Необходимо не допустить нового витка гонки вооружений на Корейском полуострове
Посол России в КНДР Александр Тимонин рассказал "Интерфаксу" об усилиях Москвы по урегулированию ядерной проблемы Корейского полуострова и перспективах отношений между Россией и КНДР
Москва. 6 февраля. INTERFAX.RU - Посол России в КНДР Александр Тимонин в преддверии Дня дипломата рассказал специальному корреспонденту "Интерфакса" Андрею Барановскому об усилиях Москвы по урегулированию ядерной проблемы Корейского полуострова, своих впечатлениях от возвращения в КНДР после 12-летнего отсутствия, а также о перспективах российско-северокорейских отношений.
- Александр Андреевич, Вы были назначены Послом Российской Федерации в КНДР менее года назад. До 2000 г. Вы занимали пост советника-посланника российской дипмиссии в Пхеньяне. Как изменилась Северная Корея за эти 12 лет? Тяжело ли быть российским Послом в КНДР? В чем заключаются основные трудности?
- Пользуясь возможностью, хотел бы, прежде всего, поздравить с профессиональным праздником всех своих коллег – российских дипломатов, с честью и достоинством отстаивающих интересы нашей родины в самых разных государствах.
Моя дипломатическая карьера на протяжении 32 лет связана с Корейским полуостровом. Мне довелось многие годы работать в наших посольствах и в КНДР, и в Республике Корея. Действительно, в апреле 2012 года я прибыл в КНДР в качестве Посла России после 12-летнего отсутствия в этой замечательной стране. Признаюсь, то, что я увидел в Пхеньяне, меня приятно удивило. Город словно "помолодел", приобрел более привлекательный и современный облик. Во многих районах, в том числе и вокруг комплекса российского посольства, появились новые, современные кварталы многоэтажных жилых зданий, торговые центры, кафе и магазины. В городе заметно обновился парк легковых и грузовых автомобилей (в основном за счет импорта из Китая). В вечернее время на хорошо освещенных улицах можно увидеть много молодых, современно одетых людей, ведущих оживленные разговоры по мобильным телефонам. Одним словом, Корея меняется к лучшему, и эти перемены касаются не только внешнего облика страны и людей, но и процессов, связанных с преобразованиями (этот термин здесь предпочитают "реформированию") в экономике, науке, образовании и культуре, которые хотя и происходят не слишком быстрыми темпами, но неуклонно и последовательно.
Тяжело ли быть российским Послом в КНДР? На мой взгляд, Послом нелегко быть в любой стране. Ведь это не только большая честь и доверие со стороны руководства нашей страны, но и огромная ответственность. В то же время для меня, уже 37 лет занимающегося корейской проблематикой, работа Послом России в КНДР крайне интересна с профессиональной точки зрения, поскольку открывает более широкие возможности для контактов как с руководством этой страны, так и с представителями различных слоев населения, позволяет ближе познакомиться с жизнью современной Кореи.
- Многие иностранные наблюдатели надеются, что Ким Чен Ын будет более либеральным лидером, чем его отец, и попытается осуществить реформы в различных областях жизни в КНДР. На Ваш взгляд, насколько обоснованы эти ожидания? Видите ли Вы какие-либо признаки реформирования политической, экономической и социальной сфер в Северной Корее?
- Если внимательно ознакомиться с недавними программными документами КНДР и публичными выступлениями нового руководителя страны Ким Чен Ына, то можно убедиться в том, что речь в них идет о необходимости повышения эффективности народного хозяйства, модернизации предприятий, внедрения новейших технологий и использования передового международного опыта. Особое внимание уделяется привлечению иностранных инвестиций и развитию внешнеэкономического сотрудничества с зарубежными странами. Вместе с тем, все намеченные преобразования и нововведения предполагается осуществлять строго в рамках существующей социалистической системы хозяйствования, и о каких-либо "реформах", пересмотре принципов общественно-политического устройства страны речи не идет.
- На каком этапе находятся отношения между Россией и КНДР в настоящее время? Удалось ли российской стороне наладить с новым северокорейским лидером такие же тесные связи, какие были у Москвы с Ким Чен Иром? Предполагается ли возможность визита Ким Чен Ына в Россию в обозримом будущем?
- Чтобы лучше объяснить, на каком этапе находятся в настоящее время российско-корейские отношения, я хочу напомнить, что в октябре 2013 года Россия и КНДР отметят 65-летие установления дипотношений. На протяжении всего этого длительного периода развитие добрососедских отношений с КНДР оставалось одним из важных направлений российской внешней политики в АТР. Россия по-прежнему заинтересована в сотрудничестве с КНДР по широкому кругу международных вопросов, в том числе связанных с укреплением мира и безопасности в Северо-Восточной Азии, в продолжении контактов и обменов по линии правительств, парламентов, региональных органов власти двух стран.
В течение сравнительно короткого срока пребывания у власти нового руководителя КНДР – Первого председателя Государственного комитета обороны Ким Чен Ына между нашими странами уже достигнут ряд важных экономических договоренностей, отразивших готовность обеих сторон к взаимовыгодному сотрудничеству на различных направлениях.
Что касается возможности визита главы КНДР в Россию, то этот вопрос пока не обсуждается.
- Существует ли возможность возобновления шестисторонних переговоров в обозримом будущем в свете недавних заявлений властей КНДР о намерении развивать атомную программу и наращивать свой ядерный потенциал? Какие усилия может предпринять Россия для возобновления шестистороннего процесса?
- Позиция Российской Федерации в отношении урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова остается неизменной. Наша страна по-прежнему выступает за продолжение поиска политико-дипломатических путей стабилизации обстановки в СВА и будет делать все, чтобы способствовать созданию благоприятных условий для возобновления шестисторонних переговоров по ЯПКП. В этой связи крайне важно, чтобы все заинтересованные стороны не допускали действий, способных обострить обстановку на Корейском полуострове, привести к новому витку гонки вооружений. Как известно, в рамках "шестисторонки" Россия возглавляет Рабочую группу по вопросам мира и безопасности в Северо-Восточной Азии и в этом качестве подготовила и распространила конкретные предложения, касающиеся формирования надежного механизма мира и безопасности в СВА. Как следует из недавних заявлений МИД и Государственного комитета обороны КНДР, в Пхеньяне также не против проведения переговоров по вопросам обеспечения мира и безопасности в этом регионе. Совместное обсуждение этих ключевых проблем позволило бы, на наш взгляд, укрепить доверие между участниками шестистороннего переговорного процесса и найти взаимоприемлемое решение ЯПКП.
- Как продвигается реализация проекта строительства транскорейского газопровода? В какой стадии реализации находятся два других крупных трехсторонних проекта: строительства транскорейской ЛЭП и соединения Транскорейских железных дорог с Транссибом? Ранее СМИ писали, что северокорейская сторона выдвигает неприемлемые для Сеула требования по оплате транзита российского газа, а Южная Корея настаивает на получении от России гарантий бесперебойных поставок газа через территорию КНДР. Так ли это?
- Российская сторона уже не раз заявляла о готовности к сотрудничеству с КНДР и Южной Кореей в реализации трехсторонних проектов строительства Транскорейского газопровода, соединения Транскорейской железной дороги с Транссибирской магистралью и сооружения Транскорейской ЛЭП. Работа на этих направлениях продолжалась и в прошлом году. В настоящее время близится к завершению реализация "пилотной" части железнодорожного проекта - модернизация железной дороги Хасан – Раджин и строительство в раджинском порту интермодального грузового терминала.
И с КНДР, и с Республикой Корея продолжаются (пока в раздельном формате) переговоры по газовому проекту. Что же касается сообщений зарубежных СМИ по "газовой тематике", на которые Вы ссылаетесь, то могу лишь сказать, что они не соответствуют действительности.
Хотел бы подчеркнуть, что дальнейшее продвижение вышеупомянутых трехсторонних проектов будет зависеть не столько от Российской Федерации, сколько от желания и готовности к совместной работе над ними КНДР и Республики Корея, а также от состояния межкорейских отношений. Для нас очевидно, что реализация этих масштабных начинаний не только отвечает экономическим интересам их участников, но и будет способствовать нормализации обстановки и укреплению безопасности на Корейском полуострове.
- Как в целом развивается торгово-экономическое сотрудничество России и КНДР?
- Следует признать, что ни Россию, ни КНДР не удовлетворяют нынешний уровень торгово-экономического сотрудничества, продолжающееся сокращение товарооборота. Так, в 2012 году объем взаимной торговли, по предварительным оценкам, составил немногим более 81 млн. долларов США. В настоящее время Посольство России в КНДР в тесном взаимодействии с российскими и корейскими экономическими ведомствами и коммерческими организациями активно работает над выправлением сложившейся в течение последних 20 лет неблагополучной ситуации в торгово-экономической сфере. Поиску путей решения накопившихся проблем будет посвящено предстоящее в начале марта в Москве очередное заседание Межправкомиссии по торгово-экономическому и научно техническому сотрудничеству. На наш взгляд, наиболее перспективными могли бы стать такие направления экономического взаимодействия, как совместная разработка в КНДР месторождений полезных ископаемых, реализация ряда инфраструктурных проектов, в том числе в сфере логистики и туризма, а также привлечение в отдельные регионы Сибири и Дальнего Востока России квалифицированной корейской рабочей силы.
- Как известно, в КНДР критически относились к прежнему президенту Южной Кореи Ли Мен Баку и его политике в отношении Пхеньяна. Существует ли, на Ваш взгляд, вероятность налаживания отношений между Сеулом и Пхеньяном после прихода к власти в Южной Корее Пак Кын Хе?
- Хотелось бы надеяться, что приход к власти госпожи Пак Кын Хе и новой южнокорейской администрации позволит Пхеньяну и Сеулу начать выстраивать отношения «с чистого листа» и вернуться к обсуждавшимся во времена президентов Ким Дэ Чжуна и Но Му Хёна перспективным межкорейским проектам. Думается, что удобным поводом для того, чтобы оставить в прошлом прежние конфликты и обиды и положить начало мирному сосуществованию двух корейских государств, могло бы послужить отмечаемое в этом году 60-летие окончания Корейской войны. Эту дату обеим корейским сторонам было бы важно использовать не для взаимных упреков и нагнетания конфронтации, а для поиска точек соприкосновения взаимных интересов, достижения компромиссов и, в конечном итоге – для примирения КНДР и Республики Корея.