ТНК-ВР - будущее за новым

Главный операционный директор компании ТНК-ВР Билл Шрэйдер в интервью "Интерфаксу" рассказал о планах трансформации компании из российской нефтяной в международную нефтегазовую

ТНК-ВР - будущее за новым
ТНК-ВР - будущее за новым

Москва. 11 января. INTERFAX.RU - Российско-британская ТНК-ВР в 2010 году реализовала свои давние мечты - вышла на международную арену, договорившись о покупке у ВР активов во Вьетнаме и Венесуэле. При этом компания ставит перед собой еще одну амбициозную задачу - стать одним из крупнейших независимых производителей газа. О трансформации ТНК-ВР из российской нефтяной в международную нефтегазовую компанию Агентству нефтяной информации рассказал главный операционный директор компании Билл Шрэйдер.

- Какими Вы видите основные задачи ТНК-ВР в ближайшем будущем?

- Принципиальными мне видятся три направления работы.

Основными активами ТНК-ВР в России в настоящее время остаются зрелые месторождения, и первая задача - максимально поддерживать эффективность этого бизнеса.

От реализации второго направления работы - масштабных проектов на Ямале - зависит ближайшее будущее компании. Ямал обеспечит поддержание и рост добычи углеводородов ТНК-BP уже через несколько лет.

Третьим вектором развития ТНК-ВР станет международная экспансия. Она позволит диверсифицировать портфель активов, гарантирует увеличение стоимости компании, степени доверия к ней. Покупка первых зарубежных активов - лишь первый шаг в развитии международной деятельности ТНК-BP. Конечно, мы мечтаем когда-нибудь войти в число крупнейших нефтегазовых компаний мира.

- Сделки по покупкам ТНК-ВР активов ВР в Венесуэле и Вьетнаме планируется завершить в первом полугодии 2011 года. Можете обозначить примерную программу развития этих проектов?

- Сейчас с большой долей уверенности можно говорить, что ТНК-ВР удастся закрыть обе сделки в первом полугодии. Компания сделала соответствующие допущения и предварительно учла новые проекты в бизнес-плане 2011 года. Фактически, если сделки будут закрыты достаточно рано, мы сможем начать учитывать добычу проектов во Вьетнаме и Венесуэле и затраты на них уже с января.

В 2011 году вклад вьетнамского и венесуэльского активов в общую добычу ТНК-ВР составит около 40-45 тыс. баррелей нефтяного эквивалента в сутки. Относительно общей добычи ТНК-ВР это не очень много. Но много Вьетнам и Венесуэла могут дать нашей компании с точки зрения развития и приобретения опыта. Во Вьетнаме это будет крупный проект на континентальном шельфе с инвестициями в $300 млн. В Венесуэле - новые технологии добычи тяжелой нефти.

Я хочу особо подчеркнуть, что в обеих странах ТНК-ВР покупает полностью функционирующий бизнес. Команды и в Венесуэле, и во Вьетнаме имеют свои собственные кадровые службы, геологов, буровиков, финансистов и так далее. Наша задача - эффективная интеграция действующих систем в работу ТНК-BP.

Очень важно сохранить имеющиеся квалифицированные кадры, а также свести к минимуму возможность потенциального сбоя в работе. Так, проекты во Вьетнаме являются стратегическими для страны: газ, который добывается покупаемым ТНК-ВР активом, обеспечивает 30% генерации электроэнергии Вьетнама.

Наши будущие партнеры в обоих проектах стремятся к тому, чтобы бизнес имел возможности роста, ТНК-ВР тоже заинтересована в этом процессе, готова вкладывать инвестиции. Кроме того, ТНК-ВР будет необходимо и далее обеспечить безопасную работу и соблюдение всех экологических требований в обеих странах.

- В ближнем зарубежье у ТНК-ВР есть активы на Украине. Компания намерена расширять свое присутствие в стране, разрабатывая сланцевый газ. Почему акцент сделан именно на этом виде бизнеса?

- Потому что с точки зрения перспектив добычи сланцевого газа Украина находится на передовой. Геологи, изучавшие этот регион, говорят о крупных залежах сланцевого газа. К тому же Украина - хороший рынок для реализации газа.

ТНК-ВР намерена достичь договоренностей с правительством Украины, чтобы иметь возможность провести оценку запасов и понять, во сколько может обойтись их разработка. Программу оценки мы планируем начать в этом году.

Конечно, существует значительная доля риска. Если добыча сланцевого газа на Украине окажется слишком дорогостоящей, она будет отложена до лучших времен. Но, заявляя сегодня о своих планах в этом виде бизнеса, ТНК-ВР готовит задел на будущее.

Ученые всегда знали, что запасы сланцевого газа есть в разных регионах - в Восточной Европе, Германии, США. Однако мировые компании относительно недавно стали всерьез задумываться об эффективной добыче сланцевого газа. Подтолкнули их к этому технологические достижения.

ВР является крупнейшей компанией по добыче нетрадиционного газа в разных странах мира, и мы рассчитываем, что именно знания ВР помогут ТНК-ВР развить собственные навыки реализации подобных газовых проектов.

Долгосрочная цель ТНК-ВР - стать нефтегазовой компанией. В настоящее время компания добывает примерно 12 млрд куб. метров газа в год, что по совпадению составляет 12% нашей общей добычи углеводородов. Планируется, что объем добычи газа к 2020 году будет порядка 22-23 млрд куб. метров или даже 30 млрд куб. метров в год, и на его долю придется около 20-30% от общего объема добычи ТНК-ВР.

Газовая составляющая увеличится за счет развития имеющихся активов - "Роспана", газового бизнеса в Оренбургском регионе, партнерства с "СИБУРом" в Западной Сибири, строительства новых объектов Нижневартовской ГРЭС. В дальнейшем, как мы надеемся, свою долю сланцевого газа в газовый бизнес ТНК-ВР привнесут и украинские проекты.

- Какие достижения ТНК-ВР в 2010 году, по вашему мнению, можно отметить?

- ТНК-ВР в прошлом году продемонстрировала динамичное развитие, о чем говорят все наши показатели. Помимо роста добычи углеводородов - одного из ключевых показателей работы нефтяной компании, я хотел бы подчеркнуть наши результаты в экологии и безопасности. Из года в год ТНК-ВР становится все более "зеленой" и безопасной компанией.

Еще один важный фактор - рост инвестиций в инновации. После экономического кризиса 2008-2009 годов, когда пришлось сокращать затраты на все, и на это в первую очередь, в 2010 году мы освоили примерно $110 млн, добились внедрения 70-80 новых технологий в рамках пилотных проектов. Очень важно, что текущий макроэкономический климат России позволяет компании осваивать такие средства для привлечения новых технологий в страну.

В 2011 году инвестиции в инновации будут примерно на том же уровне или чуть больше. Причем я говорю о финансировании именно новых технологий, ранее не применявшихся в России. Многие из методов, которые были удачно опробованы в 2010 году, теперь перешли в категорию стандартных и были включены в бизнес-план.

Большая часть активов ТНК-ВР - зрелые месторождения. Вполне логично, что в основном инновации сфокусированы на эффективной добыче с этих месторождений. Наш акционер, компания ВР, является для ТНК-ВР своего рода поставщиком новых технологий, уже доказавших свое право на существование.

- И какова доля инноваций ТНК-ВР, привнесенных от ВР?

- Мы активно ищем инновации во всей мировой отрасли, не только в ВР. Что касается непосредственно нашего акционера ВР, то главными направлениями, наверное, являются моделирование коллекторов и управление заводнением.

Ценность знаний BP в том, что они уже используются в деле, опробованы и испытаны. Мы видим задачу ТНК-ВР в том, чтобы определить применимость новых технологий в России. Дальнейшее тиражирование эффективных технологий обеспечит реальные изменения к лучшему во всей российской нефтянке. Но ТНК-ВР будет первой, а значит, более конкурентоспособной.

Очень показательна в этом плане ситуация со старыми месторождениями. Их разработка полностью зависит от новых технологий. Так, Самотлорское - одно из крупнейших месторождений нефти в мире, но сегодня мы добываем здесь на каждый баррель нефти около 20 баррелей воды. Новые технологии позволили нам ограничить водоприток, и повысить коэффициент извлечения нефти.

Если бы мы вели добычу на Самотлоре без каких-либо методов интенсификации добычи, то каждый год она падала бы на 35% - феноменально много. А инновации позволят ТНК-ВР в следующем году на Самотлоре удержать темп падения добычи на уровне всего 5%. Это уже уникально мало для такого разработанного месторождения. Благодаря новым технологиям Самотлор, я думаю, может эксплуатироваться еще лет 30-40.

Или, например, наш новый проект - Верхнечонское месторождение в Восточной Сибири - всего лишь несколько лет назад считалось нерентабельным. Сочетание новых технологий в области построения сейсмических изображений, моделирования коллекторов, методов заканчивания скважин и прочее сделали Верхнечонское одним из наиболее эффективных активов ТНК-ВР. Несомненно, предоставление государством льгот по восточносибирским месторождениям, а также строительство нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" в значительной степени поддержали этот проект, однако инновации также способствовали его реализации.

- Вы отметили Ямал как один из потенциальных регионов роста для ТНК-ВР. На какой стадии находится подготовка к разработке месторождений этого региона?

- С позиций геологии это очень своеобразный регион. Здесь есть все - от газа и газового конденсата до тяжелой нефти, в зависимости от месторождения.

Например, по "Роспану" у нас сформировалось хорошее понимание системы коллекторов, расположения залежей и последовательности их разработки. Абсолютно другая ситуация с Русским месторождением, где расположены миллиарды баррелей тяжелой нефти, но добывается она пока с помощью пилотных проектов. Представители компании ездили в Канаду с целью изучению опыта добычи тяжелой нефти, знакомимся мы и с венесуэльскими технологиями. Пока ТНК-ВР не сделала свой окончательный выбор в части долгосрочного подхода по освоению Русского.

Затем по уровню изученности идет Сузунское месторождение с его высококачественной нефтью. В районе Сузуна ТНК-ВР постоянно приобретает новые лицензии для того, чтобы со временем создать здесь полноценный регион добычи нефти. На Тагульском и Русско-Реченском сейчас проводится программа геологоразведки и оценки.

Есть еще одно месторождение Ямала, находящееся в начальной стадии изучения - Мессояхское, где мы работаем совместно с нашим партнером "Газпром нефтью". Это очень большое месторождение. Программа геологической оценки будет запущена в этом году, и к концу 2011 года мы с нашим партнером уже будем иметь более четкое понимание направления его разработки.

Месторождения ТНК-ВР на Ямале, за исключение "Роспана", к 2020 году могут давать 750 тыс. баррелей в сутки. Для ТНК-ВР Ямал - еще один полигон для применения новейших технологий добычи углеводородов в сложных климатических условиях, особенно с учетом того, что практически на каждом месторождении придется применять свои особенные методы разработки запасов.

Однако в первую очередь ключом к успеху в освоении Ямала является эффективная стратегическая система транспорта углеводорода, неважно, о чем идет речь - о газе или жидких углеводородах. А также налоговый режим, который должен быть создан для рентабельной разработки месторождений.

Очень важно, чтобы компании, которые там присутствуют - "ЛУКОЙЛ", "Газпром нефть", Роснефть, ТНК-BP, "Газпром" - работали в сотрудничестве, поскольку на текущий момент значительная часть Ямала имеет ограниченную инфраструктуру. Если выражаться буквально, то процесс освоения находится в самом начале хотя очень скоро Ямал обещает стать новой нефтегазовым регионом, имеющим большое значение для России в целом.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений