Процессы в арабском мире пока не оказывают прямого влияния на позиции России в регионе

Новый заместитель главы МИД РФ Михаил Богданов, курирующий отношения с Ближним Востоком и Африкой, рассказал о своем видении проблем данных регионов

Процессы в арабском мире пока не оказывают прямого влияния на позиции России в регионе
Процессы в арабском мире пока не оказывают прямого влияния на позиции России в регионе

Москва. 5 июля. INTERAFX.RU - Новый заместитель министра иностранных дел России Михаил Богданов, курирующий отношения с Ближним Востоком и Африкой, в своем первом интервью после назначения на должность рассказал корреспондентам "Интерфакса" Ольге Головановой и Андрею Барановскому о своей точке зрения на волнения, охватившие страны региона, их влиянии на позиции России в этой части планеты, а также о дальнейших перспективах палестино-израильского урегулирования.

- Вы заняли пост заместителя главы МИД, курирующего Ближний Восток, в период серьезных перемен в регионе. На Ваш взгляд, учитывая Вашу работу на посту посла России в Египте, чем можно объяснить такие внезапные и одновременные народные волнения в этих странах? Вообще, считаете ли Вы, что этому региону нужна демократия по западному образцу, может ли она там прижиться?

- Действительно, работая на посту Посла России в Арабской Республике Египет, имел возможность наблюдать за происходящими в этой стране, да и в регионе в целом процессами, что называется, изнутри. Не будет преувеличением сказать, что на Ближнем Востоке началась новая эра. Бурные трансформации в регионе, очевидно, еще далеки от своего завершения, и о том, каким станет его новый облик, судить со всей определенностью пока рано.

Что касается первопричин нынешних потрясений в арабских странах, то, по моему впечатлению, они лежат как в социально-экономической, так и политической сфере. Конечно, при всей специфике развития событий в различных странах, есть и много общего – во многих из них долго назревал кризис авторитарной политической системы. Несменяемость лидеров и политических элит в целом, низкая степень социальной мобильности, запоздание или вовсе отсутствие назревших реформ, высокий уровень безработицы, коррупция, другие социальные болезни – все эти внутренние конфликтогенные факторы накапливались в течение многих лет и сдетонировали в начале этого года. Кроме того, нельзя забывать о том, что в арабских странах преобладает молодое население, – это современные, образованные люди, освоившие интернет, блоги, социальные сети, которые не видели для себя будущего в сложившейся системе координат. Не случайно, что они и стали важным мобилизующим элементом "арабских революций".

По второй части Вашего вопроса могу сказать, что развитие стран региона по демократическому пути можно только приветствовать. Вместе с тем не стоит забывать и ошибки прошлого. Ведь попытки «привить» извне арабским странам демократию того или иного образца уже предпринимались, но ни к чему хорошему не привели. Давно назревшее реформирование арабских государств должно происходить по инициативе самих народов, с учетом того, что восточное общество уникально по своей природе. Поэтому с пользой способствовать модернизации, демократизации региона можно только принимая во внимание его исторические и цивилизационные особенности.

- Могут ли эти события на Ближнем Востоке негативно повлиять на позиции нашей страны в регионе? В частности, нет ли опасений, что нынешние действия международной коалиции в Ливии, а также возможная смена режима в этой стране могут привести к вытеснению российского бизнеса из Ливии? И какие действия будут предприниматься Россией, если НАТО решит начать наземную операцию в стране?

- Думается, прямого воздействия эти процессы на нас пока не оказывают. Хотя надо признать, определенные финансовые издержки мы, естественно, несем, коль скоро в ряде случаев пришлось приостановить наше участие в реализации некоторых экономических проектов, а также сотрудничество в области ВТС. Россию с этим регионом традиционно связывают отношения тесной дружбы и взаимопонимания. Они прошли немало испытаний, в т.ч. связанных с распадом СССР, и остались таковыми. Уверен, что происходящие события также не способны разрушить наработанный в течение многих десятилетий огромный взаимовыгодный потенциал нашего взаимодействия.

Однако есть негативные признаки, которые нельзя игнорировать. Разбалансирование региональной ситуации сопряжено с усилением вызовов для общемировой стабильности и безопасности, режимов нераспространения, межцивилизационного общения. Если страны региона окажутся в плохо контролируемом центральными властями состоянии, это создаст благодатную почву для усиления международного терроризма, контрабанды наркотиков, трансграничной преступности, незаконной миграции.

Разрастание политических неурядиц в регионе может явиться фактором еще более значительного удорожания энергоресурсов, что негативно отразится на преодолении вялотекущего кризиса в глобальной экономике. Повысятся инвестиционные риски, нестабильность на мировом финансовом рынке, вырастут цены на продовольствие. А это рискует вызвать новый виток социальной напряженности в различных частях мира.

В таких условиях Российская Федерация, как и другие ответственные члены международного сообщества, не может безучастно наблюдать за событиями в данном регионе. Этот вопрос был одним из главных в ходе саммита "Группы восьми" в Довиле в конце мая. Там была фактически запущена многоплановая программа партнерства со странами региона. Она опирается на две составляющие: политическую – поддержку в государствах Ближнего Востока демократических преобразований и институциональную реструктуризацию госуправления, включая борьбу с коррупцией, а также экономическую – реализацию программ по борьбе с безработицей, преодоление хронического бюджетного дефицита, обеспечение устойчивого экономического роста. Все эти меры преследуют одну цель – оказать содействие чаяниям народов на лучшее будущее и, соответственно, устранить исходящие из данного региона вызовы для международной стабильности и безопасности.

Наша принципиальная позиция в отношении ливийского кризиса хорошо известна: с самого начала конфликта в этой стране Россия твердо придерживалась абсолютной недопустимости применения вооруженной силы против мирных граждан. Именно в этом ключе мы строили свою работу с властями в Триполи, пытаясь добиться немедленного прекращения любого насилия и обеспечения надежной безопасности гражданского населения. Поскольку подобные призывы не возымели должного действия, то, руководствуясь стремлением обеспечить безопасность ни в чем не повинных мирных жителей, в Москве было принято решение поддержать в Совете Безопасности санкционную резолюцию 1970 СБ ООН, а затем и воздержаться при голосовании по резолюции 1973 СБ ООН. При этом в полной мере отдавали себе отчет в том, что такие наши шаги могут повлечь за собой ощутимые для России материальные потери. Тем не менее, осознанно пошли на это ради недопущения дальнейшего кровопролития.

Когда стало очевидным, что взявшие на себя практическое выполнение резолюции 1973 СБ ООН страны занимаются ее произвольно-расширительной интерпретацией, Россия настоятельно потребовала строго следовать духу и букве этого международного решения.

Россия играет активную роль в деле продвижения международных усилий по нахождению политической развязки кризиса. Такие наши действия уже получили высокую оценку как со стороны Триполи, так и Бенгази.

Что же касается нашей позиции в отношении вероятности начала коалицией НАТО наземной военной операции в Ливии, то на эту тему мы неоднократно и недвусмысленно высказывались. Исходили и продолжаем исходить из невозможности урегулирования кризиса силовыми методами, категорической недопустимости втягивания внешних сил в конфликт на земле. Подобные действия не санкционированы резолюцией 1973 СБ ООН. Более того, такое вмешательство нанесло бы серьезный удар по суверенитету и территориальной целостности Ливии, было бы чревато непредсказуемыми последствиями в региональном масштабе. У нас нет сомнений в том, что будущее своей страны должны определять только сами ливийцы.

- Какие шаги, на Ваш взгляд, необходимо предпринять для возобновления палестино-израильских переговоров? Как могут развиваться события на палестино-израильском треке в случае обращения палестинской стороны к Генассамблее ООН за признанием своей независимости?

- Исходим из того, что драматические события, происходящие в последнее время в регионе, не должны становиться предлогом для затягивания с урегулированием имеющихся там хронических проблем, главная из которых, безусловно, – это нахождение всеобъемлющего, справедливого и прочного решения арабо-израильского конфликта.

Особое внимание по-прежнему уделяем ключевому направлению БВУ – палестино-израильскому. Главное здесь, конечно, зависит от самых палестинцев и израильтян. Палестинские и израильские руководители должны проявить историческую ответственность за будущее своих народов и вернуться за стол переговоров на приемлемой для обеих сторон основе. Добиться этого им самостоятельно, очевидно, будет непросто. Именно поэтому сейчас особенно актуальны соответствующие международные усилия, и прежде всего в рамках ближневосточного «квартета» международных посредников.

В ходе последних контактов с партнерами – США, ЕС и ООН – мы согласовали место и дату проведения очередного министерского заседания «четверки», которое состоится уже в ближайшее время в Вашингтоне. Рассчитываем принять по его итогам сбалансированное, но одновременно требовательное заявление, которое побудило бы стороны возобновить переговоры. В его основу намерены положить принципиальные элементы, в первую очередь, определяющие линии 1967 года с согласованными территориальными разменами в качестве границ будущего палестинского государства, а также необходимость уделить должное внимание проблемам безопасности Израиля. Россия давно и последовательно выступает в поддержку этих принципов.

Если до начала очередной сессии Генассамблеи ООН в сентябре с.г. палестино-израильские переговоры возобновить не удастся, палестинцы, как известно, говорят о намерениях предпринять демарш в ООН с требованием признания своего государства. Такой демарш, очевидно, будет поддержан большинством членов ООН. В то же время важно, чтобы этот вариант развития событий не осложнил поиски мирного урегулирования.

Что касается позиции России в отношении признания палестинского государства, то она хорошо известна. Напомню, что Государство Палестина мы признали уже более 20 лет назад, с 1990 года в Москве функционирует его посольство.

- Изменились ли отношения России и Египта после свержения Хосни Мубарака? По Вашему мнению, будут ли они такими же тесными, как при предыдущем режиме?

- Как известно, после острого внутриполитического кризиса, произошедшего в начале текущего года, Египет вступил в этап глубоких политических и социальных преобразований, логика и содержание которых изложена в Конституционной декларации, принятой в качестве временного основного закона страны 30 марта с.г. Перед народом этой страны стоят масштабные задачи: через парламентские и президентские выборы сформировать новое гражданское руководство, принять новую Конституцию, призванную, в том числе, дать адекватные ответы на вопросы, поставленные сотнями тысяч, миллионами людей, выходивших на массовые манифестации в январе-феврале.

Сейчас на политическую авансцену Египта выдвинулись новые силы. Причем, их спектр очень широк. Разумеется, они стремятся участвовать и в процессе выработки внешней политики, которая по многим параметрам, наверное, претерпит изменения. Как известно, содержание дипломатии любого государства определяется, прежде всего, характером внутриполитических процессов. Однако смело могу утверждать – Египет был, остается и – уверен – останется на обозримую перспективу одним из лидеров арабо-мусульманского мира, влиятельным игроком на международной арене.

У отношений России с Египтом давняя история. Современный комплекс двусторонних связей формировался в течение не одного десятилетия. Их фундамент базируется на известных, не подверженных политической конъюнктуре принципах – взаимного уважения, традиционной дружбы, подлинного делового партнерства.

Между нашими странами сложилось плотное взаимодействие на региональной и международной аренах, в основе которого лежит общность подходов к ключевым проблемам Ближнего Востока и глобальным вызовам современности. Такое взаимодействие продолжается и сейчас.

Народы России и Египта связывают разветвленное сотрудничество в экономике и научной сфере, глубокие, многогранные гуманитарные контакты. Хотел бы напомнить – даже в дни самых бурных революционных событий российские компании выполняли свои контрактные обязательства в Египте. Они и сейчас продолжают свою работу в этой дружественной стране. После смягчения ограничений на туристические поездки россиян в Египет восстанавливаются объемы сотрудничества и в этой сфере. Следует отметить, что красноморские курорты Египта не теряют своей привлекательности для россиян.

В целом убежден – наработанный в предшествующий период солидный потенциал двустороннего взаимодействия будет востребован и в новых для Египта исторических условиях.

- Как обстоят дела с контрактом на поставку Сирии противокорабельных комплексов "Бастион" и ракет "Яхонт"? Не повлияют ли события в Сирии и озабоченности Израиля, высказываемые в связи с этой сделкой, на ход выполнения этого контракта?

- При принятии решений о поставках того или иного вида вооружений Российская Федерация учитывает как свои международные обязательства в этой сфере, которые мы неукоснительно соблюдаем, так и ситуацию в стране-получателе и в регионе в целом. Воздерживаемся от поставок, если у нас имеются основания считать, что они будут иметь дестабилизирующий эффект. Это в полной мере относится и к нашему ВТС с Дамаском, которое – хотел бы особо подчеркнуть – всегда было направлено исключительно на укрепление обороноспособности Сирии.

Мы неизменно внимательно относимся к обращениям, связанным с возникающими у некоторых наших партнеров озабоченностями, однако не всегда можем согласиться с их аргументами и принять их логику.

Что касается нынешней внутриполитической обстановки в Сирии, то при всей ее сложности мы не видим признаков утраты контроля со стороны властей за развитием ситуации в целом. Исходя из этого, Россия продолжает взаимодействовать с Сирией, в том числе и в сфере ВТС, исполняя ранее достигнутые договоренности.

Интервью

СПбМТСБ: Практики биржевой торговли лесопродукцией на экспорт в мире нет, идем первыми
Топ-менеджер СПбМТСБ: Покупатели топлива, как оказалось, могут представлять совершенно разные весовые категории
Максим Решетников: договоренности COP29 закрепили принцип равноправного доступа стран к инфраструктуре углеродных рынков
Первый зампред ВТБ: мы в следующем году увидим "принцип Анны Карениной" в действии
Академик Покровский: главное - обучить людей тому, как не заразиться ВИЧ-инфекцией и объяснить, что они подвергаются риску заражения
Глава "Деметра-Холдинга": российское зерно надо продавать напрямую
Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок