Силы Бакиева попытаются взять реванш на президентских выборах

Президент Киргизии Роза Отунбаева рассказала "Интерфаксу" о подготовке президентских выборов в стране

Силы Бакиева попытаются взять реванш на президентских выборах
Силы Бакиева попытаются взять реванш на президентских выборах

Москва. 19 июля. INTERFAX.RU - Киргизия стоит на пороге очередных президентских выборов. О ситуации в стране в преддверии этого важного события, о своих планах в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказала нынешний президент республики Роза Отунбаева.

- Роза Исаковна, уже совсем немного времени остается до следующих президентских выборов. Какие основные кандидатуры, на Ваш взгляд, будут претендовать на президентское кресло? Прогнозируете ли вы острую политическую борьбу в этот период?

- Президентские выборы станут продолжением событий 7 апреля 2010 года (последняя революция в Киргизии, положившая конец правлению президента Курманбека Бакиева – "ИФ-К"). Выборы завершат переходный период. Когда мы только пришли к власти, то решили, что будет переходный срок на полтора года, и начали формировать власть, буквально с пола ее поднимать. Этот переходный период продолжается, и точка должна быть поставлена новыми президентскими выборами.

Противостоящие нам силы полтора года пытаются взять реванш, все еще хотят взять верх. На последних этапах схватки, наверняка, сюда впишутся бакиевские кланы, семья. В этом нет сомнения. Эта возможность возврата, возможность реванша для них весьма актуализируется. Я не думаю, что они проявятся с самого начала президентской гонки, вряд ли тогда кто-то будет с их кошельком работать тут. Они появятся на том этапе, когда встанет вопрос: кто кого. Тогда деньги, а они у них есть, да и немалые, вольются. Вот контекст, в котором идут эти выборы. Этим обусловлена температура этой борьбы.

Я полагаю, сейчас опять будет стоять вопрос о том – будет ли Киргизия идти по дороге прогресса, модернизации или мы будем оставаться в тени, будем придерживаться узкорегиональных взглядов.

Что касается кандидатов, то сроки еще не вышли, и, я думаю, сегодня еще многие будут смотреть, кто выходит на сцену.

Сейчас в основном выходят кандидаты от партий.

- А сколько примерно кандидатов в итоге будет – человек 10-12 заявят о своих президентских амбициях?

Может и больше будет. У нас же много чудаков!

- Вы говорили о реванше бакиевских сил. Вы считаете, что будут и не совсем чистые политтехнологии?

- Еще бы! Кандидаты очень разных политических ориентаций, плюс еще реванш, о котором мы говорили. Эта диспозиция будет оставаться.

Если сравнивать с прошлыми парламентскими выборами, то некоторые очень хорошо разыграли карту регионализма. Тогда же некоторые политики заявляли, что всех, кто сделал революцию 7 апреля, привлекут к суду, что они привезут сюда Бакиева. Об этом известная партия говорила практически на каждом шагу, работая в южной части Киргизии. У нас на это есть тысячи свидетельств.

Что касается "черных технологий", то у нас были свои образчики. К сожалению, они поступали к нам из других стран и полностью сбили наших политиков.

- Как вы считаете, возможен ли вариант возвращения от парламентской к президентской республике, в зависимости от итогов выборов?

- Наверное, это очень серьезные будут позже какие-то манипуляции с законами. Но декрет о введении Конституции предполагает, что функции президента, спикера, премьер-министра не будут меняться до 2020 года. Это прописано достаточно жестко. Для возвращения к прежнему устрою должны быть достаточно крутые меры, хитромудрые законотворческие решения. Но для этого надо будет переломить ход развития республики.

Надо еще принять во внимание, что этот парламент не будет соглашаться с тем, чтобы президенту, кто бы ни пришел, будь это реваншисты, люди революции, дать больше полномочий. Он не будет уже делиться своей властью. У этого парламента очень сильные полномочия. И чтобы возвратиться назад, то надо, получается, расправляться с этим парламентом.

Этот парламент вряд ли пойдет на сговор. Ведь и руководитель парламента достаточно амбициозный и честолюбивый человек. Поэтому мне представляется эта комбинация достаточно сложной.

- Ведутся ли консультация со странами-партнерами относительно президентских выборов?

- Да, эти консультации уже ведутся. Все пытаются встречаться с российскими, казахстанскими и другими игроками здесь. Мы только референдум (Конституционный референдум 27 июня 2010 года, где была принята новая редакция Конституции, а Р.Отунбаева стала переходным президентом до 31 декабря 2011 года – "ИФ-К") только сами провели, никого не спрашивали. Все остальное, к сожалению, надо констатировать реальность, идет в тесном контакте с партнерами.

- Как у вас решается вопрос с финансированием кампании по проведению выборов?

- Как утверждает наша центральная избирательная комиссия, выборы обойдутся в 450 млн сомов (около $10 млн). В бюджете заложено меньше. Но вопрос будет решаться, в том числе с помощью доноров.

- Сопутствующий выборам вопрос о безопасности. Как будет обеспечена безопасность в это время? Как вы думаете, различие политических платформ кандидатов не выльется ли в акции протеста, не будут ли политики провоцировать народ выйти на площадь?

- Мы уже все прошли, у нас имеется большой и разнообразный опыт противостояния различным акциям. Но сказать, что этого всего не будет (акций в период выборов – "ИФ-К"), я не могу. Скорее всего, будет. Любые проблемы, которые сегодня есть и их много в нашем обществе, могут быть предметом такого рода спекуляций для протестов и подобного рода движений.

Конечно, наша задача – обеспечить безопасность выборов, обеспечить мирное их протекание. Я вспоминаю, какая у нас громадная работа была проведена по обеспечению безопасности во время парламентских выборов. Мы понимали, что могут быть любые акции, любые провокации и что это может привести к коллапсу. Но тогда мы взяли ситуацию под контроль.

И сейчас весь ход предвыборной кампании, сами выборы для нас будут предметом большой озабоченности. Но мы уже какой-то опыт накопили. И вы знаете, сам народ уже имеет обостренное чувство – инстинкт самосохранения. Ведь вопрос, по большому счету, стоит о целостности страны, о единстве народа.

Нас беспокоит в этих выборах еще и противостояние юга и севера. Эта линия регионализма наиболее чувствительная, и ею будут многие оперировать, поднимать, развивать, играть. Для нас эти выборы должны показать – или это будет точкой прояснения, или это будет точкой раздора.

- Судя по публикациям киргизских СМИ, остается сложной ситуация на юге республики. Как Вы считаете, есть ли предпосылки для повторения в Киргизии прошлогоднего межнационального конфликта? Какие меры предпринимаются для недопущения этого?

- К сожалению, как я уже говорила, выборы опять будут обострять эти проблемы, выпячивать, так как вопрос об электорате, в том числе и узбекском, будет опять стоять очень остро. Та сила, которая победит на выборах, должна дать свое видение решения этих проблем на юге. Мы на выборах парламентских увидели, что узбекский электорат может отдать свои голоса, но потом это никак не было отражено той политической силой, которой они отдали свое предпочтение. Сейчас уже электорат этот не будет обманываться. Сейчас он будет отдавать свои голоса тем силам, которые будут показывать решение их вопросов, будут обеспечивать будущее для этнических узбеков в Киргизии.

С одной стороны, выборы должны сыграть такую роль. С другой, выборы отвлекают от решения этого вопроса и обостряют его. Сейчас всем не до этого. Если бы у нас было время для решения, если бы отстоялась вода, то мы бы занимались этим. А сейчас мы опять входим в такое важное политическое движение, что эти проблемы отодвигаются, обостряются.

Выборы и политика не всегда бывают кстати!

- В какой роли Вы видите себя после президентских выборов? Намерены ли Вы остаться в Киргизии и продолжать политическую деятельность?

- Я себя вижу только здесь, в Киргизии. Не правы все те, кто думает, что я договариваюсь, что я хочу уехать куда-то. Я уже работала в ООН. Этот опыт очень полезный, важный. Но я не связываю себя с международными организациями. Я буду оставаться в Кыргызстане. Мы начали 7 апреля движение, мы развернули страну, мы хотим прогресса, мы хотим, чтобы наши национальные интересы, вопросы безопасности, благополучия решались. Ради этого я готова всю свою оставшуюся жизнь этому посвятить.

В какой роли я себя вижу? В нашей турбулентной жизни есть много вариантов. Думаю, что я буду играть определенную роль в общественной, политической жизни, оставаться активной. Я думаю, что у меня еще есть силы, здоровье, опыт, у меня есть воля, чтобы все идеи, которые мы подняли относительно дальнейшего развития Кыргызстана, реализовывать. Это не обязательно какие-то начальствующие позиции. Пожалуйста, есть экран, есть радио, есть перо! Через это все я могу дать о себе знать.

- Не планируете ли создание своей политической партии?

Нет, вряд ли я буду создавать партию.

- Как Вы считаете, с новой властью изменится ли отношение к соседям, к странам-партнерам? Сменится ли вектор взаимоотношений?

- Я думаю, что это будет зависеть от того, кто придет. Но, понимаете, мы живем в таком плотном регионе, который все больше и больше заявляет о себе, выходит на первый план в мире. Вот и ОБСЕ переместило свое внимание с Балкан на Центральную Азию. И в этой связи вопросы безопасности все больше и больше актуализируются.

Я думаю, что очень тесный контакт с нашими ближайшими соседями – Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан – приоритетный. Мы плотно работаем и с Таджикистаном особенно в вопросах безопасности. Я полагаю, что и новый президент должен понимать, что мы должны быть в одной связке. Другого не дано!

Новый глава государства, я думаю, будет достаточно трезвый человек, реалист, который будет понимать, что соседей не выбирают.

Мы на протяжении последних двадцати лет не показывали каких-либо метаний в вопросах партнерства. У нас достаточно последовательная была линия сотрудничества и с Россией, и с Казахстаном, и с Узбекистаном. У нас всегда была открытость.

Что касается сотрудничества с Казахстаном, то у вас есть теплые чувства к нам и желание, чтобы безопасность была во всем регионе. Если есть безопасность, то у Казахстана достаточно средств, чтобы инвестировать в такую небольшую страну, как Кыргызстан. Нас все эти годы объединяло тесное экономическое сотрудничество – много работает у нас казахстанских банков, много инвестиций мы получили, создали совместный фонд развития, с которого много должно пойти инвестиций для развития экономики Кыргызстана. У нас еще есть очень серьезные проекты, которые мы оставим следующим поколениям.

В будущем мы собираемся усиливать свой гидроэнергетический потенциал и строить новые электростанции. В этой связи уже есть интерес Казахстана и к строительству Камбаратинских ГЭС.

У нас также есть много залежей полезных ископаемых. Так что потенциал сотрудничества есть. Я уже не говорю про банковский, финансовый, страховой бизнес, лизинг. Это все вещи, в которых Казахстан уже давно ушел вперед.

Но есть и вопросы к казахским инвесторам. Кадамжайский сурьмяный комбинат купили, но не работают достаточно там, не вкладывают достаточно. В плохом состоянии комбинат.

Идет работа не в полную силу и на "Южно-киргизском цементе".

Мы хотим, чтобы шла работа в полную силу там, где вы уже владельцы, что уже куплено вами.

Мы также граничим с Китаем. Знаем, что будет активно развиваться СУАР. Уже в этой пятилетке у СУАР будет грандиозный рост экономики, инвестиций.

Это все поднимает наше развитие – с одной стороны Китай, с другой – Казахстан. Россия еще традиционно вкладывает в нас.

Для нас наши основные сектора развития – горнодобывающая отрасль и энергетика.

- Сейчас в разгар лета актуален вопрос отдыха. Не секрет, что подавляющее большинство отдыхающих на уникальном озере Иссык-Куль – казахстанцы. Однако в прошлые годы многие отказались от поездки, опасаясь за собственную безопасность. Можно ли утверждать, что в этом году ситуация в корне изменилась и киргизские власти будут гарантом безопасности отдыхающих?

- Cезон неплохо начался, погода стоит хорошая, все пансионаты подготовились, стало больше услуг, больше возможностей для отдыхающих. Для нас традиционные туристы – это приезжающие из Казахстана, России, Узбекистана. Мы привыкли работать с ними, подстраиваемся под их вкусы, под их кошелек.

Была определенная озабоченность по вопросам безопасности. Но мы прилагаем максимум усилий, делаем все возможное, чтобы обеспечить в этом году безопасность в сезон. У нас есть нужда пополнять бюджет, есть решимость заработать за лето. Наши правоохранительные силы там сконцентрированы. Вопрос стоит на контроле у всех ветвей власти. Я полагаю, что добрая воля и гостеприимство иссыкульцев должны возобладать над мелкими неурядицами, непониманием.

Вопросы, которые вас волнуют – это безопасность и работа ГАИ – на жестком контроле у властей. Я хочу вас заверить, что это для нас столь же приоритетно. Мы должны прагматично воспользоваться тем, что казахстанцы хотят приехать и отдыхать у нас на Иссык-Куле.

Самое главное, чтобы мир у нас был!

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений