В отрыве от народа невозможно понять и решить ни одну проблему

Глава МВД РФ Рашид Нургалиев в интервью корреспонденту "Интерфакса" Вячеславу Терехову рассказал о различиях в законе о милиции 1992 г. и новым законом о полиции

В отрыве от народа невозможно понять и решить ни одну проблему
В отрыве от народа невозможно понять и решить ни одну проблему
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 8 января. INTERFAX.RU - Мы продолжаем публиковать интервью министра внутренних дел РФ Рашида Нургалиева спецкору "Интерфакса" Вячеславу Терехову. В этой части речь пойдет о некоторых важных различиях между законом о милиции, принятом в 1992 году, и законом о полиции, которому предстоит второе чтение в Госдуме.

Старый закон не выдержал проверку временем?

- Я хорошо помню, как в 1992 г. при принятии закона о милиции нам объясняли, что милицию как структуру надо децентрализовать. Цель той реформы состояла в разделе финансирования на федеральный, региональный и местный уровни. Федеральный канал предназначался для финансирования борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями. Все остальные структуры внутренних дел относились к разряду милиции общественной безопасности. Не прошло и 20 лет, как все возвращается "на круги своя" – к одноканальному финансированию. Значит ли это, что закон 1992 г. не выдержал проверку временем?

- Не могу согласиться с тем, что старый закон не выдержал проверку временем и был принят лишь для того, чтобы продемонстрировать отказ от советской системы. Просто сама наша страна за эти годы изменилась, изменилась к лучшему. И в этом весомую роль, по крайней мере, в борьбе с тяжкими преступлениями, сыграл закон 1992 года. Мы вынуждены были тогда пойти на концентрацию средств для борьбы с разгулом преступности. Не надо забывать и тот факт, что после развала Советского Союза мы потеряли плеяду профессиональных работников на всех уровнях. Понадобилось открывать - и причем срочно - ускоренные курсы подготовки кадров для работы в органах внутренних дел. И такие курсы, как летчики говорят "взлет – посадка", были созданы. К сожалению, отбора кадров для работы в нашей системе, как это проводилось раньше и как это будет теперь, тогда в начале 90-х гг. не проводилось. Не было ни тестирования, ни психофизиологического исследования. Возможно, отсюда и проистекают те проблемы, с которыми мы сегодня серьезно сталкиваемся – хамство, грубость, непрофессионализм. Но тогда надо было срочно заполнять вакансии.

- А почему сейчас нельзя продолжать многоканальное финансирование?

– Теперь нам необходимо объединить усилия, потому что криминальная милиция, которая получала финансирование из федеральных каналов, занималась расследованием только тяжких и особо тяжких преступлений. Для этого создавались вместе со следственным комитетом оперативно-следственные группы. У них была возможность применить весь набор розыскных мероприятий, в том числе и людские, и технические возможности. Но существуют и преступления, которые относятся к категории малой и средней тяжести. Эти преступления попадали в тот разряд, по которым ведется не следствие, а дознание. То есть эти правонарушения относятся к компетенции милиции общественной безопасности. А в ее распоряжении нет всех тех возможностей, которые обязательно используются при расследовании тяжких преступлений.

- Получается, что в милиции вообще не занимались такими делами?

– Не совсем так. При поступлении заявления, например, о хулиганстве или даже о мелкой домашней краже участковый должен ознакомиться с местом, где произошла кража или хулиганские действия, составить протокол, зафиксировать ущерб и опросить, как положено, всех. Но розыск-то на этом не должен заканчиваться. Скажем, у пенсионера или у малоимущего гражданина пропала куртка стоимостью 6 тыс. руб. Для кого-то это слишком незначительные деньги, а для кого-то ущерб серьезный. И пострадавший ждет и требует: найдите вора. Хорошо, если по горячим следам участковый уполномоченный, зная свой район и "своих подопечных", может быстро обнаружить пропажу. А если нет? В его распоряжении нет тех возможностей, которыми обладают работники внутренних дел, относящиеся к криминальной милиции. Поэтому президент России Дмитрий Медведев, говоря о необходимости реформы органов внутренних дел, подчеркнул, что одна из ее главных целей – обеспечить всем гражданам равные права на безопасность и защиту. Значит, если мы сегодня говорим, что для раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений мы должны использовать все возможности, то точно такие же необходимо использовать и для борьбы с другими противоправными действиями. Вот почему люди, пострадавшие от, условно говоря, мелких преступлений, предъявляют нам претензии. И справедливые претензии, так как они не чувствуют нашей деятельности, не чувствуют, что их права одинаково защищаются.

И еще один фактор в пользу реформы. Его можно даже назвать предупреждающим. Если кто-то совершил один раз кражу, и ему это сошло с рук, он пойдет и второй, и третий. А за мелкой кражей недалек путь и до более серьезного преступления.

- И все это теперь входит в задачу одного участкового уполномоченного? Это как в фильме "Белое солнце пустыни": одна жена и стирает, и готовит, и детей воспитывает, и любовью занимается. Многовато!

– Согласно новой реформы, помимо участкового за его кварталом должен быть закреплен и оперуполномоченный. И не только он. На этом участке должен работать и профессионал по делам несовершеннолетних, который знал бы всех своих "пациентов". И патрульно-постовая служба должна контролировать этот район, если речь идет о том районе, где такая служба есть. И потому работникам внутренних дел небезразлично, какое преступление совершено. Они все подтягиваются и общими усилиями работают над его раскрытием.

- Тогда будете просить расширения кадров?

– Нет, не нужно расширения. Будем работать тем же составом. Уверен, что тогда и обычные граждане будут лучше знать своего участкового уполномоченного, помогать ему и реально ощущать работу органов внутренних дел.

Хочу обратить ваше внимание также и на то, что закон о полиции предусматривает регулярный отчет участковых уполномоченных и руководителей местных и региональных структур перед своим населением. И вот представьте, если в квартале, в населенном пункте, в городе, в регионе есть значительное число нераскрытых краж или просто хулиганы хозяйничают и к ним не принимают никаких мер, то каково будет отношение к нашим работникам? А, соответственно, и мы будем знать возможности такого сотрудника. Все это показывает, что новый закон служит не только борьбе с преступностью, но и увеличивает открытость действий органов внутренних дел.

- А как насчет того, чтобы положить какое-либо заявление гражданина под сукно и сделать вид, что его забыли или его не было?

– Наша задача заключается и в том, чтобы все материалы, которые есть, не лежали, как вы говорите, под сукном, чтобы участковый не боялся зарегистрировать чье-либо заявление, а в отчетности не будет хватать одной "палочки". Мы называем такую систему "палочной". Она была нужна нам, когда в 90-х гг. был провал в кадровой работе, когда приходили малопрофессиональные люди. Для них и хронометрировалось рабочее время. Ему писали, что входит в его рабочий день: рассмотреть столько-то заявлений, составить столько-то протоколов и так далее. Это был алгоритм его действий. Соответственно и отчетность составлялась по этим заданиям. Но такая статистика не показывала продуктивность серьезной работы. По статистике этот милиционер, может, все и отработал, а коэффициента полезных действий нет никакого. Соответственно и результатов нет. От этих понятий мы сегодня уходим. Именно для того, чтобы определить результативность своей работы, наши сотрудники и должны выступать перед своими гражданами: и на собрании жителей, и на общественном совете, и в законодательном собрании, и в парламенте. Полезно было бы также, чтобы руководители региональных и местных управлений выступали по своему телевидению. А чего бояться-то? Это наша работа. И в отрыве от народа невозможно понять и решить ни одну проблему.

- А как повлияет реформа на зарплату работников внутренних дел?

- Очень даже ощутимо. К сожалению, у нас в стране еще не все регионы одинаково сильны и обеспечены. И это не может не отражаться и на тех сотрудниках, которые работают на муниципальном уровне. Эту проблему и будет решать переход к системе одноканального финансирования.

Возможно, в перспективе, когда регионы станут более достаточными, когда социально-экономические вопросы будут решаться на более высоком материальном уровне, тогда, как отмечал в своей речи президент РФ Д.Медведев, мы, может быть, и передадим вновь какие-то полномочия регионам. Сейчас же реформа нужна для того, чтобы было единое федеральное финансирование, чтобы подходы были едиными к работникам внутренних дел, чтобы требования к ним, к их профессионализму были одинаковыми. То есть чтобы полиция была единая и централизованная.

P.S. Следующий раздел интервью, который мы будем публиковать 9 января, посвящается проблеме работы системы службы внутренней безопасности.

Интервью

СПбМТСБ: Практики биржевой торговли лесопродукцией на экспорт в мире нет, идем первыми
Топ-менеджер СПбМТСБ: Покупатели топлива, как оказалось, могут представлять совершенно разные весовые категории
Максим Решетников: договоренности COP29 закрепили принцип равноправного доступа стран к инфраструктуре углеродных рынков
Первый зампред ВТБ: мы в следующем году увидим "принцип Анны Карениной" в действии
Академик Покровский: главное - обучить людей тому, как не заразиться ВИЧ-инфекцией и объяснить, что они подвергаются риску заражения
Глава "Деметра-Холдинга": российское зерно надо продавать напрямую
Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок