Говорить об успешном расследовании дела Литвиненко совместно с британскими коллегами не приходится
Начальник ГУ международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ Саак Карапетян рассказывает о сотрудничестве с зарубежными коллегами
Москва. 29 мая. INTERFAX.RU - О международном сотрудничестве российских прокуроров, успехах совместного с зарубежными коллегами расследования уголовных дел, связанных с выводом из России многих и многих миллиардов долларов, в интервью обозревателю агентства "Интерфакс" Борису Геворкяну рассказывает начальник Главного управления международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ Саак Карапетян.
- Саак Альбертович, вчера в Москве побывала делегация из такой экзотической страны, как Сейшельские острова. Что общего у наших прокуроров с коллегами из далекого островного государства?
- Начну с того, что по итогам переговоров Генеральная прокуратура России в лице ее руководителя Юрия Чайки подписала Меморандум о взаимопонимании с коллегами из Республики Сейшельские острова. На сегодняшний день мы заключили межведомственные соглашения о сотрудничестве и взаимопонимании с рядом государств и территориальных образований, предоставляющих льготный налоговый режим при проведении финансовых операций. Шестой такой страной как раз и стали Сейшельские острова. Эти межведомственные соглашения позволят эффективнее бороться с транснациональной организованной преступностью, в первую очередь в сфере отмывания денег. Речь идет о сотрудничестве в расследовании уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным выводом из России, начиная с 90-х годов, сотен миллиардов долларов. В череде этих стран я бы выделил Кипр, где, по нашим данным, продолжают оседать миллиарды долларов, вывезенных из России в результате незаконных финансовых операций.
На сегодняшний день расследуются уголовные дела, в том числе и в отношении бывших руководителей Банка Москвы, в рамках которых установлено, что наряду с другими странами именно на Кипр были переведены деньги, добытые преступным, по мнению следствия, путем. По нашему запросу банковские счета, принадлежащие фигурантам, арестованы. Наша задача - не только найти и арестовать эти средства, но и сделать все, чтобы возвратить их на родину - речь идет о суммах не в один миллиард долларов. Сейчас эта работа продолжается.
Что касается остальных стран, известных своими оффшорными зонами, куда стекаются значительные финансовые потоки из нашей страны, и с которыми у нас подписаны межведомственные соглашения, то я упомянул бы Шри-Ланка и Люксембург. На очереди еще ряд государств, с которыми планируется заключить подобные документы. Это Мальдивские острова, Панама, Новая Зеландия и ряд других.
Вообще, еще года два назад мало кто верил в успех наших переговоров с зарубежными коллегами из этой группы стран. Более того, некоторые известные наши юристы крайне скептически относились к возможности сотрудничества с государствами оффшорной зоны. Несмотря на это Генеральный прокурор России поручил нам, и мы начали активно проработать данный вопрос. И вот подписаны соглашения, и на подходе новые.
Если вернуться к нашим переговорам с делегацией из Сейшел, то мы договорились еще об одном очень важном моменте - по вопросу организации международного судебного органа под эгидой ООН по борьбе с морским пиратством. Более того, Генеральный атторней Сейшел Рони Атторней не только поддержал инициативу Генерального прокурора России о создании международного судебного механизма уголовного преследования пиратов, но и выразил готовность разместить на своей территории данный судебный орган в случае его создания под эгидой Организации Объединенных Наций. Кроме того, Сейшельские острова готовы заключить с РФ меморандум о размещении на их территории российских сил и средств, необходимых для борьбы с морским пиратством.
- Саак Альбертович, недавно в Москве побывал и министр юстиции – генпрокурор США Эрик Холдер, который провел переговоры с вашим ведомством. Короткое сообщение об этой встрече уже было. Может быть, раскроете какие-то детали?
- Скажу, что эти переговоры прошли в очень конструктивном русле, в атмосфере стремления сторон идти друг другу навстречу, сделать более эффективной совместную работу по противодействию организованной преступности. Наш Генеральный прокурор в первую очередь обратил внимание американских партнеров на сложности и препятствия в двустороннем сотрудничестве, связанные с отсутствием договора о выдаче, и предложил предпринять определенные шаги к поиску взаимоприемлемого решения по данному вопросу. Министру юстиции США было передано официальное предложение создать рабочую группу для рассмотрения проблемных вопросов двустороннего международно-правового сотрудничества. Такая группа уже создана. В перспективе планируется заключить межведомственное соглашение, которое позволит более активно проводить эту работу. Американская сторона положительно отнеслась к этому предложению, и мы ожидаем в ближайшее время ответ на нашу инициативу. Надеюсь, что такое соглашение будет подписано.
В качестве положительного примера сотрудничества наших стран в сфере выдачи преступников скажу, что в последнее время американские власти депортировали несколько граждан РФ, пытавшихся скрыться в США от российского правосудия. Поскольку между нами нет договора о выдаче, эти лица были не экстрадированы, а депортированы. По большому счету, в данном случае для нас важна не технология, а сам факт - эти люди совершили тяжкие преступления в нашей стране и пытались найти убежище в США и избежать наказания. Как видим, им это не удалось.
Добавлю также, что в ходе переговоров с Э.Холдером затрагивалась также тема осуждения в США двух россиян - предпринимателя Виктора Бута и пилота Константина Ярошенко, дела которых вызвали широкий резонанс. Одновременно был поднят вопрос об облечении условий содержания о возможной передаче этих граждан из США в РФ для дальнейшего отбывания наказания. Правовая база для этого есть - между Россией и США имеется договор о передаче осужденных. Американский генпрокурор заверил нас, что соответствующие поручения по этим вопросам им будут даны в неотложном порядке.
- Вы недавно побывали в Израиле во главе делегации Генпрокуратуры России. Расскажите, если можно, об этом визите, чем он знаменателен?
- Это вообще первая за долгие годы такая поездка подобной делегации. У нас состоялся очень хороший диалог с руководителями прокуратуры, Минюста и полиции Государства Израиль. Дело в том, что в этой стране осели более 50 наших соотечественников, выдачи которых добивается российская прокуратура. С Израилем также, как и США, у нас отсутствует договор о выдаче - израильская сторона ссылается на то, что конституция России запрещает выдачу своих граждан, и соответственно надо искать другие пути. Между нами достигнута принципиальная договоренность о том, что Израиль будет готов выдать в одностороннем порядке для уголовного преследования своих граждан под гарантии Генеральной прокуратуры России, но с последующей их передачей в Израиль для отбывания наказания в виде лишения свободы, назначенного российским судом. Эти гарантии по законодательству Израиля являются обязательным условием для положительного рассмотрения запросов Генпрокуратуры РФ о выдаче. Проект такого двустороннего нормативного акта уже подготовлен. Надеемся, что в ближайшее время нам удастся провести по нему внутриведомственные согласования.
И еще. В ходе переговоров достигнута договоренность о создании совместной рабочей группы по рассмотрению проблемных вопросов по выдаче. В целом на встрече с генпрокурором М.Ладором израильская сторона проявила неподдельный интерес к нашим инициативам, и думаю, к концу года будет подписано межведомственное соглашение о сотрудничестве двух прокуратур.
- Кстати, об осевших. Входят ли в эту группу россияне, уехавшие в Израиль и проходящие по делу ЮКОСа?
- Да, в их числе один из бывших руководителей нефтяной компании Леонид Невзлин и ряд других фигурантов этого дела.
- Как известно, один из тех, кого длительное время пытается заполучить российские правоохранительные органы, это предприниматель Борис Березовский, ныне проживающий в Лондоне. Есть ли здесь какие-то новости?
- В настоящее время в России расследуется несколько уголовных дел в отношении этого гражданина. У нас налажено взаимодействие и проводится большая работа по оказанию взаимной правовой помощи с рядом европейских стран, в частности, с Францией и Швейцарией, и с некоторыми неевропейскими государствами. Мы находим понимание в исполнении наших запросов в правовой помощи от наших коллег в этих странах. Более того, некоторые следственные действия проводятся и с участием наших следователей.
Совместное расследование продолжается последовательно и наступательно, и все идет к какому-то логическому завершению по принципу неотвратимости наказания: если человек совершил преступление, то он должен понести заслуженное наказание, а средства, похищенные им, должны быть возвращены их владельцу". В этом плане принимаются меры по аресту денежных средств и имущества данного фигуранта.
- Что Вы расскажите по громкому делу об отравлении бывшего сотрудника ФСБ России Александра Литвиненко? Там все заглохло?
- К сожалению, говорить об успешном расследовании этого дела совместно с британскими коллегами не приходится. Все те запросы, которые были направлены нам из Великобритании, мы исполнили в считанные дни, сделали все, что от нас зависит, приняли наших коллег из Лондона, помогли выполнить большой объем работы. Но затем началась какая-то чехарда с исполнением наших запросов о правой помощи по уголовному делу, которое расследуется по тому же эпизоду в нашей стране. Все они фактически не рассмотрены и не исполнены. Более того, по непонятным нам причинам в лондонский суд направлено дело о смерти А.Литвиненко - без завершения расследования, без установления виновных, чего не делается ни в одной стране мира. Были попытки пригласить российских представителей для участия в этом процессе, но поскольку там есть много неясных вопросов и моментов, то мы пока смотрим на все это со стороны.
- Саак Альбертович, Вы упомянули "дело Банка Москвы". В СМИ были сообщения, что недавно в Москве побывал один из прокуроров Швейцарии, который провел переговоры по вопросу о сотрудничестве по ряду резонансных уголовных дел, в частности, в отношении бывших руководителей Банка Москвы. Как бы Вы прокомментировали этих сведения?
- Да, представитель прокуратуры Швейцарии был в Москве. У нас вообще с швейцарскими коллегами сложились очень хорошие, профессиональные взаимоотношения. В том числе в части исполнения ими наших запросов и нами - их, по тому же "делу Банка Москвы". Нам сообщили, что по нему наложен арест на значительную сумму денег, хранящихся в швейцарских банках. И мы делаем все, чтобы сохранить этот арест, с тем, чтобы в последующем добиваться возвращения этих денег в Россию. Кроме того, швейцарский прокурор поделился информацией о новых уголовных делах, которые возбуждены в отношении российских граждан в Швейцарии. Речь идет в основном о преступлениях в финансово-экономической сфере, в которых фигурируют значительные суммы. Нам стало известно, что по материалам финансовой разведки возбуждено новое уголовное дело в отношении российских граждан и компаний с довольно-таки немалыми суммами отмывания. По нашей информации, на подходе еще одно такое уголовное дело в отношении других российских граждан и в ближайшее время к нам из Швейцарии должны поступить запросы об оказании правовой помощи по этим делам. Естественно, в интересах следствия пока преждевременно называть какие-либо имена.
- Можно ли Швейцарию назвать лидером среди европейских стран, с которыми у российской прокуратуры наилучшие отношения?
- Эффективное сотрудничество у нас налажено со многими европейскими странами. С такими странами как Швейцария и Кипр у нас больше работы по конкретным уголовных делам, поскольку там оседают финансовые средства, вывезенные незаконным путем из России. В то же время с некоторыми другими странами Евросоюза у нас очень хорошие отношения в сфере выдачи. Тут безусловным лидером является Испания, с которой у нас просто великолепные отношения. Неплохо обстоят дела с экстрадицией с Францией и Германией.
- Можете ли Вы подтвердить информацию о том, что испанские власти передали Генпрокуратуре России материалы уголовного дела в отношении предпринимателей Олега Дерипаски и Искандера Махмудова, подозреваемых в отмывании денег.
- Да, материалы дела в соответствии с международным и нашим законодательством мы передали для дальнейшего расследования в Следственный департамент МВД России. Остальные вопросы не к нам.