Игорь Артемьев: "Угольная и металлургическая отрасли станут не последними, где мы будем добиваться перехода на долгосрочные контракты"

Глава ФАС в интервью "Интерфаксу" рассказывает о работе по контролю за ценообразованием в различных отраслях и ТЭК, а также расследовании ряда дел об установлении монопольно высоких цен

Игорь Артемьев: "Угольная и металлургическая отрасли станут не последними, где мы будем добиваться перехода на долгосрочные контракты"
Игорь Артемьев: "Угольная и металлургическая отрасли станут не последними, где мы будем добиваться перехода на долгосрочные контракты"
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 29 августа. INTERFAX.RU - Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев в интервью "Интерфаксу" рассказывает о работе по контролю за ценообразованием в угольной, металлургической, химической отраслях и ТЭК, предложениях ведомства по повышению ставок экспортных пошлин, а также расследовании ряда дел об установлении монопольно высоких цен.

Игорь Юрьевич, недавно на совещании у премьер-министра Владимира Путина обсуждались вопросы развития конкуренции. О чем конкретно шла речь?

О том, что у нас очень слабое противодействие картелям, например. Я считаю, что нужно вводить уголовную ответственность за картели и подкреплять это организационными методами, во взаимодействии с МВД и Генпрокуратурой. Среди естественных монополий наблюдается очень высокий "рецидивизм", поэтому нужно либо писать новый закон о естественных монополиях, либо в действующий вносить существенные поправки. Мы обращали внимание на то, что нужно очень осторожно создавать госкорпорации в конкурентных секторах, поскольку возможен эффект ограничения конкуренции. Принимая подобные законы, нужно заранее проводить антимонопольную экспертизу таких действий.

Кроме того, мы вновь предложили наш антимонопольный пакет, около 20 текстов законов. Владимир Путин на совещании принял политическое решение поддержать наши предложения, доработать наш пакет, при этом не "закошмарить" бизнес, как выразился президент, но добиться большей эффективности в привлечении нарушителей. Это означает, что на практике мы будем увеличивать штрафы. Считаю, что период адаптации с мая прошлого года (вступление в силу поправок в КоАП, вводящих оборотные штрафы - ИФ) завершился, компании должны уже все понять.

Наш антимонопольный пакет должен быть подготовлен до конца сентября для внесения в правительство и парламент. У всех наших пакетов нелегкая судьба, в правительстве существуют разные мнения на счет того, что важнее: создавать "национальных чемпионов" или, развивая "чемпионов", следить за конкуренцией, чтобы "чемпионы" не хулиганили. Соперников будет много, но, надеюсь, премьер нам поможет.

Могут ли быть увеличены "оборотные" штрафы?

Нет, в этом нет необходимости, нам хватает шкалы, пока практика итак идет по маленьким штрафам. Сейчас средний штраф – 15-20 миллионов рублей. Мы пока еще даже не вышли на середину шкалы. Но мы хотим дифференцировать применение этих санкций. Грубые нарушения, картели, тем более без сотрудничества с нами, скоро будут идти под 15%-й штраф. А за мелкие правонарушения, такие как отказ от заключения договора, я не вижу необходимости наказывать более чем 5%. В целом тренд будет на то, чтобы сделать наказание более адекватным, потому что мы считаем, что принудить к правильному поведению, чтобы компании вели себя в России также, как они ведут себя на Западе, может либо просветительская работа, которой все мы занимаемся последние несколько лет, либо жесткий штраф, такой, чтобы не повадно было. Но при этом, мы не стремимся к тысячам дел и гигантским штрафам.

Недавно ФАС завершила рассмотрение дела "Мечела", который антимонопольная служба заставила снизить цены на коксующийся уголь на 15%. После этого вы хотели направлять меткомбинатам - контрагентам "Мечела" предложение об адекватном снижении цен на металлопродукцию. На какое снижение цен вы рассчитываете?

На экономически обоснованное, около 5%. Мы еще сверим цифры, ожидать сильного снижения цен не надо, самое главное, что цены не будут расти. Это огромное достижение – стабилизация цен через долгосрочные договоры. И я думаю, угольная и металлургическая отрасли будут не последними, где разговор о долгосрочных контрактах станет одним из ключевых. Напомню, что под руководством вице-премьера Игоря Сечина фактически достигнута договоренность о заключении в ближайшие полгода долгосрочных договоров по всей цепочке.

Когда был зафиксирован рост цен, мы проанализировали всю цепочку и увидели, что источник – в самом низу, в угольной отрасли, - а остальные действовали вполне рационально и нарушений антимонопольного законодательства не допустили. Теперь им помогут долгосрочные договоры, которые создадут основы для долгосрочных инвестиций, большей стабильности экономики. Но в тех отраслях, где ориентируются на спотовый мировой рынок, на net back, на максимальную цену, и при этом внутреннюю цену делают равной мировой, нам придется поработать. Многие к этому настолько привыкли, что считают возможным вывезти сначала весь товар на экспорт по мировым ценам, которые в разы превышают внутренние, а потом говорить: а у нас нет никакого товара. Тем самым разрушают все цепочки, гробят экономику. И это президент и председатель правительства не допустят. И мы будем одной из тех структур – в связи с тем, что создание искусственного дефицита на внутреннем рынке прямо подпадает под наше законодательство, – которая будет применять штрафы. Дальше будет все время так, как с "Мечелом". Но есть возможность этого избежать – заключить договор, используя формулу справедливой цены. Почему мы должны все время ориентироваться на то, что где-то в мире цены поднялись на 5%?

"Евраз Холдинг" и "Распадская", рассмотрение дела которых пока не завершено, по Вашим словам, должны получить аналогичные штрафы…

Санкции будут пропорциональными. У "Евраз Холдинга" цены были ниже, чем у "Мечела", поэтому им до той величины, которую мы считаем справедливой ценой, меньше. Рекомендованное снижение цены будет не на 15% и даже не на 10%. То есть мы будем стремиться к одинаковому результату. Штрафы и снижение будет в этом случае поменьше, но с расчетом с выходом на одну и ту же точку справедливой цены в отрасли. При этом мы учитываем, что компании с нами сотрудничают, пока все идет нормально.

ФАС сама разрабатывает формулу расчета справедливой цены в долгосрочных договорах или она будет продуктом соглашения между компаниями?

Они сами ее разрабатывают, по договоренности, достигнутой у И.Сечина. Затем дают ее нам на заключение, то есть по сути дела, мы будем участниками процесса как консультанты, выражающие свое мнение о том, нет ли там каких-то коэффициентов, необоснованно раскручивающих цены или просто необъяснимых. Мы, кстати, много таких формул видели, например, в отрасли минеральных удобрений, чего там только не насмотрелись, у нас богатый опыт.

Сроки представления таких формул-договоров к нам для нижних переделов – 3 месяца, для высоких, где сложнее определить конъюнктуру рынка, например в машиностроении, – 6 месяцев.

Есть определенный диапазон, по которому может колебаться цена в зависимости от конъюнктуры, но в случае значительного выхода за его пределы, к примеру, превышения 20% (или иной, зависит от отрасли), стороны могут снова сесть за стол переговоров и уточнить формулу. С нашим участием или без – это уже не принципиально. Это определенное хеджирование, мы не хотим допустить сиюминутного роста цен. В целом за полгода эта работа должна быть полностью завершена, и все должны перейти на долгосрочные договоры.

Вы упомянули ситуацию на рынке минудобрений. Какие основные злоупотребления Вы видите и с кем они связаны? Будет ли ФАС рекомендовать основным игрокам перейти на долгосрочные договоры?

То, что происходит на рынке минудобрений, когда вывозится все по мировым ценам, а производится здесь за бесценок - учитывая низкие цены на газ - нас очень беспокоит. Сейчас владельцы крупнейший компаний-производителей стали долларовыми миллиардерами, а что они сделали для России? Шахты заваливаются, инвестиций в отрасль приходит мало, крестьянам повышают цены на удобрения в 3 раза.

Проблема в том, что производители готовых удобрений продают подавляющее большинство своей продукции за рубеж по ценам в 3-5 раз выше внутрироссийских, работают с рентабельностью в 300% и выше, практически ничего не продавая на внутреннем рынке. Вначале они вообще говорили, что внутри России надо продавать все по мировым ценам, и получили за эти разговоры 8%-ную экспортную пошлину. Сейчас нужно очень серьезно заниматься этой отраслью в смысле выстраивания долгосрочных договоров. И мы, конечно, будем настаивать на том, чтобы эти собственники, которые так любят за валюту все продавать в иностранные государства, заключили долгосрочные договоры с российскими сельхозпроизводителями и друг с другом по справедливым рыночным ценам. Что касается экспорта, мы вместе с ФНС будем следить, чтобы там не было схем типа "Мечела" и ухода от налогообложения.

Мы предлагаем установить взаимосвязь между объемом вывозимого сырья за рубеж и инвестициями в развитие производства – только те компании, которые инвестируют в инфраструктуру шахт, в технику безопасности, в нормальные условия для рабочих, в инжиниринг, в благотворительность, - должны получить возможность беспошлинно вывозить за рубеж. А на остальное надо установить приличные пошлины. Если на внутреннем рынке удобрений не упадет цена, то надо вводить экспортную пошлину.

На этом рынке очень много лжи, которую распространяют целенаправленно. Некоторые компании ведут настоящую информационную войну – как против конкурентов, так и против ФАС. И это не "ФосАгро". "ФосАгро" – монополист, постоянно находящийся под нашим контролем, с которым есть проблемы, но после трехкратного возбуждения против них дел в прошлом году они приняли модель, которую мы им рекомендовали. У нас претензий к ним сейчас нет.

Будет ли ФАС возбуждать дела по факту установления завышенных цен на минудобрения на внутреннем рынке?

Когда у нас были основания - мы вели дела против "Уралкалия", "Сильвинита", "ФосАгро". Сейчас же в первую очередь нужно посмотреть, что творят производители сложных удобрений. Этот рынок будет весь находиться под нашим пристальным вниманием из-за неправильного поведения основных игроков.

ФАС предлагала повысить экспортные пошлины на коксующийся уголь. Эта идея обсуждалась на совещании у вице-премьера Сечина, но в практическое русло, судя по всему, не перешла…

Дело идет своим чередом, готовятся необходимые материалы. Ждем заключения экспертов. На наш взгляд, эта мера необходима. Потому что сверхприбыль, получаемая угольщиками, не должна оставаться за рубежом. Если компания, например, начнет инвестировать в разработку, то вполне возможно, что увеличение пошлин не понадобится. Поэтому у угольщиков есть возможность сейчас принять решения об инвестиционных планах, графиках, прийти с ними в правительство, доказать, что они будут увеличивать объем добычи, полностью рассчитаются с внутренними потребителями и, конечно, по честному будут платить налоги. Тогда зачем экспортные пошлины? Если производители "закроют" все внутреннее потребление по справедливым российским ценам, в желании экспортировать по мировым ценам зачем им препятствовать, поднимая пошлины? Политика такая: выполни все внутренние контракты, не создавай дефицита на российском рынке, работай по долгосрочным контрактам, гарантируй инвестиции в развитие шахт, рост добычи, обеспечивай условия труда шахтеров и, пожалуйста, увеличивай экспорт за счет роста производства.

Так и происходит во всех развитых странах, никто по-другому не позволяет. Тогда никакой необходимости в пошлинах нет. Так что я не исключаю, что мы не будем настаивать на пошлинах. Экспортные пошлины – это серьезная дубина в руках государства в отношениях с собственниками крупнейших компаний.

Говоря о пошлинах, нельзя обойти тему нефтепродуктов. ФАС в целях стабилизации цен неоднократно предлагала повысить экспортные пошлины на нефтепродукты. Какой размер вы считаете оптимальным?

Мы предлагаем установить ставку экспортной пошлины на всю группу – бензин, мазут, дизтопливо – в размере примерно 80% от ставки пошлины на нефть. Не может быть такого соотношения как сейчас: дизтопливо - 50%, бензин - 60% (от ставки пошлины на нефть). В итоге у нас весь мазут вывозится из-за низкой экспортной пошлины, 35% от пошлины на сырую нефть, а в России наблюдается дефицит мазута. Это большая ошибка в таможенной политике.

Все время говорят: почему дизтопливо у нас стоит выше, чем 95-й бензин. Потому что у нас слишком низкая экспортная пошлина на дизтопливо, которое прекрасно используется во время посевной в Европе и является идеальным продуктом для последующего передела. В итоге нефтяными компаниями создан искусственный внутренний дефицит и нам, для своей посевной, дешевого дизтоплива уже нет. Мы предупреждали о таком возможном развитии событий неоднократно, нам говорили: "Это не влияет", сейчас, наконец, стало очевидно, что влияет. Раздаются возгласы: "Где ФАС? Что у нас творится с ценами на бензин?" – мы смотрим на таможенный тариф и видим ужасные цифры, последствием которых является то, что более половины объема производства ушло на экспорт. Лоббисты выигрывают, в очередной раз, вместе с той частью госчиновников, которая их поддерживает.

ФАС по поручению правительства готовила предложения по сокращению временного периода, предшествующего изменению ставок экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Когда вы предлагаете пересматривать ставки?

Мы предложили сократить период расчета в 2 раза, то есть пересматривать ставки раз в месяц. Или ввести особый период для тяжелых ситуаций, которые невозможно заранее предвидеть, сделать его совсем коротким, 1 неделю, но компенсировать из бюджета выпадающие доходы компаниям, которые попадают под ограничения при экспорте. Мнения ведомств об этом документе разошлись, и правительство поручило еще раз вернуться к нему на совещании в Минэкономразвития. В общем, я понимаю логику коллег, которые говорят, что нам важна стабильность. Тогда давайте работать так, чтобы в июне мы приняли все необходимые решения по мазуту, чтобы не иметь проблем таких, как сейчас, когда скоро будет нечем трактора заправлять.

ФАС расследует дело в отношении пяти крупнейших нефтяных компаний, подозреваемых в установлении монопольно высоких цен на авиакеросин. Получили ли вы все документы от компаний и какие штрафы им грозят?

О штрафах рано пока говорить. Я бы не сказал, что компании с нами здорово сотрудничают, исключение – "Сургутнефтегаз", который все делает вовремя. В целом компании не признают свою вину и собираются с нами бороться. Сейчас идет процесс, все обстоятельства обсуждаются. Компании говорят: мы все делаем легально, такие правила установило правительство. Но зачем задирать внутренние цены? Особо болевая точка – это авиакеросин, мы же видим, как снизился объем авиаперевозок из-за роста цен. Поэтому мы сейчас готовим комплекс мер по демонополизации ТЗК, это уже будет третий пакет, который мы обсудждали в правительстве за последние 3 года. Мы очень надеемся, что Минтранс активно подключится к этой работе.

Будет настоящая борьба, но мы все сделаем для того, чтобы нефтяные компании знали меру. Мы считаем, что они должны получить очень серьезные штрафы, чтобы это было для них уроком. Если они имеют чистую прибыль, измеряемую миллиардами долларов, этого достаточно для того, чтобы развивать добычу и производство нефтепродуктов. При этом я бы акцизы немного снизил для них, чтобы не падала геологоразведка. Но не надо за счет потребителя решать свои проблемы. Они раскручивают инфляционную спираль. И мы должны этому противодействовать. А в этом может помочь только большой штраф.

Штраф будет рассчитан исходя из регионального или федерального рынков?

Федерального. Мы ведем мониторинг по всем субъектам. Иногда они нарушали в региональном разрезе, например ЛУКОЙЛ в Ставропольском крае, там наше управление возбудило дело по фактам картеля. А мы в центральном аппарате, с какой стати будем из регионального исходить? Рынок для всех компаний российский, так что мы определим штрафы в объемах выручки на федеральном рынке. А дальше будем смотреть, как они работают с нами. Думаю, пойдут длительные судебные процессы.

Наше решение будет принято в течение ближайших 1-2 недель.

На днях ФАС внесла в правительство правила недискриминационного доступа к газопроводам. Содержит ли финальный вариант все предложения, против которых выступал "Газпром" – пропорциональный доступ в ГТС, предоставление информации о свободных мощностях?

Там все есть, все наши принципы, на которых мы настаивали. Все министерства согласовали, "Газпром" продолжает бороться. Но впервые за все время подготовки правил я так убежден, что документ будет принят. Мы очень близко подошли к этой цели. Хочу сказать, что мы бы не справились без правительства. Игорь Сечин поддерживает все эти принципы. Понятно, он работал в крупной нефтяной компании и ему хорошо известно, что Газпром делает с попутным газом и сколько стоит "врезка". Где-то в ближайший месяц документ может быть подписан, это будет документ, которым можно будет назвать большим шагом вперед.

Другой "долгоиграющий" проект ФАС в газовой отрасли – изменения в закон об экспорте газа. Как будет рассчитываться "экспортная" цены, по которой ФАС предлагает "Газпрому" покупать газ у независимых производителей?

Сейчас мы еще очень далеко от этого, еще пройдет очень много времени, пока мы до этого всерьез доберемся. Все убеждены, что экспортный канал должен быть единым, и мы себя чувствуем довольно одиноко в плане поддержки нашей предложений. Доберемся до этой идеи, когда разберемся с правилами недискриминационного доступа, они важнее, а дальше все будет обсуждаться на правительственной комиссии. В принципе никаких проблем по формуле расчета нет, компании могут сами договориться, берется общий баланс, и все считают пропорционально долям в нем. Или "Газпрому" нужна специальная формула, рассчитанная для него? Я в этом не уверен, это не его газ. Скорее всего, расчетами должна заниматься межведомственная комиссия, с участием "Газпрома", нельзя одному органу отдавать такие расчеты.

ФАС уже больше года рассматривает заявку "БазЭла" о покупке "Русснефти". Ранее вы ссылались на необходимость дождаться исхода судов по собственности на акции НК. Сейчас ФНС отказалась от требований по 5 искам из 8. Вы будете ждать 8-го вердикта?

Будем 8-го ждать. В том числе, по той причине, что Генеральный прокурор может воспользоваться своим правом оспорить решения судов. Я надеюсь, этого не случится, но мы должны учитывать любое обстоятельство, поэтому мы ждем, когда все это закончится. Останавливать рассмотрение дела или ходатайства в связи с поступлением иска в суд – это наша обычная практика.

Вы являетесь ответственным секретарем правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями. Когда состоится первое заседание комиссии и какие заявки она рассмотрит?

Первое заседание комиссии намечено на первую декаду сентября. Какие конкретно заявки она рассмотрит, сказать не могу, поскольку практика применения закона только начинает складываться. Могу сказать, что сейчас в ФАС на рассмотрении 3 ходатайства, связанных с установлением контроля иностранных инвесторов надо стратегическими компаниям, и 3 запроса о необходимости предварительного согласования сделок.

Игорь Юрьевич, вы возглавляете ФАС уже больше 4 лет. За это время деятельность антимонопольного органа вышла на новый уровень – принят закон о конкуренции, вступили в действие оборотные штрафы, ФАС возбудила и довела до логического итога дела против крупнейших российских компаний, получила беспрецедентные полномочия регулятора. Чем Вы больше всего гордитесь?

Командой. Всегда самое главное – это люди, а не должности, возможности и награды. Та команда, которая сложилась в ФАС – я сейчас не разделяю, кто откуда пришел - может решать широкие экономические задачи. Не только заниматься надзором, хотя и это исключительно важно. При этом мы движемся вперед, это очевидно. Если мы добьемся чего-то более серьезного, когда благодаря нашей работе, например, снизится инфляция, потому что компании поймут, что соблюдать условия конкуренции им более выгодно и дешевле обходится, чем нарушать их, - вот этим можно будет гордиться.

Мне очень по душе формула первого вице-премьера Игоря Шувалова: "Есть только две самые важные вещи, которые компании должны навсегда запомнить: это платить налоги и не нарушать правила конкуренции". Я с ним полностью согласен, это и есть определение цивилизованной экономики. Сегодня мы пытаемся вносить свой вклад в построение подобной модели. Однако многие знаковые события, которые будут с нами связаны, нас еще ждут. Так что посмотрим, все еще впереди, а я не собираюсь на пенсию уходить.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений