России и Евросоюзу не обойтись без долгосрочного партнерства"

Статс-секретарь – заместитель Министра внутренних дел РФ генерал-майор милиции Сергей Булавин рассказал в интервью "Инетрфаксу" о том, какие шаги предпринимает МВД России для нейтрализации международной организованной преступности

России и Евросоюзу не обойтись без долгосрочного партнерства"
России и Евросоюзу не обойтись без долгосрочного партнерства"
Фото: официальный сайт МВД РФ

Москва. 24 декабря. INTERFAX.RU – Как известно, Российская Федерация считает транснациональную организованную преступность серьезной угрозой социальному, экономическому благополучию, политической стабильности государств в условиях возрастающей глобализации. Транснациональные криминальные группировки осваивают новейшие достижения современной цивилизации, умело используя их в своей противоправной деятельности. Они стремятся обрести влиятельные позиции в политических и экономических кругах разных стран для нейтрализации усилий органов правопорядка. О том, какие шаги предпринимает МВД России для нейтрализации международной организованной преступности, в интервью "Интерфаксу" рассказал статс-секретарь – заместитель Министра внутренних дел РФ генерал-майор милиции Сергей Булавин.

- Сергей Петрович, как российские правоохранительные органы взаимодействуют с европейскими коллегами в данном вопросе?

-Действительно, борьба с транснациональной организованной преступностью объективно является общей задачей, которую можно решить, используя весь потенциал международного сообщества. МВД России в настоящее время активно взаимодействует с правоохранительными органами зарубежных стран, межгосударственных образований – прежде всего, Евросоюзом.

Российская Федерация и страны ЕС являются участниками всех основополагающих международных договоров в области противодействия трансграничным криминальным проявлениям, в том числе, Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности.

10 мая 2005 года на московском саммите Россия-ЕС утверждена "дорожная карта" по общему пространству свободы, безопасности и правосудия, определившая ключевые направления совершенствования совместных усилий. В частности, в противодействии терроризму и всем формам организованной преступности, а также другим видам незаконной деятельности.

Два раза в год проходят заседания Постоянного совета партнерства Россия-ЕС по вопросам свободы, безопасности и правосудия, в рамках которых рассматриваются промежуточные итоги реализации соответствующей "дорожной карты". Такой форум также позволяет "сверить часы" в совместной работе по противодействию новым вызовам и угрозам и определить дальнейшие шаги на данном направлении.

Последняя, тринадцатая встреча в данном формате состоялась 18-19 ноября в Брюсселе.

По итогам заседания принято совместное заявление, в котором стороны подтвердили свои обязательства и необходимость наращивания совместных усилий по борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и торговлей людьми. Кроме того, участники подчеркнули важность дальнейшего сотрудничества между российскими правоохранительными органами и Европейской полицейской организацией (Европолом).

В последнее время удалось предпринять конкретные шаги по развитию наших партнёрских связей с этой структурой. В первую очередь, – повысить уровень обмена информацией по вопросам борьбы с преступлениями в сфере высоких технологий, интеллектуальной собственности, незаконным оборотом наркотиков и фальшивомонетничеством.

-Не могли бы Вы привести конкретные примеры такого взаимодействия?

- В течение последних двух лет правоохранительными органами России, Болгарии, Греции и Испании при поддержке Европола и Евроюста проведены три операции по нейтрализации международной преступной группы фальшивомонетчиков. В ходе этих операций нами отработан механизм проведения совместных оперативных мероприятий с подразделениями стран Евросоюза при координирующей роли Европейской полицейской организации.

Учитывая имеющийся положительный опыт, МВД России призывает коллег из Евросоюза к практическому сотрудничеству по противодействию другим проявлениям транснациональной преступности. Прежде всего, таким, как торговля людьми, преступления в информационно-коммуникационной сфере, отмывание незаконно нажитых активов и подделка банковских платежных карт.

C удовлетворением можно отметить и активизацию нашего взаимодействия в области обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Прежде всего, это касается регулярных встреч по обмену передовым опытом. Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом и в марте 2011 года планируем провести в Москве специализированный семинар Россия-Европол по данной тематике. Повестка дня будет состоять из самых актуальных вопросов.

-Одна из стратегических задач в области противодействия международной организованной преступности и терроризму – анализ масштабов распространения этих криминальных явлений и характера их угроз мировому сообществу. Как происходит информационный обмен с нашими партнерами в Европе?

-Развитие взаимодействия в информационно-аналитической сфере является одним из ключевых векторов нашего сотрудничества. Российская сторона на регулярной основе участвует в подготовке Европолом докладов по анализу угроз организованной преступности и терроризма путем предоставления актуальных материалов относительно интернационального криминалитета и террористических организаций.

В свою очередь, МВД России при содействии экспертов из ФСБ, ФСКН, ФТС России, Росфинмониторинга и Генпрокуратуры в текущем году подготовило доклад на тему "Оценка угроз России со стороны организованной преступности, действующей на территории ЕС". Этот документ является во многом уникальным, так как раньше столь глобальный анализ трансграничной преступности, дислоцирующейся на европейском континенте, Министерством, да и нашими партнерами за рубежом, не проводился.

- Как известно, в мае 2010 года директор Европола получил мандат на ведение переговоров с РФ по заключению так называемого оперативного соглашения. Есть ли "подвижки" в данном вопросе?

- Запуск переговорного процесса по оперативному соглашению, позволяющему осуществлять обмен персональными данными, является, безусловно, главным прорывом в нашей совместной работе в 2010 году. Недавно в Гааге мы начали эти переговоры с Европолом. Конечно, они займут время и будут проходить в несколько этапов. Но что создается на десятилетия, как вы понимаете, не может быть построено за один день.

Заключение оперативного соглашения выведет взаимодействие российских правоохранительных органов и Европола на более высокий уровень и предоставит сторонам качественно новые оперативные возможности. Разумеется, это позволит увеличить и наш информационный обмен.

В отсутствие такого рода соглашения Министерство внутренних дел Российской Федерации выступает за активное использование такого формата, как институт офицеров связи.

Именно он является в настоящее время наиболее важным звеном в цепочке двустороннего и многостороннего оперативного сотрудничества между Россией и странами ЕС.

- В европейской прессе промелькнули сообщения, что все большее влияние на повестку дня антикриминального диалога Россия-ЕС оказывает высокая динамика развития информационных технологий. Как это отражается на взаимодействии МВД России с партнерами из Евросоюза?

- Данная проблематика является очень важным моментом в развитии наших отношений, поэтому стоит остановиться на этом подробнее. Как в России, так и в странах Евросоюза имеется четкое понимание, что опасность новых угроз в этой сфере в ближайшее десятилетие будет возрастать. Вопросы обеспечения и защиты прав и законных интересов граждан и общества в целом от новых вызовов и угроз, связанных с преступными деяниями в информационно-коммуникационном пространстве, всегда находятся в центре внимания самых различных международных форматов.

Предпринятые российской стороной на национальном уровне усилия правового характера позволили сформировать законодательную базу по противодействию киберпреступности в строгом соответствии с международными стандартами, а в каких-то моментах даже опередить их.

В этой же сфере российское законодательство не только охватывает весь спектр положений, изложенных в соответствующей Конвенции, а по некоторым позициям имеет даже более универсальные и перспективные нормы. Соответствующие статьи Уголовного Кодекса Российской Федерации применяются по совокупности с главой 28 (компьютерные преступления). Это позволяет гибко реагировать на изменения в оперативной обстановке.

В этой связи Российской Федерацией задействуются самые эффективные инструменты противодействия преступлениям в сфере информационно-коммуникационных технологий, в том числе организационного характера.

В частности, в МВД России и во всех территориальных органах внутренних дел созданы специализированные подразделения. Активная работа ведется с Интернет-сообществом и другими поставщиками телекоммуникационных услуг в рамках проекта "Дружественный рунет".

Российские наработки в борьбе с киберпреступностью вызывают у европейских партнеров большой интерес, и мы стараемся на регулярной основе информировать коллег из ЕС о накопленном опыте. В свою очередь, мы активно изучаем достижения правоохранительных органов Евросоюза в указанной области, в том числе по фильтрации негативного контента в Интернете.

-Но ведь для противодействия преступлениям в информационно-телекоммуникационном пространстве необходимы скоординированные меры всего международного сообщества в рамках единого правового поля?

- Разумеется, и российская сторона прекрасно осознает это. Первым опытом в данной сфере, как известно, является разработка Конвенции Совета Европы о киберпреступности, которая открыта для подписания с 2001 года. Она сыграла свою положительную роль и позволила многим странам, которые еще не соприкасались с проблематикой нарастающих вызовов и угроз в области высоких технологий, не только осознать их серьезность, но и сделать решительные шаги в сторону организации борьбы с киберпреступностью.

Однако стремительные темпы освоения цифрового пространства, внедрение новых технологий привели к тому, что данный документ уже требует корректировки. В сфере информационных технологий появляются новые виды преступлений и новые формы противодействия им. В частности, получило распространение использование злоумышленниками так называемых "ботнетов" – сетей компьютеров, зараженных вредоносной программой, которая позволяет удаленно выполнять различные противоправные действия. Также в качестве примера можно привести отсутствие ссылок в Конвенции на принятие антиспамовских мер. Этот список можно продолжить.

На недостатки самой конструкции документа специалисты указывали еще в 2001 году, однако в тот период времени к ним относились снисходительно. Учитывая, что внесение изменений в Конвенцию не предполагается в принципе, ее защитники загоняют ситуацию в тупик, по сути, вольно или невольно выталкивая ее на обочину современной международной правовой магистрали.

- Какие, на Ваш взгляд, предложения могла бы внести Российская Федерация по совершенствованию международной правовой базы в этом контексте?

- Российская Федерация выступает за разработку международной стратегии комплексного противодействия киберугрозе и создание так называемого кодекса "поведения в Интернете", что, в конечном итоге, позволит выйти на создание Конвенции ООН по киберпреступности.

Опыт практической работы показывает, что сегодня единого международного правового поля, в рамках которого можно было бы качественно и быстро взаимодействовать, не существует.

Механизм общения в виде международных следственных поручений не столь оперативен при расследовании подобных преступлений, а также неудобен в силу трансграничности и скоротечности противоправных деяний в телекоммуникационной среде.

Поэтому дальнейшее укрепление партнёрских отношений должно осуществляться исключительно путём выработки унифицированных международных правовых инструментов защиты современных информационно-телекоммуникационных систем от противоправных посягательств и оперативного реагирования на такие проявления.

Залогом успешного решения данной проблемы могли бы стать углубленное и системное взаимодействие с правоохранительными органами зарубежных государств, и, в первую очередь, стран-членов и институтов ЕС, а также выработка механизмов противодействия киберугрозе с учетом существующих положительных наработок.

Здесь без долгосрочного партнерства России и Евросоюза не обойтись.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений