Против нас действует очень коварный и хорошо обученный противник

Замначальника Главного управления МВД России по СКФО, руководитель ВОГОиП МВД России Николай Симаков рассказал "Интерфаксу" о борьбе с бандподпольем на Северном Кавказе

Против нас действует очень коварный и хорошо обученный противник
Против нас действует очень коварный и хорошо обученный противник

Москва. 25 февраля. INTERFAX.RU - О результатах работы оперативной группировки подразделений МВД на Северном Кавказе, спецоперациях по ликвидации подпольных бандгрупп, а также о мерах по налаживанию мирной жизни в регионе рассказал на базе в Ханкале заместитель начальника Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, руководитель Временной оперативной группировки органов и подразделений (ВОГОиП) МВД России генерал-майор милиции Николай Симаков в интервью специальному корреспонденту агентства "Интерфакс" Алексею Штокалу.

- Николай Николаевич, какова на сегодняшний день ситуация на территории Северного Кавказа? Где наиболее сложная оперативная обстановка?

- Наиболее сложная оперативная обстановка сейчас складывается в Кабардино-Балкарии, Ингушетии и Дагестане, улучшение наблюдается - в Чеченской Республике.

Вообще, в зону ответственности ВОГОиП МВД России входит территория Чечни, Дагестана, Ингушетии и Кабардино-Балкарии. Но мы в своей работе не ограничиваемся этими географическими рамками. В случае обострения обстановки в каком-либо из близлежащих регионов, ВОГОиП направляет туда свои резервные силы. И, благодаря совместным усилиям правоохранительных органов, криминальную обстановку на территории Северо-Кавказского федерального округа в конце прошлого и начале этого года удалось стабилизировать.

Несмотря на то, что ежегодно бандподполье несет огромные потери, оно все еще представляет реальную угрозу. И говорить о том, что нам удалось полностью с ним справиться, пока рано.

За прошлый год силовыми структурами на Северном Кавказе было уничтожено 390 боевиков, еще 492 бандита и их пособника задержаны. Эти потери для бандподполья весьма ощутимы. Однако проблема в том, что оно способно регенерироваться, пополняя свои ряды из числа местной молодежи.

- Действительно ли федеральным властям противостоят хорошо обученные наемники из других стран?

- В рядах подпольной организации, именуемой "Имарат Кавказ", предостаточно наемников как из ближнего, так и из дальнего зарубежья. Среди них - инструкторы, финансовые посредники, профессиональные агитаторы "джихада", и просто бойцы.

Если в девяностых годах прошлого века с федеральными силами воевали арабы и даже негры, то теперь их место, а также место местных боевиков все активнее занимают наши бывшие граждане из независимых республик, входящих в состав СНГ.

Против нас действует очень коварный и хорошо обученный противник. И те новобранцы, что покидают мирную жизнь и уходят "в горы", прежде чем совершать теракты, не без помощи специалистов по военному делу проходят определенную подготовку.

Наемники тянутся на Кавказ потому, что местных рекрутов бандподполью не хватает, а финансирование, причем извне, наоборот увеличивается.

Не секрет, что в процесс создания напряженности в Северо-Кавказском федеральном округе все активнее включаются внешние силы в лице политических оппонентов России и некоторых международных террористических организаций, которые хорошо платят, набирают наемников и предварительно их готовят.

- Сейчас проводится реформа органов внутренних дел. В марте вместо российской милиции будет полиция. Коснется ли реформа группировки на Северном Кавказе, планируется ли ее сокращение?

- Я считаю, что возвращение правоохранительной структуре традиционного названия является одним из необходимых элементов проводимой реформы. Но основная ее задача не в смене вывесок и не в повышении зарплат будущих полицейских. Наши граждане хотят, чтобы их защищали честные и достойные своего звания сотрудники правоохранительных органов. Они хотят доверять людям в погонах. И думаю, что солдаты правопорядка оправдают эти ожидания.

Сотрудники ВОГОиП МВД России так же, как и их коллеги по всей стране, пройдут процедуру переаттестации. В полиции из них служить останутся наиболее достойные.

Что же касается возможного сокращения Временной оперативной группировки, то думаю, что этот вопрос пока поднимать рано. Когда изменятся условия и долгожданный мир придет на земли Кавказа, тогда необходимость в нашем присутствии здесь, естественно, отпадет.

Однако говорить сейчас о завершении борьбы с отечественным терроризмом и экстремизмом, к сожалению, еще рано. Иначе в той же Чечне в прошлом году в стычках с боевиками не погибло бы 44 сотрудника чеченской милиции и 13 милиционеров, командированных в состав ВОГОиП из других регионов страны.

Роль Временной оперативной группировки на территории Северо-Кавказского региона трудно переоценить, потому как это не только структура, оказывающая практическую и методическую помощь местной милиции, но и организация, способная в определенный критический момент оказать содействие любому нуждающемуся в силовой поддержке субъекту Северо-Кавказского федерального округа. Наши подразделения постоянно сотрудничают с МВД по РСО-Алания, периодически выезжают на спецоперации в Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию. Одним словом, группировка – это та точка опоры на российском Кавказе, на которую органы федеральной власти всегда могут рассчитывать.

- Как Вы оцениваете уровень взаимодействия Временной оперативной группировки с местными органами правопорядка в Чеченской Республике?

- МВД по Чеченской Республике входит в состав временной группировки и министр МВД республики по приказу главы МВД России Рашида Нургалиева является моим заместителем. С Русланом Шахаевичем Алхановым у меня самые добрые взаимоотношения. До того, как стать руководителем ВОГОиП МВД России, я более двух лет являлся его первым заместителем, возглавляя криминальную милицию республики. Столь длительное общение, безусловно, способствует взаимопониманию.

У нас существует приказ, на основании которого все мероприятия, будь то дежурства на КПП, спецоперации, выезда на места происшествий и т.д., осуществляются совместными силами прикомандированных милиционеров и сотрудников чеченской милиции.

В борьбе по обезвреживанию остатков бандподполья не может быть никаких разногласий и делений национальному, социальному, религиозному или какому-либо другому принципу.

В трудную минуту ты должен быть уверен в своих товарищах, которые прикрывают тебя в бою. И сотрудники чеченской милиции при проведении спецопераций не раз доказывали, что на них можно положиться. Ведь очищение своей земли от бандитов с религиозным окрасом они считают делом чести.

В мероприятиях по наведению порядка и обеспечению безопасности на территории Чеченской Республики ВОГОиП МВД России и местное МВД всегда действуют единым неделимым фронтом. Думаю, что так будет и впредь.

- Что ещe необходимо сделать для окончательного разгрома бандподполья?

- Одними силовыми мерами в корне изменить на Кавказе криминальную ситуацию, связанную с активностью представителей ваххабизма, не возможно. Как известно, насилие порождает насилие. Поэтому необходимо наряду с вооруженным противодействием бандитам вести пропагандистскую работу, убеждать представителей всех слоев населения проявлять здравомыслие, активную гражданскую позицию в борьбе с "моджахедами" и нетерпимость к ним.

Ведь для того, чтобы бандподполье стало не жизнеспособным надо лишить его поддержки местных жителей, всей пособнической базы. Потому как на той земле, где бандиты не найдут себе приюта в селах и городах, не получат из рук обывателей продовольствия, медикаментов и, в конце концов, сочувствия, они не смогут физически выжить.

Попросту говоря, эту проблему можно решить лишь всем миром. Нужно, чтобы каждый член общества, будь-то депутат, религиозный деятель, учитель, сельхозпроизводитель и т.д. осознал, что лишь сплотившись одной идеей: излечить свою землю от экстремистско-террористической заразы, можно избавиться от ее носителей и распространителей. Только совместными усилиями власти и общества можно победить любую деструктивную организацию и учение.

- А руководство республик вас в этом поддерживает?

- Руководство субъектов на вверенных им территориях, конечно же, занимается искоренением радикальных исламистских настроений; где-то получается лучше, где-то хуже. Довольно эффективная работа в информационном пространстве проводится в Чеченской Республике и Республике Ингушетия.

Сейчас меры по ликвидации Северо-Кавказского бандподполья определены и всем ветвям власти осталось лишь продолжать начатую работу, не сбавлять темпов.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений