Решение Верховного суда Индии позволит спасти наследие Рерихов в Бангалоре

Посол России в Индии Александр Кадакин рассказывает "Интерфаксу" о ситуации вокруг имения Святослава Рериха в Бангалоре

Решение Верховного суда Индии позволит спасти наследие Рерихов в Бангалоре
Решение Верховного суда Индии позволит спасти наследие Рерихов в Бангалоре
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 15 августа. INTERFAX.RU - Верховный суд Индии 9 августа положил конец 17-летним тяжбам вокруг наследия Святослава Рериха и его жены Девики Рани - имения "Татагуни" в Бангалоре. Благополучное завершение многолетнего судебного процесса стало событием поистине международного масштаба, рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту "Интерфакса" Евгении Ленц посол России в Индии Александр Кадакин. Окончательный вердикт, по его мнению, позволит наконец-то исполнить их заветную мечту о создании международного культурного центра и художественно-природного заповедника.

- Александр Михайлович, в чем заключалась суть судебного процесса и что именно вынесла в свой окончательный вердикт высшая судебная инстанция Индии?

- На протяжении почти четверти века я был личным другом Святослава Николаевича и Девики Рани-Рерих, и, разумеется, находился в курсе драмы последних лет их жизни, а также всех хитросплетений вокруг принадлежавшей семье недвижимости и бесценных коллекций.

Ситуация в стиле греческой трагедии разворачивалась в 1989-94 гг. Бывшая экономка Святослава Рериха, Мэри Пунача, попыталась завладеть наследием семьи, предъявив поддельные завещания. Между тем, еще в начале 1990-х годов администрация индийского штата Карнатака, где находится "Татагуни", решила, что следует приобрести имение в интересах общества. Был также принят закон о национализации имения и его передаче государственному тресту, который будет следить за парком и художественными ценностями. Однако в 1996 году Мэри Пунача и компания RK Plantations, которой она успела продать часть земельных владений, начали судебную тяжбу за территорию "Татагуни".

Решение Верховного суда Индии по усадьбе Рерихов - это важное событие международного звучания, которого рериховское сообщество ждало без малого 17 лет. Это серьёзная победа справедливости для всех нас. Вынесенный вердикт, подтвердивший передачу поместья под управление местных властей, по существу, отстаивает достоинство правительств Индии и России, местной администрации. Это триумф честных и небезразличных почитателей уникальной русской семьи, кто настойчиво добивался, чтобы имение не попало в руки целой плеяды тёмных и нечистоплотных личностей - индийских и зарубежных мистификаторов, местных "ликерных баронов" и "земельных акул".

Наконец, дана ясная правовая оценка махинациям и корыстным притязаниям бывшей экономки Мэри Пунача, вероломно предавшей светлую память семьи Рерихов. Раз и навсегда поставлен крест на гнусных аферах этой криминальной особы (она на свободе под залогом), общение с которой оставило у меня мерзкое впечатление на грани восприятия ее "дьявола в сари и во плоти".

- Что представляет собой бангалорское наследие Рерихов? Что удалось сохранить для будущего музея?

- Святослав Рерих и его супруга приобрели "Татагуни" в 1948 году. Имение площадью около 135 га расположено на окраине Бангалора, столицы штата Карнатака. Сейчас, когда этот город разросся в мегаполис и превратился в крупнейший мировой центр информационных технологий, земли усадьбы оцениваются едва ли не на вес золота, поэтому за них шла такая ожесточенная битва.

В связи с проводившимся судебным разбирательством все эти годы "Татагуни" была закрыта для всеобщего доступа, а порядка 60 картин, написанных Святославом Рерихом, официально находились под арестом в специальном хранилище. Разумеется, в сложившейся ситуации было невозможно даже вести реставрационные работы, не говоря уже о создании полноценного художественно-музейного комплекса.

Между тем, российская сторона и правительство штата Карнатака всегда настаивали на том, чтобы работы Святослава Рериха и произведения искусства, собранные им и его женой, индийской кинозвездой Девикой Рани, были доступны широкой публике.

- Каковы надежды российской стороны в отношении будущих шагов правительства штата Карнатака?

- Россия горячо заинтересована в сохранении бесценного культурного наследия семьи Рерихов. Миллионы россиян рассчитывают, что открылся путь для воплощения мечты замечательного художника Святослава Рериха о создании в "Татагуни" художественно-природного заповедника, открытого для доступа бангалорцам и многочисленным туристам из Индии и со всего мира. По его замыслу, имения должно стать не просто музеем, а живительным источником творческих исканий, особо одухотворенным местом, где могли бы встречаться мастера искусств и юные художники, поклонники, ценители и знатоки наследия Рерихов, проходить выставки и семинары. Этими мечтами Святослав Николаевич не раз делился со мной и с моими коллегами.

Рассчитываем, что в ближайшее время удастся приступить к воплощению в жизнь проекта создания на территории имения международного центра изящных искусств. Мы знаем, что планы создания этого центра разрабатывались правительством Карнатаки даже в условиях, когда имение находилось под арестом. Это означает, что люди, заботящиеся о сохранении бесценного достояния, всегда верили в торжество справедливости.

Мы высоко ценим усилия местных властей в нелегкие времена судебной тяжбы, в особенности, когда правительство штата Карнатака возглавлял нынешний министр иностранных дел Индии С.М.Кришна. Пользуясь случаем, хотелось с сердечной признательностью отметить его огромный личный вклад в дело сохранения культурного и духовного наследия семьи Рерихов и будущего создания великолепного мемориала, достойного памяти Святослава Николаевича и Девики Рани.

Неоценимую роль сыграли в этом деле и бывший уполномоченный по усадьбе от правительства штата г-жа Нила Маджунатх, и нынешний куратор имения - Муджиб Ахмад. Не будет преувеличением сказать, что во многом благодаря добросовестности, преданности делу и заинтересованному подходу этих скромных подвижников удалось уберечь то, что могло бы быть безвозвратно утраченным.

- Будет ли российская сторона участвовать в реализации мечты своего выдающегося сына, нашедшего в Индии вторую родину, но не терявшего духовной связи с Отчизной?

- Российская сторона готова оказывать в реализации этого проекта всемерную экспертную и иную помощь, в том числе меценатскую. У нас есть опытные специалисты, которые могли бы поделиться опытом музейного дела, участвовать в формировании экспозиции, составлении программ работы международного центра. Мы уже получили предложения о содействии в реставрации картин Святослава Рериха, которые не перенесли долгого "заточения" в хранилищах и находятся в плачевном состоянии, а также в последующей консервации и экспонировании коллекции.

В перспективе вполне можно полагаться также на материальную и финансовую поддержку, причем не только по государственной линии, но и с привлечением средств совместных российско-индийских коммерческих структур и предприятий. Кстати сказать, одна из таких структур - АФК "Система", удачно работающая на индийском рынке, давно заявляла о готовности подключиться к спонсированию реставрации полотен русского художника.

Духовное и культурное достояние семьи Рерихов - один из реальных мостов, невидимыми, но вполне осязаемыми нитями связующих российский и индийский народы. Оно цементирует наши узы дружбы и сотрудничества, придет им уникальную глубину и многогранность. Будет правильным, если забота о будущем Татагуни проявится и реализуется на самом высоком государственным уровне, как это сделано с рериховским мемориальным комплексом в Наггаре в гималайской долине Кулу (ММТР). Полтора года назад он был взят под почетный патронат сопредседателей совместной российско-индийской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству вице-премьера России С.Б.Иванова и министра иностранных дел Индии С.М.Кришны.

- Планируется ли в перспективе взаимодействие создаваемого в "Татагуни" центра с ММТР?

- Вполне естественно, что мы видим возможности участия российской стороны в создании и деятельности мемориального комплекса в усадьбе "Татагуни" по аналогии с тем, как это организовано в северном имении Рерихов. Полагаю, что уже сейчас следует активно продвигаться к тому, чтобы утвердить особый формат российско-индийского взаимодействия, позволяющий объединить оба мемориальных музея-заповедника под единой структурой для эффективной координации их деятельности. Убежден, что такая совместная инициатива совершенно оправдана и будет отвечать интересам бережного сохранения рериховского достояния, имеющего огромное значение не только для наших двух стран и народов, но и всей человеческой цивилизации. О конкретных формах пока говорить рано, но уверен, что имеющийся потенциал доброй воли позволяет нам рассчитывать, что они будут успешно найдены.

- Какую помощь намерено оказывать будущему музею в Бангалоре посольство России в Индии?

- Мы всегда поддерживали тесный контакт с правительством штата Карнатака в вопросах, касающихся имения "Татагуни", и будем работать сообща и впредь, тем более что сейчас для этого открываются новые возможности. Разумеется, учитывая особую значимость вопросов, связанных с наследием Рерихов в Индии, посольство будет активно взаимодействовать и с центральным правительством. Судебное решение вынесено только что, поэтому говорить о конкретных шагах пока преждевременно. Но нас радует и вдохновляет положительная реакция на этот вердикт со стороны МИД Индии и Индийского совета по культурным связям. Наши коллеги и друзья солидарны с нами в оценке результатов разбирательства. Уверен, мы сможем найти оптимальные варианты совместного претворения в жизнь имеющихся планов. Ведь в Гималаях, в Кулу, совместный индийско-российский Международный Мемориальный Трест Рерихов в 2012 году отмечает уже свое 20-летие. Впечатляющее достижение, когда объединяются усилия двух стран!

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений