Китай готов идти до конца в отстаивании своего суверенитета

Посол КНР в России Ли Хуэй дал интервью агентству "Интерфакс" по ситуации вокруг островов Дяоюйдао

Китай готов идти до конца в отстаивании своего суверенитета
Китай готов идти до конца в отстаивании своего суверенитета
Фото: ru.china-embassy.org

Москва. 24 октября. INTERFAX.RU - Посол КНР в России Ли Хуэй рассказал корреспонденту "Интерфакса" о китайско-японском конфликте вокруг спорных островов Дяоюйдао или Сенкаку, как их называет токийская сторона.

- Г-н посол, чем может завершиться спор об островах Дяоюйдао между Китаем и Японией? Какие действия может предпринять Китай в дальнейшем? Возможно ли компромиссное решение данного вопроса?

- В связи с "покупкой островов" Японией, что явилось крайним вероломством и посягательством на суверенитет Китая, Китай предпринял ряд решительных действий. Например, было опубликовано заявление о базовой линии территориальных вод островов Дяоюйдао и прилегающих к ним островов, соответствующие документы были переданы на хранение в Организацию Объединенных Наций. В Комиссию ООН по границам континентального шельфа были переданы документы относительно внешней границы континентального шельфа за пределами 200-мильной зоны в части акватории Восточно-Китайского моря. Служебные корабли совершали регулярную правоохранительную и патрульную деятельность в акватории вблизи островов Дяоюйдао.

Ситуация, возникшая в настоящее время вокруг островов Дяоюйдао, спровоцирована исключительно самой Японией. Дальнейшее развитие событий в первую очередь зависит от того, как Япония будет исправлять свои ошибки. Мяч сейчас находится на японской стороне.

Однако сейчас можно с определенностью сказать следующее: Японии не стоит рассчитывать на то, что Китай «проглотит» горький плод с «покупкой островов», не стоит надеяться на то, что ситуация может успокоиться с помощью «затягивания» решения вопроса, не стоит рассчитывать и на то, что острова Дяоюйдао и прилегающая к ним акватория, как и прежде, будут в одностороннем порядке незаконно контролироваться Японией. Независимо от того, какие действия предпримет Япония, и как будет развиваться ситуация, Китай в любом случае готов идти до конца и у него всегда будет возможность для ответа.

Сейчас в китайско-японских отношениях сложилась небывало сложная ситуация за весь период с момента установления дипломатических отношений. Для того чтобы смягчить напряженность и выйти из этой ситуации, Япония должна правильно посмотреть на действительность, признать наличие спора, исправить ошибки, вернуться в русло разрешения спора путем переговоров. В настоящее время Китай и Япония поддерживают контакты и ведут консультации по дипломатическим каналам. Надеюсь, что японская сторона продемонстрирует искреннее желание в разрешении данной проблемы.

- Многие страны высказывают опасения возможностью перерастания китайско-японского территориального спора в вооруженный конфликт. Насколько, по Вашему мнению, реален такой сценарий?

- Китай неизменно выступает за мирное разрешение конфликтов между государствами путем переговоров, это касается и споров о территориальном суверенитете. Китай всегда действовал таким образом, мирно урегулировав со многими странами территориальные проблемы, оставшиеся от истории. В вопросе об островах Дяоюйдао Китай также придерживается этого принципа. Но одновременно с этим следует отметить, что развитие ситуации не полностью зависит от Китая. У Китая есть решимость, возможности и средства для защиты государственного суверенитета от любых посягательств.

- Насколько, по Вашему мнению, сильна вероятность вмешательства США в китайско-японские споры об островах Дяоюйдао в связи с наличием американо-японского Договора о безопасности? Как в Китае оценивают роль США в вопросе об островах Дяоюйдао?

- В Китае обратили внимание на то, что американское правительство неоднократно заявляло, что в китайско-японском территориальном споре Соединенные Штаты не занимают никакой позиции и не встают на чью-либо сторону. Надеемся, что у США слова не будут расходиться с делами, и они останутся верны своим заявлениям. Некоторые в США заявляют, что действие американо-японского договора о безопасности распространяется на спор по островам Дяоюйдао. Китайская сторона решительно выступает против этого. Ничто не может поколебать воли Китая защищать свой территориальный суверенитет, ничто не может испугать Китай. Во время Второй мировой войны Китай и США были союзниками в войне против Японии. В нынешней ситуации поддержание безопасности и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, противостояние дальнейшему развитию тенденции по приукрашиванию агрессивной истории и усилению позиций правых сил в Японии также отвечает собственным интересам США.

- Какие у Китая есть основания для того, чтобы заявлять о своем суверенитете над островами Дяоюйдао?

- 10 сентября японское правительство объявило о так называемой "покупке" трех островов среди островов Дяоюйдао, что явилось серьезным посягательством на территориальный суверенитет Китая. Острова Дяоюйдао - исконная территория Китая. У неоспоримого суверенитета Китая над этими островами есть полные исторические, географические и международно-правовые основания.

Во-первых, острова Дяоюйдао примыкают к китайскому острову Тайвань. Китайцы первыми обнаружили эти острова и дали им название. Наиболее ранние из сохранившихся китайских исторических записей, упоминающих географическое название Дяоюйдао, относятся к 1403 году. Еще в первые годы династии Мин (1368 – 1644 гг.) для борьбы с японскими пиратами (вокоу) на юго-восточном побережье страны китайское правительство включило острова Дяоюйдао в свою зону обороны. Династия Цин (1644-1912 гг.) не только продолжила практику включения Дяоюйдао в зону морской обороны, но и четко определила, что данные острова подпадают под юрисдикцию местной тайваньской администрации. В японских же документах самое раннее упоминание Дяоюйдао появилось лишь в 1785 году, причем острова обозначались как китайская территория. Таким образом, заявления о том, что некий японец в 1884 году первым высадился на островах Дяоюйдао и обнаружил их "необитаемыми", полностью не соответствуют историческим фактам, которые состоят в том, что данные острова с давних пор находились в собственности и под юрисдикцией Китая. Заявления Япония о том, что она обладает суверенитетом над Дяоюйдао в соответствии с принципом "первого завладения" не выдерживают никакой критики.

Во-вторых, отторжение Японией у Китая островов Дяоюйдао не имеет никакой юридической силы. С 1884 года японское правительство начало проводить тайные исследования Дяоюйдао и попыталось их оккупировать. При этом Япония очень четко осознавала, что эти острова принадлежат Китаю, поэтому, опасаясь китайской реакции, не предпринимала никаких действий по установлению на островах "знаков своего суверенитета". Лишь в конце 1894 года, когда стало ясно, что Китай терпит поражение в китайско-японской войне, японское правительство, ссылаясь на "изменение обстановки", решило установить на островах Дяоюйдао суверенные знаки и включить их в территорию Японии. 14 января 1895 года правительство Японии тайно приняло решение, предусматривающее "включение" Дяоюйдао в юрисдикцию префектуры Окинава. Необходимо особо отметить, что Япония с начала исследования островов Дяоюйдао до их официального "включения" в свою территорию всегда действовала тайком, никогда не предавая свои действия огласке. Это говорит о том, что данные действия не имеют под собой никакой юридической силы с точки зрения международного права. В апреле 1895 года Китай потерпел поражение в войне и был вынужден подписать с Японией неравноправный Симоносекский договор, согласно которому Китай уступал Японии Тайвань и все прилегающие к нему острова. Дяоюйдао вместе с другими прилегающими к Тайваню островами был передан Японии.

В-третьих, по итогам Второй мировой войны острова Дяоюйдао на основании международного права были возвращены Китаю. Каирская декларация (декабрь 1943 года), Потсдамская декларация (июль 1945 года), Акт о капитуляции Японии (сентябрь 1945 года) четко определили, что Япония должна вернуть Китаю все захваченные и отнятые у него территории. Эти документы являются основными международно-правовыми актами, определившими послевоенный международный порядок. Согласно им, Дяоюйдао, как острова, прилегающие к Тайваню, уже возвращены Китаю. У принадлежности Китаю суверенитета над островами Дяоюйдао имеются неоспоримые международно-правовые основания.

В 1951 году США и ряд других стран без участия Китая и Советского Союза в одностороннем порядке заключили с Японией Сан-Францисский мирный договор. Правительство Китая тогда сразу заявило, что данный договор является незаконным и недействительным. Это ясно и недвусмысленно демонстрирует, что Китай никогда не признавал любые положения Сан-Францисского мирного договора, касающиеся территории Китая, в том числе, естественно, и островов Дяоюйдао. Данная позиция распространяется и на последующие действия США и Японии по установлению незаконной опеки над островами Дяоюйдао на основании Сан-Францисского мирного договора. Поэтому заявления Японии о том, что Китай вплоть до 70-х годов прошлого века не выдвигал требования относительно суверенитета над Дяоюйдао, поистине являются самообманом и обманом других. В 1971 году США "возвратили" Японии острова Дяоюйдао вместе с островами Рюкю, что вызвало резкий протест и решительное осуждение правительства КНР и всего китайского народа (включая народ Тайваня). Правительству США пришлось прояснить свою позицию, подчеркнув, что "возвращаются" только "административные полномочия", при этом вопрос о суверенитете над островами Дяоюйдао не затрагивается.

- Китайская сторона отмечает, что в свое время Пекин и Токио достигли взаимопонимания о том, чтобы отложить на будущее решение вопроса об островах Дяоюйдао. Так ли это?

- Китайско-японское совместное заявление 1972 года и Договор о мире и дружбе между Китаем и Японией 1978 года прекратили состояние войны между двумя государствами, была осуществлена нормализация дипломатических отношений двух стран. В ходе переговоров по этим двум документам тогдашние лидеры Китая и Японии, с целью достижения главной цели - нормализации отношений, решили временно не затрагивать проблему Дяоюйдао, оставив ее решение на будущее. Это черным по белому зафиксировано в протоколе переговоров, которые провели в 1972 году в Пекине премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай и премьер-министр Японии Какуэй Танака.

В октябре 1978 года китайский руководитель Дэн Сяопин совершил визит в Японию для обмена с японской стороной ратификационными грамотами к китайско-японскому Договору о мире и дружбе. На пресс-конференции после переговоров с Премьер-Министром Японии Такэо Фукудой Дэн Сяопин сделал следующее заявление по проблеме Дяоюйдао: "Во время нормализации дипломатических отношений стороны договорились не затрагивать эту проблему. В ходе обсуждения нынешнего китайско-японского договора о мире и дружбе мы также договорились не касаться этой проблемы. Мы полагаем, что если невозможно прийти к соглашению, то было бы мудро отложить на время этот вопрос, поскольку он не срочный. Если наше поколение не обладает достаточной мудростью для того, чтобы решить проблему, то у следующего поколения найдётся больше мудрости, и оно сможет найти способ решения проблемы, приемлемый для всех". Никто из представителей японской стороны не возражал по поводу этого заявления.

Именно потому, что имелись данный консенсус и взаимопонимание, в течение почти 40 лет с момента установления дипломатических отношений проблема островов Дяоюйдао не оказывала большого влияния на китайско-японские отношения, а сотрудничество двух государств в различных областях успешно развивалось. Сейчас Япония отрекается от достигнутого ранее консенсуса, согласно которому две страны согласились отложить решение вопроса на будущее. Проведение так называемой "национализации" представляет собой попытку изменить нынешний статус островов Дяоюйдао, усилить фактический контроль над островами, а также осуществить так называемую "легализацию".

Насколько позиция Японии по вопросу об островах Дяоюйдао может повлиять на обстановку в регионе в целом?

Как было сказано выше, в соответствии с Каирской декларацией, Потсдамской декларацией и Актом о капитуляции Японии острова Дяоюйдао были возвращены Китаю. Поэтому «покупка» Японией островов Дяоюйдао является не только серьезным посягательством на территориальный суверенитет Китая, но также затрагивает весь Азиатско-Тихоокеанский регион, и даже весь мир. Публичное отрицание итогов Второй мировой войны является открытым вызовом международному порядку, созданному на основе итогов Второй мировой войны.

Япония открыто отрицает итоги Второй мировой войны потому, что до сих пор она серьезно и по-настоящему не проанализировала свои преступления по развертыванию военной агрессии, не признала своей вины и не раскаялась. Наоборот, в Японии все большее распространение получает идеология и действия, отрицающие и приукрашивающие историю японской агрессии. Дело доходит до того, что некоторые политические деятели и политические силы развернули настоящую «гонку», соревнуясь друг с другом в том, кто быстрее и лучше преуспеет в отрицании и приукрашивании истории агрессии. Ярким примером этого является то, что некоторые политики и члены кабинета министров Японии постоянно посещают храм Ясукуни, в котором хранятся мемориальные таблички четырнадцати главных японских военных преступников, стремясь увеличить с помощью таких посещений свой политический капитал. Если в Японии дальнейшее развитие получит нынешняя тенденция к отрицанию истории агрессии и усилению позиций правых сил, то всем нам следует сохранять высокую бдительность, следя за тем, каким образом это может повлиять на положение в регионе и мире.

Сообщается, что акватория островов Дяоюйдао богата нефтегазовыми ресурсами. Есть ли у Китая планы по разработке этих ресурсов?

Разработка нефтегазовых и других ресурсов в акватории, находящейся в пределах национального суверенитета КНР, является суверенным правом и внутренним делом Китая. Если же говорить о том, какие ресурсы и когда будет разрабатывать Китай в той или иной акватории, то китайская сторона в зависимости от фактической ситуации изучит этот вопрос и примет решение.

Проводит ли китайская сторона консультации с Россией по ситуации в районе Дяоюйдао в связи с обострением обстановки в данном регионе? Как Китай оценивает позицию России в вопросе об островах Дяоюйдао?

Между Китаем и России установлены отношения стратегического партнерства и взаимодействия. Две страны создали механизм обменов и консультаций на разных уровнях, охватывающий все сферы. Россия и Китай поддерживают тесные контакты и взаимодействие в международных и региональных делах.

Китай и Россия являются странами-победителями Второй мировой войны. Направив войска в Северо-Восточный Китай, Советский Союз разгромил японскую Квантунскую армию. Многие бойцы советской Красной армии отдали свои жизни на земле Китая. Правительство и народ Китая благодарны им и будут вечно помнить их подвиг.

Китай и России имеют общие интересы и единую позицию в деле защиты результатов победы во Второй мировой войне. В сентябре 2010 года главы двух государств обнародовали в Пекине Совместное заявление в связи с 65-летием окончания Второй мировой войны, подчеркнув, что Китай и Россия решительно осуждают попытки фальсифицировать историю Второй мировой войны, героизировать нацистов, милитаристов и их пособников. Стороны решительно выступили против ревизии итогов Второй мировой войны, закрепленных в Уставе Организации Объединенных Наций и других международных документах. В связи с развитием международной и региональной обстановки это заявление приобретает все большую значимость и актуальность. Китайская и российская стороны должны продолжить претворять в жизнь данное заявление.

Интервью

Первый вице-президент Газпромбанка: фокусироваться нужно на больших IPO - они дают рынку состояние устойчивости
Роман Чекушов: Мы считаем, что резко вверх объем экспорта пойдет с 2027 года
Ольга Любимова: российское кино сегодня – главный драйвер роста отечественного рынка кинопроката
Глава департамента ЦБ: Инфляция - как лучи света: пока они доходят до нас, ситуация на Солнце может измениться
СПбМТСБ: Практики биржевой торговли лесопродукцией на экспорт в мире нет, идем первыми
Топ-менеджер СПбМТСБ: Покупатели топлива, как оказалось, могут представлять совершенно разные весовые категории
Максим Решетников: договоренности COP29 закрепили принцип равноправного доступа стран к инфраструктуре углеродных рынков
Первый зампред ВТБ: мы в следующем году увидим "принцип Анны Карениной" в действии
Академик Покровский: главное - обучить людей тому, как не заразиться ВИЧ-инфекцией и объяснить, что они подвергаются риску заражения
Глава "Деметра-Холдинга": российское зерно надо продавать напрямую