Саммит Россия-ЕС ознаменуется прорывом на пути к безвизовому пространству

Представитель России при Европейском союзе Владимир Чижов рассказал нашему корреспонденту о главных условиях введения безвизового режима и франко-итальянских спорах о Шенгенском соглашении

Саммит Россия-ЕС ознаменуется прорывом на пути к безвизовому пространству
Саммит Россия-ЕС ознаменуется прорывом на пути к безвизовому пространству
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 30 апреля. INTERFAX.RU – Постоянный представитель России при Европейском союзе Владимир Чижов дал интервью руководителю Дипломатической группы "Интерфакса" Ольге Головановой по безвизовому диалогу Россия-ЕС

- Владимир Алексеевич, чему будет посвящена предстоящая 19 мая встреча Постоянного совета партнерства Россия-ЕС? Будет ли во время нее обсуждаться перспектива безвизового режима?

- Официальное название упомянутого формата - Постоянный совет партнерства Россия-ЕС по вопросам свободы, безопасности и правосудия. Встречи в таком формате – а он включает министров юстиции и внутренних дел - проходят дважды в год: весной и осенью. В ноябре 2010 года ПСП был в Брюсселе, 19 мая будет в Санкт-Петербурге. Нашу делегацию возглавляет Министр юстиции Александр Коновалов, он же спецпредставитель Президента по вопросам развития отношений с ЕС в сфере свободы, безопасности и правосудия. Со стороны ЕС это будут профильные министры Венгрии, Польши и Еврокомиссар по внутренним делам.

Свобода, безопасность и правосудие, на первый взгляд, сфера широкая. Будут рассматриваться вопросы перспектив безвизового режима, дальнейшего упрощения действующего визового режима, вопросы, связанные с ожидаемым запуском миграционного диалога, а также вопросы совместной борьбы с терроризмом, оргпреступностью, антинаркотический блок, правовое сотрудничество по уголовным, гражданским и торговым делам, сотрудничество с Евроюстом, оценка хода переговоров по соглашению в оперативном сотрудничестве с Европолом. Так что предстоит обсудить широкий набор тем.

Что касается виз, то хотел бы напомнить, что впервые перспектива отмены визового режима была обозначена в заявлении саммита Россия-ЕС, который состоялся в мае 2003 года в Петербурге, но как долгосрочная перспектива – "long-term perspective". Это был максимум того, на что тогда смог пойти Евросоюз. Спустя 8 лет мы вправе поинтересоваться how long is long? Если до прошлого года этот наш вопрос повисал в воздухе, то теперь на него есть определенная реакция. Она заключается в том, что мы сумели убедить наших партнеров перевести этот разговор из исследовательской фазы в оперативную. И в практическом плане это вылилось в договоренность о разработке совместных шагов – "common steps". Этот термин важен. Другим странам, например, Украине, Молдавии, Грузии, Балканам ЕС предлагает дорожные карты, которые они либо принимают, либо отвергают. Это односторонний процесс приведения законодательства и практики этих стран в соответствие с требованиями ЕС.

В нашем случае дело обстоит по-другому. Это действительно набор совместных шагов. Как только мы договорились в принципе, каждая сторона начала работать над своим проектом. Мы этими списками обменялись, отчасти они перекликаются, хотя и не во всем. Определен формат дальнейших обсуждений, назначены старшие должностные лица. Они встречались в начале этого месяца. Работа в экспертном формате продолжается и после этого. Мы, разумеется, активно в эту работу вовлечены как Постпредство. Я рассчитываю, что старшие должностные лица еще раз встретятся до ПСП, и на ПСП, я надеюсь, этот уже согласованный список совместных шагов будет утвержден. Если же не будет, то, по крайней мере, будет констатировано продвижение, и тогда мы уже будем его утверждать на саммите.

Эта тема крайне чувствительная. Хотя переговоры по ней с нами ведет Еврокомиссия, за ней бдительно присматривают страны-члены, у которых отношение к перспективе безвизового режима с Россией разное. Поэтому данный вопрос, который, на первый взгляд, кажется организационно-техническим, на самом деле имеет достаточно серьезный политический компонент. Именно в этом я, например, усматриваю на сегодняшний день причину того, что наш безвизовый диалог развивается медленно, по крайней мере медленнее, чем нам бы хотелось. Но, как говорили классики моей профессии, дипломатия – это искусство возможного.

Параллельно мы ведем разговор о корректировке соглашения 2006 года об упрощении визового режима. Это два формально не связанных друг с другом процесса. Хотя, конечно, безвизовый режим – это логический конечный результат постепенного упрощения визового режима. Что касается соглашения 2006 года, то там есть ряд конкретных моментов, по которым мы работаем. Это постепенное сокращение объема документов, которые надо представлять для получения визы, расширение практики выдачи многократных виз, распространение безвизового режима на обладателей служебных паспортов (пока он распространяется только на дипломатические паспорта). С этим также связан отдельный сюжет об облегчении приграничных обменов. Для нас эта тема наиболее актуальна в контексте Калининградской области. На этот счет у нас идут обсуждения с Польшей, со стороны которой есть аналогичное желание, но, естественно, и в этом вопросе, который, формально говоря, двусторонний, Еврокомиссия играет свою роль. Речь идет о том, чтобы существующее типовое положение ЕС, которое допускает упрощенный приграничный режим в пределах некоей полосы вдоль границы по 30 км в каждую сторону с учетом специфики Калининградской области и ее, в общем-то, небольшого размера, распространить на всю территорию области. Разумеется, на паритетной основе с предоставлением того же режима применительно к сопоставимой территории Польши. Речь идет о двух воеводствах, включая Гданьск. Это пока решается непросто. Некоторые страны-члены опасаются создания прецедента.

В целом вопросы пограничного режима сложны. Сейчас над ними висит тень тех проблем, с которыми ЕС сталкивается на Североафриканском направлении, что, конечно, общую атмосферу обсуждения этих вопросов не упрощает.

- Входит ли в список совместных шагов облегчение процедуры регистрации граждан ЕС в РФ?

- Совместные шаги, как и безвизовый режим, будут касаться только краткосрочных поездок. Безвизовый режим не будет означать, что российский гражданин взял паспорт, билет и поехал на всю оставшуюся жизнь на территорию ЕС. Нет. Речь идет о краткосрочных поездках максимум 90 дней в течение полугода. Это не предполагает права на работу и пользования социальным и медицинским обеспечением. Так что медстраховка все равно будет нужна. То есть это не поездки для работы, учебы и так далее. На учебу все равно виза по-прежнему будет нужна.

Процедура регистрации – отдельная тема. Ее можно обсуждать в контексте миграционного диалога. Регистрация – это порядок, существующий в большинстве стран мира, только он по-разному применяется. Мы за последние годы в России проделали немалый путь к упрощению этой процедуры. Теперь за регистрацию иностранца, приезжающего в Россию, отвечает не он сам, а тот, кто его пригласил. Это не разрешительный порядок, а уведомительный. В гостиницах это отлажено. Или Вы думаете, что Ваши паспортные данные при вселении в гостиницу не фиксируются в базе данных и не отправляются потом в полицейский участок? Если так, то Вы глубоко заблуждаетесь. Если же приглашает частное лицо, то, конечно, тогда другой порядок. В России он действует следующим образом: приглашающее лицо должно отправить по почте в местное управление ФМС паспортные данные гостя. Вот и все. И указать, когда он приехал и когда уедет.

- Значит ли это, что когда вступит в силу безвизовый режим, регистрация на срок пребывания 90 дней не понадобится?

- Это будет зависеть от конкретного содержания будущего соглашения. Как только мы согласуем совместные шаги, это откроет путь к формальным переговорам, которые пока не начинались. Некоторые впали в эйфорию: дескать, предстоит саммит Россия-ЕС в Нижнем Новгороде и после него сразу будет безвизовый режим. Нет, конечно. Тут надо трезво смотреть на вещи. Это проблема, над которой мы активно работаем, в полной мере сознавая ее значение и чувствительность для широких слоев российской общественности.

И я рассчитываю, что саммит Россия-ЕС в Нижнем Новгороде среди прочих достижений ознаменуется серьезным прорывом на направлении нашей совместной работы, конечной целью которой является безвизовый режим для граждан России и Евросоюза. По крайней мере, мы, со своей стороны, сделаем все для того, чтобы этот конкретный осязаемый, пусть и не конечный еще результат на саммите был зафиксирован.

- Правда ли, что без виз смогут ездить только владельцы биометрических паспортов?

- Да, к тому времени, когда будет введен безвизовый режим, он, конечно, будет распространяться только на обладателей биометрических паспортов. Все, кто хочет, успеют заменить, тем более что они уже выдаются. Поэтому мой совет: не экономить, не брать паспорт подешевле старого образца, а брать сразу биометрический. Тем более, что некоторые страны при обращении за визой уже снимают отпечатки пальцев. Великобритания, например. Кстати, Великобритания не входит в Шенген, с ней о безвизовом режиме придется договариваться отдельно.

- Как Вы могли бы прокомментировать инициативу президентов Франции и Италии Николя Саркози и Сильвио Берлускони об изменениях Шенгенских соглашений?

- Это не совсем изменения. Шенгенская система достаточно сложна. Она, в частности, предусматривает возможность введения временных ограничений. Это часто имеет место, когда происходят стихийные бедствия, крупные спортивные соревнования, эпидемии и т.д. Шенгенская система дает определенные лазейки. Саркози и Берлускони говорят сейчас о том, что для сохранения свободы перемещения между Шенгенскими странами граждан третьих стран надо несколько ужесточить этот режим в части, касающейся наличия документов и подтверждений о средствах к существованию. Речь идет о деталях. Полностью Шенген, конечно, не отменят.

Прибывающим из Туниса итальянцы стали давать временный вид на жительство на 3 месяца. При этом задавали простой вопрос: "Вы на каком языке говорите? На французском? Париж в ту сторону". Париж не Париж, но тунисцы хлынули на Юг Франции, имея на руках это разрешение. В свою очередь, французы сказали: надо, чтобы у них был свой национальный паспорт, у тех, кто утверждал, что у них есть родственники во Франции (а таких было много) - подтверждение этого плюс наличие банковского счета или наличных денег. Ведь трехмесячный вид на жительство не дает права на работу. Ответ беженцев, что они будут искать работу, не мог удовлетворить французов. Был довольно эмоциональный всплеск, но в итоге роль рефери на ринге взяла на себя Еврокомиссия, которая, по большому счету, заняла сторону французов, сказав, что да, их требования вполне законны и вписываются в нормы Шенгена. Сейчас Саркози и Берлускони встретились. Возможно, им удастся договориться.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений