Культивирование win-win идеологии является сутью нашей многовекторной политики

Глава МИД Казахстана Ерлан Идрисов рассказывает о том, что делается в стране для создания диалоговой площадки ОБСЕ, НАТО, ОДКБ, ШОС и СНГ

Культивирование win-win идеологии является сутью нашей многовекторной политики
Культивирование win-win идеологии является сутью нашей многовекторной политики
Фото: Reuters

Москва. 18 декабря. INTERFAX.RU - Глава внешнеполитического ведомства Казахстана Ерлан Идрисов в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказал об итогах казахстанского председательства в ОДКБ, дал свою оценку победе Казахстана в борьбе за право проведения EXPO-2017, рассказал о мечте Астаны создать в Казахстане диалоговую площадку для ОБСЕ, НАТО, ОДКБ, ШОС и СНГ, а также выразил надежду на скорое подписание Казахстаном и РФ базового документа двустороннего партнерства - Договора о добрососедстве и союзничестве в XXI веке.

ОДКБ: ИТОГИ КАЗАХСТАНСКОГО ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА

- Астана в предстоящую среду передаст руководство в ОДКБ Киргизии. Как вы оцениваете вклад Казахстана в развитие Организации по обозначенным ранее республикой приоритетам председательства?

- Мы пришли к председательству с конкретной повесткой, пятью направлениями работы, которые были ориентированы на точечное усиление элементов безопасности и предсказуемости на пространстве ОДКБ с особым упором на центральноазиатский регион. Я считаю, что мы продвинулись по всем пяти приоритетам, и председательство Казахстана было в целом результативным. Наши инициативы нашли свое продолжение в обозначенных приоритетах Киргизии на период ее председательства в 2013 году.

В частности, в сфере кибербезопасности налажен обмен информацией между нашими странами. Понятно, что за один год эту проблему не решить, но мы вынесли ее на повестку нашей Организации и начали активно работать в этом направлении. Кроме того, в рамках усиления Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) военными структурами наших стран проведена конкретная работа.

Серьезно продвинулись мы и в вопросе объединения систем ПВО. Так, завершено согласование проекта российско-казахстанского соглашения о создании Единой региональной системы ПВО. Думаю, что документ может быть подписан военными ведомствами двух стран в следующем году. Очень важно, что к данному соглашению смогут присоединиться и другие государства Центральной Азии, являющиеся членами ОДКБ, что позволит в будущем создать Объединенную систему ПВО в центральноазиатском регионе. Данная работа активизирована по линии военных ведомств наших стран.

- Какова, на ваш взгляд, вероятность того, что на совете ОДКБ 19 декабря в Москве может быть принято решение о приостановлении членства Узбекистана в Организации?

- Узбекистан в июне этого года информировал о решении приостановить свое участие в деятельности ОДКБ, что предполагает необходимость приостановления в отношении него действия устава Организации, а также других международных договоров и решений. Ташкент имеет юридическое право на такую постановку вопроса.

Главы наших государств на встрече в Москве обсудят данный вопрос вместе с другими вопросами повестки дня заседания. Но я не хочу опережать события, давайте дождемся их решения.

- Как вы считаете, почему НАТО последовательно отвергает предложения ОДКБ о сотрудничестве? Ведь схожих интересов у этих организаций немало.

- Казахстан четко выразил свою позицию, поддержав в апреле этого года заявление ОДКБ с призывом к НАТО о налаживании взаимодействия по точкам соприкосновения, представляющим взаимный интерес. Данное заявление остается открытым и актуальным и в настоящее время.

ОДКБ и НАТО - это авторитетные региональные организации в сфере безопасности, которые могли бы эффективно взаимодействовать во имя общих целей. А именно - укрепления региональной безопасности и стабильности, усиления потенциала противодействия угрозам и вызовам современности, в особенности терроризму и транснациональной преступности.

Наряду с обозначенными целями особую актуальность приобретает вопрос предстоящего вывода из Афганистана коалиционных сил, которые преимущественно состоят из подразделений НАТО. Здесь возникнет множество аспектов, которые потребуют взаимодействия этих двух организаций.

Мы знаем, что внутри НАТО идет дискуссия о целесообразности партнерства с ОДКБ и надеемся, что желание движения навстречу друг другу во имя общих целей возобладает. В этой связи звучат обнадеживающе заявления некоторых официальных представителей НАТО, в частности, заместителя генерального секретаря Альянса, бывшего замминистра обороны США и посла в России Александра Вершбоу. Во время своего рабочего визита в Вашингтон в августе этого года он заявил, что у НАТО и ОДКБ действительно есть точки совпадения интересов.

- Говоря о региональных объединениях, как вы оцениваете перспективы вступления в Таможенный союз Киргизии и Таджикистана, а также Украины?

- Президентом нашей страны в свое время было внесено предложение о том, чтобы страны-участницы ЕврАзЭС - Киргизия и Таджикистан - стали партнерами по Единому экономическому пространству (ЕЭП).

После этого Киргизия подала официальную заявку с просьбой о рассмотрении вопроса своего участия в Таможенном союзе, в октябре 2012 года был утвержден соответствующий план действий. Для Киргизии это серьезный шаг, которые потребует адаптации многих экономических инструментов, институтов и законодательства к реалиям Таможенного союза. Предстоит огромная и очень непростая работа в этом направлении.

Таджикистан также в общих чертах заявлял о своем желании присоединиться к Таможенному союзу, однако пока официально не представлял свою заявку.

Что касается Украины, то хотел бы отметить, что принцип Таможенного союза и ЕЭП очень простой: мы открыты для членства и других форм взаимодействия с третьими участниками. Если Украина изъявит желание присоединиться ко всем принципам и договоренностям организации - двери открыты. Пока Украина не представляла свою заявку на получение членства в Таможенном союзе. Однако она проявляет интерес к Договору о зоне свободной торговли в рамках СНГ.

Думаю, что Украина ориентируется на два азимута экономического взаимодействия и, видимо, старается найти баланс между ними. С одной стороны, она пытается выстроить тесные взаимоотношения с Европейским союзом. Но, мне кажется, украинские лидеры при этом полностью осознают важность пространства СНГ, в первую очередь, российского рынка, для экономического взаимодействия. В этой связи не могу не отметить высокую динамику казахстанско-украинской торговли, интерес Украины к экономическому партнерству с Казахстаном.

EXPO-2017: ВЫГОДЫ ОЧЕВИДНЫ

- Астана примет EXPO-2017. Какие экономические и имиджевые приобретения способно, по вашему мнению, принести Казахстану это событие? Грубо говоря, стоят ли того многомиллиардные бюджетные вложения?

- Отвечу коротко: они того стоят.

Сам факт того, что наше молодое государство в равной и непростой борьбе за право проведения EXPO одержало верх над развитой европейской державой - столицей Евросоюза Бельгией, имеет огромное политическое значение. Красноречивые результаты итогового голосования говорят о признании мировым сообществом наших достижений. Впервые столь авторитетное международное событие как EXPO пройдет на территории СНГ.

Помимо этих дивидендов, EXPO-2017 принесет значительные экономические выгоды нашей стране, в частности, масштабные инвестиции в развитие ее инфраструктуры.

И здесь я бы хотел обозначить три важных аспекта.

Во-первых, выбор темы выставки EXPO - "Энергия будущего" - оказался очень продуманным и, во многом, обусловил нашу победу. Казахстан сейчас серьезно думает о переходе на "зеленую экономику", и EXPO с ее тематикой станет огромным стимулом, большим подспорьем для того, чтобы мы реально продвинулись в этом направлении. В числе задач EXPO-2017 - содействие оптимальному использованию энергии и обмену знаниями, стимулирование исследований и технологическое развитие. Мы имеем уникальный шанс изучить опыт других стран в сфере продвижения научных разработок для модернизации экономики и ее перевода на новые рельсы.

Второй немаловажный аспект проведения EXPO - региональное развитие. Казахстан хочет привлечь внимание всего мира не только к себе, но и к своему региону в целом. Традиционно выставку принимали развитые страны. Казахстан как молодое и развивающееся государство своей победой и упорной работой послал важный сигнал миру: "Обратите внимание на нас, на наш регион, его потребности и вызовы, огромный потенциал".

Как показывает международный опыт, проведение подобного мероприятия позволит превратить Астану в региональный выставочный центр.

И, наконец, в-третьих, EXPO окажет мультипликативное воздействие на нашу экономику.

В Астане будет возведен целый комплекс объектов, универсальных павильонов - городок будущего или smart city. Под его строительство выделено 30 га земли в перспективном районе столицы - прямо напротив Назарбаев Университета. Объекты EXPO в последующем станут частью городской инфраструктуры, большая часть выставочных павильонов предназначена для долгосрочного применения.

Эффект от проведения выставки такого уровня получат не только крупные участники экономики, но и те отрасли, развитие которых имеет немалое значение для столицы - туризм, гостиничный бизнес, сфера услуг, компании МСБ.

В заключение хочу напомнить слова президента о том, что за годы независимости у Казахстана было два масштабных национальных проекта - это наше председательство в ОБСЕ и EXPO-2017.

Выставка EXPO как национальный проект должна принести мощный мультипликативный эффект нашей стране и региону в целом.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ КАЗАХСТАН: ОТВЕТ СКЕПТИКАМ

- Казахстан в последние годы выступил на мировой арене с рядом стратегических инициатив, к примеру, о принятии всеобщей Декларации безъядерного мира и созыве G-Global. Что бы вы ответили скептикам, особенно за рубежом, которые трактуют эти инициативы не иначе как PR-проекты Астаны, у которых нет шансов на практическую реализацию?

- История двадцатилетия становления Казахстана сопровождается многоголосьем скептиков. Скепсис был, когда мы переносили столицу в Астану, когда утверждали Стратегию-2030, программу "Болашак", скепсис был, когда мы принимали решение по ОБСЕ и Азиаде. Все наши решительные усилия в развитии изначально наталкиваются на скептицизм, который спадает на нет при виде достигаемых успехов.

Не удивительно, что скепсис звучит и в отношении международных инициатив Казахстана, в частности, о необходимости принятия Всеобщей декларации безъядерного мира, которая стала бы важным шагом к принятию Конвенции по всеобщему ядерному разоружению. Скажу сразу, что у Казахстана есть моральное право выступать с такой инициативой: мы своим ответственным поведением и последовательной антиядерной политикой доказали это.

Декларация - документ больше философского, если хотите, плана. Его конечная цель - полное освобождение мира от ядерного оружия. Это такая светлая, сейчас почти утопичная перспектива, достичь которой чрезвычайно трудно. Хотя большинство стран мира, особенно развивающихся, всецело поддерживает нашу инициативу, мир еще не созрел политически для того, чтобы стать безъядерным.

У главных ядерных держав - России и США, есть свои подходы к этой проблеме и свои опасения. Мы их понимаем, мы абсолютно трезво рассуждаем в этом отношении. Но, тем не менее, мы вновь обращаемся к ним с моральным призывом не забывать светлую идею о полном избавлении мира от ядерного оружия.

В свою очередь, Казахстан готов к дальнейшей совместной работе в данном направлении со всеми странами ООН, и, в первую очередь, с ядерными государствами.

Инициатива G-Global - это видение лидером нашего государства сложившейся в мире непростой экономической ситуации. Нашим ответом на глобальный кризис стало создание открытой дискуссионной площадки - Астанинского экономического форума и продвижение идеи G-Global. Мы констатируем, что эта инициатива поддержана и постепенно приобретает осязаемые грани, стимулируя активный диалог об экономической повестке дня между специалистами из различных стран мира. Достаточно зайти в он-лайн проект G-Global, чтобы убедиться в этом.

Всех скептиков "PR-проектов Астаны" мы призываем к конструктивному диалогу и непредвзятому взаимодействию.

- В российских СМИ не так давно появилась информация о намерении Астаны инициировать создание некой диалоговой площадки, в рамках которой могли бы взаимодействовать крупные организации в сфере безопасности евразийского и евроатлантического регионов: ООН, ОБСЕ, НАТО, ОДКБ, ШОС, СНГ, СВМДА. Подтверждаете ли вы существование таких планов?

- Речь идет не о каком-то конкретном плане или программе, а в целом об идее - создании евроатлантической и евразийской платформы безопасности. Ее мы высказали еще в Астанинской декларации саммита ОБСЕ. Мы сказали, что в политический диалог по вопросам безопасности однозначно необходимо внести евразийское измерение. Мы предложили начать говорить о создании евроатлантической и евразийской платформы безопасности, которая бы объединила эти тенденции и признала, что политическая культура биполярного мира времен "холодной войны", на которой не так давно зиждилась глобальная безопасность, безнадежно устарела.

Мы хотим наладить реальный, продуктивный диалог между организациями евроатлантического и евразийского пространства - ОБСЕ, НАТО, ОДКБ, ШОС, который бы учитывал и взаимные интересы, и взаимную обеспокоенность сторон. Нас объединяют общие вызовы - вопросы терроризма, наркотрафика, организованной преступности, незаконного оборота оружия, торговли людьми, которые в одинаковой степени беспокоят и Россию, и Европу, и США, и Китай. Мы за то, чтобы старые разделительные линии и дефицит доверия ушли в прошлое.

В дипломатии есть такое понятие как "win-win partnership", или беспроигрышное партнерство. Президент Обама часто говорит о необходимости создания win-win площадок по всему миру, российский лидер также поддерживает данный посыл, что вызывает у нас энтузиазм и положительные эмоции. Но приходится констатировать, что сегодня в международных отношениях преобладает принцип "игры с нулевой суммой", когда в выигрыше остается одна или несколько сторон, а остальные проигрывают.

Казахстан своими инициативами хотел бы способствовать появлению win-win площадки на евразийском пространстве. Мы считаем, что Казахстан, волей судьбы находящийся в центре Евразии, - это удачное, благодатное место для попытки ее создания. В этом случае все стороны получили бы колоссальные выгоды, и многие современные проблемы безопасности ушли бы в историю.

Казахстан находится на стыке интересов крупных держав - России и Китая, США и европейских государств, у которых есть серьезные, законные экономические и политические интересы в нашем регионе. Поэтому мы считаем, что было бы здорово сообща выработать такую win-win платформу, на которой все эти интересы легли бы на стол, и была бы выработана некая уникальная форма их взаимодействия и взаимоучитывания. Понимаем, что это звучит сейчас несколько наивно и идеалистически, это очень сложная задача, но мы призываем к созданию такого механизма. У казахов есть такая пословица: "Доброе слово - половина дела". Поэтому мы верим в энергетику добрых слов и добрых идей - чтобы они не уходили в пустоту.

Казахстан является активным сторонником культивирования идеологии win-win, в этом суть нашей многовекторной политикиx.

- Президент Нурсултан Назарбаев не так давно поставил перед вашим ведомством масштабную задачу: целенаправленное привлечение инвестиций и новых технологий. Как эта задача решается вами в практической плоскости?

- Задача эта не новая, экономический компонент всегда присутствовал в дипломатической службе. Почему на этом сделан акцент сейчас? Кризисные явления в мировой экономике вынуждают нас перегруппировать свои силы и сфокусироваться на обеспечении стабильного притока качественных инвестиций. Привлечь их непросто из-за высокой конкуренции в этом вопросе на глобальном рынке. Поэтому мы должны показать и доказать, что предлагаемые Казахстаном условия работы лучше.

С этой целью МИД объединил усилия с министерством индустрии и новых технологий, нацагентством по привлечению инвестиций Kaznex. Мы определили круг примерно из 20 стран, потенциальных инвесторов, до которых мы стараемся активно доводить свои четкие и понятные предложения. Речь идет о ряде государств Европы и Америки, а также о Китае, Индии, ОАЭ, Саудовской Аравии, Катаре, Японии, Малайзии, Сингапуре и ряде стран АСЕАН.

Сотрудничество Казахстана с этими странами рассматривается нами как один из основных инструментов выполнения долгосрочных программ развития, в частности, индустриально-инновационной программы. Если раньше основным критерием выбора зарубежного партнера были чисто коммерческие соображения, то теперь необходимым является и его желание участвовать в проектах по диверсификации нашей экономики.

Могу сказать, что сейчас в этой сфере мы уже реализуем интересные проекты с участием американских, европейских, российских и японских, а также китайских компаний.

С китайскими партнерами, в частности, мы проводим политику развития сотрудничества в несырьевых секторах экономики. Особый интерес для Казахстана представляет потребность китайской экономики в трансконтинентальных коммуникациях, которые бы обслуживали растущую торговлю китайских компаний с европейскими странами.

СОТРУДНИЧЕСТВО С РФ: КАЗАХСТАН НИКОГДА НЕ СОЙДЕТ С РОССИЙСКОЙ "ОРБИТЫ"

- Астана и Москва готовят к подписанию новый Договор о добрососедстве и союзничестве в XXI веке. Когда он может быть подписан? Какие главные приоритеты сотрудничества будут в нем закреплены?

- Сейчас мы работаем над проектом этого базового документа, которым будут заданы новые адаптированные рамки для нашего тесного взаимодействия и союзничества с учетом реалий XXI века. Мы надеемся, что два наших министерства иностранных дел хорошо сработают и мы сумеем согласовать документ уже в следующем году.

Идеальным было бы его подписание в рамках встречи наших лидеров на традиционном форуме приграничного сотрудничества Казахстана и России в конце 2013 года. Следующий форум планируется провести в Астрахани.

Добавлю также, что в проекте договора найдут отражение все основные направления двустороннего сотрудничества, которые закреплены в нынешних основополагающих документах между Казахстаном и Россией. Я думаю, появятся и новые аспекты, в которых отразится наше видение, отвечающее на новые вызовы современности.

- Военно-техническое сотрудничество является важной составляющей стратегического партнерства с Россией. Однако в последние годы Астана множит число военных проектов с НАТО и США, создает СП с рядом стран в сфере производства вооружения и военной техники. По мнению ряда экспертов, данная тенденция может в конечном итоге привести к сходу Казахстана с российской "орбиты" ВТС. Как вы считаете, оправданы ли эти опасения?

- Нет, не оправданы. Более того, любые предположения о том, что Казахстан сходит с политической "орбиты" России абсолютно оторваны от реальности и не имеют под собой никакой почвы: исторически и географически Россия и Казахстан являются ближайшими союзниками.

Если говорить о сфере ВТС, то надо помнить о глобальности рынка вооружений и военных технологий. Россия - один из мощных игроков данного рынка и потому она имеет серьезное значение для ВПК Казахстана. Существенная роль России в нашем военном взаимодействии обусловлена и нашим членством в одной организации по коллективной безопасности - ОДКБ. В рамках организации действуют особые формы сотрудничества, у нас есть соответствующие привилегии в этом вопросе.

Что касается иных аспектов военно-технического сотрудничества, то Казахстан, как и другие государства, старается диверсифицировать его, взаимодействуя с другими крупными участниками глобального рынка вооружений. Не менее важно и желание Казахстана укрепить свой военно-технический потенциал через создание собственных предприятий с привлечением передовых зарубежных технологий в этой области. Это позволит нам не только развивать потенциал ВПК, но и привлекать инвестиции, готовить собственные кадры, стимулировать экономику. С этой целью в Астане уже дважды проходила международная военно-техническая выставка KADEX.

- Одна из привилегий участия в ОДКБ - возможность льготной закупки российского вооружения и военной техники. Насколько охотно Казахстан ей пользуется?

- Казахстан как член ОДКБ пользуется это возможностью. Как и возможностью подготовки военных кадров. Но нет предела совершенству, и мы надеемся на повышение практической отдачи и качества взаимодействия в этом вопросе в рамках ОДКБ.

- Не так давно глава Казкосмоса Талгат Мусабаев заявил, что Казахстан и Россия рассматривают возможность вывода части объектов комплекса Байконур из-под российской аренды. Многие зарубежные СМИ истолковали это как попытку Казахстана вернуть Байконур в собственное распоряжение. На лицо явное недопонимание?

- Слова Мусабаева были искажены многими СМИ. Все комментарии к этим сообщениям сводились к тому, что Казахстан якобы свертывает космическое сотрудничество с Россией. Это абсолютный неверный посыл.

Руководитель Казкосмоса имел в виду то, что Казахстан рассчитывает на расширение своего участия в космической деятельности космодрома Байконур, качественное развитие своего собственного космического потенциала. Но не в ущерб отношениям с Россией, а совместно с ней! Было бы наивным и неразумным с нашей стороны упускать возможность тесного сотрудничества с такой мощной космической державой как Россия, к тому же на нашем собственном космодроме. Поэтому мы хотим сполна использовать существующий потенциал для обеспечения потребностей нашей экономики. Мы рассчитываем сделать наше сотрудничество более результативным и продуктивным для обеих сторон.

Добавлю, что 19 декабря в ходе визита в Москву для участия в заседаниях ОДКБ, ЕврАзЭС и ЕЭК на высшем уровне состоится двусторонняя встреча президентов Казахстана и России, которые обсудят, в том числе и партнерство в космических проектах. Могу вас заверить в этой связи, что лидеры наших стран имеют полное понимание важности сохранения Байконура как символа нашего успешного двустороннего взаимодействия.

- К слову, отдельные комментаторы разглядели в этой истории "руку" Америки, которая якобы пытается выдавить Россию с Байконура…

- Эти предположения просто смехотворны и от них веет душком стереотипного мышления времен "холодной войны". Их и комментировать не стоит.

- Спасибо за интервью!

Интервью

Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений
Основатель ГК "Монополия": пока у нас "средневековый" рынок, регулирующий себя смертями и возрождением
CEO "Технологий ОФС": РФ активно наращивает число скважин, чтобы в нужный момент быстро увеличить добычу нефти
Глава Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде: сто процентов подготовленных нами исков удовлетворяются судами