Мы создадим на базе бывших военных городков спасательные центры

Директор департамента инвестиций и капитального строительства МЧС Александр Загорулько рассказал "Интерфаксу" о планах строительства новой спасательной инфраструктуры в России

Мы создадим на базе бывших военных городков спасательные центры
Мы создадим на базе бывших военных городков спасательные центры

Москва. 20 марта. INTERFAX.RU - Директор департамента инвестиций и капитального строительства МЧС РФ Александр Загорулько рассказал "Интерфаксу" о планах строительства новой спасательной инфраструктуры в России до 2017 года.

- Александр Евгеньевич, недавно была принята новая федеральная целевая программа "Пожарная безопасность", предусматривающая строительство целого ряда объектов Министерства, обеспечивающих безопасность населения и территорий. Какие еще направления инвестиционных расходов определены МЧС России на ближайшую перспективу и в каких объектах на сегодняшний день существует наибольшая потребность, какие из них будут возводиться в первую очередь?

- Прошлый год стал знаковым для отрасли как с точки зрения количества объектов, так и с точки зрения объемов финансирования. Наши заказчики (территориальные органы) продемонстрировали высокие темпы строительства, обеспечив при этом должное качество работ. Инвестиционный блок Министерства направлен на развитие и совершенствование в первую очередь материально-технической базы "боевых" подразделений.

Одна из важнейших задач, поставленная Министром - комплексная модернизация спасательных воинских формирований и обустройство пожарно-спасательных подразделений. Фактически, на базе бывших военных городков создаем функциональные спасательные центры, обеспечивающие оперативное реагирование. При этом планируется создать все необходимые условия для обучения, комфортного проживания и быта личного состава, чтобы эти проблемы на службе не тяготили.

Еще одно направление нашей работы – это обустройство в регионах целой сети региональных поисково-спасательных отрядов с филиалами. В этом вопросе мы исходим как из географического положения, так и из потенциальных рисков, которые существуют в регионах. Стоит отметить, что ключевые спасательные базы уже готовы. Так в 2012 году мы возвели крупный центр в Саянах, построили несколько центров на Байкале, в Вологодской области и на Красной поляне. Аналогичный центр должен появиться в ближайшее время в Астрахани. Летом на Каспии масса отдыхающих, да и у местных жителей немало катеров и моторных лодок. Существуют реальные риски возникновения опасной ситуации на воде. Задача МЧС их минимизировать.

Кроме того, уже в нынешнем году мы начнем развивать филиальную сеть спасательных центров в прилегающих регионах.

Стоит отметить, что все используемые при строительстве проекты индивидуальны, учитывают местную самобытную архитектуру и природный ландшафт. Так, например, спасательный центр в Саянах выполнен в виде деревянного сруба, в Астрахани аналогичный центр будет построен среди камышей на сваях. При этом мы не выходим за рамки стоимости квадратного метра, определенного Минрегионом. Если говорить о "начинке", то это должны быть не просто здания различного функционального назначения, а комплексные объекты, где бы располагались и спасатели со знанием пожарного дела, и водолазы и горные спасатели, если рядом горы.

Не забывает руководство и о здоровье сотрудников, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Отсюда и проектные направления. Среди таких проектов – система высокотехнологичных лечебных центров, которые в течение ближайших трех лет должны появиться во всех федеральных округах. Эти центры будут ориентированы в первую очередь на оказание экстренной высокотехнологичной медпомощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Центрами, конечно, будут пользоваться и наши спасатели. То есть и диспансеризацию смогут там проходить и необходимые медицинские процедуры получать в полном объеме.

Первый и самый крупный такой объект, площадью более 80 тыс. кв.м, уже построен и функционирует в Санкт-Петербурге. Это фактически госпиталь. Он будет главным звеном в этой цепи. Далее будем строить компактные, емкие и унифицированные медучреждения. Процесс строительства планируем завершить к 2016 году.

- В последнее время особое внимание уделяется наращиванию присутствия России в Арктике. Как МЧС готовится обеспечивать безопасность россиян в этом регионе?

- Северные территории – это новое для нас направление. Тем не менее, будем применять технологии, которые позволяют вести строительство в условиях Арктических льдов.

За ближайшие три года предстоит обустроить десять аварийно-спасательных центров, которые будут прикрывать северный морской путь.

Центры будут универсальны, как по функциональному назначению, так и по составу группировки. Сейчас, на этапе проектирования и строительства, очень важно предусмотреть все, сделать так, чтобы в критический момент у спасателей было всегда все под рукой. Облик создаваемых центров будет рассмотрен в ближайшее время на Коллегии МЧС России.

- Как обстоят дела с жилищным строительством? В какие сроки все нуждающиеся в жилье сотрудники МЧС будут им обеспечены? Как осуществляется обеспечение жильем сотрудников в Москве и Подмосковье?

- Решению социальных вопросов, вопросов обустройства наших специалистов по-прежнему уделяется особое внимание. Мы исходим из того, что спасатель, у которого "не болит голова" о том, в каких условиях живет его семья, как ребенка в детский сад пристроить, работает гораздо эффективнее, а значить может спасти больше жизней.

Социальный аспект для МЧС России является одним из приоритетных. В соответствии с Указом Президента всех военнослужащих должны в короткие сроки обеспечить жильем, как постоянным, так и служебным. И мы движемся опережающими темпами. Уже к 2014 планируем решить эту проблему для тех сотрудников, кто стоял в очереди по состоянию на 1 декабря 2012 года. Будут использоваться различные варианты финансирования: и приобретение, и строительство жилья и жилищные сертификаты.

Конечно, не обходится и без трудностей. Особая ситуация складывается в Москве и Московской области. Жилье на рынке в этих регионах дорогое, кроме того существует дефицит земельных участков. Но нам удается вырабатывать оптимальные решения, в первую очередь взаимодействуя с местными властями.

Ярким примером такой работы может служить ввод в эксплуатацию достаточно крупного поселка в Новой Москве в прошлом году. Он расположен в экологически чистой зоне на западном направлении в пяти километрах от МКАДа. При этом федеральный норматив по стоимости квадратного метра был строго соблюден. Нам очень повезло с этим проектом еще и потому, что благодаря решению Правительства Москвы в ближайшее время там появится метро. То есть направление признано перспективным. Думаю, что с социальной инфраструктурой вопрос тоже будет решен, это дело ближайшего времени.

В целом же по стране ситуация в жилищно-строительной отрасли проще. Поэтому, как правило, МЧС России строит для своих сотрудников в экологически чистом месте и с учетом имеющегося опыта, наработана целая серия типовых проектов под различные климатические условия, которые мы рекомендуем к возведению в тех или иных регионах, в зависимости от географического положения. В основном мы возводим монолит-кирпичные дома, очень добротные, хорошие. При этом в прошлом году средняя себестоимость квадратного метра в наших домах не превысила 26 тыс. рублей. Это значительно ниже среднерыночной цены и даже ниже федерального стандарта в 30 тыс. рублей за кв.м. В первую очередь такие дома строятся в тех регионах, где стоимость квадратного метра на рынке жилья начинает расти. Если же стоимость жилья на рынке ниже федерального норматива, там проще приобретать у застройщиков готовые квартиры. То есть мы пытаемся подходить к этому вопросу дифференцированно.

- Какая роль отводится в 2013-2014 годах строительству объектов спасательного назначения для зимней Олимпиады в Сочи-2014? Какие объекты уже построены, что еще предстоит сделать?

- На сегодняшний день мы практически завершили программу обустройства нашей группировки, которая будет заниматься обеспечением безопасности Олимпиады.

За прошедший период мы построили и реконструировали 17 объектов. Среди них и спасательные центры и пожарные части, которые мы укрупнили и модернизировали. В каждом здании, с учетом "приданной" группировки могут быть расквартированы и спасатели, и пожарные, и альпинисты для спасения в горах.

Это дает уверенность в том, что личный состав сможет за считанные минуты отреагировать на любую чрезвычайную ситуацию.

Тем не менее в этом году нам еще предстоит сделать немало. Например, завершить обустройство южного поисково-спасательного отряда в г. Сочи. Кроме того планируем ввести в строй конно-кинологический центр и крупную пожарно-спасательную часть в Имеретинской низменности, на базе которой разместится территориальный центр управления в кризисных ситуациях.

На сегодняшний день строительно-монтажные работы на этих объектах завершены, осталось только подключить их к сетям. Сейчас мы проходим последние этапы согласований. Несмотря на то, что процесс строительства был непростым, мы получили бесценный опыт. Так в Имеретинской низменности очень сложные грунты, и нам приходилось разрабатывать сложные инженерные решения, чтобы обеспечить устойчивость фундамента и подвести коммуникации. Тем не менее, из графика не выбиваемся.

- Строительство – такая сфера на которой часто пытаются нажиться. Как выявляете? Как боретесь с коррупцией?

- Процесс строительства от Калининграда до Дальнего Востока фактически каждую неделю подвергается мониторингу и анализу, ведь деньги выделяются действительно очень большие. Только на ближайшие три года на эти цели запланировано 45 млрд рублей.

За последние несколько лет в Министерстве разработана и успешно внедрена собственная программа контроля хода строительства объектов. Так в режиме реального времени информация о ходе строительства из регионов поступает в Москву. Мы изучаем, оцениваем темпы строительства чтобы понять не выбивается ли подрядчики из графика. Очень важно вовремя принять меры и взять объект на особый контроль, вплоть до еженедельного доклада руководителю Министерства на селекторных совещаниях.

Каждый месяц мы проводим селекторные совещания, где в обязательном порядке заслушиваем доклады с мест. И если видим, что кто-то проваливается: скажем, подрядчик не выполняет свои обязательства, срывает сроки – сразу же требуем от заказчиков готовить претензию, подавать иск в арбитражный суд, накладывать штрафы.

Надо признать, что эта методика работает, ведь таким образом формируется общая атмосфера, люди понимают, что есть контроль.

Бывают, к сожалению, и случаи недобросовестности как со стороны подрядчиков, так и со стороны заказчиков, когда "рубль бежит впереди головы". В основном это, конечно, личная безответственность и непорядочность. Естественно, мы в пределах своих полномочий принимаем все меры, не позволяющие этому явлению превратится в систему.

В основном же наши сотрудники заботятся о деле. Выстроена стабильная система контроля и она работает вполне эффективно, большинство подразделений вовремя справляются с поставленными задачами.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений