"Мы хотим продвигать отношения с Россией на качественно новый уровень"

Посол Индии в Москве Аджай Малхотра рассказал "Интерфаксу" об особенностях и перспективах сотрудничества с Россией

"Мы хотим продвигать отношения с Россией на качественно новый уровень"
"Мы хотим продвигать отношения с Россией на качественно новый уровень"

Москва. 3 июня. INTERFAX.RU - Новый посол Индии в Москве Аджай Малхотра в своем первом интервью российским СМИ рассказал "Интерфаксу" о возможностях углубления сотрудничества двух стран в военной, энергетической, фармацевтической и других областях, перспективах взаимного облегчения визового режима, а также планах по развитию потенциала торгово-инвестиционных отношений России и Индии.

- Господин Посол, позвольте сначала поздравить Вас с вашим новым назначением в Москве. Что нового Вы намерены привнести в российско-индийские отношения? Каковы будут Ваши приоритеты во время работы в Москве?

- Спасибо. В настоящее время работа посла Индии в Российской Федерации сложна, но интересна. Индия превращается в одну из ведущих экономик мира, и наш народ жаждет активной деятельности и с оптимизмом смотрит в будущее. Одновременно возобновилось развитие России после недавнего мирового экономического кризиса, была запущена амбициозная программа экономической модернизации. Наши интересы в значительной степени совпадают, и мы хотим этим воспользоваться, открывать новые горизонты для двустороннего сотрудничества.

Индийско-российское сотрудничество является крепким, стабильным и надежным. Наши отношения выходят за рамки узких регулярных политических встреч на высшем и других уровнях. Они представляют собой глубокое долговременное сотрудничество в таких ключевых областях как космос, оборона, атомная энергетика, а также наука и техника. Эти отрасли развиваются хорошими темпами, и мы будем продолжать придавать большое значение их развитию.

Мы будем прилагать усилия для того, чтобы торговля и инвестиции в таких приоритетных отраслях как нефтегазовая, фармацевтика, а также информационные технологии соответствовали размерам наших экономик и степени нашего сотрудничества в этих областях. Мы также будем развивать взаимодействие в таких отдельных областях как, например, биотехнологии, нанотехнологии, медицинские исследования и метеорология.

Отношения между странами также должны способствовать развитию тесных связей между народами. Мы будем поддерживать инициативы, по продвижению продвигать гуманитарных обменов, к примеру, между учеными, предпринимателями, журналистами, парламентариями, молодежью, артистами и другими.

- Вы до этого уже несколько раз работали в посольстве в Москве. На Ваш взгляд, что изменилось в российско-индийских отношениях с тех пор, как Вы тут были в последний раз? Были ли эти изменения положительными или отрицательными?

- Наши страны установили дипломатические отношения за несколько месяцев до того, как Индия стала независимой в 1947 году. Я очень рад видеть, что после скромного начального этапа наши отношения развились до уровня специального и привилегированного стратегического партнерства, которые мы имеем сегодня. Сейчас мы пытаемся продвигать их еще дальше на качественно новый уровень.

На протяжении более полувека между нашими странами существовал политический консенсус, который не испытывал на себе влияние политических курсов и идеологических различий. Между нами существует беспрецедентный уровень доброжелательности и доверия. Наши страны развивают взаимодействие и с другими государствами, однако мы никогда не будем этого делать ценой нашей непоколебимой и проверенной временем дружбы.

- В последнее время много говорится о значении гуманитарных контактов, о дипломатии широких масс. Но по-прежнему граждане наших стран должны получать визы для взаимных поездок. Возможно ли ввести безвизовый режим в ближайшем будущем? Сколько времени это может занять: пару лет, пять лет, десять или больше?

- У нас действует безвизовый режим для обладателей дипломатических и служебных паспортов, что позволяет осуществлять регулярные официальные контакты, но введение подобного режима для всех остальных пока не предвидится.

Учитывая интересы наших граждан, в декабре 2010 года мы подписали Межправительственное соглашение об упрощении визовых требований для отдельных категорий граждан при взаимных поездках. Оно позволит облегчить взаимные поездки для бизнесменов и туристов из наших стран.

Мы также намерены упростить и сделать более гибкой выдачу туристических виз для того, чтобы способствовать двусторонним туристическим потокам. Подобные потоки растут, особенно из России в Индию, в частности, в Гоа, Дели, Агру, Джайпур, а также Кулу-Манали, как основные туристические центры. В прошлом году мы выдали около 100 тыс. виз россиянам. Я думаю, что в этом году это количество может увеличиться до 125 тыс.

- Россия и Индия ранее поставили перед собой цель достичь товарооборот в $10 млрд к 2010 году. Существуют ли у нас еще какие-либо более амбициозные планы в этой области в настоящее время? Можете ли Вы назвать цифры?

- Торговля между Индией и Россией намного ниже своего потенциала. В 2010 году наша двусторонняя торговля достигла показателя в $8,5 млрд, чуть-чуть не достигнув $10 млрд, установленных нами. Индийско-российская межправительственная комиссия по торговому, экономическому, научному, технологическому и культурному сотрудничеству поставила новую амбициозную цель в торговле по достижению $20 млрд к 2015 году. Чтобы достичь ее, нашим бизнес сообществам будет необходимо интенсивно искать новые области для сотрудничества.

Индия может быть серьезным и надежным партнером в модернизации России. Наши компании сегодня имеют возможность для инвестирования, а также технологический опыт во многих секторах. Индия может быть российским источником получения технологий в информационно-технологической, фармацевтической отраслях, а также в сфере переработки углеводородов. Она также может быть надежным партнером для долговременных отношений в сфере обработки бриллиантов, а также производстве сельскохозяйственной продукции.

Нам также надо развивать двусторонние инвестиции. Индийские инвестиции в Россию достигают $6,5 млрд. Преимущественно они сосредоточены в энергетическом секторе, однако также присутствуют в горнодобывающей и инженерной отраслях, сельском хозяйстве и фармацевтике. Также появились воодушевляющие тенденции в недавних российских инвестициях в Индию. Общий объем инвестиций достиг примерно $1 млрд, преимущественно они сосредоточены в телекоммуникации, а также в автомобилестроении, энергетике и горнодобывающей промышленности. Недавно индийская компания NMCD Ltd и российская "Северсталь" согласились создать совместное предприятие для строительства сталелитейного завода в штате Карнатака, стоимость которого составляет примерно $3 млрд.

- Наши страны согласились придать импульс развитию сотрудничества в фармацевтике. Есть ли уже какие-либо ощутимые результаты? Могли бы Вы назвать какие-нибудь успешные совместные проекты в этой области?

- Фармацевтический сектор был определен в качестве приоритетной области для нашего сотрудничества. Индия является идеальным партнером для России в ее стремлении развивать и модернизировать свою фармацевтическую промышленность. Она уже является надежным поставщиком в Россию конкурентоспособных по цене качественных непатентованных лекарственных препаратов. Индийская продукция имеет хорошую репутацию по качеству, цене и надежности на международном рынке лекарств. Наши компании имеют технологии и возможности инвестировать. Несколько ведущих индийских фармацевтических компаний намерены открывать свое производство в России. Индийские компании, такие как "Dr. Reddy's Laboratories", "M.J.Biopharm Pvt. Ltd.", "Naprod Life Sciences Pvt. Ltd." недавно заключили соглашения о партнерстве с ведущими российскими компаниями.

Очень важно, что правительства поддерживают деятельность этой индустрии путем создания подходящих условий. Так, мы предложили межправительственное соглашение о взаимном признании результатов клинических испытаний и исследований биоэквивалентности. Кроме того, идут дискуссии о заключении межправительственного Меморандума о намерениях по стандартам качества и безопасности лекарственных средств.

- Оба наших государства серьезно страдают от терроризма. Намерены ли Россия и Индия укреплять сотрудничество в борьбе с международным терроризмом, а также наращивать координацию действий наших стран при предотвращении террористических нападений?

- Индия и Россия уже очень тесно сотрудничают в двустороннем и многостороннем форматах в борьбе с терроризмом. Мы отвергаем терроризм во всех его формах и проявлениях, а также считаем, что ему не может быть никакого оправдания. Сотрудничество в борьбе с терроризмом развивается между нашими странами очень хорошо. Наши дипломаты также уже на протяжении нескольких лет работают в ООН над принятием Всеобъемлющей конвенции по международному терроризму.

- Военное сотрудничество долгое время было одной из опор российско-индийских связей. Тем не менее, Россия недавно не смогла выиграть многомиллиардный тендер на поставку Индии истребителей МиГ-35. Не означает ли это спад в военном сотрудничестве между нашими странами и переориентацию Индии на других поставщиков вооружений?

- Индийско-российское оборонное сотрудничество долгое время было одной из основ нашего стратегического партнерства. Нет лучшего свидетельства успеха этого аспекта нашего сотрудничества, чем тот факт, что все рода войск индийских вооруженных сил имеют на вооружении значительный процент российского оборонного снаряжения и систем.

Результаты сравнительного технического анализа, проведенного недавно индийскими ВВС для приобретения среднего многоцелевого истребителя, были доведены до заинтересованной российской компании. В то же время, стоит отметить, что существует множество примеров закупок для индийских вооруженных сил, где российские компании доказали высокую конкурентоспособность и выступили в качестве наших ценных и предпочтительных партнеров.

В последние годы наши военные связи также претерпели значительные изменения от простых отношений купли-продажи до динамичных отношений, которые включают в себя не только закупку оборудования, но и совместные исследования, разработку, производство и продажу различных оборонительных систем. В настоящее время имеют место множество проектов, подтверждающих эти изменения, в частности, создание истребителя пятого поколения, многоцелевого транспортного самолета, а также проект по производству ракет "Брамос", танков Т-90 и истребителей Су-30МКИ в Индии.

Мы будем и в дальнейшем продолжать расширять индийско-российское оборонное сотрудничество в долговременной перспективе.

- Определили ли Россия и Индия окончательные сроки поставки авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" индийской стороне?

- Да, окончательные сроки и график поставки авианесущего крейсера "Викрамадитья" (бывшего "Адмирала Горшкова") были определены некоторое время назад. Мы удовлетворены темпами работы по его усовершенствованию и ремонту. Мы ожидаем, что "Викрамадитья" будет поставлен согласно оговоренному графику. Его получение будет представлять собой значительное увеличение ударной силы и возможностей индийских ВМС.

- Центральноазиатские страны и Россия в настоящее время обсуждают проект строительства газопровода из Туркменистана через Афганистан в Индию. Заинтересована ли Индия в этом проекте и готов ли Дели инвестировать в него?

- Газопровод Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия важен для Индии в контексте нашей деятельности по укреплению энергетической безопасности, а также усиления регионального сотрудничества. Соглашения по этому проекту были заключены во время саммита лидеров этих стран, который прошел в Ашхабаде в декабре 2010 года. Он предусматривает строительство 1680-километрового трубопровода, а три страны-получателя смогут получать по нему 3,2 млрд кубометров газа в день. Мы готовы к сотрудничеству и продвижению этого проекта.

- Как Вы в целом оцениваете уровень российско-индийского энергетического сотрудничества? Планируется ли реализация каких-либо крупных совместных проектов в это отрасли в ближайшем будущем?

- Энергетический сектор иллюстрирует серьезную взаимодополняемость между нашими экономиками: Россия является важным производителем энергии, в то время как Индия является одним из наиболее быстро развивающихся потребителей энергии. Эта сфера также является замечательным локомотивом для существенного роста объемов двусторонней торговли, инвестиций и контактов между бизнесменами. В то время как наши страны успешно сотрудничают в атомной энергетике, мы также положили хорошее начало сотрудничеству в сфере углеводородов. Индийская компания ONGC Videsh Ltd. (OVL) вложила крупные инвестиции в проект "Сахалин-1" и купила компанию Imperial Energy, которая действовала в Томской области в Западной Сибири. Для того чтобы придать импульс индийско-российскому сотрудничеству в сфере углеводородов, на ежегодном саммите в декабре 2010 года было заключено рамочное Межправительственное соглашение для развития сотрудничества в нефтегазовом секторе. На уровне контактов между предпринимателями OVL на том же саммите также заключила Рамочное соглашение по сотрудничеству в сфере углеводородов с российской АФК "Система".

OVL и другие индийские компании серьезно изучают несколько вариантов для вложения дальнейших крупных инвестиций в российский углеводородный сектор. Мы намерены развивать наше партнерство в сфере углеводородов и сделать сотрудничество в нефтегазово сфере еще одной важной опорой наших многовекторных отношений.

- После трагических событий на японской АЭС "Фукусима" изменились ли каким-либо образом планы индийского руководства по развитию мирной атомной энергетики? Если да, может ли это как-то повлиять на сотрудничество наших стран в этой области?

- Сразу после трагедии на "Фукусиме" премьер-министр Индии распорядился провести проверки безопасности на наших АЭС. Как вы знаете, у нас в Индии уже вырабатывается на атомных электростанциях почти 5 тыс. мегаватт энергии. Мы очень удовлетворены нашим сотрудничеством с Россией в этой области, и я убежден, что проведенные проверки не повлияют на наше сотрудничество, потому что ваши атомные станции имеют очень хорошую репутацию, к тому же они совершенно другие, чем АЭС "Фукусима".

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений