" Переговоры с Россией по новому соглашению потребуют достаточно времени для решения поставленных задач"
Верховный представитель ЕС по внешней политике и политике в области безопасности Хавьер Солана дал интервью специальному корреспонденту "Интерфакса"
Москва. 26 июня. INTERFAX.RU - На открывающемся в четверг саммите Россия-Евросоюз в Ханты-Мансийске будет дан старт переговорам по новому соглашению о партнерстве РФ-ЕС. В нем найдут отражение новые реалии многогранных отношений Москвы и Брюсселя. В преддверии встречи в верхах верховный представитель ЕС по внешней политике и политике в области безопасности Хавьер Солана дал интервью специальному корреспонденту "Интерфакса" Ольге Головановой
Господин Солана, на предстоящем саммите РФ-ЕС будут запущены переговоры по новому базовому договору о партнерстве. Как долго, на Ваш взгляд, они продлятся и каким новый договор Вам видится?
Новое соглашение ЕС-Россия станет всеобъемлющей базой для наших отношений в обозримом будущем и поможет использовать потенциал нашего взаимодействия. Наша задача – разработать надежный документ, который заложит новую стратегическую основу для наших отношений. Таковы наши цели, и, насколько я знаю, наши российские партнеры придерживаются такой же точки зрения. Я считаю, что на переговоры необходимо выделить достаточно времени для решения поставленных задач. Что касается энергетики, эта сфера без сомнения – один из важнейших элементов нашего взаимодействия с Россией. Наша взаимозависимость в этой области чрезвычайно велика, и, конечно, энергетические аспекты должны найти отражение в новом соглашении. Европейский союз заинтересован в налаживании энергетического партнерства с Россией, основанного на принципах прозрачности, честной конкуренции, взаимности и отсутствия дискриминации. Мы уверены, что такое партнерство обеспечит безопасность и стабильность обеим сторонам. Оно также откроет путь долгосрочным инвестициям в новые и уже существующие мощности и привлечет больше внимания к вопросам эффективности применения энергии, энергосбережения и использования альтернативных источников энергии. Таковы общие цели, которые стоят перед нами в контексте предстоящих переговоров. Но я думаю, сейчас, когда переговоры только должны начаться, еще преждевременно говорить, какие именно положения будут зафиксированы в новом соглашении.
Намерен ли Евросоюз в диалоге с Россией способствовать урегулированию вопросов, связанных с требованиями Литвы к ней, в частности касающихся возобновления поставок нефти в Литву по нефтепроводу "Дружба" и других?
Евросоюз регулярно поднимает эту тему, как и другие двусторонние вопросы, в ходе нашего политического диалога с Россией. РФ, в свою очередь, также обсуждает с ЕС свои двусторонние отношения со странами союза. И, хотя такие проблемы лучше всего решать напрямую между Москвой и соответствующими государствами ЕС, думаю, этот вопрос будет обсуждаться.
Согласны ли Вы с мнением, что отрицательный результат референдума в Ирландии по Лиссабонскому договору отражает трудности, которые переживает Евросоюз, в том числе и по причине расширения?
Нет. Европейский союз выиграл от расширения. ЕС будет продолжать свое существование вне зависимости от того, вступит ли в силу Лиссабонский договор или нет. Конечно же, мы при этом заинтересованы в реформировании Евросоюза, и работа в этом направлении уже начата на встрече лидеров ЕС в Брюсселе.
Как вы оцениваете ситуацию с обеспечением прав нацменьшинств в странах Балтии и каково Ваше мнение относительно решения российских властей сделать безвизовым въезд в Россию для неграждан?
Это деликатная тема. Мы считаем, что все страны ЕС выполняют свои международные обязательства в области прав человека и защиты прав меньшинств. Полагаю, наилучшим решением проблемы стало бы общее соглашение о натурализации и интеграции, и Европейский союз продолжит оказывать странам, входящим в него, содействие в этой области в соответствии с рекомендациями ОБСЕ и Совета Европы. Россия, в свою очередь, тоже может принять меры для улучшения ситуации.
Недавно член Еврокомиссии Бенита Ферреро-Вальднер заявила, что ЕС хочет видеть модификацию миротворческих сил в зонах грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов? Разделяете ли Вы такое мнение? Был бы Евросоюз готов стать гарантом подписания соглашения о невозобновлении огня между Тбилиси и Сухуми, как этого хочет грузинское руководство?
Ситуация в зонах конфликта на территории Грузии очень сложна и серьезна, в чем я убедился в ходе недавнего визита в Тбилиси, Батуми и Сухуми. Мы уже участвуем в попытках решить эти проблемы дипломатическим путем. Наше присутствие в этой сфере довольно скромно и сконцентрировано на разработке мер по укреплению доверия. Я дал понять, что Евросоюз готов увеличить свое участие в решении этих вопросов, если это поможет продвижению вперед мирного процесса. Россия как сосед Грузии и член группы друзей генсека ООН и впредь будет играть важную роль, и мы надеемся, что мы сможем найти такие схемы сотрудничества, в рамках которых ЕС, Россия и Грузия продуктивно взаимодействовали бы и способствовали возобновлению мирного процесса.
Осознают ли в Евросоюзе, что вопрос о переформатировании международных присутствий в Косово может решаться Советом Безопасности ООН, а не единолично генсекретарем Организации? Когда, на Ваш взгляд, Сербия могла бы стать членом ЕС и при каких условиях?
Мы приветствуем доклад генерального секретаря Объединенных Наций о деятельности Миссии ООН в Косово и поддерживаем его план изменить формат международного гражданского присутствия в Косово. Европейский союз намерен играть ведущую роль в делах, касающихся Косово, особенно в области верховенства закона. Решения, принятые в Нью-Йорке, дают нам возможность в тесном сотрудничестве с ООН ускорить развертывание гражданской миссии ЕС в Косово и придать ей важную действенную роль в косовских делах. Что касается Сербии, мы удовлетворены, что недавно подписали с этой страной соглашение об ассоциации. Это важный и долгожданный шаг на пути Сербии в ЕС. Сербское руководство четко осознает, каковы условия присоединения к Евросоюзу и движется вперед в этом направлении. Надеемся, что скоро будем свидетелями быстрого прогресса в этой области.
Господин Солана, не так давно Вы передали Тегерану новые предложения по урегулированию иранской ядерной проблемы. Разделяете ли Вы позицию о том, что если Иран отвергнет последние предложения Вас и "шестерки", СБ ООН должен будет наложить более жесткие санкции на Иран с целью сдержать его ядерные амбиции? Какого рода могли бы быть эти санкции?
Действительно, я посетил Тегеран, чтобы по поручению пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, а также Германии и ЕС передать Ирану предложения, направленные на снятие озабоченности, существующей у международного сообщества по поводу иранской ядерной программы, и нормализацию отношений с Ираном во всех областях. Это щедрые и всеобъемлющие предложения, и мы надеемся, что они станут отправной точкой для конкретных переговоров. Иранские власти сейчас изучают эти предложения, и я рассчитываю, что скоро мы получим ответ и что он будет конструктивным. Евросоюз, в свою очередь, продолжит рассматривать два различных варианта решения проблемы, и мы очень надеемся, что в Тегеране выберут путь диалога. Мы еще не получили ответ Ирана, так что давайте не будем заранее считать его негативным.
/Интерфакс/