Говорить о громких победах рано, но ситуацию исправим
Начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ Виктор Нилов рассказал "Интерфаксу" о новшествах, которые ожидают автомобилистов в ближайшем будущем
Москва. 16 апреля. INTERFAX.RU - Руководство МВД взяло курс на искоренение коррупции в рядах полиции, в том числе, дорожной. О мерах по выявлению правонарушителей, а также о новшествах, которые ожидают автомобилистов в ближайшем будущем заместителю главного редактора "Интерфакса" Андрею Новикову рассказал начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД РФ Виктор Нилов.
- Виктор Иванович, можно ли говорить о каких-то результатах борьбы с коррупцией в ГАИ? Есть ли у Вас четкий план действий?
- Борьба с коррупцией - это скорее комплекс мер, которые мы в настоящее время принимаем, в том числе с учетом поручений Министра внутренних дел Российской Федерации. Первое направление - это повсеместное внедрение камер фото- видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Вторая составляющая - тотальный контроль за тем, чтобы полностью исключить остановку автотранспорта без достаточных на то оснований. Наконец, третье направление - жесткий спрос за приписки, фальсификацию правонарушений, одним словом, за пережитки "палочной системы".
Мы регулярно проводим проверки личного состава. Причем как гласно, так и негласно, используя весь арсенал средств подразделений собственной безопасности. Если нами выявляются факты правонарушений и они заслуживают серьезной правовой оценки, материалы направляются в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел.
Кроме того, сегодня мы все жестче спрашиваем с руководителей за эффективность работы нарядов: численность сотрудников уменьшилась, но объем задач остался прежним и его необходимо выполнять имеющимися силами. Поэтому мы более активно применяем технические средства, в том числе записи видеорегистраторов. В настоящее время во все регионы направлены методические рекомендации, которыми регламентированы правила несения службы с использованием этих устройств как при рассмотрении административных дел, так и при анализе жалоб на сотрудников ГАИ.
Говорить о каких-то громких победах в борьбе с коррупцией пока не приходится, но направление нами выбрано верное, и эту ситуацию мы обязательно исправим.
- Давайте тезисно поговорим о каждом из перечисленных Вами направлений. Будет ли расширяться практика применения камер видеофиксации нарушений ПДД?
- Мы постоянно мониторим эту ситуацию. По итогам 2012 года у нас есть объемная картина, сколько и каких правонарушений зафиксировано с помощью видеокамер. Некоторые регионы используют их не только для контроля скорости, но и выявления других нарушений, например, выезда на полосу для движения общественного транспорта. Постепенно спектр действия камер будет расширяться. Пермские коллеги предлагают контролировать ситуацию на пешеходных переходах, и мы эти предложения вскоре рассмотрим. Есть предложения по контролю за проездом на запрещающий сигнал светофора, на железнодорожных переездах.
Но это оборудование несколько дороже, поэтому процесс его внедрения будет постепенным. К сожалению, есть порядка десяти регионов, которые развивают эти системы очень слабо. Но мы предпринимаем все меры для изменения ситуации . Уверен, со временем мы придем к тому, что стационарные средства видеофиксации появятся на федеральных трассах для контроля за скоростным режимом, а также выездом машин на полосу встречного движения, потому что на эти магистрали приходится 60% всех погибших в ДТП. Сейчас этот вопрос обсуждается с Росавтодором.
- Что делать водителю, если его немотивированно остановил автоинспектор? Куда жаловаться?
- Права участников дорожного движения четко регламентированы: если есть хоть малейшие основания сомневаться в правомерности действий сотрудника, нужно потратить время и обратиться к руководству подразделения Госавтоинспекции, в том числе письменно или через наш сайт, с соответствующими претензиями. Это обратная связь, которая дает возможность выявить правонарушение, и в целом оценить, происходят ли в нашей системе перемены к лучшему. Количество нарушений, связанных с несением службы, как мне кажется, уменьшается. Но чем это можно объяснить: реальными изменениями или отсутствием желающих пожаловаться?
- Что может являться основанием для остановки сотрудником ГАИ автотранспортного средства вне стационарного поста?
- Только нарушение правил дорожного движения. Мы ориентируем наших сотрудников на то, что они должны не только пресекать нарушения ПДД - это их обязательная функция - но предупреждать, вести профилактическую работу. Кстати, эта касается и так называемых сплошных проверок по выявлению нетрезвых водителей. Мы даже заранее сообщаем о них в пресс-релизах. Если кто-то в этот период откажется от езды в пьяном виде, считайте, что мы сделали очень важное дело.
- Как Вы относитесь к "сухому закону"? Нужно ли возвращаться к максимально допустимым промилле в крови водителя?
- Я должностное лицо и исполняю закон. Но сколько бы на эту тему не рассуждали, сегодня фактов, когда бы водителя незаслуженно наказывали за езду в нетрезвом виде, очень немного. В судебной практике таких случаев единицы. Стоит также отметить, что сегодняшняя норма играет важную профилактическую роль: водители, понимая, что у них могут возникнуть проблемы, отказываются не только от "пьяной" езды, но и не садятся за руль, если у них, например, возникли проблемы со здоровьем и они принимают лекарства. Ведь сегодня становится все больше случаев, когда людям, находящимся за рулем, становится плохо, а это влечет за собой тяжкие последствия, ДТП с человеческими жертвами. Например, валокордин - сердечное лекарство. Если человек его принимает, значит, у него проблемы с сердцем, и в этот день ему лучше воспользоваться общественным транспортом или вовсе остаться дома.
Одним словам, пускай специалисты обсуждают вопрос о промилле, а законодатели его решают. Если соответствующий закон будет принят, он будет безусловно соблюдаться. Но мне кажется, что эту тему мы сегодня излишне много обсуждаем. Поле для злоупотреблений здесь минимально: если человек принял лекарство, а прибор сотрудника показал наличие алкоголя, то водитель может потребовать медицинского освидетельствования. Наконец, действия медиков тоже можно оспорить - в суде.
- Записи видеорегистраторов, по Вашему мнению, должны приниматься в качестве доказательств при разборе ДТП в судах?
- Я двумя руками за использование видеорегистратров. Мы уже сейчас используем записи для проведения проверок по жалобам на наших сотрудников, для выяснения обстоятельств ДТП. Что касается признания записей доказательствами в судах - наверное, через какое-то время мы к этому придем. Ведь еще несколько лет назад мы о видеорегистраторах вообще ничего не слышали. Всему свое время. Сейчас, как вы помните, суды сами принимают решение, принимать ли им во внимание информацию, запечатленную на регистраторе.
- До сих пор можно увидеть сотрудников ГАИ, сидящими в засаде. Вы боретесь с этим явлением?
- Сегодня, учитывая развитие интернет-технологий, скрыть такого рода ситуации почти невозможно. По каждой такой жалобе мы проводим проверку, тщательно выясняем все обстоятельства. Поверьте, нам не нужны показатели и сиюминутные результаты, нам нужна системная, планомерная работа. Если мы добьемся снижения аварийности на том или ином участке дороги, это и будет главным показателем нашей работы. Гораздо более важным, чем цифры в отчетах. Другое дело, что психология наших сотрудников не может поменяться быстро, для этого нужно время.
- У коррупции есть оборотная медаль: уровень легальных доходов сотрудников. Можно ли сегодня говорить, что зарплата инспекторов стала конкурентоспособной на рынке труда? К вам выстраиваются очереди из желающих работать в ГАИ?
- Для большинства регионов, в особенности не столиц субъектов, уровень зарплат у нас достаточно высокий. Но с точки зрения пополнения рядов, сказать, что к нам выстроилась очередь, пока нельзя.
В прошлом году в Набережных Челнах мы создали учебный центр первоначальной подготовки. Там мы готовим будущих сотрудников по специальной программе, включающей психологическое тестирование. Мы стараемся научить инспекторов действовать в нестандартных ситуациях, когда на них оказывается психологическое давление, учим умению перестроиться в общении с гражданами, уходить от конфликтных ситуаций. Эти же аспекты планируется включить в программу переподготовки действующих сотрудников.
- Когда все машины ГАИ будут оборудованы системами видеоконтроля? Может быть, обязать сотрудников автоинспекции фиксировать общение с водителями? Тогда и разговоров о коррупции станет меньше.
- Задача оборудовать машины средствами видео- и аудиофиксации поставлена министром внутренних и поэтапно выполняется. У нас есть прогноз, что почти 100% машин будут оснащены такими системами до конца 2013 года.
- Насколько полезны выделенные полосы для общественного транспорта? Многие водители жалуются на неудобства.
- На сегодняшний день другого способа уменьшить трафик, чем пересадить людей на общественный транспорт, нет. Но для этого человек должен понимать, что он в расчетное время доберется из одной точки в другую. Если мы хотим идти этим путем, нужно создавать преимущества для общественного транспорта. Так зачем изобретать велосипед? Хотя кому-то эта норма может показаться непопулярной.
- На каких магистралях будет увеличена максимально разрешенная скорость до 130 км в час?
- Это инициатива как дополнение к правилам дорожного движения размещена на сайте МВД для обсуждения. Здесь все достаточно просто. Коллеги, занимающиеся строительством и эксплуатацией дорог, в прошлом году задали нам вопрос, можно ли будет на платных участках магистралей увеличить скоростной режим, если позволят характеристики дороги. Мы с Минтрансом такую возможность рассматриваем. Но даже если такая норма будет принята, это вовсе не значит, что уже завтра на магистралях появятся дорожные знаки, разрешающие водителям двигаться с большей скоростью. Здесь все нужно продуманно взвесить.
- Снята ли, по Вашему мнению, проблема "мигалок" и "блатных номеров", которые осложняют ситуацию на дорогах?
- Говорить, что наличие спецсигналов сегодня оказывает существенное влияние на безопасность движения, я, основываясь на фактическом материале, не могу. Хотя, стоит признать, что эмоционально "мигалки" негативно воздействуют на водителей. Что касается других привилегий - сегодня все это можно поправить в законодательном плане. В ряде нормативных документов четко определены категории лиц, которые имеют "привилегии". Если в документы будут внесены соответствующие изменения, можно будет говорить о каких-то подвижках. Эксперты высказали свое мнение на этот счет.
- Какие изменения в ПДД стоит ожидать автомобилистам в ближайшее время?
- Все законодательные инициативы, изменения должны основываться на детальном анализе. Это системная повседневная работа. К примеру, сегодня нас волнует проблема безопасности пешеходов на пешеходных переходах. Мы уже вышли с инициативой в нормативном плане изменить требования к оборудованию пешеходных переходов, в первую очередь, с точки зрения лучшей видимости. Еще один момент: на дорогах с двумя и более полосами не должно быть нерегулируемых пешеходных переходов, поскольку водители, которые двигаются в левом ряду, иногда просто не видят пешехода. Необходима также серьезная разъяснительная работа. Мы увеличили число обустроенных переходов, но и пешеходы стали менее внимательны. Могу сказать, что количество наездов вне пешеходных переходов снизилось, а на пешеходных переходах, к сожалению, не снижается. Значит, где-то произошел сбой.
Не снята с повестки дня проблема безопасности детей. Минздрав подержал нашу инициативу о том, чтобы включить в список вещей, необходимых для выписки роженицы, детское удерживающее кресло.
Еще один аспект - безопасность школьников. Этот год, к сожалению, мы начинаем с того, что число пострадавших детей-пешеходов увеличилось, чего не было много лет. Мы договорились с администрациями регионов, муниципальными образованиями и получили поддержку Совета федерации в вопросе о разработке паспортов безопасности для школ. В этом пособии учителям, учащимся и их родителям будет предложены схемы безопасного перемещения близ школ. На них будет указано, где должны быть установлены соответствующие знаки, нанесена разметка, обустроены светофоры, где родителям лучше высаживать детей, в каком месте должен останавливаться школьный автобус. Таким образом, мы вместе со школьной общественностью будем добиваться совершенствования существующей инфраструктуры.
Наконец, правительственная комиссия дала поручение министерству образования подготовить отдельные обучающие программы по безопасности на дорогах для дошкольников, чтобы они с малых лет впитывали культуру поведения на дорогах.
- Большое значение в работе ГАИ, как, впрочем, и других структур, оказывающих госуслуги, играет развитие информационных ресурсов. Вы продвигаетесь в этом направлении?
- Как вы знаете, на нашем сайте мы запустили новый сервис, позволяющий водителям проверить информацию о своих штрафах и нарушениях. Мы получили почти десятикратный всплеск посещаемости. Значит, интерес к этим сервисам есть, и мы будет идти по этому пути, за этим будущее.
- Вы сами пользуетесь Интернетом?
- Обязательно. Утром, когда еду на работу, стараюсь посмотреть новости. После работы пробегаюсь по ресурсам, которые связаны с работой ГАИ.
- А с оппонентами встречаетесь, к примеру, с главными критиками - активистами общества "Синие ведерки"?
- Конечно, встречаемся. У нас есть определенные разногласия, но каждый делает свое дело профессионально и честно. Если со стороны оппонентов звучит конструктивная критика, мы обязательно принимаем ее во внимание. Не всегда и не все удается сделать сразу, но работа общественных активистов очень важна. Мы открыты для сотрудничества со всеми организациями, объединениями и движениями.
- Аккаунт в социальных сетях не собираетесь завести?
- Нет. Об этом я никогда не задумывался.
- В завершении интервью позвольте задать вопрос, который интересует всех без исключения автомобилистов: за какие нарушения правил дорожного движения, по Вашему мнению, необходимо повысить штрафы?
- Однозначно нужно повышать штрафы за перевозку детей без удерживающего кресла, возможно, даже эту сумму нужно приравнять к стоимости самого устройства. Второе: судебные приставы считают, что, исходя из объема госрасходов на выполнение их функций, штраф в принципе не должен составлять 100 руб. - он должен быть значительно больше. Я с этим согласен. Третья позиция: сегодня нужно говорить не просто об ужесточении наказания, а о том, чтобы эти меры были избирательными, чтобы они были направлены на злостных нарушителей, кто изначально пренебрегает правилами дорожного движения, игнорирует закон. К ним нужно применять более суровые меры.