Движемся к новым инвестиционным проектам

Глава BASF в РФ и СНГ Сергей Андреев в интервью "Интерфаксу" рассказал о планах компании по расширению бизнеса и возможных совместных проектах

Движемся к новым инвестиционным проектам
Движемся к новым инвестиционным проектам

Москва. 23 марта. INTERFAX.RU - Германский концерн BASF подвел итоги работы в России и СНГ в 2010 году. О результатах деятельности компании, а также о планах по расширению бизнеса концерна в России и возможных совместных проектах с "Газпромом" и "СИБУРом" "Интерфаксу" рассказал глава BASF в России и СНГ Сергей Андреев.

С какими результатами BASF закончил 2010 год?

Наш оборот в России и СНГ по итогам прошлого года с учетом нефтегазовых проектов составил более 1 млрд евро. По сравнению с 2009 годом он вырос на 15,7%. Результатами мы очень довольны. Довольны, потому что еще в конце 2009 года и в начале 2010 года не могли ожидать таких результатов. Главное, что можно отметить - результат прошлого года стал итогом той большой работы, которую компания провела и в предыдущие годы и, в частности, в период кризиса. Я думаю, кризис - это всегда экзамен, и мы этот экзамен сдали, показав хороший рост.

Насколько сильно производство BASF упало на фоне кризиса? Можно ли говорить о том, что сейчас компания уже полностью восстановилась?

В целом наше производство в кризис упало почти на 20%. В начале 2009 года мы были настроены достаточно пессимистично - просто не знали, чего ждать дальше. Но мы провели очень большую работу в кризис - привели наши производственные мощности в соответствие с уровнем спроса, снизили затраты, но сохранили костяк.

Сейчас компания чувствует себя хорошо. В целом по продажам мы однозначно вышли на уровень 2008 года, хоть и не по всем отраслям.

Какие направления особенно сильно почувствовали кризис?

Главным образом, кризис ощутила на себе автомобильная промышленность. Упало производство и продажи автомобилей. Как известно, по продажам автомобилей Россия в 2010 году не вышла на уровень 2008 года и выйдет, скорее всего, даже не в 2011 году, а на рубеже 2012-2013 годов. С другой стороны, локальное производство развивается достаточно неплохо, что должно оказать поддержку этому сегменту. Поэтому я уверен, что в этом году мы выйдем на высокий уровень продаж по полиуретановым системам, по лакам и краскам, пластикам, катализаторам для локального производства автомобилей.

Мы почувствовали кризис и на строительном рынке, особенно в конце 2008 года и в 2009 году. В 2010 году в строительном сегменте произошло небольшое чудо. В целом объем строительства сохранился практически на уровне предыдущего года, однако нам удалось существенно нарастить свои продажи главным образом за счет крупных инфраструктурных проектов - это подготовка к саммиту АТЭС во Владивостоке, Олимпиада в Сочи в 2014 году, строительство стана-5000 на Магнитогорском металлургическом комбинате. В настоящее время в строительном сегменте положение улучшается, мы считаем, что в этом направлении у нас есть хорошие перспективы на будущее.

Каждый кризис - это экзамен, и сдача этого экзамена зависит не только от везения, но и от того, как хорошо ты к этому подготовился. В успешной сдаче нами этого экзамена сыграло огромную роль то, как BASF выстроил свой продуктовый портфель - у компании достаточно разносторонний производственный портфель, как в цикличных, так и антицикличных отраслях. В кризис такими антицикличными отраслями выступили фармацевтика, продукты питания, сельское хозяйство, животноводство. То есть все, что связано с конечным потреблением. И это нас очень здорово выручило.

Как в настоящее время выглядит бизнес BASF в России?

Я начну с нашего нефтегазового сегмента. В ноябре 2010 года в Берлине праздновалось 20-летие сотрудничества между концерном BASF и "Газпромом", когда был подписан первый контракт на поставку газа в Европу. За эти 20 лет достаточно много изменилось в наших отношениях - мы от головы цепочки добавленной стоимости спустились к ее началу. Сегодня мы участвуем и в добыче газа и газового конденсата на Южно-Русском месторождении, ведем разработку ачимовских залежей Уренгойского месторождения (совсем недавно было подписано соглашение по расширению сотрудничества на этой площадке). Компания также участвует в проекте строительства газопровода Nord Stream.

В 2010 году мы предприняли интересную попытку связать то, что наработано в области нефти и газа с нашим химическим направлением. Мы впервые провели химическую конференцию BASF и "Газпрома", составили план мероприятий по развитию нашего сотрудничества, и он полностью посвящен химии, начиная от реагентов для нефтепромыслов и заканчивая сотрудничеством в области катализаторов, добавок в топливо. То есть одно из направлений нашей стратегии заключается в том, чтобы использовать наши совместные успешные наработки в качестве трамплина, и двигаться вглубь, работая на перспективу.

Кроме того, на сегодняшний день у BASF в России работают четыре производственные площадки. Это наше старейшее совместное предприятие с "Нижнекамскнефтехимом" - компания "Эластокам", которое успешно работает уже на протяжении 10 лет.

У нас также есть три производственные площадки вокруг Москвы - компания "БАСФ-Восток" по производству лаков и красок для автомобильной промышленности, "БАСФ-Строительные системы" в городе Толбино Подольского района по производству строительных материалов, а также небольшое предприятие по производству автомобильных катализаторов в Красногорске. Кроме того, в Волгограде на ОАО "Химпром" мы на условиях толлинга производим средства защиты растений.

Эти четыре площадки возникли не случайно. Наша концепция заключается в том, что мы инвестируем для того рынка, где работаем. То есть BASF инвестирует на рынке для рынка.

Кроме того, в Нижегородской области с компанией "СИБУР" строится производство поливинилхлорида (ПВХ) мощностью 330 тыс. тонн. Мы верим в этот проект, так как рынок ПВХ оценивается в настоящий момент в 1 млн тонн, при этом значительный объем продукции импортируется. Мы рассчитываем, что на базе этого производства ПВХ разовьется целый кластер производств по переработке этого полимера в готовые изделия.

Есть ли у компании планы по развитию существующих площадок?

BASF работает в динамично развивающихся направлениях, поэтому мы эти направления совершенно однозначно будет развивать. На сегодняшний день у нас уже есть конкретные планы по развитию. Думаю, что в середине 2011 года мы сможем говорить на эту тему более конкретно.

Будут ли это новые производства в новых сегментах или расширение уже существующих направлений и площадок?

"БАСФ-Восток", "БАСФ-Строительные системы", "Эластокам" - эти три направления будут развиваться и двигаться дальше, так как на сегодняшний день это очень перспективные сегменты рынка.

Как вы, наверное, знаете, в России на 1 тыс. человек приходится 232 автомобиля. При этом в Польше на сегодняшний день эта цифра составляет 422, в Западной Германии - 504, в США - 750. То есть мы видим, что перспективы роста здесь очень неплохие.

Автомобильный рынок сейчас находится в движении. С одной стороны, в кризис резко упали объемы производства и продаж в Тольятти, с другой стороны - государство запустило программу утилизации, которая очень здорово поддержала рынок. Кроме того, западные и азиатские компании налаживают новые производства в России - запустилось новое производство Volkswagen в Калуге, новый завод Hyundai, расширяется производство Renault.

В строительном секторе действует президентская программа, согласно которой к 2020 году на каждого гражданина Российской Федерации должно приходиться 30 кв. метров жилья. Кроме того, существуют инфраструктурные проекты, в частности, Сочи, а также программа по подготовке к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году, в рамках которой должно быть построено 12 или 13 стадионов. Все это будет способствовать развитию наших существующих площадок, потому что сегодня, мы, по сути, работаем на пределе наших мощностей.

Безусловно, мы планируем не только развивать действующие производства, но и думать о географическом расширении присутствия. У компании также есть желание и идеи двигаться в направлении реализации новых инвестиционных проектов. В частности, это может быть производство сырья для строительных материалов, а также различной химической продукции, которая применяется в этом направлении.

В последнее время мы также предприняли попытки интенсифицировать наш диалог с компанией "СИБУР". Основная задача работы с "СИБУРом" и нашей кооперации с "Газпромом" - поиск совместных возможностей для сотрудничества.

Какие конкретно проекты могут быть реализованы совместно с "Газпромом" и "СИБУРом"?

План мероприятий носит оперативный характер. На первом этапе мы стараемся понять, какие решения, имеющиеся в портфеле BASF, мы можем предложить "Газпрому", и ведем с коллегами диалог, чтобы понять, какие потребности есть у них.

Стоит отметить, что за 2010 год мы очень хорошо продвинулись в этом процессе. Есть определенное чувство удовлетворения у обеих сторон, но этот диалог - постоянный процесс, который идет если не ежедневно, то еженедельно.

Что касается "СИБУРа", нужно понимать, что эта компания сосредоточена, в первую очередь, на выпуске базовой полимерной продукции. И часто речь идет о продуктах, которые уже не находятся в портфеле BASF, так как мы постоянно пытаемся уходить в сторону продуктов с более высокой добавленной стоимостью.

Базовые полимеры, такие как полиэтилен, полипропилен - это производство с очень большими затратами, при этом рынок полимеров имеет волатильный характер. В этой связи BASF полностью отказался от этого бизнеса, и по этим продуктам почвы для широкого диалога с "СИБУРом" у нас нет. Поэтому с нефтехимическим холдингом мы можем вести диалог по поводу создания каких-то новых продуктов, которые не производятся в России, или производятся в небольших объемах.

Несколько лет назад сообщалось о начале диалога с "Газпромом" по развитию в Восточной Сибири на Дальнем Востоке. Как может выглядеть развитие сотрудничества в этом направлении?

Действительно, несколько лет назад, в 2008 году, была создана рабочая группа, и диалог с "Газпромом" по этому направлению мы поддерживаем. Для того чтобы понять, куда двигаться, нужно найти ответы на ряд вопросов. Первый вопрос - где будут находиться рынки сбыта для любого из производств, которые могут быть построены в Восточной Сибири или Дальнем Востоке. И второй важный вопрос - что будет являться сырьевой базой для таких химических производств? Как только прояснятся ответы на эти вопросы, можно будет говорить о чем-то дальше. Но диалог с "Газпромом" на эту тему мы поддерживаем.

Можете ли вы оценить, насколько инвестиционный климат в России благоприятен для организации производства?

Говоря об инвестиционном климате, я бы упомянул две вещи. Во-первых, в России зарегистрировано и работает около 6 тысяч немецких компаний. Во-вторых, все планы, которые у нас были, мы успешно реализовали. Возможно, были небольшие задержки или сбои, но рано или поздно мы все равно все проблемы решали.

Помогает нам и правительство. В частности, существует Консультационный совет по иностранным инвестициям (КССИ, FIAC), в рамках которого созданы рабочие группы по разным направлениям - это и налоговые вопросы, и инвестиционное законодательство. В случае появления каких-то проблем или вопросов, у нас есть возможность через FIAC вести прямой диалог с правительством.

Что касается инвестиционного климата, те компании, которые заинтересованы в российском рынке, у которых выстроена продуманная стратегия, способны создать и развивать производства в России.

Самый большой вопрос, где имеется большой потенциал для улучшения - это создание инфраструктуры. Такие моменты, как подведение дорог, подключение электроэнергии, обеспечение производства водой, сбросы воды, по-прежнему остаются сложными. Кроме того, стоимость строительства достаточно высока.

Все это приводит к тому, что проект изначально должен обладать высокой рентабельностью для того, чтобы покрыть все затраты. Поэтому в этом направлении есть над чем поработать.

Но стоит отметить, что в последнее время региональные правительства ведут себя достаточно активно. В первую очередь, нужно упомянуть правительство Татарстана, администрацию и правительство Ярославской области, Свердловской области, города Екатеринбург, правительство Нижегородской области. В этих регионах существует очень внятная региональная поддержка, если у нас возникают какие-то вопросы, мы достаточно быстро получаем на них ответы.

Интересная форма, которая также возникла в последнее время, это создание индустриальных химических парков. Такой парк есть в Татарстане и в Нижегородской области.

Какова, по вашему мнению, может быть роль государства в решении этих вопросов?

Наверное, одним из таких путей решения могла бы быть потенциальная поддержка инвесторов, в частности в создании инфраструктуры, подключении электроэнергии. Это две самые большие проблемы. Но, насколько я знаю, этим двум вопросам буквально в последние два-три месяца уделяется достаточно большое внимание.

Как вы в целом можете оценить состояние химической отрасли в России? Насколько я знаю, в Европе BASF ориентируется на строительство больших интегрированных комплексов. В России же зачастую производство сырья и химической продукции разбросано по разным регионам.

В лексиконе сотрудников BASF часто используется слово Verbund - это интегрированный производственный комплекс. Так, на нашей площадке в Людвигсхафене сконцентрировано, по-моему, порядка 280 различных производств. Такая концентрация позволяет экономить электроэнергию, пар, оптимизировать логистику. Так, по некоторым расчетам, BASF благодаря интегрированному комплексу в Людвигсхафене экономит около 50% энергии, а это колоссальная цифра.

Но такие комплексы не создаются сразу, за этим стоит огромная история. В частности, история нашего комплекса в Людвигсхафене началась в 1865 году.

В России и странах бывшего Советского Союза производственные комплексы строились по другим критериям, учитывались и социальные аспекты, и аспекты безопасности. И действительно, для наших коллег из российских химических компаний отдаленность от логистических узлов и мест экспорта - это достаточно серьезный вызов.

Однако я не стал бы говорить, что сейчас в России все происходит совсем не так, как в Европе. Еще с советских времен мы помним такое понятие, как территориально-производственный комплекс. В свое время таким комплексом был Дзержинск в Нижегородской области - на одной площадке существуют и крупные нефтеперерабатывающие мощности, которые производят базовое сырье, тут же стоят установки пиролиза, которые принадлежат компании "СИБУР". Тут же расположен целый химический комплекс по переработке продукции. На похожих принципах построены "Нижнекамскнефтехим", "Салаватнефтеоргсинтез", "Казаньоргсинтез". Вопрос в том, сколько наименований продукции в данном конкретном месте производится, и насколько развита цепочка добавленной стоимости.

Но я уверен, что другого пути развития нет, и именно на таких принципах российская химия будет развиваться. Кстати, на правительственном совещании в Нижнекамске в 2009 году снова вспомнилось понятие территориально-производственный комплекс. И нам кажется, что для химической отрасли другой альтернативы нет.

Как рост российского химического рынка выглядит в сравнении с другими развивающимися рынками-регионами присутствия BASF? Насколько рынок привлекателен для компании?

К сожалению, на сегодняшний день Россия не является лидером по производству базовой химической продукции. Так, здесь выпускается около 3 млн тонн этилена в год, при этом в мире объем производства этого продукта составляет 140 млн тонн. То есть доля России по этому продукту ниже 2%. Объем производства пропилена составляет 2,1 млн тонн, при этом в мире производится 87 млн тонн этой продукции. В тоже время Россия занимает серьезные позиции в добыче нефти и газа. И многие эксперты обращают внимание на эту диспропорцию.

Рынок потребления химической продукции оценивается на уровне примерно в $40 млрд. Для сравнения, европейский рынок достигает триллиона долларов. Но даже если по химическим мощностям Россию сегодня трудно сравнивать с США, Западной Европой или Китаем, есть целый ряд очень привлекательных сегментов, в которых существуют очень хорошие перспективы на будущее. Я уже упомянул перспективы развития автомобильной и строительной отрасли, нельзя не отметить также сельское хозяйство. В этих сегментах существуют колоссальные ресурсы для развития и роста. Не нужно стесняться также и нефти и газа, ведь, скажем, в таком вопросе, как утилизации ПНГ, существует большой потенциал для развития химической отрасли.

Что касается роста рынка, согласно прогнозам, в ближайшие 3-5 лет ВВП РФ будет расти на 4-4,5% в год. Химический рынок традиционно растет на 2-3 процентных пункта быстрее, чем ВВП. Поэтому мы полны оптимизма на будущее.

Почему BASF не присутствует в России в сегменте базовых полимеров?

С одной стороны, в России всегда было достаточно сильное производство базовой химической продукции. Здесь есть крупные локальные производители - это, в частности, "Нижнекамскнефтехим", "СИБУР", "Казаньоргсинтез".

С другой стороны, BASF при реструктуризации своего продуктового портфеля все время двигается в голову, то есть в производство продукции с высокой добавленной стоимостью. То есть полиэтилен и полипропилен - это не наш бизнес, поэтому приходить в Россию и заниматься выпуском этой продукции - это на сегодняшний день не совсем наш путь.

В настоящее время структура промышленного производства в России выглядит как пирог. Его основа - это нефть и газ, потом идет начинка, а сверху крем - то есть все то, что относится к конечному потреблению. Средства, которые приходят от нефти и газа подпитывают потребительский спрос, который, в свою очередь, развивает производство автомобилей, строительных материалов и так далее. Вопрос в том, как будет заполняться середина - снизу, от нефти и газа, который будут интегрироваться в переработку, либо сверху - когда конкретные конечные переработчики будут, наоборот, начинать заниматься upstream. Но в любом случае, время придет, нужно просто выстроить для себя долгосрочную стратегию, понять рынок. Время придет, и наше время и время России.

Какие ожидания у компании от 2011 года?

На 2011 год мы смотрим с оптимизмом. В этом году продолжат развиваться крупные инфраструктурные проекты. Существует также огромный потенциал по увеличению энергоэффективности жилищного сектора, что повлечет за собой развитие рынка изоляционных материалов - вспененного полистирола, полиуретана и другие материалов.

В 2011 году мы планируем сделать определенные шаги по расширению нашего регионального присутствия в России. В прошлом году мы открыли небольшое бюро в Екатеринбурге, у нас есть офис в Краснодаре, в Сочи и Санкт-Петербурге. В этом году мы планируем посмотреть еще на ряд регионов.

Какой объем инвестиций BASF вкладывает в Россию?

Эта сумма, безусловно, в несколько миллиардов евро.

С какими из российских компаний работает BASF, и как он строит отношения со своими клиентами?

В России мы работаем и с "Газпромом", и с нефтяными компаниями. У нас есть и небольшие клиенты, которые производят, скажем, косметические средства или бытовую химию. Работа с клиентами строится на самой разной основе: у нас есть и долгосрочные контракты, и годовые контракты, и спотовые поставки. То есть мы подстраиваемся под нужды и потребности наших заказчиков. Стоит также отметить, что BASF в России также закупает сырье, в частности, нафту, для своих европейских площадок.

Нашими клиентами также являются многие автомобильные концерны. Это и российский "АвтоВАЗ", и те зарубежные компании, которые уже локализовали здесь свое производство - это и General Motors, и Volkswagen, и другие компании.

В автомобильной промышленности существует достаточно длинная цепочка создания добавленной стоимости. В химическом сегменте она начинается с базовых полимеров и заканчивается уже готовым автомобилем, который сходит с конвейера. BASF выходит в разные участки этой цепочки - мы можем выступать поставщиком полимеров, а также сами производить окраску автомобиля. То есть существуют самые разные модели того, как строится взаимодействие между BASF и нашими клиентами.

BASF в последние несколько лет объявил о ряде приобретений. В частности, о покупке компаний Ciba и Cognis. Завершилась ли интеграция этих компаний. Что эти приобретения дадут российскому рынку?

Интеграция Ciba происходила в самое кризисное время - вторая половина 2008 и 2009 год. Сейчас этот процесс уже завершен. В портфеле компании есть определенные продукты, которые очень хорошо дополняют уже существующие направления BASF. При этом компания работает и в новых для нас сегментах, которые открывают хорошие перспективы на будущее.

В частности, очень интересное направление - это водоподготовка. В России сосредоточено около 20% всех водных ресурсов пресной воды в мире, поэтому это очень интересная тема на будущее. Речь может идти об организации промстоков, очистке воды и т.д. Благодаря интеграции Ciba у нас появились специалисты, продукты и технологии, которые можно использовать в этом направлении. Второе направление - это горнорудное дело. У компании есть целый ряд идей, решений, которые можно применять в этой сфере, и мы этим направлением будем интенсивно заниматься. Кроме того, Ciba производит добавки в полимеры, которые позволяют придавать им новые уникальные свойства. В этом направлении мы уже работаем практически со всеми российскими химическими компаниями: с "Нижнекамскнефтехимом", "Казаньоргсинтезом", "СИБУРом" и другими.

Компания Cognis - это новый для нас проект. Интеграция должна быть завершена к концу 2011 года. Компания занимается производством сырья для косметических средств. В России Cognis представлена компанией ООО "Когнис-Рус", которая имеет небольшое толлинговое производство. Это очень интересное для нас направление с точки зрения развития бизнеса. Ведь как я уже сказал, прошедший кризис показал, что есть вещи, от которых люди отказываются в самую последнюю очередь - можно отложить покупку автомобиля, но нельзя отказаться от покупки шампуня или продуктов питания. То есть это еще одно антицикличное направление, которое придаст нашему бизнесу дополнительный баланс.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений