политических дел и контроля над вооружениями, включая ПРО.
Я бы не стал говорить, что это послание - ответ в прямом смысле слова на послание Обамы, поскольку диалог идет постоянный, и у нас есть вопросы, которые президент России подробно, понятно и четко изложил в этом письме Обаме, которые представляют собой нашу постановку целей, ориентиров, а совершенно не реакцию на какие-либо американские предложения.
- Ожидает ли российская сторона ответа от США до саммита "большой восьмерки"?
- Я не готов спекулировать на тему, как американские партнеры будут реагировать, но, повторяю, обмен посланиями - это элемент постоянно продолжающегося диалога. У президентов было за последнее время несколько телефонных разговоров на разные темы. События, которые происходят в мире и США, в частности, трагические события в Бостоне, были фоном, на котором обсуждались глубокие вопросы двусторонних отношений, поэтому этот процесс будет продолжен.
Хотел бы обратить внимание, что интенсивность контактов на высоком уровне, включая представителей и силовых ведомств, и министра иностранных дел с госсекретарем, за последние месяцы существенно возросла и имеет мало аналогов в прошлом. Диалог идет по всем линиям.
- Может ли правовая база на замену программы Нанна-Лугара быть выработана до конца года?
- Мы надеемся, что быстрее, чем до конца года.
- Ближе к осени?
- Мы находимся в процессе, который уже, можно так сказать, результативен. Сегодня мы с госпожой Гетемюллер встречаемся отдельно от тех встреч, которые по ходу конференции уже состоялись. И мы продолжим обсуждение этой темы и надеемся на положительный результат.
- Когда пройдут следующие полноформатные переговоры "шестерки" с Ираном?
- "Шестерка" с Ираном на уровне глав делегаций и политических директоров, на наш взгляд, должна собраться как можно скорее после проведения в Иране президентских выборов. Мы постоянно выступали за недопущение пауз в переговорном процессе. До выборов в Иране, которые состоятся 14 июня, говорить о проведении раунда нереалистично, поскольку сегодня 24 мая, хотя если бы такая возможность была, мы бы это только приветствовали и поддержали. После выборов нужно собираться как можно быстрее. Но пока согласованных сроков нет.
В любом случае это нельзя откладывать на осень или вообще не фиксировать сроков, потому что динамика переговоров теряется, и такие паузы контрпродуктивны. Мы всегда это говорим.
- Комитет Сената США по международным делам одобрил законопроект о поставках оружия сирийской оппозиции, предусматривающий также санкции в отношении стран, поставляющих оружие и нефть властями Сирии. Это явный намек на Россию и Иран. Как бы Вы могли бы это прокомментировать?
- По всем аспектам этого дела наша позиция кардинально отличается от того, что пытаются навязать авторы этого законопроекта.
Во-первых, наше военно-техническое сотрудничество с правительством Сирии носит абсолютно законный характер, и оно не ограничено никакими международными решениями или какими-то требованиями соглашений, которые когда-либо подписывала Российская Федерация.
Теория о том, что вооружение оппозиции - это путь к решению проблемы, свидетельствует о трагическом для сирийского народа непонимании сторонниками такого подхода того, что происходит. Надо не вооружать оппозицию, а всеми силами настраивать оппозицию на политический диалог с правительством. Это одна сторона дела.
Вторая сторона состоит в том, что односторонняя и применяемая в обход базовых норм международного права санкционная практика США для нас категорически и полностью неприемлема. Санкции как инструмент международных отношений допустимы в двух случаях: первый - по решению СБ ООН согласно 7 главе Устава ООН, второй - в качестве ответной меры государством, которое стало объектом враждебных действий с чьей-либо стороны.
Мы не считаем, что в ситуации с массированным экстерриториальным применением односторонних санкций США имеют эту правовую основу. Эти меры нелегитимны.