Не собираюсь всю работу посвящать выборам

Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев рассказал "Интерфаксу" об экономических показателях региона, борьбе с пробками, строительстве метро и предстоящих через три года выборах

Не собираюсь всю работу посвящать выборам
Не собираюсь всю работу посвящать выборам
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 14 сентября. INTERFAX.RU - Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев рассказал в интервью "Интерфаксу" о результатах развития региона, уровне привлекаемых инвестиций и оценил свои шансы на переизбрание в 2015 году.

- Валерий Павлинович, Вы руководите Нижегородской областью в течение семи лет. Какие цели Вы ставили перед собой, вступая в должность губернатора в августе 2005 года, какие из них удалось реализовать на данный момент?

- Первоочередная цель для руководителя любого региона – выстроить систему управления, позволяющую оперативно решать все возникающие у людей вопросы. Чтобы не было затягивания решения проблем. Поначалу, когда я только приехал работать в Нижегородскую область, меня здесь, мягко говоря, многое удивляло по сравнению с Москвой.

Поэтому первым делом мы выстроили здесь работоспособную систему, которая должна показывать эффективный результат во всех отраслях – и в экономической деятельности, и в социальном обслуживании населения.

Задача, которую я поставил – нужно как можно большему числу нижегородцев работоспособного возраста дать хорошие рабочие места с высоким уровнем производительности труда, а, значит, и с хорошей зарплатой, чтобы они все свои проблемы могли решать самостоятельно.

Второе. За счет их хорошей работы и работы предприятий, где они трудятся, мы должны получить в бюджет области и консолидированный бюджет по муниципалитетам достаточное количество финансовых ресурсов, чтобы защитить тех, кто в рыночной экономике не может сам удовлетворить свои потребности в силу возраста (пенсионеры и дети) и в силу состояния здоровья (инвалиды). А у нас одних только инвалидов в области 375 тыс. человек.

Третье – реконструкция социальной сферы. Это образование, спорт, культура, здравоохранение, социальная защита – та среда обитания, в которой человек живет. Мы должны все это привести в порядок.

- И каков результат?

- За семь лет производительность труда мы подняли в 2,5 раза, региональный валовой продукт – в 2,6 раза, внешнеторговый оборот – в 3,6 раза. За это время мы рассмотрели и реализовали большое количество инвестиционных проектов – это десятки тысяч новых рабочих мест с совершенно другим уровнем производительности.

В 2005 году бюджет области был на уровне 34 млрд. рублей на 3,5 млн. населения. Сейчас у нас 135 млрд. рублей на те же 3,5 млн. И если в 2005 году было построено всего два социальных объекта, то за эти годы мы построили больше тысячи таких объектов – детские сады, поликлиники, школы, больницы, физкультурно-оздоровительные комплексы (ФОКи). Это, наверное, самое главное, с точки зрения развития социальной сферы.

У нас в 2005 году было 35 различных социальных выплат, которые помогали людям жить, удовлетворять потребности, а общая сумма их финансирования составляла 3,7 млрд. рублей. А сейчас у нас 86 социальных выплат, из них 65 – инициативных, областных, а не федеральных решений. И теперь их финансирование составляет уже 14,7 млрд. рублей. Это развитие социальной защиты.

Все эти аспекты идут комплексно: дали работу, получили ресурс, защитили людей, которые должны быть защищены, развиваем среду обитания.

Что это дало людям? Например, средние зарплаты выросли в 2,3-2,5 раза, а реальные - на уровне 60-63 процентов за минусом инфляции. Если у нас средняя зарплата была около 6 тысяч в 2005 году, то сейчас она 18,5 тыс. по области. Есть разница? Есть.

Естественная убыль населения в 2005 году была 38 тыс. человек, а сейчас - 16 тысяч. На 25 процентов увеличилась рождаемость, на 20 процентов снизилась смертность, на пять лет увеличилась продолжительность жизни.

- И как же удалось добиться таких демографических показателей?

- Прежде всего, за счет развития социальной сферы. Во-первых, это спокойствие людей по поводу того, что у них будет работа, что создаются новые рабочие места. У нас сейчас уровень безработицы в регионе (мы этому придаем очень серьезное значение) - самый низкий в Приволжском федеральном округе. И коэффициент напряженности на рынке труда у нас не сравним ни с ПФО, ни с Россией в целом. Коэффициент напряженности – это отношение количества безработных к числу вакантных мест. И если по ПФО этот показатель составляет 0,7 (то есть безработных больше, чем вакантных мест), то у нас вакансий в 5 раз больше, чем безработных, а доля трудоустроенных составляет 76 процентов.

И человек сегодня выбирает: если он безработный, то он идейный безработный, а не от безысходности. Если он хочет работать, он должен либо переучиться и освоить рыночную специальность, либо пойти на специальность, которая сегодня ему не очень нравится, но дает доход.

- А врачи и учителя довольны своим уровнем зарплат?

- Врачам и учителям вряд ли когда-то зарплаты будет много. Врачи получают в среднем около 23 тыс., учителя – в районе 16 тыс. Больше или меньше в зависимости от нагрузки. Мы полностью перешли на отраслевую систему оплаты труда, где есть три части зарплаты. Первая – основная, так называемая тарифная ставка в соответствии с тем рабочим местом, которое ты занимаешь. Вторая – компенсирующая часть, когда ты исполняешь обязанности, которые являются дополнительными. Третья – стимулирующая: за напряженность, за качество работы и т.д.

Врачи и учителя получают сегодня зарплату выше, чем в среднем по экономике в своих регионах. Если в районе зарплата по экономике 16 тыс. руб., то у врачей больше. Это был принципиальный вопрос. Мы каждый год все больше и больше ее наращиваем. Плюс у нас работает программа поддержки молодых специалистов: с первого дня работы по 500 человек каждый год получают у нас жилье, мы им покупаем машину, чтобы они от города не отрывались.

- Но, наверное, что-то и не удалось? Не может же быть все так хорошо.

- Конечно, денег никогда много не бывает. Если бы мы имели их сейчас в три раза больше, то, прежде всего, втрое ускорили бы развитие среды обитания.

Многие школы еще находятся в церковно-приходских зданиях, дома культуры строили еще первые комсомольцы 30-х годов – накоплен очень большой социальный ущерб. Я не Старик Хоттабыч и не могу сделать все сразу. Честно, дернул бы последний волос на лысине, чтобы все решить в один миг.

Но для всего нужны деньги. Мы рады, что увеличили программу развития в 14 раз по сравнению с началом. Теперь она составляет 10 млрд., но надо больше, надо не в 14 раз увеличивать, а в 30 раз. И, конечно, кризисные явления 2008-2009 годов процентов на двадцать, наверное, уменьшили наши возможности.

- Насколько высок уровень инвестиций, привлекаемых в регион?

- Наш инвестиционный климат оценивается многими международными агентствами как очень благоприятный, риски у нас минимальные. Это не наши оценки. Мы работаем в режиме "одного окна", это знает весь мир. У нас инвестор никуда не ходит, ни с кем ничего не согласовывает, он приносит только бизнес-план, Инвестсовет при губернаторе его заслушивает, а дальше даются все необходимые поручения. И в течение максимум 109 дней (в самом сложном случае) мы выдаем комплект правоустанавливающих документов - можно начинать проектировать и строить. Поэтому инвестиции в целом у нас выросли в 3,7 раза, а иностранные - в 9 раз.

По 2011 году мы получили объем иностранных инвестиций в миллиард долларов. И это не просто какие-то запланированные инвестиции, а уже реализованные в виде строительства новых заводов, установки нового оборудования. Это не портфельные инвестиции, то есть не выкуп акций, а вложения иностранных компаний в создание новых производительных сил.

За всеми этими цифрами – конкретные предприятия, живые люди. Посмотрите, под Дзержинском мы не так давно запустили первую очередь завода "Либхерр", а сейчас уже строим вторую - это авиакомпоненты для аэробусов А-360, землеройная и строительная техника. Таких заводов в России больше нет!

Совместно с "Даниэли" заложили новый завод по производству металлургического оборудования. К сожалению, крупнейшие российские металлургические комбинаты сегодня зачастую работают на оборудовании вчерашнего, а то и позавчерашнего дня. Мы же с "Даниэли" построили сверхсовременный литейно-прокатный комплекс. И бизнесу выгодно – не придется возить оборудование из других стран, и нам – новые рабочие места и налоги в бюджет области, и, конечно, огромная польза для всей российской экономики. Это будет мощнейший завод по производству всего спектра металлургического оборудования – и прокатные станы, и клети, и плавильные печи!

Наш курс предельно прост и понятен: чем больше прибавочной стоимости образуется на территории, тем лучше живут люди и тем больше возможностей для социальной поддержки и обустройства. Потому что основные наши налоги — это на прибыль предприятий, на имущество и на доходы физических лиц, которые работают на предприятии. Соответственно, чем больше заводов, тем лучше всем. А у нас и в этом году каждый месяц вводится в строй по заводу. Недавно запустили вторую очередь завода "Ондулин" по производству кровельных материалов — миллионы квадратных метров кровли продаем за рубеж, и нашим потребителям хватает. Построили завод "Юнилин", производящий напольные покрытия, - тоже самая современная технология.

- Не случайно, наверное, именно поэтому, учитывая ваш опыт привлечения инвестиций, с 27 сентября в Нижнем Новгороде будет впервые проводиться Международный бизнес-саммит. Ведь его центральной темой тоже будут инвестиции?

- Там будет много тем, но темы создания благоприятного инвестиционного климата в регионах, изучение и внедрение положительного опыта по привлечению инвестиций – главные. Сегодня понятно каждому: необходимо добиваться того, чтобы Россия отходила от сырьевой зависимости и развивалась как страна с рыночной экономикой на основе широкого диверсифицированного частного бизнеса. Большинство предпринимателей стремятся к тому, чтобы в России было выгодно и безопасно производить, чтобы наступила эпоха свободной конкуренции, а государство разработало и внедрило эффективную систему защиты интересов национального бизнеса.

Нижний Новгород - крупная конгрессная площадка. Много лет подряд на нашей Нижегородской ярмарке проводятся статусные деловые форумы, участие в которых принимают главы государств, политики, крупнейшие мировые эксперты в области экономики и общественных наук, журналисты. И Международный бизнес-саммит-2012 – еще один пример серьезности наших намерений по интенсивному и системному развитию деловой среды и предпринимательства на нашей территории.

- Если Нижегородская ярмарка традиционно является одним из давних «брендов» региона, то новым современном «брендом» стали ФОКи, которые вы активно строите в райцентрах: их в области уже работает более двадцати. Не планируете останавливаться на достигнутом – стройки продолжатся?

- Да, 21 ФОК уже введен в строй и активно работает, в этом году мы вводим еще три таких комплекса, и в следующем году продолжим строить. Нам надо построить еще 25 ФОКов, и, безусловно, мы это сделаем. Стоимость одного комплекса – 400 млн. рублей.

Могу смело сказать, что таких физкультурно-оздоровительных комплексов в России ни у кого нет! Каждый из них - это 6,5 тыс. кв.м. помещений под кровлей, большой спортивный зал 42 на 24 м, где можно культивировать любые игровые виды спорта вплоть до минифутбола. Это спортивный и детский бассейны с элементами аквапарка – там есть горка, чтобы детей заинтересовать. Это искусственный лед для хоккея и катания, тренажерные залы, залы для хореографии, кафе на 40 мест, кинотеатр на 80 мест, где-то боулинг, где-то залы единоборств, настольного тенниса. Рядом – футбольное поле с искусственным покрытием и освещением.

В каждом ФОКе можно развивать более 30 видов спорта, там создаются детско-юношеские спортивные школы с бесплатным занятием детей. В день через один такой ФОК проходит около тысячи людей.

Для семи категорий граждан посещение этого комплекса бесплатное, а для остальных – билеты в два раза дешевле, чем в современном фитнесе – в районе 60-100 рублей за абонемент в месяц.

В результате в каждом райцентре, где мы построили такие ФОКи, значительно увеличивается число людей, занимающихся физкультурой и спортом, и снижается преступность, особенно молодежная и подростковая.

- Сегодня одной из главных проблем крупных городов стали пробки на дорогах. Актуально ли это для Нижнего Новгорода и как вы боретесь с заторами?

Да, это одна из первых проблем, которую я для себя определил. В Нижнем Новгороде проживает 1 млн. 300 тыс. человек, и это, наверное, единственный город-миллионник, не имеющий кольцевой дороги и обходов. Еще в советские годы началось строительство южного обхода города: 16 километров строили 12 лет. Мы же вторую очередь – 15,5 км – построили за два года. Сейчас мы на втором пусковом комплексе третьей очереди, надо строить еще четвертую. Думаю, что года за три мы эту работу завершим, нам для этого нужно еще около 34 млрд. рублей.

Сейчас 40 процентов коммерческого транзитного транспорта уже выведено из Нижнего Новгорода. Мы спроектировали и создаем концессию по строительству нового моста через Волгу в Подновье. Это будет уже восточно-северный обход. Сейчас идут дебаты по поднятию уровня воды в Чебоксарском водохранилище. Думаю, что в ближайшее время они закончатся, и этот проект будет признан ненужным для реализации. Тогда, в соответствии с утвержденной Правительством России программой в районе поселка Большое Козино будет строиться низконапорный гидроузел. По телу плотины сделаем мост, и тогда у нас будет северо-западный обход.

С Московского шоссе будет южный обход на Казанское шоссе, на севере пойдет северный обход, который с Казанским шоссе замыкает восточно-северный. Тогда будет полное кольцо. Мы думаем, на это нужно от 3 до 5 лет. Тогда весь коммерческий транспорт из города уйдет.

Кроме того, мы отремонтировали Канавинский мост через Оку, построили новый метромост, расширили целый ряд "бутылочных горлышек" – Окский съезд, реконструируем площадь Лядова, делаем эстакаду практически от проспекта Гагарина до Московского шоссе через метромост, что сильно расширяет наши возможности уже внутри города. Поэтому понимаем, как бороться с пробками, только для этого нужны время и деньги.

- Люди ждут еще открытия метро в нагорную часть Нижнего…

- Метро будет открыто 4 ноября этого года. Мы на первом поезде, правда технологическом, уже проехали - от станции "Московская" в заречной части Нижнего Новгорода до станции "Горьковская" в нагорной. В сентябре придут два первых новых поезда, в октябре – еще один. У нас нет никаких сомнений, что мы на первом подвижном составе проедемся по этой части. Мы построили метромост длиной 1 тыс. 300 метров. Это мост двойного назначения, таких мостов нет даже в Москве, где метромост по сравнению с нашим – это вчерашний день.

Второе – два тоннеля длиной более километра и станция "Горьковская" подземного углубленного расположения. Общая капитализация этого проекта – более 20 млрд. рублей. И никто об этом не знает, никаких всероссийских совещаний не проводится. Все это делаем мы сами, на областном уровне.

- Недавно был принят закон о выборах губернаторов. Согласны ли Вы с тем механизмом избрания, который установлен этим законом?

- Мои полномочия истекают в августе 2015 года. Сейчас много идет разговоров, что, может быть, лучше сейчас начинать уже избираться. Но вообще, это не очень понятно для людей. Я со многими беседовал: если ты имеешь возможность работать до 2015, то почему ты должен избираться сейчас? Фетиш какой-то. Работай, покажешь себя, выставишь кандидатуру на очередные выборы – будешь избран, не покажешь себя – не будешь избран. Я к этому отношусь нормально, потому что и избирался, и назначался.

Если посмотреть историю Нижегородской области, первым назначенным губернатором был Немцов. Потом он же стал первым избранным. Потом были избранные Скляров, Ходырев, а затем я опять стал назначенным.

Много было соцопросов, которые оценивают деятельность губернаторов области приблизительно так: у Немцова где-то на уровне 4 процентов доверие, у остальных - 7-12, у меня 44 процента. Нужно смотреть по эффективности работы. Не столько важна схема определения, кого наделять полномочиями, сколько то, чтобы эта система приводила во власть нормальных эффективных людей. Сами по себе прямые выборы не являются гарантией, что обязательно придет человек, который будет работать эффективно.

Не вижу ничего плохого в том, что при выдвижении кандидатов введена система поддержки депутатами муниципалитетов разных уровней до 10%. Это позволяет судить о том, что это за человек, насколько он потенциально известен, готов ли к этой работе, доверяют ли ему люди. Ведь этих депутатов-то тоже избрал народ.

То, что партии выдвигают кандидатов, тоже правильно. Потому что должна быть политическая ответственность за кандидата. Ну, а самовыдвижение… У нас сегодня кого ни спросишь, особенно у молодых, они готовы и президентом быть хоть завтра, но это не значит, что они смогут там работать.

В нашем областном законодательстве самовыдвижения нет. Все единогласно посчитали, что это совершенно ненужный инструмент. В Нижнем Новгороде однажды был уже такой кандидат в мэры Климентьев, который в то время, когда шла выборная кампания, сидел в СИЗО. Вот почему мы, наверное, жестче отнеслись.

Поэтому предложенные в новом законодательстве механизмы нормальные, абсолютно понятные, позволяющие попытаться создать такую систему, чтобы не прошел человек, с которым бы все потом мучились, а привести во власть наиболее эффективных людей.

- Как я понимаю, Вы свои шансы оцениваете достаточно высоко. Планируете ли Вы по истечении полномочий снова претендовать на пост губернатора Нижегородской области и выдвинуть свою кандидатуру на выборах?

- Я пока никак не оцениваю свои шансы, потому что еще три года впереди. Для меня это будет контрольный срок, я сам должен буду за это время решить, с точки зрения состояния здоровья, душевных и эмоциональных сил, хочу я этого или нет.

А сейчас даже не собираюсь думать об этом, мне еще три года работать. Не собираюсь сейчас всю свою работу посвящать будущим выборам. Это смешно, никогда этим не занимался и никогда не делал свою работу ради пиара.

Мне говорят о том, что слишком часто появляюсь на каналах телевидения, в СМИ. Но для того чтобы что-то показывать, нужны информационные поводы.

Если мы строим метро, езжу туда и контролирую. Или проверяю, как идут уборочные работы. Конечно, пресса приезжает все это смотреть. А если кто-то ничего не делает, у него нет никаких информационных поводов. Ну, я-то тут не виноват.

- После трагедии в Крымске в очередной раз остро встал вопрос о готовности регионов к возникновению чрезвычайных ситуаций (меры предупреждения ЧС, системы оповещения, ликвидация последствий). Какие меры уже приняты и будут приниматься в Нижегородской области для решения этих задач?

- Все зависит от того, кто и как понимает эту систему оповещения. У нас иногда за систему оповещения принимают чисто внешний эффект. Вот представьте, что мы сейчас услышали сирену, что делать-то нам? Мы должны не только сирену включить, а довести до людей информацию.

В данном случае наша система здесь полностью работает. Как глава региона я объявляю какую-то чрезвычайную ситуацию. Сразу пошли сигналы в районы, от районов – в муниципалитеты, оттуда – старостам, и так по цепочке мы все доводим до людей. Я должен в кратчайшие сроки довести до людей все, что происходит чрезвычайного.

Пожары 2010 года у нас были такого же уровня, как и в других странах, когда города сгорели. У нас тоже погорело несколько деревень, но без крова осталось примерно 2700 человек, среди них 365 детей. И все эти дети остались живы. Это говорит о том, что их своевременно эвакуировали, иначе бы они первые погибли в таком пожаре. Система сработала.

Другое дело, что сейчас появляются новые технические возможности. Например, разрабатываются механизмы использования мобильного телефона в системе оповещения. Чтобы каждый не просто сирену услышал, а эсемеску получил о том, что происходит и что надо делать. Ведь практически 80% населения сразу узнает об этом. Такие современные подходы нужно внедрять.

Мы и сирены включали, не все они включились, потому что есть 1963-го, 64-го года выпуска. Но мы понимаем: сирены сделаем, они включатся, но этого мало. Нужно иметь понятную человеку систему, чтобы он знал, что ему нужно делать.

Мы сейчас твердо знаем, что у нас это организовано, но проверяем, как можно более эффективно в сегодняшних условиях это делать. Процентов 60 в данной системе - это пока еще каналы телевидения. Но теперь все переходят на цифру, и мы этой возможности лишаемся. Аналоговое телевидение позволяет нам таким образом информировать людей, а цифровое – нет, потому что нет технической возможности запустить информацию по всем каналам одновременно.

На мой взгляд, самое эффективное - это быстрое информирование всех уровней власти и доведение до населения смысла того, что происходит. Например, с помощью обхода населения, причем по цепочке. Сегодняшняя система связи позволяет нам быстро это сделать и ночью, и днем - когда угодно.

- Как вы относитесь к практике укрупнения регионов?

- Нормально отношусь. Есть депрессивные регионы, где низкая бюджетная обеспеченность, нет налогооблагаемой базы, и в ближайшее время создать ее крайне сложно, потому что нет реальных условий для этого. Поэтому лучше сильных соединить со слабыми, чтобы сделать средний базовый уровень, и дальше уже расти вместе.

- Вы много лет проработали в руководстве столицы и хорошо знаете ее особенности. Правильно ли, на Ваш взгляд, произведено расширение границ Москвы?

- Я не занимался этим вопросом. Любое расширение нужно рассматривать с точки зрения возможностей. Если присоединяемая площадь в 2,5 раза больше самой Москвы, вы же понимаете, что уровень ее развития существенно ниже, чем в столице. Мне называли разные цифры. Кто-то говорил, что чтобы привести эти территории в соответствие с самой Москвой и обустроить, чтобы они стали комфортными, нужно порядка 10 трлн. рублей. Это примерно десятилетний бюджет Москвы. Если будет помогать федеральный бюджет – это одно, если все это ляжет на бюджет столицы, то тогда в самой Москве лет десять никто ничего не будет делать. Но это надо все считать, это чисто внешние рассуждения, я же привык оперировать конкретными цифрами и фактами.

Раз это решено, Сергей Семенович Собянин и Сергей Кужугетович Шойгу – опытные люди, думаю, они посчитают, разберутся, и если начнут реализовывать этот проект, то должны быть понятные дивиденды.

- А Нижегородская область не хочет расшириться, взять к себе какой-нибудь регион?

Думаю, что Нижегородская область как раз может этим заняться. Если нам будет доверено, мы с удовольствием это сделаем. У нас серьезный кадровый, научно-промышленный потенциал, высшая школа сильно развита, поэтому мы любой территории можем помочь. Теоретически это могут быть только соседи. Но надо считать, целый ли регион соединять с другим, или какую-то часть региона присоединить к одному субъекту, а какую-то - к другому. Это должны специалисты внимательно смотреть.

- В подмосковном Домодедове решено создать парк "Россия" – своего рода макет страны в миниатюре. Как будет представлена в этом парке Нижегородская область?

- У нас, безусловно, есть, что показать. Надо понять, какую территорию нам готовы выделить – один гектар или сто, какова концепция. Если говорить об экологии, у нас есть несколько территорий с международными сертификатами экологически чистых зон. Мы можем их представить.

Мы участвовали в конкурсе "Семь чудес света" наряду с такими городами, как Барселона, Лондон, и были победителями этого конкурса. Наш Кремль завоевал диплом "Семь чудес света". Два храма и два современных здания, построенных уже после 1990 года, также получили такие дипломы.

В скольких форумах мы ни участвовали, всероссийских и международных, всегда наши экспозиции были одними из лучших. Поэтому мы в грязь лицом не ударим!

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений