Нам удалось построить "Южную" в рекордные сроки
Генеральный директор ГУП "Мосгаз" Гасан Гасангаджиев рассказал "Интерфаксу" о результатах компании в 2012 году, планах по газификации "новой Москвы" и перспективах появления частных газовых компаний
Москва. 13 декабря. INTERFAX.RU - Генеральный директор ГУП "Мосгаз" Гасан Гасангаджиев в интервью "Интерфаксу" рассказал о том, как будут газифицироваться территории "новой Москвы", будут ли в столице появляться частные газовые компании, для чего было создано уникальное аварийно-спасательное формирование, а также об итогах уходящего года и планах на будущий.
- Гасан Гизбуллагович, как вы оцениваете итоги уходящего года и каковы планы компании на 2013 год?
- Уходящий год год можно считать показательным: мы превзошли самих себя и в сжатые сроки провели реконструкцию ГС "Южная". В апреле текущего года началась работа над строительством нового газорегуляторного пункта, а в октябре станция уже была сдана в эксплуатацию. Мы успели провести реконструкцию в промежутке между отопительными сезонами. Обычно на ремонтные работы таких масштабов уходит порядка полутора-двух лет. Когда мы брались за работу над ГС "Южная", мы не были уверены, получится ли у нас осуществить задуманное, ведь подобные объекты не строились в Москве уже лет 20-25.
Кроме того, к 15 октября 2012 года мы реконструировали 88 километров сетей. Конечно, в ходе работы мы сталкивались с определенными трудностями, но в целом производственную программу выполнили в срок. А то, что мы ввели в эксплуатацию две крупные системообразующие станции, является достижением, и я до сих пор удивляюсь, как нам это удалось.
В следующем году мы хотим приступить к реконструкции станции в три раза больше "Южной". Планируем выполнить эту работу за 2 года. Но есть другой вариант – реконструировать станцию за 2 года и параллельно вести реконструкцию сетей. Сейчас все мысли заняты решением этого вопроса и поиском финансовых источников.
Городские власти все три года нам активно помогали. Только в 2012 году был выделен миллиард рублей, благодаря чему мы серьезно переоснастили газовое хозяйство столицы.
- Вернемся к "Южной". Расскажите подробнее, что было сделано в ходе реконструкции и в чем уникальность этой станции?
- Давайте представим себе обычный самовар. Когда краник изнашивается, нам приходится подставлять блюдце, чтобы вода не капала на стол. Точно такие же механизмы применены на станциях. Станция была построена в 1959 г., нетрудно представить, что стало с кранами и регуляторами за такое количество лет. Опасность была в том, что во время отопительного сезона или во время возрастания нагрузки, увеличивался расход, и регуляторы не успевали реагировать. Сегодня мы устанавливаем долговечные шаровые краны, плотно прилегающие и имеющие хорошую изоляцию. Также мы устанавливаем современные регуляторы с очень тонкой чувствительностью, подобные гитарным струнам: пять ниток (плюс шестая резервная), настроенных с определенным допуском, который позволяет отслеживать малейшие изменения в магистральной системе. Таким образом, не требуется присутствие персонала. Раньше на станции был штат в 24 человека, сейчас там работает один оператор для мониторинга ситуации.
Теперь с помощью видеосвязи мы наблюдаем весь периметр станции, а также можем провести видеоконференцию с дежурным оператором. А самое главное – появилась возможность дистанционного перекрытия станции или отдельных направлений в случае поступления тревожных сигналов.
- "Мосгаз" – самое крупное газовое хозяйство в Европе. Какова разница потребления газа в Москве и в других крупных городах мира?
- Хочу уточнить, что к магистральному газу мы никакого отношения не имеем, "Мосгаз" занимается распределением газа между потребителями. На сегодняшний день мы, действительно, крупнейшие, и нет ни одного города на европейском континенте, который мог бы соревноваться с нами по объему. Сегодняшнее потребление газа в Москве соизмеримо с потреблением в ряде европейских стран.
Для сравнения: Москва потребляет 27 млрд кубометров газа, Польша - 30 млрд, Франция - 45. Мне доводилось много путешествовать, и я с уверенностью могу сказать, что уровень "Мосгаза" не ниже уровня европейских газораспределительных предприятий.
В чем основные отличия между Россией и Европой: в Москве, например, невозможно пустить давление 20 атмосфер, а в Европе такое давление спокойно проходит по городу, причем без каких-либо требований. Зато там более жесткие правила для эксплуатирующих организаций и контроль надзорных органов.
- А как обстоит ситуация с зарубежным опытом?
Он, безусловно, используется. Например, идея реконструкции "Южной" родилась в Риге. Этот опыт для нас весьма актуальный, ведь прибалтийская система газораспределения построена еще на советских постулатах, которые применяли наши отцы и деды. Там к строениям советского периода применяются современные европейские технологии. Сильно не меняя инфраструктуру газораспределительных сетей, туда вкрапляются блоки, позволяющие достичь высокого уровня надежности и безопасности. Этот опыт мы перенесли на нашу почву не полностью, у нас несколько другие подходы.
Кроме того, мы достаточно давно используем немецкую технологию "Феникс", то есть санацию. Санация - это метод реконструкции газопровода, при котором труба освобождается от газа и разрезается на участки локальными котлованами через 250 м, затем после гидроотчистки под давлением в 1,5 тыс. атмосфер в газопровод вводится спаянный из полимерного материала "чулок".
- В чем плюсы санации?
- Внутри трубы за длительное время эксплуатации образуется коррозия, остановить этот процесс практически невозможно. С помощью санации после тщательной очистки мы заполняем клеем все образовавшиеся поры и прекращаем доступ кислорода к трубе, что позволяет остановить внутреннюю коррозию. Полимерный материал изначально не подвержен этим явлениям и имеет плетение, которое в состоянии удерживать давление. Таким образом, мы продлеваем срок службы трубы. В общей сложности за три года методом санации реконструировано 90 км сетей или около 2/3 от общего километража (144 км).
- В продолжение географической темы расскажите, пожалуйста, как обстоят дела с обеспечением газом на территории "новой Москвы"?
- Сегодня правительством Москвы принято решение, что на присоединенных территориях эксплуатацию газовых сетей будет осуществлять "Мособлгаз". Я поддерживаю это решение, так как обеспечение газом в Московской области и в Москве осуществляется по разным принципам.
- В чем же разница?
- "Мосгаз" имеет огромные трубы сродни магистральной газораспределительной организации. А на присоединенных территориях расположены в массе своей небольшие поселения и характер потребления газа в основном на бытовые цели. Сегодня департамент, курирующий освоение новых территорий Москвы, рассматривая перспективу развития Новой Москвы, консультируется с нами, чтобы развитие системы газораспределения отвечало требованиям мегополиса.
- Отсюда вытекает следующий вопрос, касающийся подключения к газовым сетям новых объектов строительства. Застройщики плачут и жалуются. Подключение новостроек к газовым сетям занимает много времени. Что делать, чтобы ускорить процесс?
- Должен сказать, что вопрос определения технологического присоединения в части газа сегодня внесен в Государственную Думу для рассмотрения, и, скорее всего, ситуация рано или поздно изменится. С нашей стороны все довольно просто: у нас на сайте есть доступный и понятный раздел, где можно оставить заявку, и ровно через 14 дней, обратившись в "одно окно" можно забрать ответ по технологическому присоединению.
Что касается малого бизнеса, рестораторов и так далее, большинство этих учреждений находится в жилых домах, и технологическое присоединение там запрещено. Есть требование закона о промышленной безопасности, есть требования закона о газоснабжении, их четко надо выполнять.
Что означают требования? В обязательном порядке надо подготовить проект, затем утвердить его и, самое главное, пройти экспертизу промышленной безопасности. Если все условия выполняются, проблем с присоединением не будет.
- У них будет разрешение на врезку?
- Да. Кроме того, сегодня этот комплекс услуг мы можем осуществить сами, но с учетом степени загруженности, так как в межсезонье мы готовим свои сети, а зимой - более свободны. Если к нам приходит абонент и просит о подключении, мы легко беремся за эту работу и выполняем ее в соответствии с договором.
- Планируете ли вы привлекать какие-то частные инвестиции? Как вы смотрите на перспективы частно-государственного партнерства в газовой области в Москве?
- Честно говоря, я не сторонник привлечения частных инвестиций. Практика показывает, что во многом это снижает ответственность. Как только пропадает интерес частного инвестора, производительность падает.
- Возможно ли в ближайшее время появление в Москве частных газовых компаний? Законодательство это позволяет?
- Сегодня это не запрещено. Можно создать компанию, зарегистрировать какие-то сети, если они есть, и выступать в роли газораспределительной организации. У нас, как у ГУПа, собственных сетей нет, это сети города, которые находятся в хозяйственном ведении у "Мосгаза".
Хочу отметить, что требование закона о промышленной безопасности ставит нас в разряд специализированной эксплуатирующей организации, то есть в разряд естественного монополиста.
- На пресс-конференции, посвященной 147-летию предприятия, Вы затронули тему автоматизации сетей и сделали предположение, что через три года 90% газораспределительных сетей перейдут на дистанционное обслуживание. Какие плюсы дает автоматизация?
- Хочу отметить, что газовая распределительная сеть имеет существенные размеры: трубы больших диаметров, аналогичные магистральным, многотонные запорные устройства, что требует значительных усилий в эксплуатации. Только высокий уровень автоматизации технологических процессов позволит обеспечить надежность. Именно этот процесс является приоритетным для нас.
К примеру, только дистанционное управление запорными устройствами позволило обеспечить время закрытия в 1 мин. 40 сек. В десятки раз сократив время реагирования.
- А как модернизирована диспетчерская служба "Мосгаза"? Наверняка, автоматизация коснулась и ее?
- Сегодняшнюю систему диспетчеризации мы задумали еще в 2010 году. Сейчас порядка 30% управления затворными устройствами осуществляется с главной диспетчерской. Мы уже спроектировали и отремонтировали помещение под две новые диспетчерские. В одной будет находиться диспетчер, который в течение рабочего дня (без ночной смены) будет анализировать газовые потоки: как они сходятся в Москву, как они перераспределяются и т.п. В соседней диспетчерской будет сведена вся система видеонаблюдения по нашим объектам.
- Несколько лет назад на предприятии было создано уникальное аварийно-спасательное формирование. Разъясните, пожалуйста, в чем именно ее уникальность? И есть ли подобный опыт в других городах России и мира?
- Раньше в "Мосгазе" было подразделение "Управление аварийно-восстановительных работ", где трудились порядка 800 человек, а также 400 единиц техники. Проблем с газовым хозяйством было много, и мы пришли к выводу, что необходимо создать подразделение, аналогичное МЧС. У нас не было оснащения для этого - самый быстрый автомобиль в парке был "бычок" (ЗИЛ 5301 – ИФ). Тогда, ни у кого не спрашивая, мы купили одну машину и оснастили ее специальной техникой и искробезопасным оборудованием. Затем мы взяли экспериментальную бригаду в шесть человек, повесили "мигалки" и начали отрабатывать методы оказания оперативной помощи. Сотрудники прошли обучение в центрах МЧС и получили статус спасателей.
Сегодня в спасательной службе четыре линейных автомобиля и два штабных, также на всякий случай готовы еще четыре машины. Штабной автомобиль полностью повторяет главную диспетчерскую.
Линейный автомобиль предназначен для локализации утечек газа. Процесс работы выглядит так: штабная машина выезжает к месту ЧП, а все остальные автомобили, получая задачу в пути, разъезжаются по разным запорным устройствам и блокируют их работу, а потом съезжаются к месту повреждения трубы. Таким образом, бригада справляемся с задачей в течение 40-60 минут. Отличие нашей службы от МЧС в том, что нам разрешено работать в зоне газового поражения.
"Водоканал" и МОЭСК изучали этот опыт. Я считаю, что такие подразделения должны быть в городских службах.