Не всех устраивает мирный ход митингов в России
Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев в связи с 20-летием ведомства отвечает на вопросы корреспондента "Интерфакса" и пользователей сайта interfax.ru
Москва. 1 июня. INTERFAX.RU - Об акциях оппозиции, ответе Москвы на планы США в сфере ПРО и последствиях "арабской весны" секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев рассказал обозревателю "Интерфакса" Павлу Коряшкину и пользователям сайта www.interfax.ru.
- Видите ли Вы угрозу безопасности России в росте протестных настроений и действиях оппозиции?
- Митинги протеста, "народные гуляния", создание уличных лагерей свидетельствуют о небезразличном отношении наших граждан к тем процессам, которые происходят. Подобные акции также характерны для стран Запада – Англии, Франции, США, и других, где, кстати, законодательство в данном плане достаточно жесткое. Одна из самых известных – Occupy Wall Street (захвати Уолл-стрит).
Это вполне приемлемые явления для демократического общества, если протестные акции проходят в рамках закона. Нередки случаи, когда под лозунгами отстаивания гражданских свобод нарушается общественный порядок, звучат призывы к массовым беспорядкам, насильственному изменению государственного строя, совершаются провокации, как это произошло в Москве 6 мая 2012 года. Такие действия представляют угрозу общества и государства и должны пресекаться в соответствии с действующим законодательством.
- Не слишком ли жестко действовала полиция против участников протестных акций в Москве на майских праздниках?
- Напомню, что во всем мире действия, сопряженные с нарушением условий проведения массовых акций, пресекаются и строго наказываются, а нападение на сотрудников полиции является тяжким преступлением. Как вы знаете, во время событий 6 мая в Москве отдельные представители оппозиции грубо нарушали порядок проведения шествия, провоцировали сотрудников полиции на применение силы в отношении них. Благодаря профессиональной работе сотрудников полиции удалось обеспечить защиту граждан, оказавшихся в зоне провокаций, и предотвратить массовые беспорядки.
- Говорят, что действиям оппозиции помогают из-за рубежа. Вы в это верите?
- Да, это так. Реакция определенных зарубежных кругов на действия оппозиции свидетельствует о заинтересованности в обострении общественно-политической ситуации в нашей стране. Не всех устраивает мирный ход митингов в России. Есть еще силы, которые стремятся дестабилизировать обстановку в стране, обвинить власти в различных грехах. Лиц, совершающих в России противоправные действия, позиционирующих себя в качестве "борцов с политическим режимом", на Западе зачастую приравнивают к политзаключенным, объявляют "узниками совести".
Российская блогосфера также подвержена внешнему влиянию, направленному на создание и поддержание постоянного напряжения в обществе. Пользуясь свободой интернета в нашей стране, с зарубежных площадок распространяются различные политические спекуляции, призывы к несанкционированным протестам. Кстати, в 2011 году в Екатеринбурге на второй международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности, особое внимание было обращено на именно на недопустимость вмешательства извне во внутренние дела государств.
- Вас не беспокоит исламизация и радикализация ряда стран Ближнего Востока и Северной Африки после "арабской весны"? Нет ли у Вас опасений, что они могут превратиться в "гнездо" терроризма, которое будет угрожать и нам?
- Да. И этому вопросу уделяется серьезное внимание, так как исламизация и радикализация ряда стран Ближнего Востока и Северной Африки после событий "арабской весны" может привести к повышению активности и численности бандитов в целом ряде регионе Российской Федерации. В том числе, за счет пополнения их рядов исламистами из числа граждан зарубежных государств. Уже имеются данные, что среди нейтрализованных на Северном Кавказе в 2012 году бандитов были опознаны российские граждане, которые проходили диверсионную подготовку в Ливанской Республике и принимали участие в боевых действиях на стороне международной террористической организации "Фатх аль-Ислам". После возвращения в Российскую Федерацию в целях совершения диверсионно-террористических актов на территории Кабардино-Балкарии они создали группу из приверженцев радикального ислама и активно поддерживали связь с зарубежными представителями международных террористических организаций, финансировавших их преступную деятельность. В этом году склонен к добровольной явке с повинной член бандгруппы - гражданин Ливийской Республики Ухейда Сулейман Русман (бандитская кличка "Абу-Халид").
В Дагестане в апреле текущего года в ходе спецоперации уничтожены трое боевиков, входивших в бандгруппу турецкого наемника "Муханнеда". Они были причастны к целому ряду преступлений террористической направленности, убийствам гражданских лиц и сотрудников полиции.
Дополнительным катализатором негативной динамики стал вооруженный конфликт в Ливии и не прекращающееся более года вооруженное противостояние в Сирии, в которое втянулись связанные с "Аль-Каидой" террористические группировки. Особую опасность для России представляет бесконтрольное распространение ливийского оружия. Кроме того, на территории Северной Африки происходит сращивание потенциалов террористических и криминальных группировок. Существенно возросла наркоугроза. До 40% трафика латиноамериканского кокаина в Европу пролегает через территорию Северной Африки. В увязке с наркотрафиком и в связи с "прозрачностью" границ серьезный вызов представляет проблема незаконной миграции. Ее оборотная сторона - переправка в Европу "гастарбайтеров" из Африки и Азии, которые обеспечивают удобное прикрытие для транзита террористических и криминальных элементов. Хронический характер приобрела практика похищений людей с целью выкупа. Доходы от захвата заложников формируют значительную часть "бюджета" террористических группировок, что также может быть использовано для финансирования бандитов и иностранных наемников на Северном Кавказе. Таким образом, есть все основания считать, что исламизация и радикализация ряда стран Ближнего Востока и Северной Африки после "арабской весны" может превратить их в "гнездо" терроризма, которое будет угрожать и Российской Федерации.
- Как Вы считаете, опасно ли для России сохранение американских баз в Афганистане после 2014 года?
- Американцы объявили о завершении второго и начале с 13 мая третьего этапа передачи афганцам ответственности за безопасность в стране. Как известно, он должен продлиться около полугода и, по его завершении, под контроль афганцев должна вернуться территория, где проживает 75% населения. Хотелось бы, чтобы этот процесс прошел успешно. Однако, уже сейчас мы видим, что национальные армия и полиция пока не в состоянии самостоятельно поддерживать стабильную обстановку.
В провинциях, где за безопасность теперь отвечают местные власти, вооруженная оппозиция наращивает свое влияние. Апрель отмечен серией скоординированных атак в Кабуле и ряде провинций страны, талибы начали так называемое "весеннее наступление".
Полагаем, что для преодоления этих негативных тенденций необходимо существенно нарастить усилия по оснащению и обучению афганских вооруженных сил, чтобы они достигли такой степени боеспособности, которая бы позволяла им самостоятельно противостоять угрозам терроризма и наркопреступности.
Несмотря на заявления Вашингтона об отсутствии планов размещения в Афганистане постоянных баз, нам известно, что американские военные останутся в этой стране и после 2014 года. Для России неприемлемо сохранение долгосрочного иностранного военного присутствия в Афганистане, которое могло бы быть использовано против других стран региона. Еще надо разобраться, что будут делать эти военные базы с невнятным мандатом, если к 2015 году планируется завершить международные стабилизационные усилия в Афганистане.
- Конференция по ПРО в Москве показала, что у России и НАТО диаметрально противоположные позиции по проблеме противоракетной обороны в Европе. Россия уже приступила к военно-техническому ответу на ЕвроПРО?
- Официальная позиция России относительно создания системы противоракетной обороны в Европе остается неизменной. Повторю свои слова, которые я сказал 3 мая на этой конференции: В складывающейся ситуации стабильность может быть восстановлена лишь двумя способами. Либо Россия получает твердые, основанные на объективных критериях, юридически обязывающие гарантии ненаправленности европейской системы ПРО против российских стратегических ядерных сил, либо нам придется себя защищать и принимать ответные меры военно-технического характера.
Президент Российской Федерации прямо сказал об этом в своем заявлении от 23 ноября 2011 года.
Реализуемые в настоящее время меры считаю адекватными. Среди них: ввод в боевой состав радиолокационной станции в городе Калининграде, усиление прикрытия объектов стратегических ядерных сил, защита российских ракет от противоракетных систем и совершенствование возможностей вооруженных сил по противодействию ПРО. Тем не менее, Россия нацелена на продолжение диалога. В наших общих интересах – скорейший выход на взаимоприемлемые договоренности.
- Есть ли планы вывести структуры, занимающиеся государственным оборонным заказом, из ведения министерства обороны?
- Во исполнение указа президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 603 в текущем году должны быть подготовлены предложения по созданию подведомственных правительству Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по размещению государственного заказа и контролю за его исполнением. Конкретные решения по данному вопросу будут приняты президентом Российской Федерации по результатам рассмотрения указанных предложений.
- Как Вы оцениваете ситуацию в российском оборонно-промышленном комплексе? Есть ли шансы осуществить в нем реальную модернизацию?
- За последние 30 лет по ряду субъективных и объективных причин наш ОПК пропустил несколько циклов своей модернизации. На современном этапе у России уже нет возможности позволить себе отставать и далее от ведущих стран в этой сфере деятельности. За предстоящее десятилетие нам необходимо совершить прорыв и вернуть себе лидерство по всему спектру основных военных технологий.
С учетом имеющихся и прогнозируемых вызовов и угроз национальной безопасности президентом Российской Федерации перед отечественным ОПК поставлены следующие три приоритетные задачи. Первая задача – обеспечение полномасштабного, комплексного и сбалансированного перевооружения нашей армии и флота. К 2020 году доля современных образцов, комплексов и систем должна составлять 70%.
В первую очередь это относится к средствам ядерного сдерживания, воздушно-космической обороны, связи, разведки, управления и радиоэлектронной борьбы, авиации, высокоточному оружию и индивидуальной экипировке. Вторая задача – формирование опережающего научно-технического задела, освоение наукоемких, базовых и критических технологий, обеспечивающих разработку конкурентоспособной продукции военного назначения. Третья задача – создание на новой технологической основе производственной базы, способной в необходимом количестве и с высоким качеством серийно производить перспективные образцы, комплексы и системы вооружения, военной и специальной техники, не уступающие зарубежным аналогам.
С целью обеспечения решения этих задач мы приступили к реализации государственной программы вооружения и программы модернизации ОПК.
В общей сложности в предстоящее десятилетие на эти программы из федерального бюджета будут выделены беспрецедентные объемы – более 22 триллионов рублей. Хочу обратить ваше внимание – это не означает милитаризацию промышленного сектора нашей экономики. Напротив, эффективная деятельность обновленного и технологически модернизированного ОПК должна стать ключевым фактором обеспечения стремительного развития таких важнейших отраслей как металлургия, машиностроение, химическая и радиоэлектронная промышленность, информационно-телекоммуникационные и нанотехнологии, здравоохранение.
В результате этого масштабного и мультипликативного эффекта к 2020 году Россия должна войти в "первую пятерку" экономических развитых стран.
- Есть ли планы новых крупных закупок за рубежом, наподобие сделки с Францией по "Мистралю"?
- Государственной программой вооружения на 2011 – 2020 годы не предусматривается осуществление крупных закупок продукции военного назначения иностранного производства. Мы не планируем массовое оснащение наших Вооруженных сил финальными образцами вооружения и военной техникой, произведенными за рубежом. Вместе с тем хочу отметить, что даже самые развитые в научно-технологическом плане страны, являющиеся экспортерами продукции военного назначения, одновременно импортируют отдельные образцы вооружения и военной техники, а также материалы и технологии, используемые при их производстве.
Такой подход оптимален и позволяет этим странам с одной стороны оперативно решать неотложные задачи в сфере оборонной безопасности, а с другой стороны – стимулировать национального производителя.
Единичные закупки импортного вооружения и военной техники осуществляются Минобороны России для проведения их тестовых испытаний с целью получения новых технологий и знаний, необходимых для разработки и серийного производства продукции военного назначения не только не уступающей, но и превосходящей по своим возможностям зарубежные аналоги. Решения о серийном производстве отечественных аналогов этой продукции в Российской Федерации будут приниматься только при условии локализации соответствующих технологий на нашей территории, а также, что особенно важно, с учетом необходимости обеспечения военно-технической независимости Российской Федерации.
- Борьба с "махачкалинской" группировкой в Дагестане идет уже годы. Почему она до сих пор дееспособна?
- Обстановка в Дагестане остается сложной. Продолжающаяся диверсионно-террористическая деятельность бандитских группировок представляет главную угрозу безопасности и стабильности в республике. Было бы неправильно говорить об опасности, исходящей от активности только так называемой "махачкалинской" группировки, поскольку деятельность бандитских групп фиксируются и в других районах республики.
Основными причинами, влияющими на продолжение деятельности бандитских группировок в Махачкале и на территории Дагестана, является сложная социально-экономическая ситуация, высокий уровень коррупции и безработицы, а также негативное влияние радикального ислама, объединяющего его сторонников с целью создания военизированных групп, готовых с оружием в руках добиваться создания шариатского государства. Все это, наряду с напряженностью межнациональных отношений, вызывает недоверие к органам власти и местного самоуправления в проводимой работе по обеспечению безопасности жизнедеятельности граждан. Кроме того, на осложнение обстановки влияет сращивание общеуголовной преступности с различного рода террористическими и экстремистскими группировками. Примером тому является вымогательство бандитами крупных сумм денег у местных предпринимателей для финансирования террористического бандподполья, попытки рейдерских захватов предприятий с целью обладания их активами, стремление к внедрению во властные структуры республики людей с криминальным прошлым.
В связи со складывающейся обстановкой федеральными и республиканскими органами власти реализуется широкий комплекс общественно-политических и социально-экономических задач по противодействию бандитским группировкам, обеспечению стабильности в республике, повышению уровня безопасности. Основное внимание уделяется координации действий органов исполнительной власти всех уровней по противодействию терроризму, наращиванию возможностей группировки сил по снижению активности и дееспособности бандгрупп. Реализуются превентивные меры по срыву планов боевиков, обеспечению безопасности представителей власти и духовенства, сотрудников органов внутренних дел, а также – по антитеррористической защите потенциально опасных предприятий, объектов транспортной инфраструктуры и мест массового пребывания людей. Все активнее проводится работа по снижению уровня радикализации населения республики и вовлечению граждан в противодействие терроризму. Большая роль отводится информационно-разъяснительной работе, задействованию средств массовой информации, учреждений образования, науки и культуры, общественных организаций и духовенства.
Все больше свидетельств тому, что жители Дагестана занимают активную гражданскую позицию по отношению к преступным действиям бандгрупп. Местное население, возмущенное многочисленными фактами вымогательств, грабежей и насилия со стороны боевиков проводит сходы, выражает гражданский протест против преступлений, осуществляемых бандподпольем. На сходах звучат призывы к оказанию содействия правоохранительным органам и спецслужбам в борьбе с терроризмом.
Целенаправленная работа органов власти по нейтрализации деятельности бандитских группировок при активной помощи местного населения должна обеспечить надлежащий уровень общественной безопасности и стабилизацию обстановки на территории Республики Дагестан.
- Как Вы считаете, насколько в мире выросли угрозы в сфере информационной безопасности?
- На пороге XXI века основные угрозы международному миру и безопасности "переместились" в информационную сферу. Интенсивное развитие информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ), глобализация информационной инфраструктуры и информационного пространства наряду с позитивной составляющей имеют и обратную сторону. В современных условиях реальной угрозой международной безопасности становится враждебное использование ИКТ в криминальных и террористических целях. Однако наиболее серьезными являются угрозы, связанные с возможностью применения так называемого "информационного оружия", которое становится важным элементом военного потенциала государств.
Оно способно эффективно дополнить традиционные средства ведения боевых действий, а в целом ряде случаев даже полностью заменить их. В настоящее время происходит трансформация всей архитектуры международной безопасности. Одновременно изменяются сами формы межгосударственных конфликтов. Становится все более очевидным, что посредством враждебного применения информационных и телекоммуникационных технологий в отношении того или иного государства может быть нарушено нормальное функционирование жизненно важных инфраструктур, дестабилизирована экономика, подорваны основы государственного устройства. При этом решение задачи эффективного противодействия деструктивному использованию ИКТ осложняется тем, что для принятия адекватных мер зачастую очень непросто в глобальном информационном пространстве определить источник враждебных действий и его статус - государственный или негосударственный.
Все это подводит нас к выводу о том, что в современных условиях эффективное обеспечение национальной и международной безопасности и стабильности невозможно без укрепления безопасности в информационной сфере или, как сейчас принято говорить, – международной информационной безопасности.