Трудно согласиться с тем, что катынский вопрос не решен

Посол РФ в Варшаве Александр Алексеев рассказал "Интерфаксу" о деятельности российской внешней политики на одном из ключевых европейских направлений

Трудно согласиться с тем, что катынский вопрос не решен
Трудно согласиться с тем, что катынский вопрос не решен

Москва. 10 февраля. INTERFAX.RU – 10 февраля в России отмечается День дипломатического работника. О деятельности российской внешней политики на одном из ключевых европейских направлений – польском – в интервью обозревателю "Интерфакса" Тимуру Хурсандову рассказал посол РФ в Варшаве Александр Алексеев

- Александр Николаевич, новых членов ЕС, не в последнюю очередь – Польшу, называют в качестве одного из основных "тормозов" на пути развития отношений РФ и Евросоюза. Так ли это на самом деле? Каково вообще отношение у поляков к России, есть ли русофобия?

- Нынешнее руководство Польши нацелено на выстраивание добрососедских и рациональных отношений с Россией. Если еще сравнительно недавно можно было говорить о создании польской стороной определенных препятствий на пути развития отношений России и ЕС, то в настоящее время Польшу вряд ли можно отнести к группе таких государств. Сегодня Польша демонстрирует готовность вносить свой позитивный вклад в развитие стратегических отношений между Россией и ЕС. В частности, польское руководство не раз заявляло о поддержке стремления России перейти на безвизовый режим взаимных поездок с Евросоюзом. Нет сомнений в том, что выбор Польши в пользу конструктивных позиций не только в отношении связей с Россией, но и по ключевым вопросам внутренней повестки дня Евросоюза укрепляет международный авторитет этой страны.

Что касается отношения поляков к России, то на уровне обычных граждан традиционно превалирует симпатия, дружелюбие, интерес к россиянам и российской культуре. Нас, в частности, очень тронуло, что рядовые поляки проявляли искреннее сочувствие и сострадание во время недавнего террористического акта в Домодедово, приносили цветы и свечи к зданию Посольства России в Варшаве.

Конечно же, на эволюции польских представлений о России до сих пор существенное влияние оказывает наша непростая общая история. Ни для кого не секрет, что здесь еще хватает политиков, которые не прочь поспекулировать на формировавшихся годами предрассудках в отношении России. Однако, к счастью, их сейчас меньшинство и существенно повлиять на решимость российского и польского обществ оставить историю историкам они не могут.

- Изменилось ли отношение к России после прошлогодних трагических событий под Смоленском? В какую сторону?

- Искреннее сочувствие и сострадание, проявленное как простыми россиянами, так и руководством нашей страны в связи с постигшей Польшу трагедией, не остались незамеченными. Более того, они стали своего рода "катализатором" процесса взаимного сближения двух наших славянских народов, стремление к которому не пропадало, несмотря на все известные сложности, возникавшие между Москвой и Варшавой.

Тем не менее, вряд ли правильно было бы объяснять наблюдаемую до сих пор тенденцию к взаимному сближению России и Польши исключительно "эффектом" авиакатастрофы под Смоленском. Интерес наших стран друг к другу, к подлинному добрососедству, имеет гораздо более глубокие корни. Главное сейчас – не допустить, чтобы процесс выправления связей между Россией и Польшей по тем или иным причинам потерял темп.

- Довольна ли российская сторона уровнем сотрудничества, который Польша показала при расследовании обстоятельств этой катастрофы?

- Как известно, на данном этапе завершилось техническое расследование причин катастрофы президентского самолета Ту-154, которое проводилось на основе Чикагской Конвенции по поручению правительств России и Польши независимой международной организацией МАК, имеющий аккредитацию при ИКАО.

Сейчас сотрудничество активно продолжается на уровне следственных органов России и Польши, ведущих уголовное расследование и взаимодействующих напрямую. Мне не известно о каких-либо проблемах, с которыми сталкивается российская сторона.

- Катынь остается важнейшим нерешенным вопросом российско-польских отношений. Возможно ли, по Вашему мнению, в ближайшее время закрыть эту тему или на это потребуется довольно длительный срок?

- Мне трудно согласиться с формулировкой Вашего вопроса. Что имеется в виду под нерешенностью "вопроса Катыни"? Политическое осуждение этого преступления? Россия это делала неоднократно, последний и убедительный пример – недавнее заявление Госдумы, получившее большой резонанс в Польше. Рассекречивание уголовного дела? Оно продолжается в строгом соответствии с российскими законами: Польше уже переданы 137 из 183 томов. При этом важно не забывать, что рассекречивание архивов – сложная процедура, имеющая свои параметры и ограничения в каждом государстве. В России они одни, в Великобритании и США – другие, в Польше – третьи.

Удовлетворение исков родственников жертв Катыни? Идет поиск возможностей реабилитации расстрелянных польских офицеров. Уверен, что формула, устраивающая родственников и не противоречащая российскому законодательству, будет найдена. Так в чем же еще состоит нерешенный "вопрос Катыни"?

На мой взгляд, помимо всех упомянутых здесь усилий, не менее важна и другая задача: оставить "катынский вопрос" историкам и правовикам, с тем, чтобы не осложнять наши политические отношения и не давать соблазн тем, кто не заинтересован в их развитии, использовать его в качестве тормоза.

- Когда, по Вашему мнению, может заработать облегченный порядок передвижения между Россией и Польшей для жителей всей Калининградской области и соответствующих польских территорий?

- Желание и готовность как можно скорее достичь этой цели демонстрируют обе стороны. Согласован текст соответствующего российско-польского соглашения. Мне приходилось бывать в северо-восточных воеводствах Польши, и я знаю, насколько большие ожидания связывают там с вступлением в силу этого документа. Однако Польша вынуждена учитывать действующий в ЕС регламент 1931/2006, ограничивающий географические рамки распространения безвизового режима для жителей приграничных территорий.

В прошлом году министры иностранных дел России и Польши направили совместное обращение в Еврокомиссию с призывом сделать исключение для соответствующих регионов России и Польши. Позднее с аналогичным посланием к своим коллегам выступили министры внутренних дел двух стран. Насколько нам известно, сейчас этот вопрос интенсивно обсуждается в структурах Евросоюза. Надеемся на скорое и положительное решение.

Хотел бы особо подчеркнуть, что мы рассматриваем возможность введения нового режима взаимных поездок жителей КО и приграничных территорий Польши в контексте более широкого диалога Россия – ЕС о переходе к краткосрочным безвизовым поездкам. Прогресс на этом направлении стал бы серьезным стимулом для дальнейшего продвижения к этой цели.

- Информирует ли польская сторона Россию о своих планах и действиях в сфере сотрудничества с США по ПРО?

- Мы осуществляем экспертный диалог по тематике противоракетной обороны как с польской, так и с американской сторонами. Важнейшую роль, в частности, играет российско-американская Рабочая группа по контролю над вооружениями и международной безопасности на уровне заместителей министров иностранных дел двух стран, в рамках которой, в т.ч. обсуждаются вопросы противоракетной обороны. Кроме того, после обнародования в сентябре 2009 года новой администрацией США т.н. поэтапного адаптивного подхода по созданию системы ПРО обсуждение проекта перешло на евроатлантической уровень, в частности, в формат Совета Россия-НАТО (СРН). Нам хотелось бы верить, что окончательные параметры архитектуры ПРО в Европе еще не определены, и мы рассчитываем, что нам и нашим партнерам по НАТО, включая Польшу, удается использовать исторический шанс и реализовывать этот проект вместе в духе понимания, достигнутого в ходе саммита СРН в Лиссабоне в ноябре 2010 года.

- Российские компании ранее выразили заинтересованность в приобретении пакета акций польской Lotos Group? Как идут переговоры по этому поводу? Когда можно ожидать заключения этой сделки?

- Министерство госимущества Польши огласит список принятых к рассмотрению заявок на приобретение принадлежащих государству акций компании "Лотос" в начале апреля. Поэтому говорить о переговорах по этому вопросу пока преждевременно. Вместе с тем, следует отметить, что "Лотос" является второй по значению нефтеперерабатывающей компанией Польши и имеет важное значение для обеспечения энергетической безопасности страны. Соответственно, трудно ожидать, что переговоры о покупке "Лотоса" будут легкими. Рассчитываем, тем не менее, что данный процесс пройдет без каких-либо предубеждений в отношении российских инвесторов, которые время от времени по-прежнему дают о себе знать в Польше.

Интервью

Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений
Основатель ГК "Монополия": пока у нас "средневековый" рынок, регулирующий себя смертями и возрождением
CEO "Технологий ОФС": РФ активно наращивает число скважин, чтобы в нужный момент быстро увеличить добычу нефти