BP в РФ – старые обиды забыты

Президент ВР в России Джереми Хак рассказал в интервью "Интерфаксу" об итогах года компании, взаимоотношениях акционеров ТНК-BP и планах BP

BP в РФ – старые обиды забыты
BP в РФ – старые обиды забыты

Уходящий 2010 год был не самым простым в работе BP – произошла авария в Мексиканском заливе, как следствие, поменялось руководство компании, пришлось запустить программу по продаже активов на $30 млрд.

- В 2010 году BP пришлось сменить CEO. Вместо Тони Хейварда этот пост занял Роберт Дадли, у которого были непростые отношения с российскими акционерами ТНК-BP: все помнят внутрикорпоративный конфликт. Как сейчас складываются взаимоотношения нового главы BP с российскими акционерами ТНК-BP?

- Отношения сложились хорошие. Роберт Дадли хорошо знаком с нашими российскими партнерами и Россией в целом – ведь он жил здесь еще в середине 1990-х, когда он работал в представительстве Amoco. Что касается российского бизнеса ВР, то особых последствий передачи полномочий от Тони Хейварда Бобу Дадли не было. Было бы даже сложнее, если бы новый глава ВР не был знаком с Россией. А здесь, – просто надо было преодолеть некоторый дискомфорт по поводу прошлого конфликта акционеров. Это удалось сделать, и сейчас у российских и британских партнеров по ТНК-ВР нормальные, конструктивные, деловые отношения.

- То есть старые обиды забыты?

- Мне кажется, что да. Партнеры хорошо знают и уважают Р.Дадли, а он знает об их вкладе в успех ТНК-ВР. В последние два года менеджмент компании, включая менеджеров-акционеров, показал отличные результаты и тесное взаимодействие с ВР и ААР. Это успешное сотрудничество стало важным фактором восстановления доверия между партнерами.

- Вступление Максима Барского в должность CEO ТНК-BP откладывается. Остаются ли в силе принятые ранее решения, и какие именно возникли технические сложности?

- Согласно достигнутым договоренностям, 1 января Максим Барский должен был официально вступить в должность главы компании. Этого не произойдет, в связи с технической задержкой по заключению трудового договора. Сейчас разрабатывается план, при котором М.Барский, и, возможно, другие руководители будут иметь опцион на акции ТНК-BP. А это не так просто, потому что ТНК-BP не публичная компания. Пока М.Барский остается в своей должности и выполняет обязанности заместителя председателя правления. Никаких подводных камней здесь нет.

- В декабре Дадли посетил Москву, провел ряд встреч, в частности, с главой ОАО "Роснефть" Эдуардом Худайнатовым. О чем шла речь на этой встрече?

- За последние пять месяцев Дадли трижды посетил Россию для встреч с бизнес-партнерами и представителями правительства РФ. Это говорит о важности российских проектов для ВР и о том, что отношения с нашими партнерами развиваются успешно. BP является партнером "Роснефти" в нескольких проектах. Обсуждались все аспекты партнерства – проект на шельфе Сахалина, Ruhr Oel, по которому "Роснефть" скоро закроет сделку и станет нашим партнером в этом германском СП. Также обсуждалась работа на шельфе Арктики.

- Когда может быть подписано соглашение о создании СП в Арктике между "Роснефтью" и BP, о каких именно участках идет речь?

- У нас уже действует с 2006 года протокол о совместных исследованиях в Арктике. Он охватывает весь российский арктический регион. Сейчас мы обсуждаем, как продолжать исследования, как развивать наше сотрудничество в этом направлении. Лицензии на ряд участков принадлежат "Роснефти", которая, как и "Газпром", пытается выработать форму сотрудничества с западными компаниями. Нам наиболее интересен один из Восточно-Приновоземельских участков, на который мы обратили внимание в ходе совместных исследований. Один из вариантов – это создание СП. У нас есть свое видение формы сотрудничества по этому блоку, у "Роснефти" – свое. Нам нужно эти подходы согласовать и сблизить позиции. Пока мы продолжаем изучать имеющуюся по блоку информацию.

- Когда может быть создано СП с "Роснефтью" по Арктике?

- Сложно ставить сроки. Думаю, пройдет полтора года, до того, как оно сможет начать разведку. Но еще раз отмечу, что мы пока разговариваем о концепции. В целом, важно понимать, что у BP есть интерес к Арктическому шельфу, не только в РФ, но и в Канаде, США и других странах. Мы намерены продолжать работу на шельфе, так как считаем, что у нас есть для этого знания и опыт.

- О каких инвестициях идет речь?

- Это долгосрочные инвестиции, речь идет о миллиардах долларов до получения первой нефти.

- Российское правительство планирует приватизировать до 15% "Роснефти". У BP есть небольшой пакет в компании, планируете ли его увеличить?

- Для того, чтобы мы думали об увеличении пакета, нам нужно понять, какие у нас общие стратегические цели. Если наступит момент, когда "Роснефть" захочет это обсуждать, можно будет говорить и об увеличении доли, а пока таких планов нет.

- Расскажите об итогах работы в 2010 году в рамках еще одного совместного с "Роснефтью" проекта - "Сахалина-5".

- В 2010 году "Элвари Нефтегаз" (СП "Роснефти" и BP) провело дополнительную сейсмику и электромагнитные исследования на Кайганско-Васюканском лицензионном участке. Сейчас идет обработка и интерпретация собранных данных. По результатам этих работ в следующем году нужно будет принять решение о дальнейших планах.

- Какие планы по проекту? Там ведь не все гладко - две лицензии были сданы, есть ли экономическая целесообразность работать на одном участке? Может быть, есть планы получить еще лицензии для этого СП?

- Да, действительно, две лицензии были сданы. По Кайганско-Васюканскому участку у нас есть лицензионные обязательства, скважину нужно бурить в 2012 году. К середине 2011 года мы должны определиться с планами бурения скважины и понять, какой в целом потенциал у этого блока. Пока у нас слишком мало данных для того чтобы понять, насколько целесообразно разрабатывать один блок в рамках проекта "Сахалина-5". Мы не убеждены, что там хватит запасов для начала разработки.

- Если решите все-таки не бурить в 2012 году - сдадите лицензию?

- Если решим не бурить – то тогда будем разговаривать с Роснедрами о переносе сроков обязательств или с "Роснефтью" о сдаче лицензии.

- На какую сумму и какие активы уже продала BP в рамках программы по покрытию ущерба от аварии?

- BP заключила сделки о продаже активов на более, чем $21 млрд. Последняя сделка, объявленная в середине декабря, – продажа большей части добывающих активов в Пакистане компании United Energy Group Limited (UEG) за $775 млн долларов. Ранее были объявлены сделки о продаже доли BP (60%) в Pan American Energy (PAE, Аргентина) Bridas Corporation за $7,06 млрд долларов. ТНК-ВР приобретет у ВР активы в Венесуэле и во Вьетнаме за $1,8 млрд. Apache Corporation купила активы в Египте, Канаде и США за $7 млрд, Talisman и Ecopetrol приобретет активы в Колумбии за $1,9 млрд.

Когда закроется сделка по активам в Аргентине, программа по продаже уже более менее завершится. Есть еще потенциальные активы для продажи, но пока о них речь не идет.

В прессе много пишется о продаже активов ВР, но упускается из виду, что, наряду с этим, ВР за последние месяцы получила доступ к ряду новых проектов – в частности, в Азербайджане, Китае, Северном море, Египте.

- Часть активов BP готовится продать ТНК-BP - во Вьетнаме и Венесуэле. ТНК-BP уже учитывает их в своем бизнес-плане на 2011 год. Какова примерная концепция развития этих проектов?

- В бизнес-план на 2011 год эти проекты, действительно, уже включены. На следующий год главная цель – интеграция этих проектов. Пока главная задача состоит в том, чтобы сделать процесс вхождения в проекты гладким. Ближе к концу 2011 года ТНК-BP уже будет иметь видение дальнейшего развития этих проектов.

- Сделка по алжирским активам задерживается. Какова ситуация с этими активами сейчас и в чем разногласия?

- Для того, чтобы ТНК-BP смогла приступить к изучению данных по этому проекту, она должна получить разрешение от алжирской стороны. Пока оно не получено, переговоры продолжаются.

- Рассматривается ли обмен активами с Sontarch?

- Я о таком обмене не слышал.

- Некоторое время назад появлялась информация, что BP может предложить ТНК-BP активы в Северном море. Это похоже на правду?

- Мне о таком предложении ничего не известно.

- Могут ли покупки ТНК-BP сказаться на дивидендной политике компании?

- У ТНК-BP хорошее соотношение собственных и заемных средств, поэтому она может достаточно легко привлекать кредитные ресурсы. У компании также хороший финансовый баланс. Покупка активов не должна повлиять на политику выплаты дивидендов.

- Обсуждается ли IPO ТНК-BP?

- Пока сроки IPO не обсуждаются. Это было бы не совсем правильно в нынешней ситуации: рынок не очень хороший. Кроме того, не завершен процесс смены руководства, не закрыты сделки по приобретению зарубежных активов.

- Как международная экспансия повлияет на стоимость ТНК-BP?

- Если международные проекты будут качественные, активы будут куплены по рыночной цене, будут хорошо управляться – это положительно повлияет на стоимость компании. Мы поддерживаем международную экспансию ТНК-BP. У ТНК-ВР больший потенциал развития этих проектов, чем у BP. Для нас важно и то, что в продаваемых активах мы сохраним 50-процентную долю участия через ТНК-BP.

- Минприроды в последнее время занялось подготовкой поправок в законодательство РФ по освоению шельфа. Вас привлекают к этой работе? Как вы оцениваете эти инициативы?

- Мы внимательно следим за инициативами правительства и участвуем в их обсуждении как через отраслевые организации, членами которых мы являемся, например, через нефтяной совещательный форум, так и напрямую с регулирующими ведомствами. Мы рады, что Минприроды достаточно прозрачно и конструктивно общается с нами, ведет живой диалог. Есть ощущение, что к нам прислушиваются и используют мировую практику.

- Планирует ли BP самостоятельно участвовать в крупных аукционах в РФ в 2011 году?

- Мы работаем в России через совместные предприятия, и у нас нет планов самостоятельно участвовать в аукционах.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений